Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Накопительный пенсионный фонд, фонд социального страхования




Их роль и классификация внебюджетных фондов

Вопрос № 7. Организация финансов специальных экономических зон

Вопрос № 6. Сущность местных финансов, их место в составе финансовой системы

Вопрос № 5. Бюджетная классификация, бюджетный процесс, его этапы

Вопрос № 4. Бюджетная система и бюджетное устройство

Вопрос № 3. Особенности расходов бюджета в экономике рыночного типа

Вопрос № 2. Доходы государственного бюджета, их состав и структура

Вопрос № 1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета

Вопрос № 6. Сборы пошлины и платы. Специальные налоговые режимы.

Вопрос № 5. Налоги на собственность их назначение и роль в доходах местных бюджетов

Вопрос № 4. Специальные платежи и налоги недропользователей

Вопрос № 3. Классификация налогов и характеристика основных видов

Вопрос № 2. Налоговая система, основные требования к ее построению.

 

Налоговая система в РК представляет собой законодательно установленный перечень всех действующих на данный момент налогов, с указанием их ставок, плательщиков и объектов обложения, порядка условий и сроки выплаты, методологии расчета и учета, а также соответствующих административных положений.

Налоговая система включает в свой состав государственную налоговую службу, которая представлена в Казахстане Налоговым комитетом Министерства финансов и налоговыми управлениями в областях, крупных городах, налоговыми отделами в районах и городах.

Налоговая служба осуществляет общегосударственный контроль за исполнением законов республики о налогах и других обязательных платежах. В условиях формирования рыночной экономики налоговая система должна соответствовать определенным принципам.

Налоговая система должна обеспечивать определенную постоянность налоговых ставок по основным видам налогов с другими странами - партнерами данной страны по экономическим отношениям.

Налоговая политика - осуществление экономической политики государства с помощью налоговых инструментов, налоговых ставок, льгот и др. Налоговая политика отражает уровень государственного вмешательства в экономику. Различают активный и пассивный тип налоговой политики. Активный тип налоговой политики означает вмешательство государства в процесс размещения производственных ресурсов, в частном секторе экономики и регулирование экономического цикла.

Пассивный тип налоговой политики предполагает минимизацию вмешательства государства в размещение ресурсов в частном секторе.

Основными целями и задачами налоговой политики РК, которые могут обеспечить бюджетное наполнение суверенного государства должны быть следующие:

· адекватность поступлений в бюджет;

· экономическая нейтральность.

 

 

Выделяют следующие элементы налогообложения:

Субъект налога - это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

Носители налога - окончательный или фактический плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов;

Объект налога - доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы (ТМЦ);

Налоговый кадастр - опись объектов, подлежащих налоговому, обложению, на их основе определяются нормы средней доходности данной категории облагаемого объекта;

Единица обложения - единица измерения объекта налога, установленная для счета: одна денежная единица (тенге), один гектар, единица измерения товара;

Льготный период - время, в течение которого действуют установленные законом льготы по налогам;

Налоговая ставка (квота, доля, часть показателя в общем объеме исследуемого процесса или явления) - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, устанавливаемая в процентах или в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы;

Твердые ставки - устанавливаются в абсолютной сумме к единице обложения, независимо от размеров доходов (применяется при обложении реальными налогами - земельным).

Процентные ставки бывают трех видов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные ставки - устанавливаются в виде единого процента, независимо от размера объекта налога;

Прогрессивные - с увеличением дохода увеличивается налоговая ставка;

Регрессивные ставки - понижаются по мере увеличения объекта обложения или, наоборот, увеличиваются при уменьшении объекта.

Налоговое бремя - это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как соотношение суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту;

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика налогообложения;.

Налоговый иммунитет - освобождение лиц, занимающих особое привилегированное положение, от обязанности платить налоги (например, дипломатический корпус);

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством.

 

 

Плательщиками налогов и специальных платежей недропользователей являются юридические и физические лица, в том числе и иностранные, осуществляющие операции по недропользованию в Республике Казахстан, а также переработку техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности. Налоговый резким, установленный для недропользователя, определяется в контракте на недропользование, который заключается в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Установлены две модели налогообложения, исходя из основных видов контрактов:

1) уплата недропользователем всех видов налогов и других платежей, за исключением доли Республики Казахстан по разделу продукции;

2) уплату (передачу) недропользователем доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату всех видов налогов и других платежей за исключением: рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат; роялти; рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат; роялти; акциза на сырую нефть, газовый конденсат; налога на сверхприбыль; земельного налога; налога на имущество.

Налоговый режим в отношении недропользователей, установленный контрактом на недропользование, прошедшим обязательную налоговую экспертизу действует неизменно до окончания срока контракта, а изменения могут вноситься по соглашению сторон и не влекут изменений в соотношении первоначальных экономических интересов недропользователя и государства.

Специальные платежи и налоги недропользователей включают:

1) бонусы: подписной и коммерческого обнаружения;

2) роялти;

3) налог на сверхприбыль;

4) долю Республики Казахстан по разделу продукции;

5) дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции.

Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за право осуществления деятельности по недропользованию на контрактной территории и устанавливается при заключении контракта с учетом экономической ценности передаваемых в пользование месторождений. Размеры подписных бонусов устанавливаются Правительством.

Бонус коммерческого обнаружения является платежом, который устанавливается в контракте на Недропользование и уплачивается за каждое коммерческое обнаружение месторождений полезных ископаемых на контрактной территории. Объектом обложения является объем утвержденных извлекаемых запасов полезных ископаемых. Бонус коммерческого обнаружения устанавливается в размере 0,1% от стоимости извлекаемых запасов. Срок уплаты бонусов устанавливается контрактом.

 

 

Данная группа налогов приобретает в условиях рыночной экономики заметное место в связи с теми реальными изменениями, которые происходите отношениях собственности по мере развития процесса разгосударствления и приватизации. К налогам на собственность относятся: земельный налог, налог на имущество физических и юридических лиц, налог на транспортные средства.

Налоги на собственность поступают в местные бюджеты. Помимо фискальных, эти налоги имеют цель стимулирование эффективности использования собственности, поскольку ставки налогов устанавливаются по внешним признакам - размерам собственности, а не по ее доходности. Доход не всегда определяется объемом собственности (имущества): в ситуации, когда налог на собственность отсутствует, крупные собственники попадают в льготное положение с точки зрения налогообложения и не будут стремиться использовать собственность наиболее производительно. Налоги на собственность позволяют равномерно распределять налоговую ответственность перед обществом. Таким образом, данные налоги относятся к реальным налогам.

Его цель - обеспечение экономическими методами рациональное использование земель и формирование доходов местных бюджетов, в том числе и для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению плодородия земель, их охране, а также для социально-культурного развития территории. Однако, доля поступлений этого налога в государственный бюджет невелика - около 0,6%.

Объектом обложения являются земельные участки (земельные доли) различного назначения: сельскохозяйственного, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения. Не являются объектом обложения земельные участки общего пользования населенных пунктов, занятые сетью государственных автодорог общего пользования, находящиеся на консервации. Не подлежат обложению земли особо охраняемых природных территорий, лесного, водного фондов, земли запаса.

Плательщиками налога являются юридические и физические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности, постоянного землепользования, первичного безвозмездного временного землепользования. Ставки налога дифференцированы в зависимости от качества земель, местоположения, водообеспечения и установлены на единицу земельной площади - гектар, квадратный метр.

Плательщиками налога на транспортные средства являются юридические лица, в том числе иностранные, их представительства, филиалы, постоянные учреждения, физические лица, в том числе иностранные, индивидуальные предприниматели, имеющие объекты обложения на праве собственности, хозяйственного

ведения или оперативного управления. Плательщиком налога на транспортные средства по объектам обложения, переданным (полученным) по договору финансового лизинга, является лизингополучатель.

Объектами обложения являются транспортные средства, находящиеся на праве собственности, подлежащие государственной регистрации. Налоговые ставки установлены в месячных расчетных показателях в Зависимости от объема двигателя, мощности или грузоподъемности (вместимости) транспортного средства и дифференцированы по видам транспортных средств. К ставкам применяются поправочные понижающие коэффициенты на срок эксплуатации. Не являются плательщиками налога ряд субъектов: налогоплательщики единого земельного налога, производители сельскохозяйственной продукции по технике, используемой в производстве этой продукции, государственные учреждения, участники Великой Отечественной войны, инвалиды, лица, награжденные высшими наградами и некоторые другие субъекты.

Юридические лица исчисляют налог самостоятельно, а физическим лицам - территориальные налоговые органы. Уплата налога производится в срок не позднее 1 июля за текущий год. Налогоплательщики - юридические лица представляют декларацию по данному налогу.

Доля налога в поступлениях государственного бюджета составляет около.0,5%. Налог на имущество является прямым реальным налогом, величина его зависит от стоимости имущества плательщиков, а не от его доходности. Налог призван побуждать владельцев имущества к его эффективному использованию.

Плательщиками налога являются юридические и физические лица, в том числе иностранные физические лица по объектам обложения (имуществу), используемому как в предпринимательской; деятельности, так и не используемому в таком качестве. Объектами обложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются основные средства и нематериаль­ные активы. Для физических лиц - жилые помещения, дачные строения, гаражи, иные строения, сооружения, объекты незавершенного строительства. Объекты обложения имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оцениваются на основе среднегодовой остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета, а физических лиц - уполномоченным органом по оценке • недвижимого имущества.

Налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уплачивается ежегодно по ставке 1,0% от среднегодовой стоимости объектов. Некоммерческие организации, государственные предприятия науки, культуры, социальной защиты и социального обеспечения, образования, природоохранной деятельности, общества инвалидов - уплачивают налог по ставке 0,1% к среднегодовой стоимости объектов обложения. Налог на имущество физических лиц, не используемые в предпринимательской деятельности, уплачивается ежегодно по ставке от 0,1% до 1% в зависимости от стоимости имущества.

По объектам налогообложения, расположенным на территориях специальных экономических зон и используемым при осуществлении видов деятельности, по перечню, установленному Положением о СЭЗ, применяется ставка 0%. Доля налога на имущество занимает около 3% в поступлениях», государственного бюджета.

 

 

Специальный налоговый режим - особый порядок расчетов с бюджетом, установленный для некоторых категорий налогоплательщиков и предусматривающий применение упрощенного порядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов, а также представления налоговой отчетности по ним. Специальные налоговые режимы предусматриваются для:.

1) субъектов малого бизнеса;

2) крестьянских (фермерских) хозяйств;

3) юридических лиц - производителей сельхозпродукции;

4)отдельных видов предпринимательской деятельности.

Для каждого из названных методов оговариваются условия их применения: эпизодичность деятельности, место, характер предпринимательской деятельности, величина дохода, количество осуществляемых видов деятельности, использование наемных работников.

Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса не распространяется на некоторые виды деятельности, как-то: производство подакцизной продукции, финансовые услуги, недропользование, реализация нефтепродуктов, ряд лицензируемых видов деятельности, на филиалы, представительства, дочерние и зависимые предприятия юридических лиц.

При ведении предпринимательской деятельности, носящей эпизодический (менее одного месяца), для налоговых расчетов используется разовый талон - документ, удостоверяющий право применения специального налогового режима и факт расчета с бюджетом. При исчислении налога по патенту (в размере установленной ставки к заявленному доходу) уплата также производится равными долями. На этой основе специальный налоговый режим оформляется для индивидуальных предпринимателей. При этом критериями соответствия являются:

1) не использование труда наемных работников;

2) осуществляющие деятельность в форме личного предпринимательства;

3) ограничение годового оборота определенной величиной.

Исчисление налогов по упрощенной декларации производится субъектом малого бизнеса самостоятельно путем применения к объекту обложения (квартальному доходу) определенной законом ставки налогов, дифференцированно: для индивидуальных предпринимателей и субъектов малого бизнеса - юридических лиц.

Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется на основе уплаты единого земельного налога, включающего индивидуальный подоходный налог от деятельности по производству, переработке и реализации сельхозпродукции, НДС, земельный налог, налог на транспортные средства и имущество. Объектом обложения единым земельным налогом является оценочная стоимость земельного участка, исчисляется налог по ставке 0,1% к этой стоимости.

Плательщики единого земельного налога не освобождаются от уплаты индивидуального подоходного налога, облагаемого у источника от других- видов деятельности, социального налога, обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды. Плательщики уплачивают половину налога не позднее 20 октября, а вторую половину - не позднее 20 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Специальный налоговый режим для юридических лиц производителей сельскохозяйственной продукции распространяется на субъектов, деятельность которых связана с использованием земли для производства, переработки и реализации такой продукции, а также продукции животноводства, птицеводства, пчеловодства, предоставлению услуг производителям сельхозпродукции по обработке земли, посеву, уборке урожая. Данный налоговый режим осуществляется на основе патента, в стоимость которого включается корпоративный подоходный налог, социальный налог, земельный налог, налог на имущество, на транспортные средства, на добавленную стоимость. При этом сумма налогов по патенту уменьшается на 80%. Уплата налога производится в сроки до 20 мая и 20 ноября текущего налогового периода и до 20 марта следующего налогового периода. Налогоплательщики представляют декларацию по другим обя­зательным платежам.

Специальный налоговый режим для отдельных видов пред­принимательской деятельности распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в том числе иностранных юридических и физических лиц), оказывающих услуги в области игорного бизнеса, боулинга, картинга, бильярда, лото. Субъекты перечисленных видов деятельности рассчитываются с бюджетом на основе фиксированного суммарного налога, который составляет 30% корпоративного подоходного налога и 70% НДС. Остальные налоги и другие обязательные платежи (включая акцизы) уплачиваются в общеустановленном порядке. Базовые минимальные и максимальные ставки фиксированного суммарного налога устанавливаются Правительством Республики Казахстан по каждому объекту налогообложения (игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора и т.д.).

Сборами, пошлинами и платами являются обязательные платежи юридических и физических лиц за услуги, оказываемые им государственными органами. Суммы этих платежей зачисляются в доходы местных бюджетов, либо в установленных долях в бюджеты и соответствующим организациям, либо полностью поступают в распоряжении организаций, учреждений, оказывающих специальные услуги для частичного или полного возмещения их издержек, развития и совершенствования их деятельности.

