Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ограничения информационного характера




Ограничения в связи с интересами акционеров

Тема: «Финансирование текущей деятельности предприятия»

1. Состав и структура источников финансирования текущей деятельности.

2. Модели финансирования текущей деятельности.

3. Традиционные и новые методы финансирования текущей деятельности.

4. Управление кредиторской задолженностью.

 

1.

При финансировании производственно-коммерческой деятельности необходимо учитывать, что сроки использования пассивов должны примерно совпадать с периодом оборачиваемости активов, сформированных за их счет.

Основные источники формирования оборотных активов:

· собственные

· заемные

· привлеченные

Собственный оборотный капитал отражает часть собственного капитала предприятия, вложенного в оборотные активы, и постоянно находящегося в обороте. Его формирование начинается с момента образования предприятия.

В процессе хозяйственной деятельности собственный оборотный капитал может увеличиваться. Основным источником при этом выступает прибыль.

Размер собственного капитала определяется:

СОС=III+IV-I=II-V

Формирование достаточной величины собственного оборотного капитала позволяет обеспечить имущественную и оперативную самостоятельность, а так же финансовую устойчивость организации.

Заемные источники финансовых ресурсов отражают временное краткосрочное использование ресурсов банковской системы и собственности других лиц. Эти ресурсы привлекаются на определенный срок, по ним выплачиваются проценты, они сопровождаются заключением кредитного договора или договора займа.

Привлеченные источники формирования оборотных активов не сопровождаются отношениями займа. К привлеченным источникам относится кредиторская задолженность.

Структура источников формирования оборотных активов зависит от избранной стратегии финансового обеспечения текущей деятельности.

 

В теории финансового менеджмента принято выделять различные стратегии финансирования оборотных средств в зависимости от отношений менеджера к выбору источников покрытия варьирующей их части, т.е. к выбору относительной величины чистого оборотного капитала.

Модели поведения:

1. идеальная

2. агрессивная

3. консервативная

4. компромиссная

Идеальная модель выглядит следующим образом:

Оборотные активы Краткосрочные пассивы
Внеоборотные активы Долгосрочные пассивы
Собственный капитал

 

Термин «идеальная» в данном случае означает не идеал, к которому нужно стремиться, а лишь сочетание активов и источников их покрытия, исходя из их экономического содержания. Модель означает, что оборотные активы по величине совпадают с краткосрочными пассивами, то есть СОС = 0. В реальной жизни такая модель практически не встречается, поскольку очевидно, что на любом этапе своей деятельности предприятие нуждается в некоторой сумме денежных средств для поддержания текущих расходов. Кроме того, с позиции ликвидности она наиболее рискованна, поскольку при неблагоприятных условиях предприятие может оказаться перед необходимостью продажи части основных средств для покрытия текущей краткосрочной задолженности.

Суть этой стратегии состоит в том, что долгосрочный капитал используется исключительно, как источник покрытия внеоборотных активов, то есть численно совпадает с их величиной.

Агрессивная модель:

Варьирующая часть оборотных активов Краткосрочные пассивы
Системная часть оборотных активов Долгосрочные пассивы
Внеоборотные активы Собственный капитал

 

Агрессивная модель означает, что долгосрочный капитал служит источником покрытия внеоборотных активов и системной части оборотных активов, то есть того их минимума, который необходим для осуществления хозяйственной деятельности.

Считается, что с позиции ликвидности эта модель также весьма рискованна, поскольку в реальной жизни ограничиться лишь минимумом оборотных активов невозможно, так как постоянных источников финансирования в этом случае хватает лишь на покрытие минимума оборотных средств, в пиковый сезон у предприятия может не найтись свободных средств для финансирования дополнительных потребностей в производственных запасах.

Консервативная модель:

Оборотные активы Долгосрочные пассивы
Внеоборотные активы Собственный капитал

 

Консервативная модель предполагает, что варьирующая часть оборотных активов также покрывается долгосрочными пассивами. В этом случае краткосрочной задолженности нет, отсутствует и риск потери ликвидности СОС равны величине оборотных активов. Явно, что данная модель носит искусственный характер. Считается, сто с позиции ликвидности консервативная модель наименее рискованная и одновременно она сопровождается относительно низкой текущей прибылью, поскольку предприятие вынуждено нести дополнительные расходы по поддержанию излишних запасов. Отметим также, что консервативная модель в принципе экономики не выгодна и с той точки зрения, что в этом случае предприятие как бы отказывается от краткосрочной задолженности, в известном смысле являющейся бесплатным источником финансирования.

Компромиссная модель:

Варьирующая часть оборотных активов Краткосрочные пассивы  
Долгосрочные пассивы  
Системная часть оборотных активов  
Собственный капитал  
Внеоборотные активы  

 

Компромиссная модель считается наиболее реальной. В этом случае внеоборотные активы системная часть оборотных активов и приблизительно половина варьирующей части оборотных активов финансируются за счет долгосрочных источников.

Безусловно, в отдельные моменты времени предприятие может иметь излишние оборотные активы, что отрицательно отражается на прибыли, однако это рассматривается как плата за поддержание риска потери ликвидности на должном уровне.

Необходимо сделать несколько замечаний.

Заметим:

1. Предпочтительность той или иной модели следует считать условной, в частности потому, что каждой из них характерен тот или иной вид риска.

2. Все эти модели не следует рассматривать как непосредственно руководство к действию, поскольку достаточно очевидно, что в реальной жизни строгое следование любой из описанных моделей попросту невозможно. Модели дают лишь самое общее представление о стратегии управления оборотными активами и источниками их покрытия, помогают понять суть того или иного подхода.

3. Анализ ситуации и выявление модели, которая свойственна предприятию или представляется желательной имеют особое значение с позиции перспективного финансового планирования.

4. С практической точки зрения реализация какой-либо из моделей в том или ином приближении чаще всего осуществляется не путем варьирования долгосрочных источников финансирования, а управлением величиной оборотных активов и краткосрочных пассивов. Безусловно, не исключается и определенное варьирование величиной как собственного капитала (путем расчета той суммы прибыли, которая может быть выплачена в виде дивидендов), так и долгосрочных пассивов (привлечение или погашение долгосрочных кредитов).

Основные способы краткосрочного кредитования текущей деятельности предприятия – коммерческий и банковский кредиты.

Коммерческий кредит связан с торгово-посредническими операциями и предоставляется поставщиком или посредником.

Одним из наиболее перспективных видов коммерческого кредитования является использование простых и переводных векселей.

Поскольку вексель, выписываемый предприятием, считается менее надежным, чем банковский вексель. Нередко ликвидность таких финансовых инструментов поддерживается банком путем аваля, т.е. банковской гарантии оплатить вексель в случае непогашения его фирмой-плательщиком.

Банковский кредит сопровождается оформлением кредитного договора. Банковское кредитование может осуществляться в формах:

· срочный кредит

· контокоррентный кредит

· онкольный кредит

· учетный кредит

· акцептный кредит

· кредитная линия

К особым методам финансирования текущей деятельности относятся: опционные контракты, форвардные контракты, фьючерсные контракты, залоговые операции, факторинговые операции, форфейтинговые операции, франчайзинг.

 

Для финансирования текущей деятельности предприятие часто использует кредиторскую задолженность. С точки зрения характера возникновения кредиторская задолженность подразделяется на устойчивую и переменную.

Устойчивая (системная) часть составляет группу устойчивых пассивов. Для них характерно промежуточное положение между собственными оборотными средствами и привлеченными источниками.

Виды устойчивой кредиторской задолженности:

1. Минимальная переходящая задолженность по оплате труда и отчислениям во внебюджетные социальные фонды, обусловленная законным расхождением между сроком начисления и датой выплаты заработной платы или перечислений обязательных платежей. Рассчитывается:

УПОТЗОТЗ

УПОТ – устойчивый пассив по оплате труда

МЗОТ – минимальная однодневная задолженность по оплате труда

ДЗ – количество дней постоянной задолженности по оплате труда

УПС – устойчивый пассив по взносам в социальные фонды

ТС – ставка страхового тарифа

2. минимальная задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей:

УПППЗПРИЗП

УППП – устойчивый пассив по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей

МЗПР – наименьшие остатки по резервам предстоящих расходов в отчетном году

КИЗП – коэффициент изменения планового фонда заработной платы на предстоящий год

3. минимальная задолженность бюджету по некоторым видам налогов, начисление которых происходит раньше срока платежа.

Переменная часть кредиторской задолженности обусловлена влиянием 2-х факторов:

1. сезонный характер деятельности

2. образование просроченной задолженности

Необоснованный рост кредиторской задолженности – негативный фактор для предприятия.

Для сокращения кредиторской задолженности применяются механизмы реструктуризации и конвертации.

Реструктуризация предполагает предоставление предприятию отсрочек и рассрочек по уплате долгов. Она может осуществляться на основе соглашения с кредиторами или решения арбитражного суда о признании предприятия банкротом.

Конвертация предполагает передачу части акций предприятия в собственность кредиторов. Она осуществляется путем дополнительной эмиссии акции.

Мероприятия, проводимые в рамках реструктуризации и конвертации кредиторской задолженности влияют на структуру капитала предприятия, повышают финансовую устойчивость и текущую платежеспособность.

 

Тема: «Управление активами предприятия»

1. Состав и структура активов предприятия

2. Управление внеоборотными активами

3. Управление оборотными активами

4. Управление дебиторской задолженностью

5. Управление денежными потоками

6. Управление финансовыми активами

 

Активы – финансовые ресурсы, инвестированные в производство.

Совокупная сумма активов подразделяется на две части:

1. Длительно эксплуатируемые (срок эксплуатации более 1 года) – внеоборотные активы.

В их состав входят: основные средства, нематериальные активы, капитальные вложения. Имущество такого рода составляет основу деятельности предприятия. Предприятие не сможет быстро расстаться с этими активами без значительной потери их стоимости. В условиях успешной работы у предприятия нет надобности превращать основные средства в живые деньги. Распродажа основного капитала свидетельствует о появлении у предприятия серьезных проблем.

Вложение капитала в основные фонды довольно ответственное решение, поэтому ему предшествует длительная и трудоемкая процедура разработки и анализа инвестиционных проектов.

2. Оборотные средства (оборотные активы, текущие активы). Приобретенные на срок до 1 года. Данные активы обеспечивают текущую потребность предприятия в материалах, товарах, денежных средствах и т.п. и достаточно быстро завершают свой финансовый кругооборот.

Ликвидность оборотных активов значительно выше, чем внеобортных.

В каждый данный момент времени определенная часть вложенного в процесс капитала должна быть в остатках каких-либо оборотных активов.

 

Внеоборотные активы – совокупность фундаментальных имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в производственно-коммерческой деятельности с целью получения прибыли.

Задачи управление внеоборотными активами:

1. выявление и удовлетворение потребности в конкретных элементах внеоборотных активов;

2. поддержание оптимальной пропорции между составными частями внеоборотных активов;

3. ускорение оборота внеоборотных активов в процессе их использования;

4. выбор наиболее прогрессивных видов внеоборотных активов с позиций обеспечения роста рыночной стоимости компании;

5. максимизация прибыли за счет роста эффективности функционирования внеоборотных активов.

По функциональному критерию внеоборотные активы подразделяются:

· основные средства

· нематериальные активы

· незавершенные капитальные вложения

· долгосрочные финансовые вложения

· другие виды.

Основные средства – это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняют при этом свою натурально-вещественную форму, выполняют одну и ту же функцию в течение нескольких производственных циклов и переносят свою стоимость на произведенную продукцию по частям.

В зависимости от производственного назначения основные фонды предприятия делятся на следующие группы:

· здания

· сооружения

· передаточные средства

· машины

· транспортные средства

· оборудование и другие основные фонды

Соотношение между отдельными группами и частями ОПФ характеризует их структуру. Наиболее эффективна та структура, где больше удельные вес активной части.

