Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Механизмы функционирования рынка

Раздел 2. Микроэкономика

Основные признаки моделей рыночных структур

Рыночные структуры Параметры Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Количество предприятий очень большое достаточно много несколько крупных одна крупная
Тип продукции однородный дифференцированный однородный и дифференцированный уникальный; нет близких заменителей
Контроль над ценами отсутствует некоторый, но в довольно узких размерах существует влияние ценового лидера практически полный контроль
Условия вступления в отрасль очень легкие, препятствия отсутствуют сравнительно легкие наличие существенных препятствий блокировано
Неценовая конкуренция отсутствует значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и др. очень типична, особенно при дифференциации продукта главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями

 

 

1. Основными понятиями рынка являются спрос, предложение и цена. Их понимание способствует уяснению механизма образования цены товара и функционирования рыночного механизма в целом.

В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса.

В экономической теории различают два понятия: «спрос» и «величина спроса» (см. табл. 4)

Таблица 4

Содержание понятий «величина спроса» и «спрос»

 

Понятие «величина спроса» Понятие «спрос»
Величина спроса (Qd) – это количество товара, которое покупатели хотят и могут позволить приобрести по данной цене. Спрос (D) – это количество товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени (день, месяц, год) при прочих равных условиях.

 

Изменение величины спроса связано с изменением цены данного товара и выражается в передвижении с одной точки на другую на постоянной кривой спроса.

Зависимость между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, называется кривой спроса, или графиком спроса.

В качестве примера построим график спроса студентов на капиллярные ручки. Предположим, что при цене 5 руб. за одну ручку, всеми студентами будет куплено 10 ручек, при цене 4 руб. – 11 ручек, при цене 3 руб. – 12 ручек, при цене 2 руб. – 15 ручек и при цене 1 руб., соответственно – 20 ручек. Если цены за единицу товара отложим на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос – по оси абсцисс, то получим следующий график (рис. 8)

 
 

Рис. 8. Кривая спроса

 

На графике кривая D – D имеет нисходящий наклон (опускается сверху вниз). Это обусловлено законом падающего спроса.

Суть данного закона состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается, и наоборот (если цена товара уменьшается, то спрос на этот товар увеличивается).

 
 

Изменение спроса связано с изменением неценовых факторов (детерминант) спроса и выражается в смещении кривой спроса вправо (при увеличении спроса) или влево (при уменьшении спроса) от первоначального положения (рис. 9).

 
 

Рис. 8. Кривая изменения спроса

 

К неценовым факторам спроса, определяющим сдвиг кривой спроса вправо или влево, относятся:

· число (количество) покупателей;

· доходы потребителей;

Увеличение доходов потребителей обычно при прочих равных условиях влияет на спрос положительно (чем больше доход, тем больше спрос). Объяснение очевидно: при увеличении доходов люди при той же самой цене готовы купить больше товаров, чем до увеличения доходов. Так как это верно при любой фиксированной цене, то кривая спроса сдвигается вправо вверх. Товары, спрос на которые в любом случае так реагирует, получили название «нормальных» товаров.

Товары, спрос на которые снижается с ростом доходов, получили название в экономической теории товаров «низшего порядка» или «низкокачественных». Такие товары как хлеб, картофель, крупы, низкосортные сорта мыла и многие другие – товары первой необходимости, с ростом дохода могут вытесняться более качественными товарами. Поэтому спрос на товары «низшего порядка» с ростом дохода падает (кривая спроса сдвигается влево вниз).

· вкусы (на них могут оказывать влияние мода, реклама) и привычки покупателей;

· изменение цен на сопряженные товары (заменители и дополняющие друг друга товары);

Товары - заменителиэто товары, для которых рост цены одного при неизменности спроса на него вызывает увеличение спроса на другой. Снижение цены на один товар влечет за собой снижение спроса на другой.

Взаимодополняющие товарыэто товары, для которых рост цены одного при неизменности спроса на него вызывает снижение спроса на другой.

· ожидание цен и доходов в будущем;

· сезонный фактор.

 

2. На рынке со спросом взаимодействует предложение.

В экономической теории также различают два понятия: «предложение» и «величина предложения» (см. табл. 5)

Таблица 5

Содержание понятий «величина предложения» и «предложение»

 

Понятие «величина предложения» Понятие «предложение»
Величина предложения (Qs) – это количество товаров и услуг, которое производители желают предложить к продаже по данной цене. Предложение (S) – это количество товаров и услуг, которые представлены на рынке.

Изменение величины предложения связано с изменением цены данного товара и выражается в передвижении с одной точки на другую на постоянной кривой предложения.

 
 

График предложения, или кривая предложения, показывает взаимосвязь между рыночными ценами и количеством товара, которое производители желают предложить к продаже (рис. 10).

 
 

Рис. 10. Кривая предложения

 

На графике предложения видно, что в отличие от снижающейся кривой спроса кривая предложения имеет восходящий вид. График показывает, что между рыночной ценой и количеством предлагаемого товара на конкурентном рынке существует прямая связь, которая называется законом предложения: если цены на товары растут (при прочих равных условиях), то величина предложения увеличивается, и наоборот.

При построении кривой предложения мы исходим из того, что цена данного товара является главным фактором, определяющим величину предложения на рынке. При этом все остальные неценовые факторы остаются постоянными.

Изменение предложения связано с изменением неценовых факторов (детерминант) предложения и выражается в смещении кривой предложения вправо (при увеличении предложения) или влево (при уменьшении предложения) от первоначального положения (рис. 11).

 

 
 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. Рынок: сущность, функции, структура | Параметры рыночного равновесия при одновременном
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.