Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы государственного финансового контроля




Классификация видов финансового контроля

Содержание, значение и задачи финансового контроля

Финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных подразделений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов.

Финансовый контроль - стоимостной контроль. Имеет место во всех сферах общественного производства, является многоуровневым и всесторонним, сопровождает весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов.

 

 

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Объектом финансового контроля являются процессы формирования и использования источников финансовых ресурсов в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях экономической системы.

Финансовый контроль обычно рассматривают в 2-х аспектах:

· строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

· элемент управления финансами и денежными потоками на макро - и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются по целям, методам, субъектам контроля. В первом случае, преобладает правовая и количественная сторона контроля, во втором - упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Финансовый контроль включает:

· проверку соблюдения требований экономических законов в части оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода;

· проверку правильности составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);

· анализ финансового состояния предприятий и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий, организаций, учреждения;

· налоговый контроль;

· другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

· обеспечение сбалансированности потребностей в финансовых ресурсах с размерами денежных доходов и фондов;

· обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

· выявление внутрихозяйственных резервов в целях снижения себестоимости и повышения рентабельности;

· содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов;

· содействие правильной организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности;

· обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов.

В экономически развитых странах финансовый контроль осуществляется с двух сторон и подразделяется на государственный и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль - комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет Конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально - политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.

Государственный контроль распространяется на все виды финансовых отношений, связанных с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры законодательно наделены полномочиями осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса.

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний ( внутрифирменный, корпоративный ) и внешний (аудиторский).

Другие критерии классификации и виды финансового контроля:

1. По времени проведения:

· предварительный (составление бюджетов, финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, договоров);

· текущий;

· последующий.

2. По субъектам контроля:

· президентский;

· органов представительной власти и местного самоуправления;

· органов исполнительной власти;

· финансово - кредитных органов;

· ведомственный;

· внутрихозяйственный;

· аудиторский.

3. По сферам финансовой деятельности:

· бюджетный;

· налоговый;

· валютный;

· кредитный;

· страховой;

· инвестиционный;

· контроль за денежной массой.

4. По форме проведения:

· обязательный (внешний);

· инициативный (внутренний).

5. По методам проведения:

· проверки;

· обследования;

· надзор;

· анализ финансовой деятельности;

· наблюдение (мониторинг);

· ревизии.

 

 

 

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, права, обязанности и ответственность которых строго регламентирована.

При представительных органах власти (Совет Федерации и Государственная Дума) действуют:

· бюджетный комитет;

· комитет по налогам, банкам и финансовым организациям. Подобные комитеты созданы и субъектами РФ;

· Счетная палата РФ. Коллегия Счетной палаты кроме председателя и его заместителей включает 12 аудиторов (по 6 от каждой палаты Федерального собрания). Текущую работу ведут инспектора Счетной палаты. Подобные органы созданы и в субъектах РФ. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль за федеральной собственностью, федеральными денежными средствами, государственным внутренним и внешним долгом, деятельностью ЦБ, эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также выдачей государством кредитов и займов. Основные формы контроля - тематические проверки и ревизии. Меры воздействия на нарушителей:

· предписание;

· предписание, обязательное для исполнения;

· приостановление всех операций по счетам.

Деятельность Счетной палаты по закону является гласной.

Президентский контроль осуществляется путем издания указов, подписания законов, назначения министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидата на должность председателя ЦБ.

Определенные функции выполняет Контрольное управление Президента РФ и недавно созданный Общественный Совет.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и агентств.

При правительстве действует Контрольно - наблюдательный совет.

Министерство финансов и все его структурные подразделения осуществляют финансовый контроль по долгу службы: посредством разработки федерального бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и использования государственных инвестиций, методического руководства организацией бухучета, проведения аттестаций по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет Контрольно - ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.

Федеральное казначейство включает Главное управление, казначейства субъектов Федерации, городов (за исключением районного подчинения), районов и районов в городах.

На него возложены следующие обязанности:

· контроль за доходной и расходной частью ФБ в процессе его исполнения;

· контроль за состоянием государственных финансов в целом;

· контроль (совместно с ЦБ РФ) за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

· контроль за государственными внебюджетными фондами и отношениями между ними и бюджетом.

К специализированным органам государственного финансового контроля относятся:

Государственная налоговая служба. Она включает Федеральную налоговую службу и государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления (городские и районные налоговые инспекции);

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), состоящая из центрального органа, региональных и кустовых (по группе областей) инспекций Росстрахнадзора;

Центральный банк России (ЦБР) и его структурное подразделение Департамент банковского надзора;

Структурные подразделения министерств и агентств, осуществляющие ведомственный финансовый контроль.

Проверки проводятся один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года в остальных организациях.

Негосударственный финансовый контроль включает:

· внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится бухгалтерией, финансовым отделом предприятия. Включает оперативный контроль (проводимый главным бухгалтером в процессе повседневной деятельности путем визирования документов) и стратегический;

· аудиторский финансовый контроль. Аудиторская проверка может быть инициативной и обязательной, которой подлежат, в частности все банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, благотворительные фонды, все АО и предприятия, имеющие в уставном капитале долю иностранного инвестора.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.