Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выпуск денег в хозяйственный оборот

Порядок эмиссии денег.

Валютное регулирование, регулирование внешнеэкономической деятельности, регулирование валютного курса, правил ввоза и вывоза национальной и иностранной валюты – существенный элемент денежной системы страны, определяющий взаимоотношения национальной денежной единицы с денежными единицами зарубежных стран и степень использования национальной денежной единицы в международных расчётах.

Выпуск денег – это поступление денег в оборот в результате передачи банками определенных сумм денег в наличной и безналичной формах юридическим и физическим лицам. Деньги регулярно поступают в современный хозяйственный оборот и изымаются из него в виде банкнот, разменной монеты и банковских депозитов.

Эмиссией денег называют такой выпуск денег, который приводит к общему увеличению количества денег в обороте.

Различают два вида эмиссии: эмиссию безналичных и наличных денег.

Первична эмиссия безналичных денег: Прежде чем наличные деньги появятся в обороте, они отражаются в виде записей на счетах коммерческих банков.

Итак, как уже было отмечено при рассмотрении темы 1, деньги могут выпускаться в хозяйственный оборот казначейством (Министерством финансов) при финансировании бюджетополучателей сверх поступления средств в бюджет – это эмиссия казначейских билетов или бумажных денег, и эмиссия кредитных денег путём:

1) Банковского кредитования хозяйства.

2) Банковского кредитования государства.

3) Прироста денежной массы в странах с активным платёжным балансом.

Кроме того, существует эмиссия безналичных денег при двухуровневой банковской системе, которая основана на действии механизма банковского (кредитного, депозитного) мультипликатора.

Правом создания (эмиссии) денег сверх имеющихся у него ресурсов обладает Центральный банк (не зря раньше называемый Центральным эмиссионным банком). Основным каналом банковского кредитования хозяйства является механизм переучёта векселей (или совершения Центральным банком переучётных операций). Сущность операции состоит в том, что коммерческий банк в качестве обеспечения по кредитам, предоставляемым своим клиентам, принимает от них векселя (или учитывает их векселя), должником по которым является заёмщик банка. Указанные векселя предъявляются коммерческими банками в Центральный банк, который принимает их к переучёту и предоставляет под обеспечение в виде указанных векселей кредит коммерческому банку на срок векселя в сумме номинала векселя за минусом учётного процента (дисконта), который при кредитовании Центральным банком коммерческих банков равен ставке рефинансирования Центрального банка (или учётной ставке Центрального банка). Таким образом, учитывая, что коммерческие банки не обладают правом самостоятельного выпуска денег сверх имеющихся у них средств на корреспондентских счетах (сверх объёмов привлечённых ими ресурсов), то они фактически привлекают от Центрального банка ресурсы для кредитования своих клиентов, и, добавляя свою маржу к ставке Центрального банка, предоставляют средства своим клиентам. В России переучётные операции осуществляются в соответствии с Положением Банка России от 30 декабря 1998 года № 65-П “О проведении Банком России переучётных операций”. В то же время в России, в отличие от большинства зарубежных стран, переучёт векселей организаций осуществляется Центральным банком только по списку Банка России, ныне установленному письмом Банка России от 30.05.2007 № 01-13-5/2186, в котором только 18 организаций –

- Открытое акционерное общество "Российские железные дороги";

- Открытое акционерное общество "Газпром";

- Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ";

- Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть";

- Открытое акционерное общество "Горно-металлургическая компания "Норильский никель";

- Открытое акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат";

- Открытое акционерное общество "Современный коммерческий флот";

- Открытое акционерное общество "Вымпел-Коммуникации";

- Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть";

- Открытое акционерное общество "Газпром нефть";

- Открытое акционерное общество "МегаФон";

- Открытое акционерное общество "Федеральная гидрогенерирующая компания" (ОАО "ГидроОГК");

- Открытое акционерное общество "Магнитогорский Металлургический Комбинат" (ОАО "ММК");

- Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга");

- Открытое акционерное общество "СИБУР Холдинг" (ОАО "СИБУР Холдинг");

- Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России" (ОАО РАО "ЕЭС России");

- Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОАО "ФСК ЕЭС");

- Открытое акционерное общество "Новороссийский Морской торговый порт" (ОАО "НМТП").

Для целей проведения переучётных операций Банк России принимает только векселя указанных эмитентов и не принимает векселя других компаний. Это связано с отсутствием в России полноценной информационной базы данных о финансовом положении предприятий, расчётов их по налогам и данными о ведущихся предприятием судебных спорах и тяжбах. Та информация, что вводится в базу торгового реестра зарубежных стран и доступна широкому кругу пользователей, в России труднодоступна и не консолидирована в единой справочной базе.

