Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторных доходов




Тема 8. Рынки факторов производства и формирование

 

1. До сих пор речь шла о процессах, происходящих на рынках товаров и услуг, на которых фирмы выступают в качестве продавцов, а домашние хозяйства – в качестве покупателей производимой фирмами продукции.

На рынках факторов производства (ресурсов), наоборот, продавцами являются домашние хозяйства – собственники факторов производства, а покупателямифирмы, осуществляющие процесс превращения факторов производства в товары и услуги.

Различают сами факторы производства и услуги, оказываемые этими факторами. В качестве факторов выступают труд, неотделимый от личности работника, земля, элементы реального капитала и предпринимательские способности. Рынок факторов производстваэто рынок услуг этих факторов. Плата за эти услуги называется ценой фактора или его доходом. Заработная плата определяется как плата за услуги рабочей силы. Рента – плата за услуги «земли». Процент – за «услуги» капитала. Прибыль – за предпринимательские услуги.

Рынки факторов производства подчиняются тем же принципам, что и рынки товаров и услуг. Рыночная цена ресурсов является равновесной, складывающейся под воздействием спроса и предложения на тот или иной ресурс.

Спрос на факторы производства предъявляют фирмы. Такой спрос называется производным, потому что он впрямую зависит от спроса на готовую продукцию.

Фактор производства полезен не сам по себе, а только потому, что с его помощью можно произвести конечный продукт, который принесет удовлетворение потребителю. Например, спрос на лекарственные средства определяет спрос на услуги провизоров и фармацевтов. Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства.

Для организации производства требуются многие факторы: труд, земля, техника, энергия, сырье. Но изменение цен на один из факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Следовательно, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы.

 

2. Рассмотрим рынок труда, функционирующий в условиях совершенной конкуренции. Это означает, что ни фирма, ни рабочие не могут повлиять на цену услуг труда, т.е. ставку заработной платы.

Спрос на услуги труда осуществляют фирмы. Денежные затраты на наем работника – это заработная плата, которую фирма выплачивает нанятому работнику. В зависимости от метода оценки трудовых затрат различают повременную (за отработанное время), сдельную (за определенный объем работ).

Величина спроса на труд зависит от уровня цен на продукцию, производимую при его помощи, и от производительности труда. Чем более производительным является труд, чем выше цена его продукта, тем больше предъявляемый на этот вид труда спрос.

Особенностью рынков рабочей силы и, в частности, индивидуального предложения труда выступает то, что во многом работник сам определяет, сколько времени он хотел бы работать, а сколько отдыхать. Дилемма «работа-досуг» применительно к рынку труда получила название «эффект дохода» и «эффект замещения». Ее можно продемонстрировать на графике (рис. 20).

Характерный наклон кривой индивидуального предложения труда показывает, что повышающаяся заработная плата стимулирует работника к труду лишь до определенного момента W0. В течение этого периода досуг и свободное время приносятся в жертву интересам высокого заработка (зона 1). По достижении высокого материального положения работник приостановит дальнейшее предложение своего труда Lo и откажется от дополнительной занятости даже при продолжающемся росте заработной платы. Для данного работника «эффект дохода» не является больше приоритетным, то есть главным, и приносится в жертву ради альтернативного работе время препровождения и досуга. «Эффект дохода» замещается «эффектом досуга» (зона 2).

 

Рис.20. Кривая предложения труда отдельным работником

 

Данная форма кривой предложения труда лежит в основании длительной тенденции к сокращению рабочей недели. За последние сто лет рабочая неделя в развитых странах сократилась с 70 до 40 часов в неделю.

В тоже время важно различать кривую предложения труда отдельного человека и общества в целом. Рыночное предложение услуг труда имеет обычную форму: по мере роста заработной платы количество человеко-часов возрастает. Это происходит потому, что повышение оплаты труда привлекает новых, ранее не работавших людей: издержки упущенной выгоды, если они останутся дома, становятся для них слишком высоки. В целом рыночное предложение труда формируется под воздействием совокупности следующих условий:

· общая численность населения;

· численность активного трудоспособного населения;

· количество отработанного времени за год;

· качественные параметры труда, его квалификации, производительности, специализации.

Перечисленные факторы могут изменить положение кривой предложения услуг труда.

На конкурентных рынках рабочей силы цена труда, т.е. заработная плата, устанавливается как конкурентное равновесие спроса и предложения по различным категориям работников, по видам работ.

Установление минимального размера заработной платы выше равновесного W0 приводит к появлению безработицы, ниже равновесного W0 – к нехватке (дефициту) рабочей силы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.