КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура государственного внутреннего долга. Российская Федерация как заемщик
Российская Федерация как заемщик Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов
Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции: распределительную, регулирующую и контрольную. Через распределительную функцию расходы государства капитального характера (например, по строительству будущей высокоскоростной магистрали Москва - Санкт Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга идет в счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта, размещения новых государственных займов, т.е. рефинансирования государственного долга. Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень % ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость. Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту % ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство. Классификация государственных займов: По субъектам заемных отношений различают:
· займы, размещаемые центральными органами управления; · займы, размещаемые территориальными органами управления. 2. По месту размещения: · внутренние; · внешние. 3. По возможности обращения на рынке: · рыночные; · нерыночные (выпускаются с целью мобилизации средств крупных инвесторов, например, страховых компаний, банков). 4. По сроку погашения: · краткосрочные (до года – как правило, векселя); · среднесрочные (от 1 до 5 лет облигации); · долгосрочные (> 5 лет, но не более 30). 5. По обеспечению долговых обязательств: · закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием городской администрации); · беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления. 6. По способу выплаты дохода различают: · беспроцентные (выигрышные, либо гарантирующие получение определенного товара или услуги); · процентные; · с нулевым купоном (т.е. продажа со скидкой (дисконтом)). 7. В зависимости от метода определения дохода: · долговые обязательства с твердым доходом: · с плавающим доходом. 8. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают: · обязательства с правом досрочного погашения; · без права досрочного погашения. 9. В зависимости от варианта погашения задолженности различают: · погашение единовременным платежом; · погашение единовременным платежом путем создания погасительного фонда; · погашение равными суммами; · погашение частями, в том числе равными, возрастающими или снижающимися долями; · погашение разными суммами через любые промежутки времени и т.д. (см. подробности в «Методических указаниях и заданиях для практических занятий»). 10. По виду эмиссии: · на предъявителя; · именные. 11. По виду размещения: · добровольные, размещаемые по подписке: · принудительно размещаемые. 12. По характеру держателя: · реализуемые только физическим лицам;
· реализуемые только юридическим лиц; · универсальные.
В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге РФ" под государственным внутренним долгом понимают долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами в национальной валюте. Под государственным внешним долгом понимают долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами в иностранной валюте. По договору Государственного займа заемщиком выступают РФ и субъекты РФ. В связи с этим различают: - государственный долг - это долговые обязательства Правительства РФ; - общегосударственный долг - это долговые обязательства Правительства РФ и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства. РФ не несет ответственности по каким - бы то ни было долговым обязательствам, если они не были гарантированы Правительством РФ. С понятием государственного долга неразрывно связано такое понятие, как управление долгом. Управление государственным долгом – это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Минфин РФ и ЦБ РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение. Обслуживание государственного долга предполагает: · осуществление операций по размещению долговых обязательств; · выплату доходов по ним; · погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга. Способы регулирования долга: · Рефинансирование – это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. · Конверсия – это изменение условий и доходности займов. · Консолидация – объединение нескольких займов в один с изменением условий погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.
· Унификация – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель – уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация обычно проводится вместе с консолидацией. · Обмен облигаций по регрессивному соотношению – когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценных деньгах расчеты по облигациям, размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте. · Отсрочка погашения займа – прекращается выплата доходов и отодвигаются сроки погашения. · Аннулирование государственного долга – полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам. Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций чаще осуществляются только в отношении внутренних займов. Отсрочка погашения обязательств по внешней задолженности, как правило, по согласованию с кредиторами. Государственный внутренний долг на 1.01.98г. составил 500,96 трлн. руб, на 01.01.2002г. – 605 млрд. руб, на 01.01.2003г. – 652,126 млрд. руб. Таблица 1.4.
Вообще то в развитых странах население должно банкам. Так по данным на 2002г. долг физических лиц по банковским кредитам, включая ипотеку на душу населения в долларах составлял: США –23804, Израиль – 6073, Тайвань –5015, Чехия –370, Польша –354, Россия –20. Легкость получения кредитов привела, например, в Германии к тому, что к середине 2004г. немцы задолжали банкам 981 млрд. евро и 3 миллиона германских домохозяйств не могли выплатить своих долгов. За неуплату долгов было описано имущество у 900 тыс. человек, что на 15% больше чем в прошлом году.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |