Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы подсчета ВВП




Классификация видов кредита.

1. Банковский кредит предоставляется исключительно специализированными кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию на осуществление подобных операций от ЦБ РФ.

1.1. По срокам погашения:

а). онкольные ссуды подлежат возврату в фиксированный срок после поступления официального уведомления от кредитора,

б). краткосрочные ссуды (до 1 года),

в). среднесрочные ссуды (от 1 до 5 лет),

г). долгосрочные ссуды (свыше 5 лет).

1 .2. По способу погашения:

а). ссуды, погашаемые единовременным взносом со стороны плательщика – традиционная форма, которая не требует использования механизма исчисления дифференцированного процента,

б). ссуды, погашаемые в рассрочку в течение срока действия кредитного договора,

1.3. По способу взимания ссудного процента:

а). ссуды, процент по которым выплачивается в момент ее общего погашения,

б). ссуды, процент по которым выплачивается равномерными взносами заемщика в течение срока действия кредитного договора,

в). ссуды, процент по которым удерживается банком в момент непосредственной выдачи их заемщику.

1.4. По наличию обеспечению:

а). доверительные ссуды – используются в ограниченном объеме в отношении постоянных клиентов, пользующихся полным доверием банков,

б). ссуды под залог (недвижимость, ценные бумаги, товары и т.д.),

в). ссуды под финансовые гарантии третьих лиц.

1.5. По целевому назначению:

а). ссуды общего характера, используемые заемщиком по своему усмотрению для удовлетворения любых потребностей в финансовых ресурсах,

б). целевые ссуды, предполагающие необходимость для заемщика использовать выделенные банком ресурсы исключительно для решения задач, определенных условиями кредитного договора.

1.6. По категории потенциальных заемщиков:

а). аграрные ссуды – характерной особенностью является четко выраженный сезонный характер, обусловленный спецификой сельскохозяйственного производства,

б). коммерческие ссуды – предоставляются субъектам хозяйствования, функционирующим в сфере торговли и услуг,

в). ссуды посредникам на фондовой бирже,

г). ипотечные ссуды владельцам недвижимости,

д). межбанковские ссуды.

2. Коммерческий кредит – находит практическое выражение в финансово-хозяйственных отношениях между юридическими лицами в форме реализации продукции или услуг с отсрочкой платежа.

Инструментом коммерческого кредита является вексель, выражающий финансовые обязательства заемщика по отношению к кредитору.

Отличия коммерческого кредита от банковского:

- в роли кредитора выступают не специализированные кредитно-финансовые организации, а любые юридические лица, связанные с производством или реализацией товаров или услуг,

- предоставляется исключительно в товарной форме,

- средняя ставка по коммерческому кредиту, как правило, ниже, чем у банковского.

3. Потребительский кредит – целевая форма кредитования физических лиц. В роли кредитора могут выступать как специализированные кредитные организации, так и любые юридические лица, осуществляющие реализацию товаров или услуг.

4. Государственный кредит – форма финансовых отношений, в которых государство может выступать в роли кредитора, заемщика или гаранта.

5. Международный кредит – совокупность кредитных отношений, функционирующих на международном уровне, непосредственными участниками которых могут выступать межнациональные финансово-кредитные институты (МВФ, Всемирный банк и т.д.), правительства соответствующих государств и отдельные юридические лица.

6. Ростовщический кредит – ссуды одних физических лиц другим физическим лицам.

 

 

Лекция 8.

СТРАХОВАНИЕ

Страхование представляет собой особую форму перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении страхового случая.

Участники страховых отношений:

1. Страхователи – юридические и физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе договора страхования. В удостоверении заключенного договора страхователь получает страховое свидетельство (полис), в котором:

- оговорены правила страхования,

- перечень страховых рисков,

- размер страховой суммы,

- размер страховой премии (взноса),

- порядок изменения и прекращения договора и т.д.

2. Страховщики – юридические лица любой организационно-правовой формы, имеющие государственную лицензию на проведение операций страхования. Страховщиками могут выступать:

- государственные страховые организации,

- акционерные страховые общества,

- общества взаимного страхования,

- перестраховочные компании.

3. Страховые посредники:

а). страховые агенты – физические или юридические лица, действующие от имени и по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховые агенты представляют интересы одной страховой компании и получают за свою работу комиссионное вознаграждение,

б). страховые брокеры – юридические или физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей. Они осуществляют страховую деятельность от своего имени и представляют интересы страхователя или страховщика.

 
 

 

 


1. Обязательное страхование осуществляется в силу закона, с позиций общественной целесообразности. При его проведении действует неограниченная во времени страховая ответственность по установленным законом объектам страхования и кругу страхователей.

К сфере обязательного страхования относятся:

- обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам, гибель или повреждение которого затрагивает не только личные, но и общественные интересы,

- обязательное личное страхование должностных лиц таможенных органов и налоговых органов РФ,

- обязательное страхование личности от риска радиационного ущерба вследствие Чернобыльской катастрофы,

- обязательное страхование военнослужащих и военнообязанных,

- обязательное страхование работников предприятий с особо опасными условиями работы (пожарники, летчики, горноспасатели, полярники, инкассаторы, испытатели новой техники и т.д.),

- обязательное медицинское страхование граждан.

2. Добровольное страхование проводится в силу закона и на добровольной основе. Законом определяются наиболее общие условия страхования, а конкретные условия его проведения регулируются договором страхования.

3. Имущественное страхование защищает интересы страхователя, связанные с владением, пользованием распоряжением имуществом и товарно-материальными ценностями. К видам имущественного страхования относятся:

- сельскохозяйственное страхование (культур и животных),

- транспортное страхование,

- страхование имущества граждан,

- страхование имущества предприятий различных форм собственности.

4. Личное страхование выступает формой социальной защиты и укрепления материального благосостояния населения. Его объекты: жизнь, трудоспособность, здоровье граждан.

5. Страхование ответственности защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация, так и третьих лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя.

К страхованию ответственности относятся:

- страхование ответственности заемщика за непогашение кредита,

- страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств,

- страхование ответственности работодателей,

- страхование профессиональной ответственности частнопрактикующих специалистов (адвокатов, аудиторов, врачей и т.д.) и другое.

6. Перестрахование представляет собой систему финансовых и договорных отношений, при которых страховщик часть ответственности по принятым на себя обязательствам передает на согласованных условиях другому страховщику.

Цель перестрахования – создание сбалансированного портфеля страховщика посредством деления и выравнивания рисков, обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций.

Цедент – страховое общество, передающее риск

Цессионарий – страховое общество, принимающее риск на свою ответственность.

Процесс передачи страхового риска – цедирование риска.

 

 

Лекция 9.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

 

Государственный кредит – это совокупность финансовых отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает быть как заемщик, но может быть кредитором и гарантом.

Государство может направлять кредиты на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые либо не обладают достаточной инвестиционной привлекательностью для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов бывает также продиктовано необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене или же политическими соображениями.

Основным отличием государственного кредита от банковского является отсутствие инвестиционной направленности привлеченных средств, то есть средства, взятые взаймы государством, не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и используются для покрытия всей совокупности государственных расходов.

Особенности государственного кредита:

а). сущность государственного кредита заключается в перераспределении капитала между частным сектором и государством на условиях срочности, платности и возвратности. Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга,

б). современная фискальная политика признает возможность использования несбалансированных бюджетов для стабилизации экономики,

в). возникновение дефицита бюджета порождается временной неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными обстоятельствами,

г). государственный долг оказывает на экономку регулирующее воздействие посредством влияния на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы.

Функции государственного кредита:

1. Образование денежных фондов – привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности. Основным инструментом финансирования государственного долга являются государственные ценные бумаги.

Спрос на них образуется на основе следующих факторов:

а). доходность – способность приносить доход (через проценты, дивиденды, рост курсовой стоимости),

б). надежность – низкая вероятность понести потери (минимальный риск невозврата вложенных средств),

в). ликвидность – возможность скорейшего для держателя ценных бумаг получения денежных средств.

2. Использование денежных фондов – необходимость возврата привлеченных средств, который осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования, то есть погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам с помощью средств, полученных от размещения новых обязательств.

3. Контроль – влияние на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении.

Виды государственных займов:

1. По месту размещения:

1.1. Внешние займы – это обязательства государства перед нерезидентами,

1.2. Внутренние займы – перед резидентами.

2. По способу обращения:

2.1. Рыночные – займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В развитых странах доля таких займов составляет до 70% всех долговых обязательств государства.

2.2. Нерыночные – это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, то есть они покупаются инвестором у правительства, и могут быть проданы только ему. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, - это привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения.

3. По сроку заимствования:

3.1. Краткосрочные – со сроком обращения до 1 года,

3.2. Среднесрочные – со сроком обращения от 1 до 5 лет,

3.3. Долгосрочные – со сроком обращения свыше 5 лет.

4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов:

4.1. Закладные – это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом, то есть каким-либо имуществом.

4.2. Беззакладные – это займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие имущественного обеспечения.

5. По уровню эмитента:

5.1. Федеральные,

5.2. Региональные,

5.3. Местные.

6. По форме выплаты дохода:

6.1. Процентные – доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала,

6.2. Дисконтные – доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока,

6.3. Выигрышные – доход по ним осуществляется на основе тиражей выигрыша,

6.4. Индексационные – доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.

7. По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

7.1. Обязательства с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств,

7.2. Обязательства без права досрочного погашения.

8. По способу погашения задолженности:

8.1. Займы, подлежащие оплате единовременно.

8.2. Займы, подлежащие оплате частями:

а). погашение равными долями на протяжении оговоренного срока,

б). погашение увеличивающимися долями,

в). погашение уменьшающимися долями.

9. По способу определения дохода:

9.1. Займы с постоянным фиксированным доходом предоставляют инвестору гарантированный доход, а эмитент заранее знает стоимость обслуживания долга.

9.2. Займы с переменным уровнем дохода, изменение которого зависит от изменения какого-либо экономического индикатора, например, от ставки по межбанковским кредитам в стране.

10. По направлениям использования заемных средств:

10.1. Целевые займы должны быть использованы только для финансирования конкретных программ.

10.2. Нецелевые займы могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, рефинансирования текущей задолженности и др.

 

 
 

 


Управление государственным долгом – совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Принципы управления государственным долгом:

а). безусловности – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий,

б). единства учета – учет в процессе управления государственным догом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления,

в). единства долговой политики – обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям,

г). согласованности – создание максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика,

д). снижения рисков – выполнение всех необходимых действий, позволяющих уменьшить как риски кредитора, так и риски инвестора,

е). оптимальности – создание такой структуры государственных займов, при которой выполнение обязательств по ним сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны,

ж). гласности – предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Мероприятия по управлению государственным долгом:

1). Формирование политики в отношении государственного долга,

2). Определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности,

3). Установление основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели,

4). Выделение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.

Структура внешнего долга РФ:

1. Долги перед кредиторами из западных стран.

а). задолженность перед Парижским клубом – особый международный координирующий орган, членами которого являются официальные представители стран, являющихся наиболее крупными международными кредиторами,

б). задолженность перед Лондонским клубом, который представляет собой неофициальное объединение банков-кредиторов,

в). кредиты, предоставленные различными западными коммерческими структурами. Они связаны в основном с поставкой товаров и оказанием услуг,

г). кредиты международных валютно-финансовых организаций (МВФ, Всемирный банк и другие).

2. Долги перед странами-участницами бывшего СЭВ (Венгрия, Чехия, Словакия и т.д.).

3. Валютный долг российским предприятиям и банкам.

Недостатки системы управления государственным долгом:

1). Система управления государственным долгом не дает возможности в полной мере осуществлять централизованную долгосрочную политику в области государственных заимствований,

2). Механизмы управления не позволяют полностью обеспечивать предупреждение возможных финансовых кризисов,

3). Отсутствует законодательное разделение компетенции между ветвями государственной власти в области управления государственным долгом,

4). Законодательно не определено само понятие «управление государственным долгом» и соответственно пределы полномочий Правительства РФ в сфере выполнения этой функции,

5). Отсутствует единая база данных государственных долговых обязательств и единая методика их учета, что ухудшает возможности по управлению государственным долгом в целом,

6). Не создана единая система анализа и учета рисков, что повышает риски государства, связанные с необходимостью обслуживания валютной составляющей долга,

7). Не разработана система долгосрочной взаимосвязи политик управления государственным долгом с денежно-кредитной политикой, уровнем денежной массы, политикой валютного курса,

8). Имеющаяся система информации о государственном долге и его состоянии отличается высокой степенью закрытости,

9). Отсутствует четкая правовая регламентация на федеральном уровне полномочий региональных и муниципальных органов в сфере осуществления заимствований,

10). Действующее законодательство не закрепляет функций учета и оперативного управления государственными обязательствами за уполномоченным органом Правительства РФ, что подразумевает возможность осуществления заимствований от имени Правительства РФ другими органами государственной власти.

 

Лекция 10.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Международный валютный фондмеждународная организация, участники которой обязаны в соответствии со статьями соглашения, принятого в 1944 году, соблюдать правила ведения международных операций и тесно сотрудничать по вопросам международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота, а также оказывать взаимную финансовую помощь для преодоления дефицита платежного баланса.

Для каждой страны устанавливается своя квота, в соответствии с которой определяются обязательства членов по платежам, права заимствования и право голоса. В пределах финансовых платежей по своим обязательствам страна автоматически получает право заимствования в резервных траншах. В случае повышения экономической роли стран-участниц их квота возрастает, что увеличивает их возможности заимствования в резервных траншах, а также финансовый потенциал МВФ.

Формирование и пополнение валютных запасов МВФ. В соответствии с кооперативной основой МВФ стремится осуществлять помощь по финансированию дефицитов платежных балансов в основном за счет платежей своих членов. Однако МВФ использует и другие возможности:

а). обязательная продажа членами МВФ своей валюты в установленных границах,

б). заимствования у членов МВФ при их согласии,

в). операции на международных финансовых рынках,

г). процентные платежи по ранее предоставленным кредитам и возврат основных сумм долга,

д). кредитные линии, которые открываются отдельными странами или их группами.

Большинство видов кредитов Фонда имеют ряд общих черт.

Во-первых, чаще всего его величина увязывается с размером квоты страны в МВФ, хотя есть и исключения.

Во-вторых, кредит предоставляется в форме заимствования, при котором страна покупает у МВФ иностранную валюту за собственную. По истечении установленного периода страна-участница обязана выкупить национальную валюту в тех средствах, в которых был предоставлен кредит.

В-третьих, кредиты даются при условии принятия и выполнения страной определенных обязательств по реформированию экономики, согласованных с Фондом.

Виды кредитов МВФ:

1). Основным видом кредита МВФ являются кредитные соглашения «stand-by». Главное их назначение – кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-участниц для преодоления дефицита платежного баланса. Средства, приобретаемые страной в рамках кредитных линий, предоставляются траншами. Каждый последующий транш выделяется только при условии выполнения страной стабилизационных программ.

2). Пополнение валютных резервов ЦБ страны. Эти средства служат для предотвращения резких колебаний валютного курса, которые могут приводить к большому дефициту платежного баланса.

3). Линии компенсационного финансирования открываются для стран-экспортеров сырья и импортеров зерновых. В-первом случае компенсируются временные убытки, возникающие у стран, валютные поступления которых сильно зависят от конъюнктуры мировых экспортных цен, во втором – дополнительные издержки, связанные с повышением импортных цен зерна.

4). Для стран, которые имеют низкий уровень дохода на душу населения МВФ предоставляет кредиты на борьбу с бедностью и обеспечение экономического роста. Ставка процента по ним не превышает обычно 0,5% годовых. Перед предоставлением кредитов страна-заемщик, МВФ и Всемирный банк разрабатывают совместно среднесрочный рамочный план экономического развития, служащий основой программы структурных преобразований. В отличие от стабилизационных программ «рамочный» план экономического развития носит менее жесткий характер, в частности, не устанавливаются, как правило, целевые величины уровня инфляции, государственного долга и т.д.

Группа Всемирного банка. К ней причисляют две организации Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его дочернюю структуру – Международную ассоциацию развития (МАР). Кроме того, в нее входят на правах ассоциированных членов Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ) и Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС).

Основными целями организаций Группы Всемирного банка являются:

1). Содействие реконструкции и развитию народного хозяйства стран-участниц,

2). Поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий и участия займах и инвестициях частных кредиторов и других инвесторов,

3). Стимулирование сбалансированного роста международной торговли и поддержание сбалансированного платежного баланса стран-участниц.

Членом МБРР может быть только государство, которое является одновременно членом МВФ и берет на себя, таким образом, вытекающие из этого обязательства.

У МАР имеется две группы членов. К первой относятся промышленно развитые страны, а также некоторые другие, сильные в финансовом отношении страны, например, Кувейт, Новая Зеландия, Исландия, ОАЕ. Все остальные отнесены ко второй группе. Такое деление важно для дифференции условий предоставления финансовой помощи.

Основные средства в настоящее время МБРР получает за счет операций на международных финансовых рынка путем эмиссии средне- и долгосрочных долговых обязательств, имеющих наивысший кредитный рейтинг, а также путем частного размещения средств правительств, ЦБ и других кредиторов по фиксированным ставкам процента. В отличие от МВФ, МБРР занимает средства не только у правительств, но и у частных организаций, причем в значительно больших размерах.

У МАР основным источником ресурсов являются взносы в уставный капитал, часть перечисляемой ей прибыли МБРР, поскольку МАР ведет свою деятельность фактически на некоммерческих началах, и погашение ранее выданных ссуд.

Классификация займов Всемирного банка:

а). особые инвестиционные ссуды предоставляются для финансирования определенного объекта с целью возведения новых производственных сооружений, расширения объема производства на уже существующих объектах или улучшения их технического состояния.

б). секторальные операции – это различные ссуды, которые предоставляются для финансирования проектов в границах целевых секторов экономики, например, транспорта, энергетики, сельского хозяйства и т.п. Ссуды предоставляются либо непосредственно правительству, либо организациям, которые определяются правительством и фактически выступают посредниками между ним и конечным ссудополучателем.

в). ссуды структурной реорганизации введены как помощь странам, испытывающим проблемы с платежным балансом и предусматривают проведение широкого спектра мероприятий национального правительства. Критерии для выделения таких ссуд наиболее мягкие и состоят в предоставлении страной программы структурных преобразований, согласованной с Всемирным Банком и имеющей перспективы на успех.

МБРР предоставляет также ссуды для преодоления последствий катастроф, однако значение их для настоящего времени невелико.

Перед предоставлением кредитов МБРР и МАР анализируют общее экономическое положение страны-заемщика, в первую очередь, платежный баланс, планы развития и инвестиционную политику. Далее проводится анализ экономических, технических и институциональных аспектов проекта с точки зрения его осуществимости и экономичности. После завершения проектного анализа в соглашении о ссуде МБРР и в соглашении о предоставлении кредита развития МАР устанавливаются особые условия, которые должны быть выполнены сторонами.