На структуру ОПФ влияют следующие факторы:

· Специализация и концентрация производства

· Особенности производственного процесса

· Уровень механизации и автоматизации

· Географическое размещение предприятия

Существует несколько видов стоимостной оценки основных фондов:

1. Первоначальная стоимость (стоимость покупки средств) - Форма №5

2. Восстановительная стоимость (либо после переоценки, либо после кап. ремонта) – Форма №5

3. Остаточная стоимость (первоначальный – износ) – Форма №1

4. Ликвидационная стоимость – стоимость, по которой можно продать полностью изношенные основные средства.

5. Рыночная стоимость – стоимость, по которой можно продать не до конца изношенные основные средства

При анализе использования основных фондов на предприятии изучаются показатели, характеризующие достаточность основных фондов, движение, состояние и эффективность использования основных фондов.

1. Показатели достаточности ОФ:

· фондообеспеченность

· фондовооруженность

· фондооснащенность

2. Показатели движения ОФ:

· коэффициент обновления

· коэффициент выбытия

· коэффициент прироста

3. Показатели состояние ОФ:

· коэффициент износа

· коэффициент годности

4. Показатели эффективности использования ОПФ:

· фондоотдача

· фондоемкость

· фондорентабельность (прибыль / ОПФ)

Нематериальные активы (ресурсы) – объекты долгосрочного пользования, не имеющие материально-вещественного содержания, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход..

Нематериальные ресурсы:

· товарные знаки (зарегистрированный товарный знак)

· торговая марка (право на использование фирменного наименования юридического лица, т.е. бренд)

· ноу-хау – совокупность технических, технологических, коммерческих, управленческих и прочих знаний, оформленных в виде определенной документации и описания, и являющихся предметом инноваций

· права на промышленные образцы и модели, патентные права на использование изобретений

· приобретенные права пользования отдельными природными ресурсами

· право на использование компьютерных программных продуктов

· goodwill – разница между рыночной стоимостью фирмы и ее балансовой стоимостью

по материальным активам начисляется амортизация. При невозможности установит срок полезного использования, он принимается равным 10 лет. По нематериальным активам рассчитывается коэффициент годности и износа.

Одной из главных задач финансового менеджера – обеспечение налогообложения нематериальных активов.

 

Оборотные средства – это стоимость, авансированная в виде собственных, привлеченных и заемных средств для формирования оборотных производственных фондов и фондов обращения с целью обеспечения непрерывности кругооборота в процессе расширенного производства.

Эффективное формирование и регулирование объема оборотных активов способствует поддержанию оптимального уровня ликвидности, обеспечивает оперативность производственного и финансового цикла деятельности, а так же высокую платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия.

Оборотные средства подразделяются на:

1. Оборотные производственные фонды – средства производства, которые целиком потребляются в процессе1 производственного цикла, полностью переносят стоимость на созданный продукт и изменяют свою натурально-вещественную форму:

· производственные запасы

· незавершенное производство

· расходы будущих периодов

2. Фонды обращения – средства, обслуживающие процесс реализации продукции:

· готовая продукция на складе

· товары отгруженные

· денежные средства в расчетах

· денежные средства в кассе и на расчетном счете

Оборотные активы в зависимости от их способности превращаться в деньги делятся на:

· медленно реализуемые (готовая продукция, запасы)

· быстрореализуемые (дебиторская задолженность)

· наиболее ликвидные (денежные средства)

Оборотные средства подразделяются на:

1. Нормируемые оборотные средства:

· оборотные производственные фонды

· готовая продукция на складе

2. Ненормируемые оборотные средства.

Применяется на практике три метода нормирования оборотных средств:

1) аналитический, проводится анализ остатков оборотных средств.

2) коэффициентный, связан с тем, что рассчитывает потребность в оборотных средствах и происходит корректировка оборотных средств.

3) метод прямого счета, т.е. по каждому элементу устанавливаются соответствующие нормативы и рассчитывается потребность в оборотных средствах.

