КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бюджет домашнего хозяйства (семьи)
Бюджет домашнего хозяйства (семьи) Финансовые ресурсы формируют бюджет домашнего хозяйства. По своему материальному содержанию бюджет домохозяйства – это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. Он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности. Средств семейного бюджета постоянно не хватает в связи с расширением потребностей. Недостаток средств бюджета, особенно в нашей стране, вынуждает участников домохозяйства помимо продажи рабочей силы на основном месте работы и получения оплаты труда по трудовым договорам вести личное подсобное хозяйство, осуществлять индивидуально-трудовую и предпринимательскую деятельность, сдавать излишки своей недвижимости и предметы длительного пользования в аренду, приобретать и реализовывать ценные бумаги и т.п. 1. Роспись денежных доходов и расходов семьи, составляемая обычно на месячный срок, в виде таблицы, баланс семейных расходов и доходов. 2. Характеристика уровня жизни различных групп семей, фиксирующая объем и структуру фактических доходов и расходов семьи. В доходной части отражаются доходы ее членов по всем источникам поступлений, в расходной – расходы семьи по их назначению: на покупку продовольственных и непродовольственных товаров, оплату жилища и услуг культурно-бытового назначения, транспорта, оплату путевок в санатории, дома отдыха, расходы в связи с ведением личного подсобного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности, уплату налогов, обязательных платежей, взносы и др. Доходная и расходная части бюджета балансируются с учетом накоплений семьи в виде прироста наличных денег, валюты, вкладов в учреждениях банка, покупки акций, облигаций и других ценных бумаг, стоимости прироста скота и птицы, продуктов личного подсобного хозяйства, кормов и др. Источником данных о бюджете семьи являются выборочные обследования домашних хозяйств.
Потребительский бюджет (ПБ) – таблица, в которой сопоставляются денежные доходы и расходы человека или семьи. Реальные бюджеты строятся на основе опроса, изучения анализа, статистики доходов и потребления отдельных, наиболее представительных групп населения. Рациональный ПБ – теоретический бюджет, построенный исходя из рациональных норм потребления материальных и духовных благ, услуг в определенном целесообразном наборе. Бюджет потребительского минимума составляется на основе набора минимально необходимых потребительских товаров, услуг, расходов. Доходы – заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, дополнительные выплаты, доходы от личного хозяйства, благотворительная помощь. Расходы – продукты питания, одежда и обувь, мебель, предметы культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, квартплата и бытовые услуги, культурные нужды, табачные и виноводочные изделия, транспорт, уплата налогов, а также образование сбережений. Наряду с балансом доходов и расходов на образ и уровень жизни влияют зависимость между доходами и потреблением и дифференциация доходов. В рамках бюджета формируются обособленные денежные фонды: · индивидуальные, предназначенные для отдельных членов семьи и используемые на приобретение различных товаров, развлечения, учебу, медицинское обслуживание и т.п.; · совместный, для покупки товаров общего пользования (телевизора, холодильника и т.д.); · накопления и обеспечения (резервный фонд), используемый для будущих капитальных расходов (покупки дома, квартиры, участка земли, средств транспорта, а также формирования первоначального капитала для коммерческой деятельности).
Потребность в создании фонда накопления возникает не только для приобретения товаров длительного пользования, требующих больших средств, для отдыха и дорогостоящего медицинского обслуживания, но также для обеспечения достойной жизни в старости. В экономической зарубежной литературе различают постоянный и временный доход домохозяйства. Постоянный – это доход, который, согласно ожиданиям человека, сохранится в будущем. В стабильном экономическом обществе к этому виду относят, как правило, оплату трудовой деятельности. Временным считается доход, который в будущем может исчезнуть, например, доход от ценных бумаг в связи с прекращением акционерного общества. В России, когда общее экономическое положение страны неустойчиво, весь доход домохозяйства становится временным, трудно прогнозируемым. Доход семейного бюджета определяет объем потребления домохозяйств. Постоянный доход, размер которого повторяется из года в год, не вызовет серьезных колебаний в их потребительских расходах. В то же время временный доход может оказать серьезное влияние на общий платежеспособный спрос страны. Его рост в отдельный период времени, создав дополнительные требовании товаров и услуг, осложнит ситуацию на рынке. Государство оказывает существенное воздействие на объем бюджета домашнего хозяйства, так как в рыночной экономке оно полностью интегрировано в общий кругооборот материальных и денежных средств. Это воздействие осуществляется: 1) через налоговую систему — домохозяйства оплачивают налоги, сборы, пошлины и делают другие обязательные отчисления 2) через оплату труда работников в государственном секторе; 3) через предоставляемые различные общественные блага и услуги; 4) через государственное ценообразование. Доходы домашнего хозяйства – часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. все физические и умственные способности людей, израсходованные и процессе производства. Однако в современном обществе из-за не равномерного распределения национального дохода ресурсы у отдельных категорий домохозяйств оказываются недостаточными, чтобы поддержать жизненные силы на требуемом уровне. Поэтому государство за счет бюджета и внебюджетных фондов и предприниматель за счет прибыли пополняют средства домохозяйств.
