Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджет домашнего хозяйства (семьи)




Бюджет домашнего хозяйства (семьи)

Финансовые ресурсы формиру­ют бюджет домашнего хозяйства. По своему материальному со­держанию бюджет домохозяйства – это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. Он объ­единяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности. Средств семейного бюджета постоянно не хватает в связи с расширением потребно­стей. Недостаток средств бюджета, особенно в нашей стране, вынуждает участников домохозяйства помимо продажи рабочей силы на основном месте работы и получения оплаты труда по трудовым договорам вести личное подсобное хозяйство, осуще­ствлять индивидуально-трудовую и предпринимательскую дея­тельность, сдавать излишки своей недвижимости и предметы длительного пользования в аренду, приобретать и реализовывать ценные бумаги и т.п.

1. Роспись денежных доходов и расходов семьи, составляемая обычно на месячный срок, в виде таблицы, баланс семейных расходов и доходов.

2. Характеристика уровня жизни различных групп семей, фиксирующая объем и структуру фактических доходов и расходов семьи.

В доходной части отражаются доходы ее членов по всем источникам поступлений, в расходной – расходы семьи по их назначению: на покупку продовольственных и непродовольственных товаров, оплату жилища и услуг культурно-бытового назначения, транспорта, оплату путевок в санатории, дома отдыха, расходы в связи с ведением личного подсобного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности, уплату налогов, обязательных платежей, взносы и др. Доходная и расходная части бюджета балансируются с учетом накоплений семьи в виде прироста наличных денег, валюты, вкладов в учреждениях банка, покупки акций, облигаций и других ценных бумаг, стоимости прироста скота и птицы, продуктов личного подсобного хозяйства, кормов и др. Источником данных о бюджете семьи являются выборочные обследования домашних хозяйств.

Потребительский бюджет (ПБ) – таблица, в которой сопоставляются денежные доходы и расходы человека или семьи. Реальные бюджеты строятся на основе опроса, изучения анализа, статистики доходов и потребления отдельных, наиболее представительных групп населения.

Рациональный ПБ – теоретический бюджет, построенный исходя из рациональных норм потребления материальных и духовных благ, услуг в определенном целесообразном наборе.

Бюджет потребительского минимума составляется на основе набора минимально необходимых потребительских товаров, услуг, расходов.

Доходы – заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, дополнительные выплаты, доходы от личного хозяйства, благотворительная помощь.

Расходы – продукты питания, одежда и обувь, мебель, предметы культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, квартплата и бытовые услуги, культурные нужды, табачные и виноводочные изделия, транспорт, уплата налогов, а также образование сбережений. Наряду с балансом доходов и расходов на образ и уровень жизни влияют зависимость между доходами и потреблением и дифференциация доходов.

В рамках бюджета формируются обособленные денежные фонды:

· индивидуальные, предназначенные для отдельных членов семьи и используемые на приобретение различных товаров, развлечения, учебу, медицинское обслуживание и т.п.;

· совместный, для покупки товаров общего пользования (телевизора, холодильника и т.д.);

· накопления и обеспечения (резервный фонд), используе­мый для будущих капитальных расходов (покупки дома, квартиры, участка земли, средств транспорта, а также формирования первоначального капитала для коммерче­ской деятельности).

Потребность в создании фонда накопления возникает не только для приобретения товаров длительного пользования, тре­бующих больших средств, для отдыха и дорогостоящего меди­цинского обслуживания, но также для обеспечения достойной жизни в старости.

В экономической зарубежной литературе различают посто­янный и временный доход домохозяйства. Постоянный – это доход, который, согласно ожиданиям человека, сохранится в будущем. В стабильном экономическом обществе к этому виду относят, как правило, оплату трудовой деятельности. Временным считается доход, который в будущем может исчезнуть, например, доход от ценных бумаг в связи с прекращением акционерного общества. В России, когда общее экономическое положение страны неустойчиво, весь доход домохозяйства становится временным, трудно прогнозируемым.