Для оценки эффективности использования оборотных средств рассчитываются следующие показатели:

1. Материалоемкость продукции = Материальные затраты / выручка от реализации

2. Материалоотдача продукции = Выручка от реализации / материальные затраты

3. Коэффициент оборачиваемости (количество оборотов) = Объем реализованной продукции / среднегодовой остаток оборотных средств

4. Продолжительность одного оборота (в днях) = 365 / к-т оборачиваемости

5. Коэффициент загрузки = среднегодовой остаток оборотных средств / объем реализации

6. Рентабельность оборотных средств = прибыль / среднегодовой остаток оборотных средств * 100

Изучая эффективность использования оборотных средств на предприятии, проводится анализ собственных оборотных средств.

 

Дебиторская задолженность – это сумма задолженности в пользу компании, предоставленная финансовыми обязанностями юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги.

Виды дебиторской задолженности:

· за товары, срок оплаты которой не наступил;

· за товары, не оплаченные в срок;

· дебиторская задолженность по векселям;

· дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;

· дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;

· прочие виды дебиторской задолженности.

Факторы, влияющие на дебиторскую задолженность:

1. общий объем продаж и доля в нем реализации на условиях последней оплаты;

2. условия расчетов с покупателями и заказчиками;

3. жесткость системы взыскания дебиторской задолженности;

4. платежная дисциплина покупателей и общеэкономическое состояние технических отраслей, к которым они относятся;

5. качество анализа дебиторской задолженности.

Политика управления дебиторской задолженностью заключается в оптимизации общего размера дебиторской задолженности и обеспечения своевременной ее индексации в результате расширения объема реализации продукции.

Процесс управления дебиторской задолженностью состоит из этапов:

1. анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде – оценка состояния дебиторской задолженности, ее состава и структуры; формирование аналитической информации, позволяющей прогнозировать дебиторскую задолженность; разработка порядка расчетов и обоснование условий предоставления кредита отдельным покупателям; определение реальной стоимости дебиторской задолженности и контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.

2. определение взаимоотношений с покупателями – использование различных подходов к установлению условий платежа: за конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом – предоплата; для увеличения объема продаж и привлечения новых покупателей – предоставление скидок в зависимости от сроков оплаты; смешанная форма расчетов – совмещает в себе предоплату и предоставление кредита.

3. инкассация дебиторской задолженности – увеличение объема и скорости денежных потоков от дебиторской задолженности. Эффективность этой процедуры определяется ростом прибыли за счет увеличения объема продаж и организации надежных отношений с клиентами.

4. выбор форм рефинансирования дебиторской задолженности – ускорение перевода дебиторской задолженности в другие формы оборотных активов (в денежные средства и ценные бумаги).

5. контроль за движением дебиторской задолженности – позволяет минимизировать риски ее недопустимого увеличения или непогашения. К приемам контроля за дебиторской задолженностью относят:

· использование метода А,Б,С для группировки клиентов в зависимости от размера дебиторской задолженности с целью определения приоритетной работы с дебиторами;

· правило Парето – управлять не всей совокупностью, а лишь 20%.

· лимитирование дебиторской задолженности по покупателям.

· пересмотр соотношения продаж в кредит и по предоплате – в зависимости от кредитной истории потребителя.

· введение оперативного учета методом документированной сверки.

· анализ дебиторской задолженности по видам продукции.

· ускорение средней оборачиваемости задолженности индивидуальных дебиторов.

· контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.

· контроль за расчетами с покупателями по отсроченной или просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.

 

Поток денежных средств – разность между полученными и выплаченными предприятием денежными средствами за определенный период.

Классификация денежных потоков:

1. по виду финансово-хозяйственной деятельности:

· денежные потоки по текущей (основной, операционной) деятельности: притоки – денежная выручка от реализации, поступления от полученной дебиторской задолженности, полученные авансы от покупателей, поступления от передачи и продаж товара, полученного по бартеру, целевые поступления; оттоки – расходы, связанные с приобретением сырья и материалов, оплата счетов поставщиков, оплата труда, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, уплата процентов за кредит и прочие.

· денежные потоки по инвестиционной деятельности: притоки – продажа основных средств и нематериальных активов, бюджетное ассигнование и другое целевое финансирование долгосрочного характера, возврат долгосрочных финансовых вложений и прочее; оттоки – приобретение основных средств и нематериальных активов, капитальное строительство, приобретение пакетов акций и прочее.

