Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фонды обращения




Оборотные средства

- товарно - материальные запасы (сырьё и материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и т. п.);

- незавершённое производство;

- расходы будущих периодов;

- готовая продукция, ещё не реализованная;

- товары отгруженные (все виды дебиторской задолженности, расчётные инструменты);

- денежные средства.

Рекомендуется проводить нормирование оборотных средств для предотвращения срывов производства и простоев и для предотвращения омертвления средств в не приносящих доходы запасах.

Величина товарных запасов равна сумме текущих запасов (определяемых как произведение среднесуточного потребления каждого вида сырья на интервал его поставки) плюс технологический запас (произведение среднесуточного потребления каждого вида сырья на интервал его технологической подготовки) плюс страховой запас - обычно величина 3 - 5 дневного текущего и технологического запаса вместе взятых на случай срыва поставки или технологической аварии.

Величина незавершённого производства равна произведению среднесуточных затрат на производство в рублях на длительность производственного цикла на табличный коэффициент отношения себестоимости незавершённого производства к себестоимости продукции в целом.

Нереализованная продукция в оптимальном варианте должна быть равна произведению разового (или среднесуточного) объёма отгрузки готовой продукции на длительность интервала подготовки товара к отгрузке, погрузки и оформления документов.

Источники ресурсов предприятия формируются как за счёт собственных средств (собственного капитала предприятия), так и за счёт всех видов заёмных средств: займов, кредитов, кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, сторонними организациями, бюджетом и внебюджетными фондами, персоналом по оплате труда и т.д. Среди указанные видов задолженности особенно следует выделить величину так называемых устойчивых пассивов. Это, например, начисленные но не перечисленные в бюджет налоги, начисленная, но не выплаченная заработная плата и т.д. Т. е. эти средства не принадлежат предприятия, но в условиях существующих правил расчётов могут находиться в распоряжении предприятия. Как правило пользование этими средствами бесплатно, потому задачей менеджера является максимизация указанных устойчивых пассивов.

 

4. Выручка от реализации продукции, прибыль, её распределение.

Итог хозяйственной деятельности является не только результатом производства, но и ресурсом для дальнейшего развития предприятия. Выручка представляет собой сумму затрат предприятия на производство и реализацию продукции и прибыли. Прибыль бывает балансовая (налоговая), и бывает фактическая, что связано с невозможностью отнесения некоторых видов затрат, понесённых предприятием, на себестоимость в целях налогообложения. Прибыль бывает от реализации, от внереализационных операций. Суммарная прибыль предприятия есть валовая прибыль. После уплаты налога на прибыль формируется чистая прибыль.

Себестоимость продукции различается по статьям затрат:

а) сырьё и материалы;

б) возвратные отходы (вычитаются);

в) полуфабрикаты покупные;

г) топливо и энергия;

д) зарплата;

е) отчисления на социальное страхование;

ж) содержание и эксплуатация оборудования;

з) амортизация;

и) потери от брака;

к) прочие производственные расходы;

л) прочие непроизводственные расходы (маркетинг, реклама, сертификация качества, сбытовые расходы, тара и упаковка).

И по экономическим элементам:

а) материальные затраты (сырья и материалов, топлива, энергии, полуфабрикатов);

б) заработная плата (все виды выплат);

в) амортизация;

г) социальное страхование;

д) прочие.

При этом часть затрат необходима в каждом периоде, без них не осуществить простого воспроизводства (материальные затраты, выплаты заработной платы, социальных отчислений и налогов), а часть, например, амортизация, являются, наравне с прибылью, ресурсом предприятия для расширения и развития производства (обеспечения расширенного воспроизводства). Действительно, основные средства не требуют возобновления по итогу каждого производственного цикла, следовательно, амортизационные отчисления могут быть направлены предприятием не на вложения в данные основные средства, а на все прочие цели.

Формулой развития убыточного предприятия является Амортизация+Прибыль>0.

Распределение прибыли предприятия после уплаты налогов (чистой прибыли) – исключительная прерогатива собственников предприятия (собрания акционеров в акционерном обществе, дольщиков в обществах с ограниченной ответственностью, комитетов по управлению имуществом в гос. предприятиях). Прибыль может направляться для формирования резервного фонда на покрытие непредвиденных убытков, для формирования фондов специального назначения (развития производства, материального поощрения сотрудников), хотя указанные фонды могут и не формироваться, а прибыль будет непосредственно направляться на указанные цели, тогда говорят о безфондовой форме распределения прибыли, и это определяется учётной политикой предприятия. Оставшаяся часть чистой прибыли по решению учредителей предприятия распределяется между ними для выплаты дохода (дивиденда в акционерном обществе), который распределяется пропорционально доле взносов участников предприятия в уставный капитал предприятия.

5. Содержание финансового планирования и финансовый менеджмент на предприятии.

Управление фирмой суть управление пассивами (привлечением средств), т. е. поиск источников финансирования и управление размещением средств (активами).

 

Рассмотрим типовую рекомендуемую схему управления предприятием.

