Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовый менеджмент на предприятии

Общие понятия об управлении финансами

Контрольные вопросы

1. В чем заключается воздействие финансовой политики на экономику?

2. Какие факторы оказывают влияние на формирование того или иного варианта финансовой политики?

3. На каких требованиях строится формирование финансовой политики?

4. Какие цели преследует государство в процессе реализации финансовой политики?

5. Определите составные части финансовой политики и охарактеризуйте особенности и назначение каждой из них?

6. Что представляют собой финансовая стратегия и тактика, в чем их отличие?

7. Каковы основные черты финансовой политики, реализуемой в период с 1992 по 2000 гг.

8. Каковы стратегические направления финансовой политики РФ?

9. Какую роль играет финансовый механизм в системе экономических методов управления?

10. Какие методы финансового воздействия на развитие общества применяются на практике в настоящее время?

11. Что представляет собой системы финансовых рычагов и стимулов, в чем заключается необходимость их применения?

 

 

Тема 4. Управление финансами

2. Организация управления финансами, органы его осуществляющие и их функции

1.

Система управления финансами в современной экономике имеет определяющее значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике.

Управлениефинансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимосвязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.

То есть другими словами, управление финансами это действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики.

Намеченная финансовая политика может быть успешно реализована только при научной организации процесса управления финансами.

По своему содержанию процессуправленияфинансами - это создание, применение, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой. Формыфинансовыхотношений - это законодательно оформленные в виде нормативных актов объективные финансовые отношения (например, финансовые отношения государства с предприятиями организованы в формах различных налогов, положений о государственном финансировании и т.п.). Из содержания процесса управления финансами видно, что финансы могут быть как объектом, так и субъектом управления.

Объектомуправления финансы являются тогда, когда осуществляются такие стадии управления как создание, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений.

Субъектомуправления финансы являются тогда, когда происходит стадия практического применения выработанных форм финансовых отношений.

В управлении финансами, как и в других управленческих системах, выделяются субъекты и объекты управления:

Объекты - разнообразные виды финансовых отношений;

Субъекты - финансовые органы.

Цельюуправленияфинансами является достижение финансовой устойчивости и независимости, проявляющихся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты и, в конечном счете, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Можно выделить следующие элементы управления финансами:

n финансовое планирование, назначение которого сводится к разработке системы финансовых планов экономического и социального развития страны, регионов и отдельных хозяйствующих субъектов и соответствующих финансовых отношений на основе научного обоснования процесса движения финансовых ресурсов на определенный период;

n прогнозирование, имеющее концептуальное значение, так как на его основе разрабатываются и формируются возможные сценарии формирования финансовых ресурсов страны и их эффективного использования с учетом концепций развития финансовых отношений, в результате чего определяются конкретные программы по решению наиболее острых социальных и экономических проблем;

n финансовое регулирование, направленное на формирование и поддержание конкурентной среды, стимулирующей экономическое развитие и ограничение монополизации рынка;

n финансовый контроль, сущность которого сводится к обеспечению выполнения всеми хозяйствующими субъектами законодательно-правовых норм действующего законодательства, выявлению и предотвращению возможных нарушений и разработке предложений по совершенствованию нормативной, правовой и законодательной базы с целью обеспечения устойчивого функционирования финансовой системы;

n финансовое законодательство, которое служит нормативно-правовым обеспечением финансовой политики и мер по ее реализации;

n система методов мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающая совершенствование и развитие рациональных форм изъятия части доходов, получаемых субъектами экономики для реализации целей государства.

 

2.

Организация процесса управления финансами включает в себя три основныестадии:

При реализации первой стадии осуществляется выработка (создание) формфинансовыхотношений, их совершенствование - финансовое право, положения которого направлены на создание определенного финансового механизма.

Различают два основных метода организации форм финансовых отношений: наделение форм финансовых отношений финансовыми стимулами, которые представляют собой возможность той или иной формы финансовых отношений материально воздействовать на деятельность субъектов экономики с целью заинтересовать их в наилучших результатах своей работы (примером подобного финансового стимулирования могут служить предоставляемые налоговые льготы); наделение форм финансовых отношений нормативами (тарифы, ставки), обеспечивающими реальность и результативность мер финансового воздействия на экономические процессы.

Вторая стадия заключается в практическомприменении (реализации) формфинансовыхотношений - финансовая деятельность, включающая в себя составление и исполнение финансовых планов и прогнозов с целью определения источников и оптимального объема денежных доходов, их рационального распределения и использования и выявления возможностей увеличения доходов и сокращения расходов.

На третьей стадии управления финансами проводится финансовыйконтроль, осуществляемый специально уполномоченными органами, главной функциональной задачей которых является не только проверка соблюдения установленных форм и методов финансовых отношений, но и подготовка обоснований для их совершенствования, в результате изучения их эффективности.

Субъективная деятельность в области организации процесса управления финансами может приводить как к положительным, так и к отрицательным последствиям в экономике страны. И те, и другие важно выявлять на ранней стадии их проявления, дабы расширить круг влияния положительных и восполнить потери, вызванные существованием отрицательных результатов финансового воздействия на ход экономических процессов. Поэтому очень важным в процессе управления финансами является создание системы специальных органов, в компетенцию которых и входит решение подобных вопросов.

Совокупность органов, осуществляющих управление финансами можно подразделить на три основные группы:

1.органы общего управления финансами, осуществляющие стратегическое управление

2 органы оперативного управления финансами

3. органы отраслевого управления финансами

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы законодательной власти и управления:

à Президент Российской Федерации (администрация президента) - регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Парламентом.

à Парламент РФ (Федеральное Собрание состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) - устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство.

à Правительство РФ - рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами.

Центральным органом, осуществляющим оперативное управление и реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ и его органы на местах. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политик в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Основные задачи Министерства финансов:

- Совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;

- Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

- Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

- Разработка проекта федерального бюджета;

- Составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

- Разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.

Министерство финансов в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

· подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ;

· участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на перспективу;

· участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики;

· участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной, инвестиционной политик;

· разрабатывает проекты федерального бюджета и составляет прогнозы консолидированного бюджета РФ;

· осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и др.

В настоящее время в центральном аппарате Министерства финансов функционируют следующие подразделения:

Департамент бюджетной политики, разрабатывающий политику в области доходов и расходов бюджетной системы, составляющий проект федерального бюджета и организующий его исполнение;

Департамент отраслевого финансирования;

Департамент межбюджетных отношений, который регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;

Департамент управления государственным внутренним долгом, осуществляющий эмиссию внутренних государственных займов, выплату процентов по ним и их погашение;

Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов...

Важное подразделение Министерства финансов - Главноеуправление федеральногоказначейства, которое отвечает за кассовое исполнение бюджета.

МинистерствопоналогамисборамРФ и его органы на местах - налоговыеинспекции, а также Федеральнаяслужбаналоговойполиции осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов, других платежей.

МинистерствогосударственногоимуществаРФ организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продаж).

Федеральнаякомиссияпоценнымбумагам контролирует деятельность участков фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджет.

СистемаЦентральногобанкаРФ является важным органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Центральный банк наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов (коммерческих банков).

Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный орган - СчетнаяпалатаРФ, назначением которой является контроль за федеральными денежными средствами. Она не зависима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.

В субъектах Федерации и их административно-территориальных и муниципальных образованиях проведение финансовой политики осуществляют соответствующие финансовые учреждения (Минфин республик в составе РФ (89), Управление финансов на местах (городские, районные отделы)).

К органам отраслевого управления финансами относятся финансовые управления, финансовые отделы министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений.

 

3.

Любое предприятие - центр относительно автономных решений. Эти решения имеют различную природу и масштабы в зависимости от того, идет ли речь о достижении долгосрочных целей, их конкретизации в стратегии предприятия, или о кратковременной адаптации к условиям внешней среды, рыночной конъюнктуры. Но в любом случае сделанный выбор и принятые решения будут иметь финансовые последствия, которые необходимо прогнозировать. Именно прогнозируемые финансовые последствия способны оказаться критерием выбора тех или иных вариантов поведения предприятия.

Таким образом, самостоятельное функционирование хозяйствующих субъектов в условиях рынка требует от них значительного расширения сферы управления и самоуправления, увеличивает объем и усложняет характер управленческих мероприятий. Существенно возрастает и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. И в результате все большее значение приобретает финансовый менеджмент, обеспечивающий устойчивое управление финансово-хозяйственной деятельностью в условиях динамично меняющейся среды.

Финансовыйменеджмент на предприятии представляет собой динамически изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собой управленческие действия, направленные на выявление проблем, поиск и организацию выполнения принятых решений.

В качестве своей ключевой задачи финансовый менеджмент имеет эффективное достижение целей предприятия, исключающее нерациональные затраты времени, ресурсов и талантов. В соответствии с поставленной целью в процессе управления деятельностью предприятия устанавливаются промежуточные задачи по активизации работников всех подразделений предприятия по контролю за движением и использованием всех его ресурсов. Для этого производится глубокий анализ проблем во всех сферах и областях деятельности предприятия, и выделяются те, которые требуют наибольшего внимания и усилий, так как являются главными факторами достижения желаемых результатов.

Также задачами финансового менеджмента в условиях перехода на рыночные отношения является - эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности, а именно:

- изыскание источников финансовых ресурсов для развития предприятия;

- предложение наиболее эффективного пути использования ресурсов;

- обеспечение финансовыми ресурсами предприятия в любой момент и в нужном объеме.

Цели и задачи финансового менеджмента являются отправным моментом для определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Другими словами финансовый менеджмент реализуется через выполнение ряда управленческих действий, имеющих название функций управления, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности, сферы деятельности и т.д.) того или иного предприятия.

К общимфункциям финансового менеджмента относятся:

Планирование - это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов деятельности предприятия. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. То есть объектами финансового планирования на предприятиях являются финансовые ресурсы и финансовые отношения, опосредующие их движение. Соответственно планирование включает:

n установление целей и задач;

n разработку стратегии, программ и планов для достижения целей;

n определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

n доведение планов до сведения всех, кто должен участвовать в их выполнении и несет ответственность за их реализацию;

n составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития предприятия, рассматриваемого в тесном взаимодействии с окружающей средой.

Вторая функция финансового менеджмента - организовывание, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д. Организовать - значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.

Мотивация - это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих на предприятии, и побудить их к эффективному труду для выполнения целей, определенных планом.

Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование и создание условий для проявления творческого потенциала работников.

Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы предприятия. В ней выделяют два основных направления: контроль за выполнением работ, намеченных планом и, принятие мер по коррекции всех значительных отклонений от плана.

Главные инструменты выполнения этой функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. Эффективно поставленный контроль должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть своевременным и достаточно простым.

Координация - это функция процесса управления на предприятии, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть различным, так как зависит от координируемых процессов. Поэтому для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуждения возникающих проблем на совещаниях и собраниях.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие финансового механизма, его составные части, звенья и элементы | Система финансовых планов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.