Доход семейного бюджета определяет объем потребления домохозяйств. Постоянный доход, размер которого повторяется из года в год, не вызовет серьезных колебаний в их потребительских расходах. В то же время временный доход может оказать серьезное влияние на общий платежеспособный спрос страны. Его рост в отдельный период времени, создав дополнительные требовании товаров и услуг, осложнит ситуацию на рынке.

Государство оказывает существенное воздействие на объем бюджета домашнего хозяйства, так как в рыночной экономке оно полностью интегрировано в общий кругооборот материальных и денежных средств. Это воздействие осуществляется:

1) через налоговую систему — домохозяйства оплачивают налоги, сборы, пошлины и делают другие обязательные отчисления

2) через оплату труда работников в государственном секторе;

3) через предоставляемые различные общественные блага и услуги;

4) через государственное ценообразование.

Доходы домашнего хозяйства – часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. все физические и умственные способности людей, израсходованные и процессе производства. Однако в современном обществе из-за не равномерного распределения национального дохода ресурсы у отдельных категорий домохозяйств оказываются недостаточными, чтобы поддержать жизненные силы на требуемом уровне. Поэтому государство за счет бюджета и внебюджетных фондов и предпри­ниматель за счет прибыли пополняют средства домохозяйств.

Валовой доход домохозяйств – это денежные доходы, стоимость натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных государством и предприятиями в натуральном выражении льгот, дотаций, подарков (без учета накопленных сбережений), а накопления и сбережения в нашей стране из-за относительной бедности всегда стояли на низком уровне.

В валовых доходах преобладают денежные доходы, представляющие собой объем денежных средств, которыми располагает домохозяйство для обеспечения своих расходов. Денежные до­ходы формируются за счет следующих источников:

1) оплата труда членов домохозяйств, полученная при вы­полнении трудовых соглашений при найме, а также премии, по­стоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на со­циально-культурные цели: пособия, оплата транспортных услуг, путевок и т.п.;

2) доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендная плата и др.;

3) государственные социальные выплаты (трансферты) пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов.

В основу классификации доходов домашнего хозяйства положены раз­ные признаки.

1. В зависимости от источника дохода они подразделяются на:

· заработную плату и дополнительную оплату трудовой дея­тельности;

· доходы от предпринимательской деятельности;

· доходы от ценных бумаг;

· арендную плату за переданное во временное пользование имущество;

· страховое возмещение;

· доходы от реализации имущества;

· выплаты из государственных денежных фондов (бюджетов, внебюджетных фондов);

· прочие.

2. В зависимости от равномерности поступления различают доходы:

· регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);

· периодические (авторские гонорары, доходы по ценным бумагам и др.);

· случайные или разовые (подарки, доходы от реализации
имущества).

3. В зависимости от надежности поступления различают доходы:

· гарантированные (государственные пенсии, доходы по госзаймам);

· условно-гарантированные (оплата труда);

· негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).

Анализ доходности в разрезе домохозяйств дает возможность учесть демографические, региональные и внутрисемейные факторы распределения и ис­пользования совокупного дохода, в том числе и в его не денежной и натуральной форме. Кроме того, большое влияние на денежные доходы домохозяйств оказывают место проживания (и городской или сельской местности), а также численность, в том числе количество детей в семье.

Соотношение среднедушевых распределяющих ресурсов до­мохозяйств и прожиточного минимума свидетельствует о низ­ком жизненном уровне большой части населения России, а ди­намика этого соотношения об ухудшении положения.

Расходы бюджета домохозяйства играют существенную роль и экономике страны. Используя свои доходы, семья обеспечивает формирование и развитие рынка товаров и услуг. Реализуя свои накопления и сбережения, она увеличивает спрос на ценные бумаги, расширяя тем самым фондовый рынок. Кроме того, большое значение домохозяйства имеют как субъекты предложения важнейших производственных ресурсов – труда и предпринимательской деятельности. Наконец, члены семьи, занимаясь воспитанием детей, выступают главными потребителями социально-культурной сферы, которая финансируется государством.

Члены домохозяйств, расходуя свои средства, удовлетворяют разнообразные потребности. Это возможно двумя путями:

1) ис­пользованием денежных доходов на приобретение товаров и ус­луг;

2) натуральным самообеспечением, происходящим за счет собственной трудовой деятельности отдельных членов хозяйства.

Натуральное самообеспечение за последние годы возросло, а с учетом государственных социальных трансфертов в натуральной форме занимает почти четвертую часть потребления домашнего хозяйства. Однако денежные расходы играют доминирующую роль в общем объеме конечного потребления.

Денежные расходы домохозяйства – фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необ­ходимые для продолжения жизни человека, которые включа­ют потребительские расходы и расходы, не связанные непо­средственно с потреблением. Они выполняют очень важную роль по воспроизводству рабочей силы отдельных членов до­машнего хозяйства.

В современных условиях в России происходит снижение ре­альных расходов из-за уменьшения доходности определенных групп населения. Наряду с другими факторами это приводит к качественным изменениям в обществе: ухудшению здоровья на­селения, сокращению продолжительности жизни, падению уров­ня рождаемости.

Денежные расходы домашнего хозяйства можно классифицировать по разным признакам:

1. По степени регулярности:

· постоянные расходы (на питание, коммунальные услуга и др.);

· регулярные расходы (на одежду, транспорт и др.);

· разовые расходы (на лечение, товары длительного пользо­вания).

2. По степени необходимости:

· первоочередные (необходимые) расходы на питание, одежду;

· медицину;

· второочередные (желательные) расходы (на образование, страховые взносы и т.п.);

· прочие расходы (остальные);

3. По целям использования:

· потребительские расходы (на покупку товаров и оплату услуг);

· оплата обязательных платежей и различных обязательных плюсов;

· накопления и сбережения во вкладах и ценных бумагах;

· покупка иностранной валюты;

· прирост денег на руках населения.

Покупка товаров и оплата услуг – потребительские расходы, являющиеся главными, составляют три четверти всех денежных затрат.

Структура расходов домохозяйства показывает, что расходы на продукты питания занимают преобладающую долю. Причем в городе эта доля выше. В сельской местности домохозяйст­ва почти на треть обеспечивают себя за счет натурального хо­зяйства. Непромышленные товары (одежда, обувь, мебель, бытовая техника) составляют в городе почти 1/3, а на селе — лишь пятую часть.

Доля расходов на услуги постоянно возрастает. Особенно увеличились затраты семей в городе на жилье, коммунальные услуги, лекарства, а также на проезд в общественном транспор­те. Отдельные виды услуг настолько подорожали, что просто выпали из бюджета рядового гражданина (например, чистка одежды, общественная стирка и др.). Однако появились новые виды платных услуг (здравоохранение, образование), которые стали занимать все большую долю расходов семьи.

Количественный состав домохозяйств также оказывает влия­ние на структуру расходов конечного потребления.

Вторая группа денежных расходов домохозяйств - обяза­тельные и добровольные платежи. К обязательным платежам относятся налоги, сборы, пошлины, отчисления, которые взи­маются органами исполнительной власти в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды. Добровольные платежи производят отдельные члены домохозяйств по собственной инициативе в страховые организации при страховании от раз­личных рисков, негосударственные пенсионные фонды, благо­творительные фонды и др. Доля этих расходов в общих расходах домохозяйств относи­тельно невелика.

Третья группа расходов – сбережения и накопления домо­хозяйств.

Денежные накопления и сбережения, аккумулированные в банках, служат источником расширения кредитных отношений. Потребительский кредит пополняет денежные доходы членов домохозяйств и способствует увеличению платежеспособного спроса на товары и услуги. Особенно важен потребительский кредит для России, где уровень жизни относительно низок, а кредитные возможности банковской системы нуждаются в до­полнительных капиталах.

 

Тема 11: Использование финансов для решения социально-экономических задач

 

1. Влияние финансов на развитие экономики

2. Финансовое воздействие государства на обеспечение благосостояния населения

3. Финансовое обеспечение развития социально-политической жизни общества

4. Финансовое обеспечение социальных гарантий

5. Использование финансовых рычагов регулирования и стимулирования производства

6. Влияние финансов на НТП

 

11.1. Влияние финансов на развитие экономики

 

Через финансовую систему происходит разделение и перераспределение валового национального продукта. От того, как в финансовой системе происходит такое распределение, во многом зависит эффективность общественного производства, качества жизни населения страны. При этом важны как общие условия, пропорции распределения стоимости общественного продукта, так и конкретные механизмы распределения: формы, рычаги, инструменты, методы финансовой деятельности.

В соответствии с государственной экономической политикой определяются важнейшие соотношения между финансовыми ресурсами главных экономических субъектов: государства, предприятий и населения.

Такое распределение задается структурой собственности в национальной экономике, экономической ролью государства, принятой в стране политикой формирования и распределения доходов населения.

Как известно, государство, участвуя в экономической жизни общества, берет на себя те функции, которые не может выполнить ни один из институтов общества, ни рынок как механизм саморегулирования экономики.

К таким функциям относятся:

· обеспечение экономики необходимым количеством денег;

· разрешение проблемы экстерналий; (Экстерналии – внешние эффекты, имеют место тогда, когда производство или потребление товара оказывает непосредственное воздействие на производителей или потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара, и когда эти побочные эффекты не находят отражения в рыночных ценах)

· производство общественных благ;

· производство насущных благ.

В результате выполнения таких функций государство создает условия для эффективного функционирования рыночной экономики, обеспечивает общественно приемлемую направленность действия рыночных механизмов.

В целом, экономическую роль государства можно иллюстрировать представленной схемой. Выполняется экономическая роль государства через его участие в экономике. Важнейшими средствами его участия в экономике являются финансовые рычаги и инструменты.

 
 

 


С помощью финансовых рычагов решаются следующие задачи государственного регулирования экономики.

 
 

 


Реальный механизм финансового воздействия государства на экономику проявляется не как неизменная, строго заданная система рычагов, а как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность.

Наиболее важное значение для государственного финансового воздействия на экономику имеют следующие финансовые рычаги.

 
 

 

 


Активность государства в осуществлении своих функций по регулированию экономики характеризуется абсолютными и относительными показателями:

· государственных расходов,

· налоговых изъятий,

· стоимости собственности и объемами производства товаров и услуг в государственном секторе экономики.

11.2. Финансовое воздействие государства на обеспечение благосостояния населения

 

В широком смыс­ле уровень жизни – это комплексная характеристика внима­ния общества к человеку. Она синтезирует объем и структуру потребления, экономические и производственно-технические условия труда, количество и качество свободного времени, протекание демографических процессов, гарантии материального обеспечения членов общества и семей, имею­щих иждивенцев, размеры и состав собственности граждан, перспективы ее расширения, возможности, которые общество предоставляет для всестороннего развития личности каждому индивидууму.

В узком (конкретном) значении уровень жизни представляет систему количественных показателей, характе­ризующих объем, степень и качество удовлетворения потреб­ностей человека.

Натуральные показатели уровня жизни – конкретны и на­глядны, позволяют сделать сопоставление уровней жизни в разных странах, ибо на них не оказывают влияния различия масштабов цен и доходов. Но у натуральных показателей есть недостаток – отсутствие комплексности, односторонность. Этот недостаток устраняется применением стоимостных пока­зателей, к которым относятся, например, объем националь­ного дохода в расчете на душу населения, величина и удельный вес в национальном доходе фонда потребления, среднедушевой денежный доход семьи, стоимость минималь­ной потребительской корзинки (прожиточный минимум), ин­декс реальных доходов населения и т.д.