Валовой доход домохозяйств – это денежные доходы, стоимость натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных государством и предприятиями в натуральном выражении льгот, дотаций, подарков (без учета накопленных сбережений), а накопления и сбережения в нашей стране из-за относительной бедности всегда стояли на низком уровне. В валовых доходах преобладают денежные доходы, представляющие собой объем денежных средств, которыми располагает домохозяйство для обеспечения своих расходов. Денежные доходы формируются за счет следующих источников: 1) оплата труда членов домохозяйств, полученная при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премии, постоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспортных услуг, путевок и т.п.; 2) доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендная плата и др.; 3) государственные социальные выплаты (трансферты) пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов. В основу классификации доходов домашнего хозяйства положены разные признаки. 1. В зависимости от источника дохода они подразделяются на: · заработную плату и дополнительную оплату трудовой деятельности; · доходы от предпринимательской деятельности; · доходы от ценных бумаг; · арендную плату за переданное во временное пользование имущество; · страховое возмещение; · доходы от реализации имущества; · выплаты из государственных денежных фондов (бюджетов, внебюджетных фондов); · прочие. 2. В зависимости от равномерности поступления различают доходы: · регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);
· периодические (авторские гонорары, доходы по ценным бумагам и др.); · случайные или разовые (подарки, доходы от реализации 3. В зависимости от надежности поступления различают доходы: · гарантированные (государственные пенсии, доходы по госзаймам); · условно-гарантированные (оплата труда); · негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение). Анализ доходности в разрезе домохозяйств дает возможность учесть демографические, региональные и внутрисемейные факторы распределения и использования совокупного дохода, в том числе и в его не денежной и натуральной форме. Кроме того, большое влияние на денежные доходы домохозяйств оказывают место проживания (и городской или сельской местности), а также численность, в том числе количество детей в семье. Соотношение среднедушевых распределяющих ресурсов домохозяйств и прожиточного минимума свидетельствует о низком жизненном уровне большой части населения России, а динамика этого соотношения об ухудшении положения. Расходы бюджета домохозяйства играют существенную роль и экономике страны. Используя свои доходы, семья обеспечивает формирование и развитие рынка товаров и услуг. Реализуя свои накопления и сбережения, она увеличивает спрос на ценные бумаги, расширяя тем самым фондовый рынок. Кроме того, большое значение домохозяйства имеют как субъекты предложения важнейших производственных ресурсов – труда и предпринимательской деятельности. Наконец, члены семьи, занимаясь воспитанием детей, выступают главными потребителями социально-культурной сферы, которая финансируется государством. Члены домохозяйств, расходуя свои средства, удовлетворяют разнообразные потребности. Это возможно двумя путями: 1) использованием денежных доходов на приобретение товаров и услуг; 2) натуральным самообеспечением, происходящим за счет собственной трудовой деятельности отдельных членов хозяйства. Натуральное самообеспечение за последние годы возросло, а с учетом государственных социальных трансфертов в натуральной форме занимает почти четвертую часть потребления домашнего хозяйства. Однако денежные расходы играют доминирующую роль в общем объеме конечного потребления. Денежные расходы домохозяйства – фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимые для продолжения жизни человека, которые включают потребительские расходы и расходы, не связанные непосредственно с потреблением. Они выполняют очень важную роль по воспроизводству рабочей силы отдельных членов домашнего хозяйства. В современных условиях в России происходит снижение реальных расходов из-за уменьшения доходности определенных групп населения. Наряду с другими факторами это приводит к качественным изменениям в обществе: ухудшению здоровья населения, сокращению продолжительности жизни, падению уровня рождаемости. Денежные расходы домашнего хозяйства можно классифицировать по разным признакам: 1. По степени регулярности: · постоянные расходы (на питание, коммунальные услуга и др.); · регулярные расходы (на одежду, транспорт и др.); · разовые расходы (на лечение, товары длительного пользования). 2. По степени необходимости: · первоочередные (необходимые) расходы на питание, одежду; · медицину; · второочередные (желательные) расходы (на образование, страховые взносы и т.