· денежные потоки по финансовой деятельности: притоки – поступления от эмиссии акций и облигаций, полученные кредиты и займы, целевое финансирование и прочее; оттоки – погашение облигаций и выкуп акций, возврат кредитов и займов, выплата процентов и дивидендов и прочее.

2. по масштабу обслуживания хозяйственного процесса:

· совокупные денежные потоки по предприятию в целом;

· денежные потоки структурных подразделений;

· денежные потоки дочерних фирм;

· денежные потоки по отдельным хозяйственным операциям.

3. по направлениям движения:

· входящие денежные потоки;

· исходящие денежные потоки.

4. по форме обслуживания:

· наличные денежные потоки;

· безналичные денежные потоки.

5. по сфере обращения:

· внешние денежные потоки;

· внутренние денежные потоки.

6. по виду валюты:

· в национальной валюте;

· в иностранной валюте.

7. по уровню достаточности денежных средств:

· избыточные денежные потоки (не использованы все денежные средства для расширения производства);

· оптимальные денежные потоки;

· дефицитные денежные потоки.

8. по методу предсказуемости:

· ожидаемые денежные потоки;

· случайные денежные потоки.

9. по непрерывности формирования:

· регулярные денежные потоки;

· дискретные денежные потоки.

10. оценка по времени:

· настоящие денежные потоки (не используется дисконтирование);

· будущие денежные потоки (применяется дисконтирование).

Методы расчета объема денежных потоков:

1. прямой – основан на движении денежных средств по счетам предприятия. Достоинства метода – позволяет наглядно представить основные притоки и оттоки денежных средств; делать оперативные выводы относительно достаточности средств для платежей по текущим операциям; установить связь между объемом продаж и выручкой; выявить статьи формирования наибольшего притока или оттока денежных средств; использовать полученную информацию для прогнозирования денежных потоков; контролировать поступление и расходование денежных средств. Недостатки метода – не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменение абсолютного размера денежных средств.

2. косвенный – предпочтительнее, т.к. позволяет определить взаимосвязь прибыли с изменением денежных средств. Расчет денежных потоков косвенным методом ведется от показателя чистой прибыли с соответствующей корректировкой на статьи, не отражающие реальное движение денежных средств по отдельным счетам. Преимущества метода – позволяет выявить наиболее проблемные места в деятельности предприятия и разработать пути выхода из кризиса. Недостатки метода – высокая трудоемкость, необходимость привлечения внутренних данных бухгалтерского учета.

Элементы управления денежными потоками:

1. учет поступлений и выплат денежных средств;

2. анализ и оценка денежных потоков во времени;

3. разработка прогноза бюджетного движения денежных средств;

4. контроль за выполнением параметров бюджета движения денежных средств.

 

Основной момент управления финансовыми активами на предприятии – формирование портфеля ценных бумаг и управление им.

Принципы портфельного инвестирования:

· распределение средств по типам активов;

· оценка риска на основе определения вероятности отклонения прибыли от заданного результата;

· общая доходность и риск инвестиционного портфеля могут меняться путем варьирования его структурой;

· все оценки, используемые при составлении инвестиционного портфеля носят вероятностный характер.

Этапы формирования портфеля ценных бумаг:

1. формулирование целей создания и определение их приоритетности;

2. выбор финансовой компании;

3. выбор банка для ведения инвестиционного счета.

В процессе управленческой деятельности финансовый менеджер сталкивается с понятием «эффективный портфель». Эффективный портфель – это портфель, обеспечивающий максимальную доходность при заданном уровне риска или минимальный риск при заданном уровне доходности.

 

 

Тема: «Финансовое планирование»

1. Понятие и роль финансового планирования на предприятии

2. Принципы и методы финансового планирования на предприятии

3. Бизнес-план предприятия

 

Финансовое планирование – это составление комплексного плана функционирования и развития предприятия в стоимостном выражении для обеспечения бесперебойной и успешной работы.