Основные измерители уровня жизни:

· Структура и уровень потребления основных видов благ и услуг в натуральном выражении в расчете на 1 человека или 1 семьи из 4 человек в год;

· мера обеспеченности человека и семьи потребительскими благами: показатели годового потребления пищи, одежды, обуви, обеспеченности жилой площадью, мебелью, товарами длительного пользования, предметами культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода,

· обеспеченность населения школами, д/с, врачебным обслуживанием, парикмахерскими, банями, столовыми.

Формирование уровня жизни происходит при непосредст­венном и активном участии финансов. Объем потребления материальных и нематериальных благ зависит от величины доходов граждан и социальной политики государства.

Уровень жизни населения определяют не номинальные, а реальные денежные доходы, объем которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров предпринима­тельской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования, уровня инфляции, размеров дотирования и др.

Реальные до­ходы граждан образуются в результате многократного финансового распределения и перераспределения стоимости.

Так, с помощью налогов урезаются полученные гражданами денежные доходы и тем самым уменьшаются их реальные доходы. Однако финансовые ресур­сы, мобилизованные посредством налогов, направляются че­рез бюджет в сферы культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, используются на дотации и компен­сационные выплаты, благодаря чему обеспечивается не только сохранение, но и рост уровня реальных доходов граждан. Реальные денежные доходы населения, обязательно содержат определенную сумму финансовых добавок и вычетов. В ус­ловиях рыночных отношений роль этих добавок и вычетов су­щественно возрастает, они приобретают характер финансовых регуляторов денежных доходов населения.

Независимо от конкретных форм и методов финансовое ре­гулирование денежных доходов населения призвано решать следующие задачи:

· повышение общего уровня жизни населения;

· достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граж­дан;

· обеспечение прожиточного минимума и конституционных гарантий для всех граждан независимо от пола и возраста, национальности, места проживания, а также вида обществен­но полезного труда и способов извлечения доходов в рамках действующих законов;

· стимулирование трудовой и деловой активности населения, борьбы с незаконными доходами;

· привлечение всех трудоспособных граждан к финансовому участию в общегосударственных мероприятиях.

Отрицательное регулирующее воздействие на доходы граж­дан оказывают косвенные налоги и, прежде всего, налог на до­бавленную стоимость.

В действующей системе налогообложения физических лиц главным объектом налогового регулирования выступают пока что денежные доходы, полученные в качестве вознаграждения за труд или в результате предпринимательской деятельности. Между тем в условиях рынка в орбиту финансового воздей­ствия должны попадать также дивиденды, проценты, выигры­ши и другие виды поступлений от инвестирования средств в ценные бумаги.

Непосредственное участие финансов в повышении благосостояния граждан осуществляется через общественные фонды потребле­ния. Они используются для оказания населению бесплатных услуг, выплаты денежных пособий и предоставления различ­ных льгот. Общественные фонды потребления выступают фи­нансовой базой реализации конституционных прав и гарантий, декларируемых государством в социальной сфере. Специфика распределения благ через общественные фонды потребления заключается в его целевом характере, т.е. в не­посредственной связи размеров и видов социального обслуживания с удовлетворением конкретных потребностей определенных групп населения.

 
 

 

 


В отличие от налогового регулирования механизм обще­ственных фондов потребления позволяет обществу непосред­ственно воздействовать на структуру потребительских расходов граждан в интересах выравнивания социально-экономического положения различных категорий населения. Раз­меры выплат и льгот из общественных фондов потребления не только являются важной составной частью совокупного по­требительского фонда, но и воплощают в себе социальные приоритеты в распределении и потреблении жизненных благ.

В условиях свободной экономики рост благосостояния граждан будет предопределяться в первую очередь резким по­вышением стоимости рабочей силы на рынке труда, значи­тельным расширением доходов от различных форм коллективной и частной собственности. При таких обстоя­тельствах сфера бесплатных услуг и всякого рода льгот станет неизбежно сужаться за счет расширения платного социально­го обслуживания. В результате оплата труда и другие формы доходов от активной деятельности будут все более превали­ровать, в то время как общественные фонды потребления бу­дут все более выступать в роли источника, используемого на содержание социально незащищенных и малообеспеченных категорий граждан.

Состав и объем жизненных благ, доставляемых через об­щественные фонды потребления, будут в первую очередь за­висеть от структуры расходов государственного бюджета, за счет средств которого в настоящее время формируется около 70% средств этих фондов. В условиях рыночной экономики должна значительно возрасти социальная роль бюджета. Ко­личественно это найдет свое выражение в существенном увеличении доли расходов на социально-культурные мероп­риятия в общем объеме используемых бюджетных ресурсов.

Переход к рыночным отношениям вызвал к жизни новые для нашего государства источники получения денежных до­ходов граждан, непосредственно связанные с общественными фондами потребления. Это всевозможные благотворительные и близкие к ним по назначению социальные фонды. Роль данного источника в удовлетворении потребностей будет по­стоянно возрастать, ибо рынок неизбежно порождает социальную дифференциацию граждан, в результате чего образуется иногда значительная по численности группа людей, не обеспечиваемых ни государственными управленческими структурами, ни предприятиями и организациями. Реальная финансовая помощь для таких категорий граждан может по­ступать только в порядке благотворительности или путем сбора и перераспределения средств среди аналогичных соци­альных групп.

Система социальных трансфертов – финансирование программ поддержки социально незащищенных слоев населения.

Установление социальных гарантий

1. Законодательное определение минимального уровня оплаты труда, пенсионного обеспечения.

2. Введение надбавок и доплат за работу в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями.

3. Определение продолжительности труда и отдыха, границ рабочего дня, прав работников и работодателей.

4. Выплата пособий по временной нетрудоспособности.

5. Выплата пособий лицам, состоящим на учете в службе занятости.

Налоговые льготы – это преимущества, предоставляемые одним налогоплательщикам по сравнению с другими налогоплательщиками в налоговом законодательстве, в том числе:

· полное или частичное освобождение от уплаты налогов отдельных видов деятельности и организаций (например: общественные организации инвалидов, ритуальные услуги);

· понижающая ставка;

· налоговые вычеты по отдельным операциям.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Социально значимым является именно распределение по располагаемым доходам, поскольку оно определяет качество жизни населения. На то, каков должен быть уровень дифференциации доходов и социального равенства в стране, существуют различные точки зрения.

Так, в соответствии со взглядами сторонников либеральной экономики, роль государства должна ограничиваться обеспечением минимальных размеров прожиточного минимума для самых неимущих слоев населения и степень неравномерности распределения доходов должна ограничиваться только теми пределами, за которыми таится опасность социальных потрясений.

Сторонники социально ориентированной рыночной экономики считают, что государство обязано обеспечить максимально возможное равенство в уровне доходов. Единственным ограничением степени такого равенства они считают опасность снижения уровня мотивации экономической деятельности как у тех людей, кто, получая высокие доходы, вынужден их большую часть выплачивать в виде налогов, так и у тех людей, кто, получая низкие доходы за счет своих усилий, тем не менее может рассчитывать на значительные субсидии от государства.

11.3. Финансовое обеспечение развития социально-политической жизни общества

 

Финансы, как никакая другая система производственных отношений постоянно находятся в центре пристального внимания общества. Это связано с тем, что:

1) финансовое обеспечение является необходимым для развития экономики, социальной сферы, общества в целом;

2) через финансы возможно реально оказывать воздействие на все сферы жизни общества, экономическое положение отдельных людей, предприятий, государства в целом.

В этом проявляется активная роль финансов как мощного средства, которое в руках людей, организованных в государственные структуры, объединенных в партии и движения, позволяет изменять жизнь общества в соответствии с их убеждениями и устремлениями.

В условиях демократического общества связь процессов социально – политического развития общества и финансов как системы экономических отношений можно иллюстрировать следующей схемой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.