Помимо переучётных операций, Центральный банк предоставляет кредитным организациям для увеличения их ресурсной базы кредиты под залог ценных бумаг из ломбардного списка Банка России (так называемые ломбардные аукционы Банка России). В ломбардном списке Банка России, постоянно обновляемом, в основном фигурируют облигации государственных займов, что в условиях существующей доходности по указанным ценным бумагам (около 6% - 7% годовых) и ставке рефинансирования 10% годовых делает совершение данного вида операций невыгодным для заёмщиков, которые предпочитают реализовать активы, а не использовать их в качестве залога, поэтому и ломбардные аукционы Банка России часто признаются не состоявшимися.

В кризисные периоды (межбанковские кризисы 1995 года, кризис 1998 года, кризис ликвидности лета 2004 года) Центральный банк РФ предоставлял коммерческим банкам так называемые стабилизационные кредиты для того, что бы они могли исполнить свои обязательства перед держателями средств, желающими перевести их из данного банка. Но такой способ кредитования, понятно, никак не может рассматриваться как полноценный способ финансирования хозяйства.

Банковское кредитование государства. До 1995 года Центральный банк РФ предоставлял кредиты Министерству Финансов РФ для покрытия бюджетного дефицита. В то же время, учитывая подотчётность и подконтрольность Банка России органам государственной власти и управления (прежде всего Законодательному Собранию), которая в той или иной степени имеет место во всех странах Мира, данное обстоятельство позволяло государственной власти систематически заставлять Центральный Банк пролонгировать выданные кредиты. Такой способ эмиссии денег раскручивал инфляционную спираль, ибо фактически не был привязан к потребностям хозяйства в деньгах, а определялся лишь желаниями государственной власти в исполнении стоящих перед ними задач. Для преодоления инфляции в Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в 1995 году был внесён пункт, запрещающий Банку России кредитовать органы государственной власти и управления. Аналогичные рекомендации для Центральных банков других стран даёт и Базельский комитет по финансовому и банковскому надзору, формулирующий рекомендации по правилам банковского регулирования и надзора на базе опыта Центральных банков развитых, прежде всего Европейских стран.

Прирост денежной массы в странах с активным платёжным балансом. Ныне характерен для Российской Федерации. Основан на том, что все страны Мира стараются не допускать на своей территории параллельного обращения других платёжных средств, в том числе иностранной валюты, ибо в противном случае снижается эффективность национального денежного регулирования, увеличивается инфляция и т.д. Следовательно, предприятия – экспортёры, получающие в обмен за поставленную продукцию иностранную валюту, вынуждены реализовывать её за валюту национальную для исполнения своих обязательств по выплате налогов, зарплаты трудовому коллективу, оплаты поставок сырья и т.п., которые они могут производить только в национальной валюте. Центральный банк, как основной участник биржи (в России – Московской Межбанковской, на которой совершается основной объём сделок по купле – продаже валюты), скупает иностранную валюту у экспортёров, предоставляя им в обмен валюту национальную. Учитывая монопольное положение Центрального банка РФ на внутреннем валютном рынке РФ, Центральный банк конечно, мог бы установить монопольно - низкую цену покупки иностранной валюты, и тем самым уменьшить объём денежной эмиссии и снизить инфляцию, однако это чревато ростом импорта вследствие удешевления импортных товаров из-за снижения курсовой стоимости иностранной валюты при неизменных затратах на производство внутри страны в национальной валюте у предприятий – отечественных товаропроизводителях, что привело бы к угнетению национального производства, повсеместному закрытию производств, и как следствие росту безработицы и бюджетных обязательств по содержанию населения и инфраструктуры.

 

Банковский мультипликатор – это процесс многократного увеличения остатков на депозитных счетах коммерческих банков в результате расширения их кредитов на основе перемещения свободных резервов от одного банка к другому. Под свободными резервами коммерческих банков понимается совокупность их ресурсов, которые в данный момент времени могут быть использованы для активных банковских операций.

Способность коммерческих банков выдавать ссуды и создавать депозиты регулируется центральным банком через систему обязательных резервов. Система обязательных резервов предусматривает обязательное депонирование коммерческими банками в центральном банке определенного процента от суммы их обязательств. Устанавливая этот процент (норму обязательных резервов), центральный банк управляет механизмом банковского мультипликатора. Коэффициент мультипликации показывает, во сколько раз сумма вновь образовавшихся депозитов превышает величину первоначального депозита. Коэффициент мультипликации обратно пропорционален норме обязательных резервов.

Процесс мультипликации можно описать следующим образом: в коммерческий банк поступила сумма первоначального депозита (допустим, внесённого вклада или перечисленных денежных средств на расчётный счёт предприятия – клиента), равная, условно, единице. Со всех видов привлечённых средств (т. е. не собственного капитала, а полученных средств сторонних организаций) коммерческий банк обязан отчислить на специальный счёт, открытый им в Центральном банке, определённый, установленный Центральным банком процент, именуемый нормой обязательных резервов. Данные резервы во- первых, являются страховочной суммой, позволяющей Центральному банку при возникновении краткосрочной паники на рынке и началу массового изъятия депозитов из коммерческого банка, вернуть их банку для исполнения им своих обязательств перед клиентами, и тем самым попытаться погасить панику на рынке, продемонстрировав способность банка исполнять свои обязательства. Во – вторых, указанные средства регулируют объём депозитов, создаваемых в кредитной системе, и тем самым регулируют объём денежной массы. Таким образом, после перечисления средств в резервы, на корреспондентском счёте коммерческого банка остаётся сумма, равная величине первоначального депозита за вычетом суммы обязательных резервов 1*(1-%резерва). Эти средства банк рассматривает как ресурсы для кредитования своих клиентов. Допустим, всю оставшуюся сумму банк направляет в кредит своему клиенту (ХОТЯ РЕАЛЬНО БАНК ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ ОСТАВЛЯТЬ СЕБЕ НЕКОТОРУЮ ВЕЛИЧИНУ СРЕДСТВ НА КОРРЕСПОНДЕНТСКОМ СЧЁТЕ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ СВОИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КЛИЕНТАМИ БЕЗНАЛИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ). Данный клиент использует полученные в кредит средства для расчётов со своим контрагентом. Итак, на счёт контрагента нашего заёмщика поступает сумма средств, равная величине первоначального депозита за минусом суммы обязательных резервов. Эти средства для банка, в который они поступила на клиентский счёт, являются привлечёнными ресурсами, с суммы которых он должен отчислить в обязательные резервы Центрального банка установленный процент. В распоряжении данного банка в этом случае останутся ресурсы для кредитования своих клиентов в сумме 1*(1-%резерва)2. И далее процесс повторяется аналогично описанному выше. Каждый раз сумма вновь создаваемого депозита будет уменьшаться (в степень возводится величина, меньшая единицы), и сумма всех созданных в банковской системе депозитов есть величина конечная, равная величине первоначального депозита, делённого на норму обязательных резервов в долях. Так происходит рост денежной массы. С 1 июля 2007 года норматив обязательных резервов по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, а также по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте установлен в размере 4,5%, по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации — в размере 4% (Указание Банка России от 14 мая 2007 года № 1826-У).

 

Эмиссия наличных денег – это результат превышения объема операций центрального банка по выпуску наличных денег над суммой их изъятия из обращения за определенный промежуток времени.

Коммерческие банки получают наличные деньги по мере необходимости путем списания средств со своих счетов в центральном банке.

В Российской Федерации эмиссия наличных денег осуществляется расчетно-кассовыми центрами (РКЦ) Банка России. Это означает, что она носит децентрализованный характер. В РКЦ открываются:

  • резервный фонд, в котором хранится запас наличных денег, предназначенных для выпуска в обращение в случае увеличения потребности данного региона в наличности. Деньги в резервном фонде не считаются деньгами в обращении (это резерв);
  • оборотная касса, в которую поступают от коммерческих банков и из которой выдаются им наличные деньги.

Если сумма поступлений наличных денег от коммерческих в оборотную кассу превышает сумму выдач из нее, деньги переводятся из оборотной кассы в резервный фонд, то есть изымаются из обращения. Если у коммерческих банков потребность в наличных деньгах больше, чем поступления наличности в их операционные кассы, РКЦ увеличивает выпуск наличных денег в обращение. Для этого РКЦ с разрешения территориального учреждения Банка России переводит наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу. Таким образом, перевод денег из резервного фонда в оборотную кассу означает выпуск денег в обращение.

Наличные деньги, выпущенные РКЦ в обращение, поступают из оборотной кассы в операционные кассы коммерческих банков в пределах остатков на их корреспондентских счетах в Банке России, а из операционных касс – клиентам путем списания с их банковских счетов.

 

В целях организации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:

  • прогнозирование и организация производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов;
  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка уничтожения, а также замены поврежденных банкнот и монет признаки платёжеспособности банкнот и монеты Банка России утверждены Положением Банка России от 9 октября 2002 года № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации»;
  • определение порядка ведения кассовых операций (Положение Банка России от 9 октября 2002 года № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации»).
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Денежные реформы | Валютная система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.