Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы сбалансированности бюджета

Бюджетная классификация, ее виды

Возникновение и развитие бюджета

3. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ: принципы ее построения

 

1.

Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы любого государства.

Сущность государственного бюджета рассматривается в следующих направлениях:

1. Бюджет как экономическая категория - это совокупность денежных отношений, регулируемых государством, связанных с перераспределением национального дохода, в результате чего формируется централизованный фонд денежных средств для выполнения государством своих функций.

2. Правовое содержание бюджета сводится к тому, что это основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона, утверждаемый законодательными органами власти (Парламентом).

3. По материальному содержанию государственный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

4. По своей социально-экономической сущности государственный бюджет - это основной инструмент перераспределения национального дохода.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции:

* Перераспределение НД. В результате действия этой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование для удовлетворения общегосударственных потребностей.

* Государственное регулирование и стимулирование экономики. Используя бюджет, государство вносит глубокие изменения в пропорции, складывающиеся на стадиях производства и первичного распределения НД (например, Правительство может в централизованном порядке скупать сырье, материалы, продовольствие и распределять их в соответствии с государственными нуждами (особенно во время войн)).

* Финансовое обеспечение социальной политики. Государственный бюджет является крупным источником средств для воспроизводства рабочей силы. По мере НТП воспроизводство рабочей силы все в большей степени зависит от расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение.

* Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Данная функция ГБ позволяет узнать, насколько полно и своевременно денежные средства поступают в распоряжение государства и насколько эффективно они используются.

Осуществление присущих бюджету функций, использование его в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе бюджетной деятельности, что находит свое отражение в бюджетном механизме.

Бюджетныймеханизм - это совокупность конкретных форм бюджетных отношений, а также специфические методы мобилизации и использования бюджетных средств.

С помощью бюджетного механизма бюджет используется в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов.

При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику - это субсидирование, государственные инвестиции, трансфертные платежи, выплата экспортных премий и т.д..

Бюджетное регулирование возможно, так как в бюджете нет точного закрепления доходов за определенными статьями расходов, в связи с чем поступающие средства обезличиваются и используются в любом необходимом направлении, определенном бюджетной политикой.

 

2.

В средние века государства не имели единого финансового документа, объединяющего их доходы и расходы.

Для каждого расхода изыскивался и закреплялся соответствующий доход.

При этом одни виды расходов (например, строительство дорог) были временными, а другие (содержание власти) - постоянными.

Расходы и закрепленные за ними доходы оформлялись в виде отдельных самостоятельных смет, количество которых исчислялось десятками.

Глава же государства полностью и бесконтрольно осуществлял расходы.

В результате осуществления нескольких буржуазных революций был установлен контроль парламента как за расходованием государственных средств, так и за правом учреждения и отмены налогов.

Касса главы государства была отделена от государственной казны, и стало практиковаться ежегодной утверждение бюджета.

Первой на этот путь встала Великобритания, когда в 1689 году был принят Билль о правах, в котором предусматривалось право парламента вотировать (обсуждать, голосовать, рассматривать) смету государственных доходов и расходов. Аналогичный порядок был установлен во Франции спустя 100 лет. А с 19 века почти все государства начали составлять бюджеты сначала на несколько лет, а с 20 столетия перешли на ежегодное принятие закона о бюджете.

 

3.

Бюджетнаясистема представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов всех уровней власти и управления, что определено Бюджетным кодексом, принятом в 1998 году.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

1 уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2 уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3 уровень - местные бюджеты.

Консолидированныйбюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. В соответствии с Бюджетным кодексом консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

 

 

Структура консолидированного бюджета РФ:

Консолидированный бюджет РФ

 
 

 


Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов РФ

 

Структура консолидированного бюджета субъекта РФ (области)

Консолидированный бюджет области

 
 

 


Областной Бюджеты городов Бюджеты районов

бюджет областного подчинения, области

в т.ч. областного центра

 

Городские Бюджеты

бюджеты городских районов

Районные Бюджеты городов Сельские и поселковые

бюджеты районного подчинения бюджеты

Бюджетноеустройство - это организация бюджетной системы в соответствии с принципами ее построения.

Оно определяется типом государственного устройства, которое бывает двух видов: федеративное и унитарное.

Бюджетная система федеративного государства состоит из 3х звеньев:

- Федеральный бюджет

- бюджеты членов федерации

- местные бюджеты

Бюджетная система унитарного государства состоит из 2х звеньев:

- Государственный бюджет

- местные бюджеты

Общим в обеих бюджетных системах является то, что каждое звено функционирует самостоятельно, то есть местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты членов федерации, а последние в Федеральный бюджет.

Ведущее место в бюджетной системе федеративных государств принадлежит Федеральному бюджету: в США его удельный вес составляет 60%, в Германии - 40%, в Канаде - 50%, в РФ - 51%.

В унитарных государствах на долю центрального бюджета приходится до 70%.

Распределение и закрепление функций, а также доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы осуществляется на основе законодательных актов.

Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:

1. Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы предполагает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности бюджетов

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат обязательному отражению и в полном объеме.

5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить их необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

8. Принцип гласности предполагает обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов и обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении

9. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Кроме того можно выделить принцип своевременности, заключающийся в том, что бюджет должен быть принят как закон до начала бюджетного года.

Бюджетныйгод - это период в 12 месяцев, в течении которого осуществляется исполнение бюджета. В разных государствах бюджетный год начинается по-разному: в РФ, Франции и Германии - с 1 января; в Англии и Японии - с 1 апреля; в США - с 1 октября.

Льготныйсрок - это дополнительное время (1-5 месяцев), предоставляемое для завершения финансирования отдельных объектов, начатого в текущем году.

Счетныйпериод = бюджетный год + льготный срок.

 

4.

В каждой стране состав бюджета, структура его доходов и расходов сложились исторически и имеют свои специфические особенности.

Практически во всех странах мира, в т.ч. и в РФ бюджет делится на текущий, из которого осуществляется финансирование текущих затрат и бюджетразвития - финансирование капитальных вложений.

Бюджетразвития - составная часть расходов Федерального бюджета. Он формируется в составе капитальных расходов федерального бюджета и используется для кредитования, инвестирования и гарантийного обслуживания инвестиционных проектов.

Средства бюджета развития формируются за счет внутренних и внешних займов РФ на инвестиционные цели и части доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности.

Средства бюджета развития направляются на финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе на условиях возвратности, срочности и платности.

Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся:

1). Достижение максимального эффекта при минимальных затратах.

2). Целевой характер использования бюджетных ассигнований.

3). Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.

4). Безвозвратность бюджетных ассигнований (однако, вместе с тем широко применяется кредитование предприятий путем предоставления бюджетных ссуд).

Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства бюджета, является бюджетная классификация.

Так как доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, что и осуществляется путем применения единой бюджетной классификации. Этот документ утвержден ФЗ «О бюджетной классификации РФ» № 115-ФЗ, принятым в августе 1996 года.

В соответствии с Бюджетным кодексом Бюджетнаяклассификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетная классификация РФ включает:

Классификацию доходов бюджетов РФ - группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ основанная на законодательных актах, определяющих источники формирования этих доходов;

Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ - группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию (капитальные вложения, заработная плата, субсидии...);

Ведомственную классификацию расходов бюджетов - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств соответствующего бюджета (по министерствам, ведомствам, комитетам, а внутри них по секторам и отделам);

Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства;

Классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов РФ - группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

 

5.

Экономическая теория определяет три состояния бюджета:

Доходы = расходам - баланс бюджета

Доходы < расходов - дефицит бюджета

Доходы > расходов - профицит бюджета (излишек)

 

Причины возникновения дефицита бюджета:

1. Войны. Они требуют использования ресурсов экономики на вооружение и содержание армии. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов (что ограничивает стимулы к труду и развитию производства), сеньеража - денежной эмиссии (которая ведет к инфляции) и выпуска государственных долговых обязательств (что ведет к росту государственного долга). При этом напряжение экономики возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время.

2. Стихийные бедствия, которые вызывают резкое возрастание расходов государства.

3. Другим фактором, порождающим дефицит, являются спады производства, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и НД сокращаются, автоматически снижаются и налоговые поступления. В то же время расходы бюджета сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В результате возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами бюджета, растет дефицит.

4. Рост дефицита бюджета может быть связан и с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей государства ростом расходов и их неэффективностью (в частности, с высокими расходами на оборону и оборонное производство, на содержание управленческого персонала и др.).

5. Слабость национальной валюты, ее недостаточность для экономического оборота приводят к развитию бартерных операций, появлению денежных суррогатов (вексель), неплатежам хозяйствующих субъектов друг другу и в бюджет и, как следствие, к его дефициту.

6. Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут привести к росту дефицита бюджета вследствие сокращения хозяйственной деятельности и деловой активности.

Различают два вида дефицита бюджета: структурный и циклический дефицит.

Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Он приводит, с одной стороны, к сокращению доходов предпринимателей, населения, что уменьшает налоговые поступления в казну, а с другой - к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает расходы государства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком.

Уровень дефицита государственного бюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП.

Нужно помнить, что дефицит бюджета считается естественным явлением для экономики, если его уровень не превышает 2-3 % от ВНП.

Можно сделать вывод, что основными последствиям большого бюджетного дефицита являются рост государственного долга, налогов, инфляция, поглощение инвестиционного капитала, уменьшение покупательной способности спроса, снижение уровня жизни населения и обострение социальной напряженности.

Мировая финансовая практика выработала способы финансирования (покрытия) дефицита государственного бюджета, а именно:

1). За счет государственных займов;

2). За счет денежной эмиссии (в соответствии с Бюджетным Кодексом в РФ данный способ использоваться не может);

3). Применение мер фискального характера, связанных с увеличением доходов (путем увеличения налогов) или снижением расходов бюджета (режим секвестра - пропорциональное сокращение расходов по всем статьям бюджетной классификации, кроме закрытых).

Существуют разные точки зрения по поводу регулирования бюджетного дефицита. Можно выделить три основные концепции.

Представители первой считают, что бюджет должен балансироваться ежегодно, т.е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами. Однако такое состояние бюджета ограничивает возможности бюджетно-налогового регулирования, которое заключается в сознательном изменении расходов и налогообложения в зависимости от состояния экономики, что приводит либо к дефициту бюджета, либо к его излишку.

Сторонники второй концепции полагают, что бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство в периоды спадов производства увеличивают расходы, что ведет к росту дефицита. Зато в период экономического подъема оно сокращает расходы, что увеличивает излишек доходов. В результате по окончании промышленного цикла излишек доходов покроет дефицит, который образовался в результате спада производства. Проблема заключается в том, что спад производства и его подъем могут быть разной длительности и глубины. Если спад длительный, а подъем короткий, бюджетный дефицит останется.

Третья концепция - концепция функциональных финансов. Ее представители утверждают, что главной целью государственных финансов является обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту государственного бюджета. По их мнению,

во-первых, макроэкономическое равновесие вызовет экономический рост, а он - увеличение национального дохода, значит, и налоговых поступлений в бюджет;

во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит;

в-третьих, бюджетный дефицит не сказывается негативно на развитии экономики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственный бюджет, его сущность и функции | Исполнение бюджета. Системы организации кассового исполнения бюджета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.