Международная финансовая корпорация содействует развитию частноэкономической инициативы в развивающихся странах путем предоставления совместно с заинтересованными частными инвесторами кредитов на льготных условиях.

Основная цель организации состоит в соединение усилий международного и частного капталов, опыта менеджеров для содействия частным инвестициям в менее развитых странах-членах. Потребность в таком финансовом институте возникла потому, что МБРР по своему статусу предоставляет ссуды только правительствам или требует правительственные гарантии и не имеет права участвовать в уставном капитале частных фирм.

Финансовая помощь МФК может предоставляться в форме долгосрочных ссуд, участия в собственном капитале, гарантий, либо путем их комбинации. Хотя МФК не требует правительственных гарантий, она тщательно анализирует кредитоспособность бенефициаров своих средств. Кроме того, риск финансирования снижается за счет участия МФК в синдицированных кредитах с покрытием не более 25% издержек. Ссуды, предоставляемые МФК, предназначены в первую очередь для финансирования развития финансовых услуг и институтов рынка капитала.

Финансовые условия кредитов МФК более «жесткие», чем у МБРР и МАР. Наибольшая часть ссуд МФК предоставляется на срок от 7 до 12 лет по твердым или плавающим ставкам в различных валютах.

Многостороннее агентство гарантирования инвестиций играет существенную роль на межгосударственном уровне для стимулирования потока инвестиций между странами-членами.

Основная функция этого агентства заключается в предоставлении гарантий от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в одной из стран-членов. Гарантии предоставляются Агентством либо самостоятельно, либо совместно с другими организациями.

К некоммерческим рискам, по которым МАГИ предоставляет гарантии, относятся:

- ограничение на перевод валюты,

- экспроприация и аналогичные меры. В результате которых владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением, контроля над ним или существенного дохода от такого капиталовложения,

- нарушение договоров,

- война или гражданские беспорядки.

Объектом гарантий являются прямые иностранные инвестиции, в том числе осуществленные через покупку акция компании на территории принимающей стороны. Агентство должно также способствовать устранению барьеров на пути движения капиталов.

 

Лекция 11.

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

 

Система национальных счетов (СНС) – система взаимосвязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов в странах с рыночной экономикой. СНС возникла в наиболее развитых в экономическом отношении странах в связи с потребностью в информации, необходимой для практического принятия мер по регулированию рыночной экономикой и формированию экономической политики.

К основным категориям СНС относятся:

а). экономические функции – основные народнохозяйственные процессы: производство, потребление и накопление,

б). экономические операции – те элементарные экономические акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе выполнения экономических функций,

в). экономические агенты – субъекты экономических операций, принимающие различные хозяйственные решения,

г). объекты экономических операций – товар, деньги, финансовые документы, являющиеся предметом описания и анализа.

Внутренняя экономика охватывает деятельность на экономической территории данной страны как резидентов, так и нерезидентов.

Национальная экономика охватывает деятельность только национальных резидентов независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами.

Для определения границ внутренней экономики в СНС используются следующие понятия:

- экономическая территория,

- резидент,

- центр экономического интереса.

Под экономической территорией понимается территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. К экономической территории данной страны также относятся:

а). воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого данная страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т.д.,

б). территориальные анклавы за рубежом, то есть зоны в других странах, используемые правительственными учреждениями данной страны (на основе аренды или собственности) для дипломатических, военных, научных или других целей (посольства, консульства и другие дипломатические учреждения).

Свободные зоны или предприятия данной страны, функционирующие за пределами ее границ, относятся к экономической территории той страны, где она физически располагается.

Резидент – институциональная единица, центр экономического интереса которой находится на данной экономической территории, то есть которая занимается или собирается заниматься экономической деятельностью или операциями в значительном масштабе в течение неопределенного или длительного времени (год или более).

Нерезиденты – граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, даже если они временной находятся на территории данной страны.

Производственная деятельность включает производство продуктов и услуг рыночных и нерыночных, то есть предоставляемых бесплатно или реализуемых по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на спрос.

В понятие «производство» по методологии СНС включаются все виды деятельности, в том числе:

- незаконное производство,

- любые поставки товаров и услуг между заведениями, принадлежащими одному и тому же предприятию,

- незавершенное производство,

- производство товаров и услуг домашними хозяйствами, а также услуг, оказываемых наемной оплачиваемой домашней прислугой,

- капитальный ремонт и строительство индивидуальных жилищ,

- услуги по использованию домашними хозяйствами, государственными учреждениями и некоммерческими организациями собственных зданий.

 

 
 

 


1. Классификация экономики по сферам деятельности и отраслям.

Классификация сфер деятельности по отраслям определяется в настоящее время ОКПД – общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг, который представляет собой систематизированную совокупность отраслевых группировок предприятий и организаций, отличающихся характером функций, выполняемых в системе общественного разделения труда.

Классификационными единицами являются самостоятельные предприятия и организации.

Классификационными признаками в ОКПД – виды деятельности, специализация хозяйств и вид используемого сырья, характер трудовой деятельности и технологического процесса.

В отечественной статистической практике существуют 2 понятия отраслей: хозяйственные и чистые.

а). Хозяйственная отрасль сложившаяся совокупность предприятий и организаций, объединенных общностью функций, выполняемых ими в процессе общественного разделения труда.

Отрасли можно классифицировать по 4 категориям:

- отрасли, производящие товары и рыночные услуги, то есть рыночные отрасли,

- отрасли, производящие нерыночные услуги силами частных некоммерческих организаций,

- отрасли, производящие нерыночные услуги силами государственных учреждений,

- отрасли, оказывающие нерыночные услуги, производимые домохозяйствами.

Группировка по отраслям используется при изучении процесса производства ВВП и для составления баланса между ресурсами и использованием продуктов и услуг.

б). Чистая отрасль определяется как совокупность единиц, производящих один вид или группу однородных продуктов и услуг.

2. Группировка по формам собственности.

Классификатор форм собственности (КФС) лежит в основе группировки всех показателей СНС по этому признаку.

Основными группировками, выделенными в КФС, являются: российская собственность, иностранная собственность и смешанная собственность.

2.1. Российская собственность:

а). К федеральной собственности, к собственности субъектов федерации или к муниципальной собственности относятся:

- государственные и муниципальные предприятия, имущественные комплексы которых были отнесены в установленном порядке при разграничении государственной собственности соответственно к федеральной, региональной или муниципальной собственности,

- государственные и муниципальные учреждения, финансирование, создание и деятельность которых осуществляются за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов,

- предприятия и объединения в форме АО, единственными акционерами которых являются органы субъектов Федерации или местного самоуправления.

б). К собственности общественных организаций относятся имущественные комплексы:

- органов этих организаций и их объединений,

- учреждений, финансируемых общественными организациями,

- предприятий, единственными вкладчиком (акционером) являются общественные организации.

в). К частной собственности относятся имущественные комплексы:

- индивидуальных частных предприятий,

- предприятий в форме АО и других хозяйственных обществ, если держателями всех акций (паев) являются отдельные граждане или частные предприятия,

- арендные предприятия, если арендатором или арендодателем являются частные лица,

- хозяйственные объединения, все акции которых принадлежат частным предприятиям,

- производственных и потребительских кооперативов.

2.2. К смешанной собственности обносятся предприятия и объединения в форме АО и других хозяйственных обществ, если в их имущественных комплексах имеются акции субъектов разных форм собственности.

2.3. К иностранной собственности относятся предприятия со 100%-ым иностранным капиталом.

3. Группировка экономических операций.

3.1. Экономические операции по способу осуществления могут быть:

а). двусторонними – участвуют 2 экономических агента,

б). односторонними – совершаются в пределах одного экономического агента.

3.2. По характеру осуществления:

а). операции на компенсационной основе, когда поток благ, услуг или денег вызывает ответный поток благ, услуг или денег,

б). трансферты – операции, при которых потоку услуг, благ или денег не противостоит встречный поток.

Трансферты подразделяются:

- на текущие – предназначенные для финансирования текущих расходов,

- на капитальные – для капиталовложений.

3.3. По характеру объектов экономические операции делятся на:

а). текущие – операции, касающиеся немедленного потребления,

б). капитальные – операции, вызывающие изменение национального богатства.

3.4. С точки зрения учета:

Экономические операции в СНС делятся на 3 группы:

а). операции с продуктами и услугами относятся к производству, обмену и использованию продуктов и услуг в отраслях и секторах народного хозяйства;

б). распределительные операции – это операции, цель которых распределение и перераспределение добавленной стоимости, созданной производителями, а также перераспределение сбережений,

в). финансовые операции связаны с изменениями финансовых активов и пассивов в различных секторах экономики.

4. Группировка экономики по секторам.

Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц, то есть хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами.

Единица считается институциональной, если она ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом, то есть может самостоятельно принимать решения, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать обязательства и осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами.

В РФ институциональные единицы объединяются в следующие секторы:

1. Сектор «Нефинансовые предприятия» охватывает институциональные единицы, основной функцией которых является производство продуктов и нефинансовых услуг для реализации.

2. Сектор «Финансовые учреждения» состоит из институциональных единиц, занятых финансовыми операциями на коммерческой основе и операциями на коммерческой основе и операциями по страхованию, независимо от формы собственности.

Финансовые посредники (банки) берут обязательства по своим собственным счетам на финансовых рынках, которые возникают в результате заимствования средств, затем предоставляемых ими в качестве кредитов на разные сроки и на разных условиях другим институциональным единицам.

3. Сектор «Органы государственного управления» включает институциональные единицы, занятые предоставлением нерыночных услуг, предназначенных для коллективного потребления, а также перераспределением национального дохода и богатства.

К сектору относятся:

а). государственные учреждения и организации, занятые в области общего управления, финансов, регулирования и планирования экономики и другое,

б). фонды социального страхования,

в). центральные, региональные и местные банки, основными функциями которых являются предоставление финансовых услуг органам государственного управления,

г). государственные сберегательные банки,

д). некоммерческие общественные организации, обслуживающие население, если они финансируются и контролируются государственными учреждениями.

4. Сектор «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» охватывает институциональные единицы, занятые оказанием нерыночных услуг.

Он включает общественные организации, обслуживающие как индивидуальные потребности домашних хозяйств (главным образом, в области здравоохранения, образования, культуры и искусства, отдыха и развлечений, социального обслуживания и т.д.), так и их коллективные потребности (политические партии, профсоюзные организации и т.д.).

5. Сектор «Домашние хозяйства» охватывает индивидов и их группы как потребителей, а также предпринимательскую деятельность населения по производству продуктов и услуг, которую невозможно ни с юридической, ни с экономической точки зрения отделить от домашнего хозяйства его владельца.

6. Сектор «Остальной мир» (внешнеэкономическая деятельность) охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны.

 

 
 

 

 


Система показателей СНС включает:

1. Валовый выпуск (ВВ)

2. Валовый внутренний продукт (ВВП)

3. Чистый внутренний продукт (ЧВП)

4. Национальный доход (НД)

5. Валовый национальный располагаемый доход (ВНРД)

6. Чистый национальный располагаемый доход (ЧНРД)

7. Валовая прибыль экономики (ЧПЭ)

8. Чистая прибыль экономики (ЧПЭ)

9. Валовое национальное сбережение (ВНС)

10. Чистое национальное сбережение (ЧНС)

 

 

1. Производственный метод применяется на стадии производства товаров и услуг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.