Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений




Мотивированные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов

Как показывает многолетний опыт, при выборе видов спорта (или систем физических упражнений) у большей части студентов не наблюдается чекой, осознанной и обоснованной мотивации. При всем многообразии, на практике в основном наблюдается пять мотивационных вариантов выбора студентами вида спорта и системы физических упражнений:

- выбор видов спорта для укрепления, коррекции недостатков физического развития и телосложения;

- повышение функциональных возможностей организма;

- выбор видов спорта и систем физических упражнений для активного отдыха;

- психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности в овладении жизненно необходимыми умениями и навыками;

- выбор видов спорта для достижения наивысших спортивных результатов.

В спортивной педагогике имеются различные подходы к группированию видов спорта по их воздействию на организм человека, на развитие и формирование психофизических особенностей.

Воспитание и совершенствование основных физических качеств – выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости – менее сложно на начальных этапах. Однако по мере повышения тренированности в каком-либо отдельном физическом качестве, с постепенным повышением спортивной квалификации, величина положительного эффекта (переноса) постепенно уменьшается.При высоком уровнеподготовленности развитие одного физического качества начинает тормозить развитие другого. Воспитание выносливости в процессе спортивной тренировки – одно из действительных средств достижения высокой работоспособности, которая основана на устойчивости центральной нервной системы и ряда функциональных систем организма к утомлению. К видам спорта развивающим выносливость можно отнести все циклические виды спорта, в которых нагрузка продолжается сравнительно долгое время на фоне кислородного обмена в организме человека: легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, велосипедный спорт, спортивное ориентирование, конькобежный спорт. Высокий уровень общей выносливости – одно из главных свидетельств отличного здоровья человека. Выносливость важна при подготовке человека к длительному и полноценному труду в любой профессиональной группе. К видам спорта, преимущественно развивающих силу и скоростно-силовые качества, относят:

- тяжелая атлетика;

- атлетическая гимнастика;

- легкая атлетика (метание копья, диска, молота, толкание ядра и прыжки);

- гиревой спорт.

К видам спорта, развивающих преимущественно быстроту, относят:

- легкая атлетика;

- конькобежный спорт;

- фехтование;

- бокс;

- спортивные игры.

Виды спорта, которые развивают преимущественно координацию движений (ловкость):

- спортивная акробатика;

- гимнастика спортивная и художественная;

- прыжки на лыжах;

- фрейстал;

- фигурное катание.

Виды спорта комплексного разностороннего воздействия на организм занимающихся:

- единоборства;

- спортивные игры;

- многоборье.

В группу единоборств входят: (бокс, борьба, виды восточных единоборств, фехтование). В группу многоборий входят: (лекгоатлетические многоборья, современное пятиборье, многоборье национальных видов спорта, «северное многоборье»).

К нетрадиционным системам физических упражнений относят:

- атлетическую гимнастику;

- аэробика;

- восточные системы физических упражнений.

 

Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта

или системой физических упражнений

8.1 Историческая справка

История физической культуры и спорта насчитывает тысячелетие. В современных видах спорта отчетливо прослеживаются элементы, присущие основным формам физической активности человека в древности. Виды деятельности, связанные с охотой и боевыми действиями, нашли отражение в таких видах спорта, как стрельба из лука, метание диска, копья, борьба, за современными гимнастикой, аэробикой, акробатикой, играми, тяжелой атлетикой. Многие современные системы физических упражнений корнями уходят в традиционные действия народов. Развитие отдельных видов спорта происходило с изменяющимися условиями внешней среды, быта человека. Изменение во внутренней структуре каждого вида спорта зачастую зависели от прогресса техники, от результатов научных открытий.

8.2 Влияние избранного вида или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические качества.

Продолжительные и систематические занятия спортом или физическими упражнениями влияют на физическое развитие и функциональную подготовленность и состояние психики человека. Каждый студент может выбрать вид спорта в элективном курсе учебной дисциплины «физическая культура». Чтобы не ошибиться в своем выборе, он должен иметь хотя бы общие представления о характере воздействия того или иного вида спорта на человека.

Основные виды спорта разделены на следующие группы:

- преимущественно развивающие выносливость (циклические виды спорта);

- развивающие силу и скоростно-силовые качества (тяжелая атлетика, лекгоатлетические метания и прыжки);

- способствующие воспитанию ловкости и гибкости (спортивная гимнастика, акробатика);

- комплексного воздействия на человека (единоборства, спортивные игры, многоборье).

 

8.3 Модельные характеристики спортсмена высокого класса

Современная наука исследует проблему человека в большом спорте. Изучаются различные стороны становления спортсмена от новичка до мастера спорта международного класса. Установлены модельные характеристики к физическому развитию, к уровню функционирования отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости для каждого этапа подготовки с ориентацией на возраст спортсмена. С этими целями применяются специальные тесты педагогического, психологического, медико-биологического контроля. Продолжение в общей сложности всех этапов составляет около 10 лет.

Модели, используемые в спорте, делятся на две группы.

Первая:

- модели, характеризующие структуру соревновательной деятельности;

- модели, характеризующие различные стороны подготовленности спортсмена;

- возможности отдельных функциональных систем, обеспечить достижение высокого уровня спортивного мастерства;

вторая:

- модели, отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства и подготовленность в многолетнем плане, тренировочного года, микроцикла;

- модели крупных структурных образований тренировочного процесса (этап многолетней подготовки, макроциклов, периодов);

- модели тренировочных этапов, мезо- микроциклов;

- модели тренировочных занятий и их частей;

- модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов.

В студенческом спорте участвуют не только спортсмены, стремящиеся к достижению спортивных результатов международного класса. У каждого студента своя мотивация к тому или иному виду спорта. Сопоставить двух спортсменов, занимающихся в одной группе, можно объяснить почему разный прирост результатов.

8.4 Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений

Специфика каждого вида спорта или системы физических упражнений всегда накладывает свой отпечаток на планирование учебно-тренировочных занятий.

Существуют следующие разделы планирования:

- перспективное;

- годичное;

- текущее и оперативное планирование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.