 

┌────────────────────┐ ┌───────────┐

│ Совет директоров ├────────────┤ Служба │

└────────────┬───────┘ │внутреннего│

┌──────────────────┴──────────────────┐ │ аудита │

│ Президент (Председатель правления) │ └───────────┘

└──────────────────┬──────────────────┘

┌─────────────────────────┼─────────────────────┐

┌────────┴────────┐ ┌─────────┴──────┐ ┌────────┴──────────┐

│ Вице-президент │ │ Вице-президент │ │ Вице-президент по │

│ по производству │ │ по финансам │ │ сбыту продукции │

└────────┬────────┘ └─────────┬──────┘ └────────┬──────────┘

┌─────┴─────┐ │ ┌─────┴─────┐

┌────┴────┐ ┌───┴────┐ │ ┌───┴──┐ ┌──────┴─────┐

│ Главный │ │Главный │ │ │ отдел│ │ отдел │

│ инженер │ │технолог│ │ │ сбыта│ │ маркетинга │

└───┬─────┘ └───┬────┘ │ └──────┘ └────────────┘

┌───┴───┐ ┌───┴────┐ │

│ отдел │ │ отдел │ │

└───────┘ └────────┘ │

┌────────────────┴────────────────────┐

┌────────┴──────────┐ ┌──────────┴──────────┐

│ │ │Главный финансовый │

│ Главный казначей │ │ контролёр (главный │

│ │ │ бухгалтер │

└────────┬──────────┘ └──────────┬──────────┘

┌─────────────┼─────────────┐ ┌────────────┼──────────┐

┌────┴────┐ ┌─────┴─────┐ ┌────┴──┐ ┌────┴────┐ ┌────┴──┐ ┌─────┴──┐

│Кредитный│ │Отдел │ │Отдел │ │Отдел │ │ Отдел │ │Налого- │

│ отдел │ │материаль- │ │капи- │ │учёта │ │ финан-│ │ вый │

│ │ │но - про- │ │тальных│ │издержек │ │ сового│ │отдел │

│ │ │изводствен-│ │вложе- │ │(кальку- │ │(управ-│ │(налого-│

│ │ │ных запасов│ │ний │ │ ляции) │ │ленчес-│ │ вый │

│ │ │ │ │ │ │себес- │ │кого) │ │ учёт) │

│ │ │ │ │ │ │тоимости │ │учёта │ │ │

└─────────┘ └───────────┘ └───────┘ └─────────┘ └───────┘ └────────┘

Главный казначей осуществляет:

- планирование ресурсов исходя из текущих и новых операций, определяет источники их финансирования;

- распределение выручки от реализации по соответствующим фондам;

- управление кассовой наличностью и рыночными ценными бумагами;

- планирование соотношения основного и оборотного капитала, собственных и привлечённых средств;

- планирование фонда оплаты труда управленческого персонала и создание и использование резервного фонда и фонда социального развития и материального поощрения. Сами видите, что оплата труда рабочих не планируется, она диктуется рыночной ситуацией и требованиями профсоюза.

Главный контролёр (главный бухгалтер) осуществляет:

- разработку ежегодного отчёта корпорации (баланса, отчёта о прибылях и убытках);

- ведение бухгалтерского учёта и разработку учётной политики предприятия;

- контроль за правильностью уплаты налогов и за правильностью представляемых отчётов в налоговые органы и всем заинтересованным лицам (это уже относится к публикуемой отчётности).

 

Два основных формируемых на большинстве предприятий финансовых плана позволяют ответить на два важнейших вопроса:

Финансовый план предприятия. Позволяет определить прибыльность работы как предприятия в целом, так и отдельных проводимых мероприятий.

1. Доходы и поступления.

а. Валовая прибыль:

- от реализации;

- операционные доходы;

- от внереализационных операций.

б. Амортизационные отчисления.

в. Прирост устойчивых пассивов.

г. Мобилизация внутренних резервов.

д. Полученные средства от дольщиков (акционеров).

2. Расходы и отчисления.

а. Капиталовложения:

- в капитальное строительство;

- в основной капитал;

- в акции и доли участия других предприятий.

б. Прирост норматива оборотных средств.

в. Возмещение убытков коммунального хозяйства, находящегося на балансе предприятия.

г. Расходы на НИР и ОКР.

д. Создание резервов (предстоящих расходов и платежей, резервного фонда).

3. Взаимоотношения с бюджетом.

а. Платежи в бюджет (по каждому виду налогов).

б. Поступления:

- НДС и акцизы, полученные от покупателей;

- целевые поступления и финансирование.

4. Взаимоотношения с кредитной системой.

а. Получение кредитов:

- от банков;

- авансов от покупателей, займов.

б. Выдача займов:

- авансов покупателям, прочих займов;

- погашение кредитов банков и процентов по ним.

Желательно, что бы процентная ставка по выдаваемым кредитам была выше, чем по привлекаемым; а срок получения кредитов большим срока их предоставления.

Оперативное финансовое планирование предполагает составление платёжного календаря (на месяч, 15 дней, декаду, пятидневку) с указанием конкретных сроков и очерёдности расчётов и платежей. В первом разделе платёжного календаря указываются расходы по датам платежей (желательно подекадное составление): на зарплату, на налоги по видам налогов, на оплату предъявленных счетов поставщиками и подрядчиками, на выплату задолженности перед кредиторами всех видов, на погашение ссуд и уплату процентов по ним и т. п. Во втором разделе учитываются поступления: выручки от реализации продукции и имущества, поступления по платежам дебиторов, поступления взятых сумм кредитов, остатки средств в кассе и на расчётных счетах. Подводят баланс. Очевидно, многие виды поступлений носят вероятностный характер.

Отдельно составляется кассовый план - это план оборота наличных денег. Первым разделом являются поступления по конкретным видам наличных выплат и выручки. Во втором разделе указывают наличные расходы (в основном на зарплату). В третьем разделе заполняется расчёт выплат зарплаты, а в четвёртом разделе - календарь выдач зарплаты. Кассовый план достаточно важен, в ряде банков тариф на выдачу наличных по предварительному заказу и заказанных в день получения существенно различается. Так же может взиматься плата за платежи сверх кредитового остатка на утро (хотя в течение дня необходимая для платежа сумма была собрана за счёт поступлений на расчётный счёт.

Целью оперативного финансового планирования на предприятии является устранение кассовых разрывов и недостатка средств для своевременного исполнения обязательств, могущих привести к техническому банкротству предприятия и к судебным искам и издержкам.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.