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых нормативных показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышение эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде, с помощью планирования финансов, менеджер определяет какой станет в будущем деятельность компании в зависимости от экономической, конкурентной, технической и правовой среды.

Финансовый план компании – это определение множества продуктов, товаров пользующихся спросом и готовых к реализации, выбор финансовых источников и распределение финансовых ресурсов, а так же контроля за реализацией отдельных финансовых мероприятий.

Эффективность финансового планирования зависит от следующих условий:

1.прогнозирование – финансовые планы должны составляться при наличие как можно более точных прогнозов влияния определяющих факторов.

2.выбор оптимальных финансовых планов.

3.контроль над выполнением финансового плана.

Выделение отдельно финансового планирования обусловлено активным воздействием распределения ресурсов на производство, необходимостью контроля при принятии решения по распределению финансовых ресурсов.

В финансовое планирование поскольку оно очень сложно может быть включен план научно исследовательских и опытно конструкторских работ, планы производства и сбыта.

Финансовое планирование обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния компании.

Задачи финансового планирования:

1.Обеспечените финансовыми ресурсами и денежными средствами деятельности компании

2.Увеличение прибыли

3.Организация финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, кредиторами и дебиторами

4.Обеспечение сбалансированности между доходами и расходами

5.Обесп платежеспособности и фин. устойчивости

Финансовое планирование осуществляется постоянно, скользящим образом.

Финансовые планы подразделяются по срокам:

· долгосрочные (3-5 лет)

· среднесрочные (1-3 года)

· краткосрочные (до 1 года)

Этапы финансового планирования:

1. исследование внешней и внутренней среды предприятия

2. сравнение финансовых целей и результатов исследования факторов

3. формирование окончательного стратегического плана деятельности субъекта

4. разработка среднесрочных финансовых планов

5. составление текущих планов и проектов

6. реализация финансовых планов

7. контроль за реализацией планов

 

Основные принципы планирования:

1.Принцип единства

2.Принцип участия

3.Принцин непрерывности

4.Принцип гибкости

5.Принцип точности.

Методы финансового планирования:

-расчетно-аналитический;

-балансовый;

-нормативный;

-метод оптимизации плановых решений;

-метод сценариев;

-эк. математическое моделирование; и т.д.

В целом фин. планирование представляет собой замкнутый цикл с прямой и обратной связями.

 

Бизнес-план – детальная программа развития организации. Он дает детальное пояснение по будущему управлению фирмой для обеспечения ее прибыльности и возвратности инвестиций. Бизнес-план составляют для реализации внутренних и внешних целей. Внешняя сторона бизнес-плана для оправдания доверительных кредитов и инвесторов как доказательство необходимости финансовой поддержки и гарантии возврата финансовых ресурсов. Бизнес-планы необходимы для реализации инвестиционных проектов, определения перспектив развития финансов, реализации программ финансирования, оздоровления или реорганизации несостоятельных предприятий.

Структура бизнес-плана:

1. Вводная часть – это характеристика проекта, раскрывающая цели проекта и доказательства его выполнимости. Здесь показывается, в чем сущность проекта, называются преимущества продукции в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными аналогами. Указываются объемы ожидаемого спроса на продукцию, потребность в инвестициях и срок возврата заемных средств.

Состоит из 3-х частей:

· титульный лист;

· резюме проекта;

· меморандум о конфиденциальности.

2.Обзор состояния отрасли, к которой относится предприятие.

Определяется состояние и тенденции развития отрасли как объекта инвестирования, указываются характеристики развития отрасли (развивающееся, стабильное, стагнирующее), прогнозируются объемы производства продукции, которую может выпустить предприятие в условиях конкуренции. Для решения первых двух задач целесообразно дать ретроспективный анализ текущего состояния дел за предшествующие 5-10 лет. Для решения 3-й задачи необходимо описать основных конкурентов на региональном, внутреннем и внешнем рынках по соответствующим позициям: номенклатура и сбыт выпускаемой продукции, рынки и доли конкурентов на них, ценовая политика и политика в области сбыта, состояние производственной базы.

3.Описание проекта.

Необходимо осветить следующие вопросы:

· данные о размере и перспективах предприятия, профиле деятельности, особенности производимых товаров и услуг;

· основные тенденции развития рынка, слабые стороны предприятий конкурентов и планы роста и расширения деятельности;

· данные о прибыли, ожидаемой рентабельности, доходность на инвестируемый капитал, время достижения точки безубыточности и превышение наличных поступлений над платежами;

· сумма необходимого финансирования и направления использования капитала;

· конкурентные преимущества в данный период и возможные преимущества после реализации проекта.

4.Производственный план.

Назначение этого раздела – аргументирование выбора производственного процесса и характеристика технико-экономических показателей согласно проектно – аналитической документации.

Рассматриваются:

· программа производства и реализации продукции, принятая технология производства;

· требования к организации производства;

· состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок, лизинг оборудования;

· численность работающих и затраты на оплату труда;

· стоимость производственных основных фондов;

· форма амортизации: простая или ускоренная;

· основания для применения норм ускоренной амортизации;

· годовые затраты на выпуск продукции (переменные и постоянные затраты, себестоимость единицы продукции);

· стоимость строительства, структура капитальных вложений предусмотренная в проектно-сметной документации, общая стоимость инвестиционного проекта;

· обеспечение экологической и технической безопасности.

В производственном плане необходимо представить:

1.цели долгосрочной стратегии предприятия.

2.структуру планирования производства, его сырьевую базу и технологическую схему, источники энерго-, тепло и водоснабжения.

3.данные о кадровом обеспечении, программу подготовки и переподготовки кадров.

4.план вывода предприятия на полную проектную мощность.

5.план маркетинга и сбыта продукции.

5. План маркетинга.

Является одним из наиболее значимых в бизнес-плане. Ввиду важности и сложности этот раздел целесообразно готовить в первую очередь, представив данные о рынке, его объемах и темпах роста.

Исследование рынка в бизнес-плане включает 3-блока:

-анализ спроса на товары и услуги на рынке и тенденции его развития.

-описание структуры рынка, его основных сегментов, форм и методов сбыта

-исследование условий конкуренции на выбранных сегментах рынка.

В этом разделе должно быть показано, что реализация товаров не вызовет серьезных проблем и так же определить объем затрат на сбыт продукции.

Обязательно должны быть описаны конечные потребители и характер спроса (сезонный, постоянный), объем инвестиций направленных на продвижение товара, обоснование цен на продукцию, расходы и доходы в случае проведения послепродажного обслуживания.

6.Организационный план

Сведения о претенденте, статус, уставный капитал, состав организации и финансовое положение.

7.Финансовый план.

Данный раздел является ключевым, так как по нему планируются затраты и определяется эффективность проекта. Финансовый план готовится после плана маркетинга и производственного плана. Он должен включать краткий обзор условий в которых будет действовать предприятие, данные по объемам продаж, валовой прибыли, затрат на оборудование, оплату труда и другим затратам, а т.ж. подробный анализ доходов и расходов, формирования ЧП и рентабельности предприятия. Этот раздел бизнес-плана может быть составлен только после того, как определены рамки проекта с учетом непредвиденных расходов и инфляции.

Финансовый план включает в себя след элементы:

-прогноз объема продаж на рынках для каждого года

-расчет затрат на реализацию продукции и услуги на основе прогноза объема продаж, действующих нормативов, ценовой политики и условий реализации

-описание контрагентов их надежности

-расчет обеспеченности сырьем, электроэнергией, водой, запчастями, труд ресурсами на ближайшие 5 лет

-прогноз издержек по годам.

-расчет планируемой прибыли для каждого года

-анализ точки безубыточности

-описание источников финансирования

-способы страхования.

Таким образом, в финансовом плане составляются 3 базовые формы финансовой отчетности: отчет о прибылях и убытках; отчет о движении денежных средств; балансовый отчет.

8.Экономический план

Оценка эффективности проекта ведется в 2 этапа:

1.расчитываются показатели эффективности проекта в целом

2.выбирается схема финансирования, определяется финансовая реализуемость проекта, уточняются основные участники и эффективность их участия в проекте.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.292 сек.