п.); · прочие расходы (остальные); 3. По целям использования: · потребительские расходы (на покупку товаров и оплату услуг); · оплата обязательных платежей и различных обязательных плюсов; · накопления и сбережения во вкладах и ценных бумагах; · покупка иностранной валюты; · прирост денег на руках населения. Покупка товаров и оплата услуг – потребительские расходы, являющиеся главными, составляют три четверти всех денежных затрат. Структура расходов домохозяйства показывает, что расходы на продукты питания занимают преобладающую долю. Причем в городе эта доля выше. В сельской местности домохозяйства почти на треть обеспечивают себя за счет натурального хозяйства. Непромышленные товары (одежда, обувь, мебель, бытовая техника) составляют в городе почти 1/3, а на селе — лишь пятую часть. Доля расходов на услуги постоянно возрастает. Особенно увеличились затраты семей в городе на жилье, коммунальные услуги, лекарства, а также на проезд в общественном транспорте. Отдельные виды услуг настолько подорожали, что просто выпали из бюджета рядового гражданина (например, чистка одежды, общественная стирка и др.). Однако появились новые виды платных услуг (здравоохранение, образование), которые стали занимать все большую долю расходов семьи. Количественный состав домохозяйств также оказывает влияние на структуру расходов конечного потребления. Вторая группа денежных расходов домохозяйств - обязательные и добровольные платежи. К обязательным платежам относятся налоги, сборы, пошлины, отчисления, которые взимаются органами исполнительной власти в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды. Добровольные платежи производят отдельные члены домохозяйств по собственной инициативе в страховые организации при страховании от различных рисков, негосударственные пенсионные фонды, благотворительные фонды и др. Доля этих расходов в общих расходах домохозяйств относительно невелика. Третья группа расходов – сбережения и накопления домохозяйств. Денежные накопления и сбережения, аккумулированные в банках, служат источником расширения кредитных отношений. Потребительский кредит пополняет денежные доходы членов домохозяйств и способствует увеличению платежеспособного спроса на товары и услуги. Особенно важен потребительский кредит для России, где уровень жизни относительно низок, а кредитные возможности банковской системы нуждаются в дополнительных капиталах.
Тема 11: Использование финансов для решения социально-экономических задач
1. Влияние финансов на развитие экономики 2. Финансовое воздействие государства на обеспечение благосостояния населения 3. Финансовое обеспечение развития социально-политической жизни общества 4. Финансовое обеспечение социальных гарантий 5. Использование финансовых рычагов регулирования и стимулирования производства 6. Влияние финансов на НТП
11.1. Влияние финансов на развитие экономики
Через финансовую систему происходит разделение и перераспределение валового национального продукта. От того, как в финансовой системе происходит такое распределение, во многом зависит эффективность общественного производства, качества жизни населения страны. При этом важны как общие условия, пропорции распределения стоимости общественного продукта, так и конкретные механизмы распределения: формы, рычаги, инструменты, методы финансовой деятельности. В соответствии с государственной экономической политикой определяются важнейшие соотношения между финансовыми ресурсами главных экономических субъектов: государства, предприятий и населения. Такое распределение задается структурой собственности в национальной экономике, экономической ролью государства, принятой в стране политикой формирования и распределения доходов населения. Как известно, государство, участвуя в экономической жизни общества, берет на себя те функции, которые не может выполнить ни один из институтов общества, ни рынок как механизм саморегулирования экономики. К таким функциям относятся: · обеспечение экономики необходимым количеством денег; · разрешение проблемы экстерналий; (Экстерналии – внешние эффекты, имеют место тогда, когда производство или потребление товара оказывает непосредственное воздействие на производителей или потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара, и когда эти побочные эффекты не находят отражения в рыночных ценах) · производство общественных благ; · производство насущных благ. В результате выполнения таких функций государство создает условия для эффективного функционирования рыночной экономики, обеспечивает общественно приемлемую направленность действия рыночных механизмов. В целом, экономическую роль государства можно иллюстрировать представленной схемой. Выполняется экономическая роль государства через его участие в экономике. Важнейшими средствами его участия в экономике являются финансовые рычаги и инструменты.
С помощью финансовых рычагов решаются следующие задачи государственного регулирования экономики.
Реальный механизм финансового воздействия государства на экономику проявляется не как неизменная, строго заданная система рычагов, а как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность. Наиболее важное значение для государственного финансового воздействия на экономику имеют следующие финансовые рычаги.