Уплата сборов осуществляется по достаточно широкому кругу деятельности, включая как преимущественно финансовые аспекты и зачисляемых в местные бюджеты, так и связанные с оформлением имущественных прав, технических процедур и регистрации, фиксации определенного состояния объекта, деятельности и т.д.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

Налоги – это обязательные платежи, устанавливаемые государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки;

С точки зрения категории финансов в целом налоги являются субкатегорией, поэтому относительно финансов функции налогов следует рассматривать как составляющие подфункции распределительной функции финансов;

Налоговая политика – система мероприятий в области налогов в соответствии с выработанной экономической политикой в зависимости от социально-экономических и других целей и задач общества каждого конкретного периода его развития;

Налоговая система – это сложная модель поскольку существует множество налогов, их плательщиков, способов взимания налогов, налоговых льгот;

Косвенные налоги выражают фискальные интересы государства. Разумное их применение позитивно влияет на процесс ценообразования, структуру потребления.

Прямые налоги занимают значительное место в поступлениях государственного бюджета, являются мощными рычагами выравнивания социально-экономического положения субъектов хозяйствования.

Список литературы:

1. Нурумов А.А. Налоги Республики Казахстан и развитых стран: Учебное пособие. – Алматы: Сөздік словарь, 2005, - 180с

2. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 1996

3. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане/ Учебное пособие. - Алматы, Издательство «LEM», -2002, - 160с

4. Интыкбаева С.Ж. Фискальная политика и её роль в обеспечении устойчивого развития экономики Казахстана.– Алматы, Каржы-Каражат, 2002

5. Нурумов А.А. Налоги и финансы в рыночной экономике. – Астана: Елорда, 2004. – 304с.

6. Налоговый кодекс РК законом РК от 26 ноября 2010г. № 356-IV.

Методические указания к теме №6:

Студентам необходимо уяснить, в чем заключается социально-экономическая сущность налогов. Желательно схематично изобразить процесс формирование национального дохода и выделить налоги как одну из его частей, аккумулируемой государством для выполнения своих функций. Закрепить принципы налогообложения, их характерные особенности, отличающие их от других платежей. Особое внимание обратить на функции налогов, элементы налоговой системы. Результаты можно оформить в виде таблицы. Для лучшего понимания роли и места налогов в налоговой системе страны необходима работа со статистически данными. Для этого можно воспользоваться сайтом Министерства Финансов РК (www.minfin.kz). Наглядное оформление данных позволит студенту лучше понять вклад косвенных, прямых налогов, а также других обязательных платежей в бюджет страны.

 

ТЕМА 7: «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ»

 

Цель лекции – раскрыть сущность государственного бюджета, структуру доходов и расходов, основы бюджетной системы.

 

План лекции:

Вопрос № 1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета

Вопрос № 2. Доходы государственного бюджета, их состав и структура.

Вопрос № 3. Особенности расходов бюджета в экономике рыночного типа.

Вопрос № 4. Бюджетная система и бюджетное устройство.

Вопрос № 5. Бюджетная классификация, бюджетный процесс, его этапы.

Вопрос № 6. Сущность местных финансов, их место в составе финансовой системы.

Вопрос № 7. Организация финансов специальных экономических зон.

 

Основные понятия: государственный бюджет, доходы государственного бюджета, бюджетная система, бюджетное устройство, бюджетная классификация, бюджетный процесс, финансы специальных экономических зон, местные финансы

 

 

В системе финансовых отношений особое место занимают отношения государства с субъектами по поводу выполнения последними своих финансовых обязательств перед государством. Денежные фонды, образуемые у государства - централизуются и выступают основным источником финансирования программ в социально-экономическом развитии страны. Бюджет и является центральным денежным фондом государства, который имеет свою сущность, выполняет функции, классифицируется по многим признакам. Существование государства неразрывно с понятием «бюджет». Отсюда государственный бюджет можно характеризовать как экономическую категорию, объективно необходимую, однако зависящую от надстройки, существующей политики на каждом данном этапе.

Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Существование государственного бюджета в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено общественным производством, развитие которого нуждается в централизации. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики в целом. Государство нуждается в централизации средств для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления.

Таким образом, государственный бюджет обусловлен потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства. По экономической сущности государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

Государственный бюджет, является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода и ее использование с целью удовлетворения потребностей всего общества. Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную функцию и контрольную функцию. Благодаря первой функции происходит концентрация денежных средств в масштабе государства и их использование с целью удовлетворения общественных потребностей; вторая функция позволяет проследить, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, и эффективность их использования.

Государственный бюджет, имея силу закона, основывается на принципах единства, полноты, реальности и гласности.

Бюджет, имея составные части (доходы и расходы) требует постоянной сбалансированности, равновесия доходной и расходной частей. Если доходы превышают расходы - это профицит, когда излишек направляется на погашение государственного долга или зачисляется на специальные счета правительства и используется на прирост кассовой наличности. Превышение расходов над доходами вызывает дефицит государственного бюджета, когда необходимо, изыскивая источники покрытия сбалансировать бюджет. Допустимым уровнем дефицита государственного бюджета считается 2-3% от величины валового внутреннего продукта страны. Постоянный дефицит в значительных размерах характеризует кризис финансовой истемы государства, кризис экономики. Причины дефицита могут быть различными как в сфере экономики, так и в сфере управления.

Способами покрытия дефицита выступают:

государственные займы;

увеличение налогообложения;

эмиссия денег;

привлечение иностранных кредитов и помощи международных финансовых институтов в виде займов.

Бюджетный механизм как элемент управления бюджетом влияет на рост экономики и социальной сферы, ускорения научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

В проведении бюджетной политики государства бюджетный механизм направлен на выполнение фискальной политики в отношении дефицита бюджета. Здесь можно выделить три концепции фискальной политики:

ежегодно балансируемый бюджет;

бюджет балансируемый на циклической основе;

концепция функциональных финансов.

 

 

Доходы бюджета - это объективно обусловленная категория, которая имеет специфичное общественное значение, и является финансовой базой деятельности государства. Под государственными доходами понимается система экономических отношений, в процессе которых образуется совокупность средства, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования.

Формирование государственных доходов осуществляется при активном участии государства: оно устанавливает долю чистого дохода, централизацию в бюджете, и оставляемую предприятиям, организациям, а также концентрирует часть личных доходов населения и другие средства бюджета.

Классификация государственных доходов позволяет глубже понять экономическую природу государственных доходов, их состав и целевую направленность, принципы формирования, то есть всю систему государственных доходов.

В зависимости от организационно-правового оформления форм собственности государственные доходы состоят из:

доходов государственных предприятий и организаций;

налоговых поступлений частнопредпринимательского сектора; налоговых платежей населения;

налоговых поступлений кооперативных и коллективных организаций и предприятий;

налоговых поступлений общественных организаций.

В зависимости от сфер создания государственных доходов классифицируются: на доходы, формируемые в сфере материального производства;

доходы, образующиеся в непроизводственной сфере.

По финансовому содержанию государственные доходы делятся на налоговые и неналоговые (средства от разгосударствления и приватизации, доходы от денежно-вещевых лотерей).

По методам мобилизации государственные доходы классифицируются на централизованные и децентрализованные.

Бюджет формируется на основе ежегодного послания президента РК к народу Казахстана, учитывая параметры принятого Правительством РК индикативного плана социально-экономического развития РК на соответствующий год.

 

 

На каждом этапе развития государства появляются расходы, которые соответствуют потребностям экономики и развития общества. Государственные расходы неординарны по экономическому содержанию и значению. Важнейшим критерием разграничения государственных расходов является их отношение к процессу материального производства и создание национального дохода. В соответствии с этим государственные расходы по экономическому содержанию подразделяются на три основные группы:

1. расходы, непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной сфере;

2. расходы в не производственной сфере деятельности;

3. расходы на создание государственных резервов.

По целевому признаку государственные расходы включают расходы на экономику, социально-культурные мероприятия, науку, оборону и управление. Помимо данных направлений в расходную часть включаются резервы денежных средств, предназначенных для финансирования неотложных нужд, которые не предусмотрены заранее. По территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам. Такая классификация позволяет активно воздействовать на размещение производительных сил и совершенствование пропорций в народном хозяйстве.

Государственные расходы по отраслевому признаку в сфере материального производства делятся на:

затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки;

в непроизводственной сфере подразделяются на:

затраты на науку, образование, здравоохранение, организацию досуга и отдыха, деятельность в сфере культуры, социальное страхование и социальное

обеспечение, на оборону, управление,

Существуют два метода финансирования государственных расходов, определяемые особенностями хозяйствования: финансирование хозрасчетных предприятий и организаций и сметно-бюджетное финансирование. В первом случае расходы производятся за счет собственных ресурсов, кредитов банка и в недостающей части - за счет бюджетных ассигнований. Согласно сметы финансируются затраты на социально-культурные мероприятия, на содержание органов государственной власти, управления и оборону.

Применяются следующие формы бюджетного финансирования: дотации; субвенции; субсидии.

При дотациях денежные средства выделяются в безвозвратном порядке из бюджета для покрытия убытков предприятий и учреждений, а также для сбалансирования нижестоящих бюджетов. В рыночных условиях применение дотаций резко снижается.

Субвенция - форма целевой государственной финансовой помощи на программу и мероприятия по обеспечению социальной поддержки населения и другие цели, в случае нарушения целевого использования средства подлежат возврату.

Субсидии - трансфертные платежи из бюджетов, выделяемых в пределах утвержденных сумм для финансирования целевых расходов.

 

 

Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и юридических нормах, совокупность всех видов бюджетов страны. Организация бюджетной системы определяется государственным устройством страны. В состав бюджетной системы каждой страны входят различные бюджеты по их устройству. Так, в состав бюджетной системы Республики Казахстан входят: республиканский бюджет; местные бюджеты: областные, городские, районные.

Принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев - составляют бюджетное устройство. Бюджетная система Республики Казахстан в соответствии с ее бюджетным законодательством базируется на принципах: единства, самостоятельности, сбалансированности.

В Республике Казахстан бюджетный процесс регламентируется Законом «О бюджетной системе РК», Законом «О республиканском бюджете», и другими законами, регламентирующими деятельность органов власти и местного самоуправления. Составление и исполнение бюджетов является функциями органов исполнительной власти, а рассмотрение и утверждение, контроль за исполнением осуществляют Парламент республики и маслихаты на местах.

Весь процесс составления бюджета, начиная от проекта на предстоящий год, охватывает согласованную работу регионов с центральным руководством страны. Местные органы исполнительной власти, налоговые службы вносят предложения по соответствующим инстанциям о расходах и доходах. Для разработки проекта государственного бюджета и определения параметров местных бюджетов на будущий финансовый год используется проект консолидированного финансового баланса государства, который включает государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты) и специальные (внебюджетные) фонды.

Министерство финансов Республики Казахстан не позднее 15 августа года, предшествующего планируемому, сообщает местным исполнительным органам, проектируемые размеры отчислений в доходы их бюджетов от общегосударственных налогов, суммы средств, из республиканского бюджета на финансирование общегосударственных программ, суммы трансфертов и кредитов, предельные лимиты расходов на содержание аппарата управления местных органов.

Местные исполнительные органы составляют свои бюджеты на основе сообщенных показателей и своих прогнозных данных по основным параметрам бюджетов областей и городов республиканского значения. Распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами областей и городов областного значения и бюджетами районов производится областными, представительными органами в соответствии с их решениями об областном бюджете на финансовый год.

В местных бюджетах образуется оборотный резерв наличности за счет остатка средств местных бюджетов на начало планируемого финансового года, который используется местными исполнительными органами для управления ликвидностью в течение финансового года. Исполнение республиканского бюджета организует Правительство Республики Казахстан. Все государственные органы обязаны предоставлять Министерству финансов РК в установленные сроки информацию, необходимую для подготовки отчета об исполнении республиканского бюджета.

Правительство Республики Казахстан имеет право в процессе исполнения бюджета перераспределять ассигнования, связанные с мероприятиями по совершенствованию структуры и функции бюджетных организаций. Организации, содержащиеся за счет республиканского бюджета, могут с согласия Министерства финансов РК переводить средства из одной программы, подпрограммы и специфики в другую.

 

 

Бюджетная классификация - это систематизированная, группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства. До 1996 года бюджетная классификация содержала следующие структурные подразделения: раздел; параграф; статью; главу.

Однако, применяемая долгое время классификация перестала отвечать современным требованиям прогнозирования, учета и контроля бюджетных средств, а также осуществления бюджетного процесса. Также в расходах предусмотрена функциональная и экономическая классификация. Согласно этой классификации расходы подразделяются на шесть разделов: функциональная группа; функция; подфункция; учреждение; программа; подпрограмму.

Функциональная классификация представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений. Экономическая классификация расходов распределяет их по экономическим признакам по следующим разделам: категория; класс; подкласс; специфика. Бюджетная классификация позволяет всесторонне, четко и. адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой оперативности управления с применением средств автоматизации.

 

 

Местные финансы представляют собой экономические отношения, посредством которых местные органы управления мобилизуют, распределяют и используют в соответствии с возложенными на них функциями часть общественного продукта в денежной форме. Местные финансы являются важной составляющей финансовой системы государства. Они включают местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды и финансы хозяйствующих субъектов, находящиеся в собственности местных органов управления.

Структура и направление местных финансов определяются функциям местных органов власти и управления - маслихатов (собраний депутатов), местной администрации и местного самоуправления. В настоящее время, в условиях рыночных отношений, сфера деятельности местных органов расширяется и они приобретают значительную самостоятельность в решении проблем социального, экономического, экологического, демографического характера.

На местные органы управления возложены важные задачи по претворению в жизнь социальных программ государства. Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в основном осуществляется за счет местных финансовых ресурсов. Отрасли социально-бытовой инфраструктуры предоставляют населению услуги за счет фондов, которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств. Финансовые отношения в местном звене регулируются Законом «О местном государственном управлении», «Бюджетным кодексом Республики Казахстан», ежегодным «Законом о Республиканском бюджете» и другими законами о хозяйственной и финансовой деятельности.

Важная роль в местных финансах принадлежит местным бюджетам, являющихся финансовой базой многогранной деятельности местных органов власти и управления. Местные бюджеты (областей, городов, районов) в Казахстане занимают по доходам порядка 47%/ а по затратам около 49% от объемов средств. государственного бюджета (2004 г.). 78% всех районных и городских (городов областного подчинения) являются дотационными (из 193 таких бюджетов). Согласно Бюджетному Кодексу Республики Казахстан местный бюджет включает областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения).

 

 

В рыночной экономике получили распространение своеобразные организационно-экономические методы развития административно- территориальных единиц посредством более широкой либерализации экономической и социальной деятельности на их территориях. Эти методы получили значительное развитие в странах, избравших рыночный путь развития экономики в виде свободных или специальных экономических зон. Степень свободы экономической деятельности может быть разной, поэтому в названиях могут быть варианты: зона свободной торговли, свободная таможенная зона, субзона и т.д; крайним вариантом экономической либерализации является оффшорная зона или территория.

Специальная (свободная) экономическая зона (СЭЗ) представляет собой специально выделенную территорию с определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемую в целях привлечения иностранного капитала, прогрессивной зарубежной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития территории зоны.

Создание СЭЗ направлено на оздоровление экономики региона, на решение важных макроэкономических задач: стабилизацию производства и его расширение, модернизацию хозяйства, насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами. Привлекая дополнительный иностранный капитал и передовую технологию, появляется возможность расширить занятость населения, повысить квалификацию местной рабочей силы, приобрести опыт в области маркетинга и менеджмента. На территории СЭЗ допускаются любые виды хозяйственной, финансовой и иной деятельности отечественных и иностранных юридических лиц и граждан, за исключением тех видов, которые запрещены законодательством. Отечественные юридические лица в зоне являются самостоятельными и независимыми от ведомственной подчиненности, кроме относящихся к энергетическим и транспортным системам. Юридические лица, расположенные вне зоны, могут создавать свои филиалы и новые предприятия на территории зоны;

В Казахстане имеется опыт работы СЭЗ: еще в 1992 г были созданы несколько зон в разных областях; но их функционирование не удовлетворило центральную власть с позиций утраты полного контроля за движением товарно-денежных масс и обретения административно-территориальными единицами экономической самостоятельности - зоны были расформированы. Возобновление действия СЭЗ с 1996 г (Кзыл-Ординская, Акмолинская, Лисаковская) позволило отработать механизмы функционирования этого эффективного пути развития регионов но наметившийся с конца 1998 г поворот к централизации управления и финансов предрешило существование двух зон; в Акмолинской зоне были сохранены некоторые режимы в части налогов, импорта предметов и товаров производственно-технического назначения в связи с особым статусом столичной области. На их примере можно проследить порядок экономико-правового регулирования хозяйствования в СЭЗ.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

1. Государственный бюджет – экономическая категория, выражающая денежные отношения между гсударством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использование на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей;

2. Доходы и расходы государственного бюджета – особые экономические формы, посредством которых происходит функционирование бюджета;

3. Бюджетная система – совокупность всех видов бюджета, основанную на экономических отношениях и юридических нормах;

4. Бюджетное устройство – принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев

Список литературы:

1. Ильясов К.К., Исахова П.Б. Расходы государственного бюджета: Учебное пособие. – Алматы, Экономика, 2003 – 290с.

2. Махмутова М. Совершенствование механизма межбюджетных отношений в Республике Казахстан. – Алматы, 2001 г.

3. Нурмуханова Г.Ж. «Государственный бюджет»: Учебное пособие Караганда. 2001

4. Утибаев Б. С., Жунусова Р. М., Саткалиева В. А. Государственный бюджет: Учебник / Под общ. Ред. Б. С. Утибаева – Алматы: Экономика, 2006

5. Елубаева Ж. М. Бюджетная система Республики Казахстан: теория и направления развития. – Алматы, 2004

6. Есимханов С.О. «Местная бюджетная политика в условиях развития рыночных отношений». Астана. 2001

Методические указания к теме №7:

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на экономическую природу государственного бюджета, на то, как проявляется объективный характер категории «государственный бюджет». Уяснить роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве помогут статистические данные о его доходах и расходах. Здесь можно отследить в динамике изменения характеристик этих показателей.

 

ТЕМА 8. «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ»

 

Цель лекции – раскрыть особенности функционирования государственных внебюджетных фондов.

 

План лекции:

Вопрос № 1. Государственные внебюджетные фонды, их роль и классификация внебюджетных фондов.

Вопрос № 2. Социальные внебюджетные фонды: накопительный пенсионный фонд, фонд социального страхования.

Вопрос № 3. Внебюджетные фонды экономического назначения: инвестиционный, инновационный фонды.

Вопрос № 4. Национальный фонд РК, его роль.

 

Основные понятия: государственные внебюджетные фонды, накопительный пенсионный фонд, внебюджетные фонды экономического назначения, Национальный фонд РК

Вопрос № 1. Государственные внебюджетные фонды,

 

Внебюджетные фонды - важное звено финансовой системы государства. Они представляют совокупность денежных ресурсов, используемых государством на строго определённые цели и имеющие законодательно закрепленные источники формирования. Как экономическая категория внебюджетные фонды являются отношениями по перераспределению национального дохода для централизации финансовых ресурсов, направляемых на финансирование целевых потребностей государства.

Возникновение внебюджетных фондов, начиная с 1991 г., диктовалось потребностями социально-экономического развития:

В других случаях необходимо было выделить и разграничить отдельные расходы на социальные нужды и источники их покрытия с целью более надежной и эффективной защиты населения в условиях падения их жизненного уровня при переходе к рынку.

Некоторые фонды действовали временно, например, Фонд стабилизации экономики, Единый союзно-республиканский фонд социальной поддержки населения: это объясняется трудностями формирования средств подобных фондов в условиях кризиса экономики, определенной обезличенностью мобилизуемых туда средств, незаинтересованностью субъектов формирования фондов в безвозвратном использовании ресурсов при распределении.

В то же время, в масштабах всего общества с помощью внебюджетных фондов поддерживается социально-экономическая сбалансированность и стабильность, так как становится возможным решение задач локального и общегосударственного масштаба по социальной поддержке отдельных групп населения, выполнения определенных целевых программ в интересах всей экономики или региона, выравнивания социально-экономического развития. Тем самым в функционировании внебюджетных фондов проявляется противоречие групповых и общественных интересов. В целом же функционирование внебюджетных фондов осуществляется, в конечном счёте, в интересах всего общества, направлено на его консолидацию и в этом состоит социально-экономическая сущность этой формы финансовых отношений.

Функционирование специальных внебюджетных фондов параллельно с государственным бюджетом позволяет дифференцировать финансовые отношения, сориентировать часть их в узкоспециализированных сферах, достичь своеобразной диверсификации этих отношений в разных направлениях финансовой деятельности.

Классифицируются внебюджетные фонды по следующим признакам:

по целевому признаку - на социальные, экономические, научно-исследовательские, природоохранные (экологические), миграционные, содействия правопорядку, культурного назначения и другие;

по уровню управления - на межгосударственные, государственные и региональные (местные).

Следует различать государственные внебюджетные и негосударственные фонды; последние весьма разнообразны по целевому назначению, хотя и аналогичны некоторым государственным внебюджетным фондам.

 

Вопрос № 2. Социальные внебюджетные фонды:

 

Государственные внебюджетные социальные фонды предназначены для формирования и использования целевых денежных средств на удовлетворение разнообразных социальных потребностей. Их состав, направленность, определяются проводимой социальной политикой государства, ее целями на данном этапе развития общества, а также возможностями экономики.

В Казахстане накоплен опыт применения данной формы организации финансовых отношений. В течение 1995-1998 гг. действовали следующие социальные внебюджетные фонды:

Государственный накопительный пенсионный фонд;

Фонд государственного социального страхования;

Фонд обязательного медицинского страхования;

Фонд содействия занятости.

Их функционирование регулировалось Законом РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», «Об обязательном социальном страховании», «О медицинском страховании граждан», в которых было установлено, что средства обязательного социального страхования формируются за счет страховых взносов работодателей и других поступлений. Размер взносов устанавливался и распределялся между фондами в ежегодно утверждаемом Законе «О республиканском бюджете». Эти нормы были стабильными до 1998 г и составляли 30% от фонда оплаты труда для юридических лиц. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, ежемесячно уплачивали в размере одного месячного расчетного показателя на каждого работника.

По уплате взносов устанавливались льготы для организаций инвалидов, лиц с ограниченной трудоспособностью, ветеранов, некоторых гуманитарных и детских других организаций. С 1998 г в связи с проведением пенсионной реформы изменился порядок формирования и использования бывшего Пенсионного фонда - Государственного накопительного пенсионного фонда. Обязательные пенсионные взносы удерживались юридическими и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью (работодателями) у источника выплаты дохода и относились на издержки производства продукции, работ, услуг. Ставка взносов устанавливалась в размере 15% от фонда оплаты труда.

Кроме обязательных пенсионных взносов вкладчики негосударственных накопительных пенсионных фондов отчисляли дополнительные пенсионные взносы в эти фонды в размере 10% от фонда оплаты труда. Таким образом, на период становления новой пенсионной системы общий норматив взносов составлял 25% от фонда оплаты труда. Фонд содействия занятости формировался за счет обязательных страховых взносов работодателей, включая юридических лиц с иностранным участием и представительства иностранных юридических лиц в части фонда заработной платы граждан Республики Казахстан в размере 2% от фонда оплаты труда. Для некоторых организаций предусматривались льготы.

 

Вопрос № 3. Внебюджетные фонды экономического назначения:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.183 сек.