Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетное устройство




 

Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.

Под бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права, совокупность бюджетов разных территориальных уровней.

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:

· формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

· составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

Структура бюджетной системы обусловлена формой государственного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.

По форме государственного устройства страны подразделяются на 2 группы: простые (унитарные) и сложные. Простое (унитарное) государство – это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев и т.п.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований. Сложные – это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. (например, федерация).

По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарные – это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний). В таком государстве административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В нем действует единая конституция, единые органы власти, централизованное управление экономикой и социальной сферой.

В унитарном государстве бюджетное устройство состоит из 2-х уровней бюджетов – государственного (общегосударственного) бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

Федеративные государства – это союзные государства, создаваемые из ряда государственных образований (штатов, земель, республик).

В федеративном (объединенном) государстве административно-территориальные образования, входящие в состав государства, имеют собственную государственность, обладают определенной самостоятельностью в рамках распределенных между центром и административно-территориальными образованиями полномочий. Для такого федеративного государства характерно бюджетное устройство, состоящее из 3-х уровней - государственный федеральный бюджет, бюджеты административно-территориальных образований и местные бюджеты.

Конфедерация – союз государств, созданный для достижения определенных целей. Конфедеративное (объединенное) государство основано на постоянном союзе государств, созданном для достижения политических, экономических, военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств, входящих в конфедерацию, действуют свои бюджетные и налоговые системы.

В унитарных государствах бюджетная система состоит из 2 уровней - государственный бюджет и местные бюджеты (их доходы и расходы не входят в федеральный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно).

В федеративных государствах бюджетная система является 3 уровневой - государственный бюджет, бюджеты членов федерации, местные бюджеты. Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.

Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Единой правовой базой бюджетной системы России является Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ и законы регионов “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса”.

Организационная структура (см. схему «Финансовая система РФ») первоначально включала республиканский бюджет, 21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и около 29 тыс. местных бюджетов.

РS. Число территориальных образований (соответственно, бюджетов) постоянно уменьшается, т.к., происходит объединение и укрупнение территорий, например, Коми- Пермяцкого АО и Пермской области).

Принципы бюджетного устройства РФ: единство бюджетной системы; разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированность бюджета; результативность и эффективность использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачность (открытость); достоверность, адресность и целевой характер бюджетных средств; подведомственность расходов бюджетов; единство кассы.

Основные методы централизации бюджетных средств. Д оходы бюджетов, подлежащие централизации в бюджеты разных уровней, могут формироваться на налоговой и неналоговой основе, а также и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные, местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Кроме поступления налоговых доходов в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов РФ. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.

В доходах федерального бюджета отдельной строкой учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов по ставкам, устанавливаемым Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; от платных услуг, оказываемых соответствующими органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и иные неналоговые доходы.

В системе неналоговых доходов прописаны также финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы для целевого финансирования, а также безвозмездные перечисления. Нормативы централизации доходов утверждаются Федеральным законом о Федеральном бюджете, законом субъекта РФ на очередной финансовый год. В составе доходов бюджетов отдельно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы.

Собственные – виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К ним относятся:

· налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов;

· неналоговые доходы в перечне, представленном выше;

· иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

К регулирующим доходам относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

В составе бюджета за счет доходов целевого назначения, в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений могут создаваться целевые бюджетные фонды.

Масштабы бюджетных распределительных отношений (доля бюджета в валовом национальном продукте в целом) определяется многими факторами и, прежде всего:

· национальными традициями;

· общеэкономической ситуацией;

· сложностью и масштабностью социально-экономических задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе развития (потребностями структурной перестройки, степенью социальной напряженности, внешнеполитической ситуацией и т.п. факторами.

Расходы Федерального бюджета РФ классифицируются:

1) по своей роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному назначению – на расходы на финансирование национальной экономики, социально-культурных мероприятий, оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и т.д.

Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку, что позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов.

Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера.

В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов Федерального бюджета претерпевает существенные изменения (см. табл. 1.1.).

Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными принципами которого являются:

· целевой характер использования бюджетных средств;

· предоставление бюджетных средств в соответствие со сметным порядком осуществления расходов;

· безвозвратность бюджетных ассигнований.

Помимо безвозвратного финансирования расходов практикуется выдача бюджетных ссуд (либо беспроцентных, либо под процент по низким ставкам). Ссуды выдаются по специальным распоряжениям правительства: на формирование продовольственных фондов, на конверсию оборонной промышленности, на обеспечение села техникой и т.д.

При возникновении чрезвычайных обстоятельств, в процессе исполнения бюджетов используются бюджетные резервы, формирование которых предусмотрено в Бюджетном кодексе РФ (ст.81, 82). Резервные фонды могут быть двух видов: бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и резервный фонд Президента РФ.

Резервные фонды государственных органов исполнительной власти и резервные фонды органов местного самоуправления предусматриваются в расходной части соответствующих бюджетов. Размер резервных фондов в Федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов Федерального бюджета. Размер резервных фондов субъектов РФ и органов местного самоуправления устанавливаются при утверждении бюджетов соответствующих уровней. При этом запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе, проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Резервный фонд Президента РФ может быть установлен в размере не более 1% утвержденных расходов Федерального бюджета. Средства этого фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ.

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Консолидированный бюджет субъекта Федерации – это свод регионального бюджета и местных бюджетов территорий, входящих в субъект Федерации.

Под консолидированным балансом доходов и расходов государственной финансовой системы РФ понимается объединение консолидированного бюджета страны с балансами доходов и расходов внебюджетных фондов.

Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не подлежат утверждению.

Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели консолидированного бюджета являются также основанием для предоставления текущих субвенций из федерального бюджета.

Ведущее звено бюджетной системы РФ – федеральный (государственный) бюджет, с его помощью перераспределяется до 40% национального дохода страны и финансируются основные экономические и социальные программы.

Особое место в бюджетной системе занимают местные бюджеты, в которых традиционно более высока по сравнению с государственным бюджетом доля средств, направляемых на социальные нужды. В силу хронической дефицитности местные бюджеты получают дотации, субвенции и субсидии, кредиты из бюджетов вышестоящего уровня, привлекают средства путем выпуска местных облигационных займов.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

Дефицит бюджета рассматривается как временный, если он не более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов – это допустимый дефицит, если он более 20% - это критический дефицит.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета (с 2013 г.)- разница между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.

Величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования. Текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, объем доходов местного бюджета.

Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются альтернативные источники его покрытия. Это прежде всего заемные средства, привлекаемые с денежного, кредитного или финансового рынка.

Государственные заимствования привлекает РФ, субъект РФ и муниципальные образования от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают соответствующие долговые обязательства, включая внутренние и внешние.

Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на товары и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

За каждым бюджетным уровнем законодательством закреплены свои источники финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета согласно Бюджетного кодекса РФ являются:

1. Внутренние источники в следующих формах:

· кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

· государственные займы, осуществляемые путем выпуск ценных бумаг от имени РФ;

· бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

· поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

· сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам.

2. Внешние источники в следующих формах:

· государственные займы, получаемые в иностранной валюте, путем выпуск ценных бумаг от имени РФ;

· кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций;

· кредиты международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные РФ.

К внутренним источникам финансирования дефицита бюджета субъекта РФ относятся:

· бюджетные ссуды и кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

· кредиты, полученные от кредитных организаций;

· поступления от продажи имущества, находящейся в государственной собственности субъекта РФ;

· изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ;

· займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета являются:

· муниципальные займы;

· бюджетные ссуды;

· кредиты от кредитных организаций.

В настоящее время источником финансирования дефицита служат кредиты ЦБ РФ. Это наиболее дешевый источник финансирования, так как между ЦБ РФ и Правительством РФ складываются деловые нерыночные отношения и процентные ставки по таким кредитам носят, как правило, символический характер.

В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов - это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15% ежемесячно по всем статьям бюджета, кроме защищенных, в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные пособия, обслуживание государственного внешнего долга. Покрытие дефицита осуществляется также за счет выпуска государственных займов и кредитов международных финансовых организаций.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.