Активность государства в осуществлении своих функций по регулированию экономики характеризуется абсолютными и относительными показателями: · государственных расходов, · налоговых изъятий, · стоимости собственности и объемами производства товаров и услуг в государственном секторе экономики. 11.2. Финансовое воздействие государства на обеспечение благосостояния населения
В широком смысле уровень жизни – это комплексная характеристика внимания общества к человеку. Она синтезирует объем и структуру потребления, экономические и производственно-технические условия труда, количество и качество свободного времени, протекание демографических процессов, гарантии материального обеспечения членов общества и семей, имеющих иждивенцев, размеры и состав собственности граждан, перспективы ее расширения, возможности, которые общество предоставляет для всестороннего развития личности каждому индивидууму. В узком (конкретном) значении уровень жизни представляет систему количественных показателей, характеризующих объем, степень и качество удовлетворения потребностей человека. Натуральные показатели уровня жизни – конкретны и наглядны, позволяют сделать сопоставление уровней жизни в разных странах, ибо на них не оказывают влияния различия масштабов цен и доходов. Но у натуральных показателей есть недостаток – отсутствие комплексности, односторонность. Этот недостаток устраняется применением стоимостных показателей, к которым относятся, например, объем национального дохода в расчете на душу населения, величина и удельный вес в национальном доходе фонда потребления, среднедушевой денежный доход семьи, стоимость минимальной потребительской корзинки (прожиточный минимум), индекс реальных доходов населения и т.д. Основные измерители уровня жизни: · Структура и уровень потребления основных видов благ и услуг в натуральном выражении в расчете на 1 человека или 1 семьи из 4 человек в год; · мера обеспеченности человека и семьи потребительскими благами: показатели годового потребления пищи, одежды, обуви, обеспеченности жилой площадью, мебелью, товарами длительного пользования, предметами культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, · обеспеченность населения школами, д/с, врачебным обслуживанием, парикмахерскими, банями, столовыми. Формирование уровня жизни происходит при непосредственном и активном участии финансов. Объем потребления материальных и нематериальных благ зависит от величины доходов граждан и социальной политики государства. Уровень жизни населения определяют не номинальные, а реальные денежные доходы, объем которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования, уровня инфляции, размеров дотирования и др. Реальные доходы граждан образуются в результате многократного финансового распределения и перераспределения стоимости. Так, с помощью налогов урезаются полученные гражданами денежные доходы и тем самым уменьшаются их реальные доходы. Однако финансовые ресурсы, мобилизованные посредством налогов, направляются через бюджет в сферы культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, используются на дотации и компенсационные выплаты, благодаря чему обеспечивается не только сохранение, но и рост уровня реальных доходов граждан. Реальные денежные доходы населения, обязательно содержат определенную сумму финансовых добавок и вычетов. В условиях рыночных отношений роль этих добавок и вычетов существенно возрастает, они приобретают характер финансовых регуляторов денежных доходов населения. Независимо от конкретных форм и методов финансовое регулирование денежных доходов населения призвано решать следующие задачи: · повышение общего уровня жизни населения; · достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан; · обеспечение прожиточного минимума и конституционных гарантий для всех граждан независимо от пола и возраста, национальности, места проживания, а также вида общественно полезного труда и способов извлечения доходов в рамках действующих законов; · стимулирование трудовой и деловой активности населения, борьбы с незаконными доходами; · привлечение всех трудоспособных граждан к финансовому участию в общегосударственных мероприятиях. Отрицательное регулирующее воздействие на доходы граждан оказывают косвенные налоги и, прежде всего, налог на добавленную стоимость. В действующей системе налогообложения физических лиц главным объектом налогового регулирования выступают пока что денежные доходы, полученные в качестве вознаграждения за труд или в результате предпринимательской деятельности. Между тем в условиях рынка в орбиту финансового воздействия должны попадать также дивиденды, проценты, выигрыши и другие виды поступлений от инвестирования средств в ценные бумаги. Непосредственное участие финансов в повышении благосостояния граждан осуществляется через общественные фонды потребления. Они используются для оказания населению бесплатных услуг, выплаты денежных пособий и предоставления различных льгот. Общественные фонды потребления выступают финансовой базой реализации конституционных прав и гарантий, декларируемых государством в социальной сфере. Специфика распределения благ через общественные фонды потребления заключается в его целевом характере, т.е. в непосредственной связи размеров и видов социального обслуживания с удовлетворением конкретных потребностей определенных групп населения.
В отличие от налогового регулирования механизм общественных фондов потребления позволяет обществу непосредственно воздействовать на структуру потребительских расходов граждан в интересах выравнивания социально-экономического положения различных категорий населения. Размеры выплат и льгот из общественных фондов потребления не только являются важной составной частью совокупного потребительского фонда, но и воплощают в себе социальные приоритеты в распределении и потреблении жизненных благ. В условиях свободной экономики рост благосостояния граждан будет предопределяться в первую очередь резким повышением стоимости рабочей силы на рынке труда, значительным расширением доходов от различных форм коллективной и частной собственности. При таких обстоятельствах сфера бесплатных услуг и всякого рода льгот станет неизбежно сужаться за счет расширения платного социального обслуживания. В результате оплата труда и другие формы доходов от активной деятельности будут все более превалировать, в то время как общественные фонды потребления будут все более выступать в роли источника, используемого на содержание социально незащищенных и малообеспеченных категорий граждан. Состав и объем жизненных благ, доставляемых через общественные фонды потребления, будут в первую очередь зависеть от структуры расходов государственного бюджета, за счет средств которого в настоящее время формируется около 70% средств этих фондов. В условиях рыночной экономики должна значительно возрасти социальная роль бюджета. Количественно это найдет свое выражение в существенном увеличении доли расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме используемых бюджетных ресурсов. Переход к рыночным отношениям вызвал к жизни новые для нашего государства источники получения денежных доходов граждан, непосредственно связанные с общественными фондами потребления. Это всевозможные благотворительные и близкие к ним по назначению социальные фонды. Роль данного источника в удовлетворении потребностей будет постоянно возрастать, ибо рынок неизбежно порождает социальную дифференциацию граждан, в результате чего образуется иногда значительная по численности группа людей, не обеспечиваемых ни государственными управленческими структурами, ни предприятиями и организациями. Реальная финансовая помощь для таких категорий граждан может поступать только в порядке благотворительности или путем сбора и перераспределения средств среди аналогичных социальных групп. Система социальных трансфертов – финансирование программ поддержки социально незащищенных слоев населения. Установление социальных гарантий 1. Законодательное определение минимального уровня оплаты труда, пенсионного обеспечения. 2. Введение надбавок и доплат за работу в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями. 3. Определение продолжительности труда и отдыха, границ рабочего дня, прав работников и работодателей. 4. Выплата пособий по временной нетрудоспособности. 5. Выплата пособий лицам, состоящим на учете в службе занятости. Налоговые льготы – это преимущества, предоставляемые одним налогоплательщикам по сравнению с другими налогоплательщиками в налоговом законодательстве, в том числе: · полное или частичное освобождение от уплаты налогов отдельных видов деятельности и организаций (например: общественные организации инвалидов, ритуальные услуги); · понижающая ставка; · налоговые вычеты по отдельным операциям. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Социально значимым является именно распределение по располагаемым доходам, поскольку оно определяет качество жизни населения. На то, каков должен быть уровень дифференциации доходов и социального равенства в стране, существуют различные точки зрения. Так, в соответствии со взглядами сторонников либеральной экономики, роль государства должна ограничиваться обеспечением минимальных размеров прожиточного минимума для самых неимущих слоев населения и степень неравномерности распределения доходов должна ограничиваться только теми пределами, за которыми таится опасность социальных потрясений. Сторонники социально ориентированной рыночной экономики считают, что государство обязано обеспечить максимально возможное равенство в уровне доходов. Единственным ограничением степени такого равенства они считают опасность снижения уровня мотивации экономической деятельности как у тех людей, кто, получая высокие доходы, вынужден их большую часть выплачивать в виде налогов, так и у тех людей, кто, получая низкие доходы за счет своих усилий, тем не менее может рассчитывать на значительные субсидии от государства. 11.3. Финансовое обеспечение развития социально-политической жизни общества
Финансы, как никакая другая система производственных отношений постоянно находятся в центре пристального внимания общества. Это связано с тем, что: 1) финансовое обеспечение является необходимым для развития экономики, социальной сферы, общества в целом; 2) через финансы возможно реально оказывать воздействие на все сферы жизни общества, экономическое положение отдельных людей, предприятий, государства в целом. В этом проявляется активная роль финансов как мощного средства, которое в руках людей, организованных в государственные структуры, объединенных в партии и движения, позволяет изменять жизнь общества в соответствии с их убеждениями и устремлениями. В условиях демократического общества связь процессов социально – политического развития общества и финансов как системы экономических отношений можно иллюстрировать следующей схемой.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |