Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На финансовую стабильность

Вопрос № 3. Особенности инфляции в Казахстане и влияние

Вопрос № 2. Социально-экономические последствия инфляции

Вопрос № 1. Сущность инфляции и ее взаимосвязь с финансами.

Вопрос № 4. Платежный баланс страны, его особенности и динамика

Вопрос № 2. Формы и методы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Вопрос № 1. Виды внешнеэкономической деятельности.

Вопрос № 4.Финансовые посредники и основные участники

Вопрос № 3. Типы финансовых рынков.

Вопрос № 2. Структура финансового рынка и его сегменты.

Вопрос № 1. Финансовый рынок его значение в развитии экономики.

Вопрос № 4. Влияние налогов на рыночное равновесие

Вопрос № 3. Варианты фискальной политики.

Вопрос № 2. Макроэкономическое равновесие и финансы.

 

Воздействие на социально-экономические процессы с применением разнообразных форм и методов, как косвенных, так и прямых, включает финансовые их виды. Такое воздействие имеет целью обеспечить эволюцию национального хозяйства, сопровождающуюся экономическим ростом, последовательное неуклонное развитие социальной сферы в определенных временных периодах функционирования данной социально-экономической системы. В процессах регулирования экономики необходимо иметь ввиду, что достижение общего макроэкономического равновесия возможно только в теоретических схемах.

Состояние макроэкономического равновесия предполагает сбалансирование важнейших экономических параметров, таких как:

1) спроса и предложения;

2) товарной и денежной масс.

3) сбережений и инвестиций;

4) инфляции и безработицы;

5) производительности труда и его оплаты;

6) финансовых ресурсов и социально-экономических потребностей общества;

7) доходов и расходов государственного бюджета;

8) размеров бюджетного дефицита и источников его покрытия;

9) актива и пассива платежного баланса.

В западной финансовой теории используется понятие «мультипликатор» для объяснения влияния государственных финансов на производство, измеряемого величиной национального продукта. Концепция мультипликатора исходит из определения объема валового. национального продукта (ВНП) двумя методами:

1) по расходам; то есть совокупности всех расходов экономических субъектов, необходимую чтобы выкупить всю произведенную массу продукции;

2) по доходам (или распределению), то есть с точки зрения доходов, получаемых субъектами от производства продукции.

По первому критерию стоимость ВНП складывается по формуле:

ВНП=C+I+G+X

где: С - объем потребительских расходов домашних хозяйств, или всего населения страны;

I - валовые частные внутренние инвестиции;

G - государственные закупки товаров и услуг (исключая трансфертные платежи, не увеличивающие производства;

X - чистый экспорт, то есть превышение объема экспорта над импортом.

Измерение ВНП по сумме всех доходов производится суммированием следующих элементов:

1) объема потребленного капитала (амортизация);

2) косвенных налогов на бизнес;

3) заработной платы наемных работников;

4) рентных платежей;

5) процента (выплата денежного дохода частного бизнеса поставщикам денежного капитала);

6) доходов от собственности (от индивидуальных вложений);

7) прибыли корпораций (налог на эту прибыль, дивиденды, нераспределенная прибыль).

Далее, из валового национального продукта выделяется чистый национальный продукт (ЧНП), как разница между ВНП и отчислениями на потребление капитала или амортизационными отчислениями. Показатель ВНП, скорректированный с учетом инфляции или дефляции (понижения цен), представляет собой реальный ВНП.

В кейнсианских моделях объясняется равновесие между объемом производства, дохода и занятости, вызываемыми изменениями в расходах. «Равновесный уровень производства - это такой объем производства, который обеспечивает общие расходы, достаточные для закупки данного объема продукции, или, при равновесном уровне ЧНП общее количество проданных товаров (ЧНП), точно равно общему количеству закупленных товаров (С + I + О+ Х). Соответственно, нарушением равновесия является любое превышение общих расходов над общим объемом производства, что приводит к росту последнего; любая недостаточность общих расходов вызывает снижение ЧНП.

 

 

Учитывая вышеизложенные возможности действия мультипликатора, формулируются варианты дискреционной фискальной политики в зависимости от характера экономического цикла. В период спада проводится стимулирующая фискальная политика предусматривающая:

1. увеличение государственных расходов;

2. снижение налогов;

3. сочетание этих направлений фискальной политики с учетом большего эффекта увеличения государственных расходов.

Сдерживающая фискальная политика, обусловленная избыточным спросом и инфляцией, включает обратные направления:

1) уменьшение государственных расходов;

2) увеличение налогов;

3) сочетание данных направлений.

4) сдерживающая фискальная политика должна ориентироваться на достижение бюджетного излишка.

Недискреционная фискальная политика предполагает меньшее вмешательство государства в финансовые процессы, с акцентом на рыночное саморегулирование. Недискреционная фискальная политика действует на основе механизма автоматических, или встроенных, стабилизаторов (встроенная стабильность). В данном случае предполагается, что сумма налоговых изъятий варьируется пропорционально величине национального продукта в разных фазах экономического цикла: при подъеме налоговые поступления возрастают, ограничивая спрос, и автоматически сдерживают чрезмерный экономический рост; при спаде, наоборот, налоговые поступления снижаются, смягчая уменьшение национального производства.

 

Фискальная политика в области налогов рассматривает два направления их воздействия: на спрос (кейнсианская модель), на предложение (теория предложения). Теоретическим доказательством воздействия налогов на инвестиционную деятельность служит разработанная американскими учеными-представителями «экономки предложения» А. Лаффером и др. зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета. Согласно этой теории рост налоговых ставок до определенного предела способствует росту налоговых доходов, затем рост замедляется, а потом -происходит резкое падение доходов бюджета. Отсюда и сделан общий вывод о том, что задачу, стимулирования экономики и прежде всего инвестиционной активности следует решать на путях радикального облегчения налогового бремени. Движущая сила экономики, по мнению этих ученых - это заинтересованность хозяйственных агентов в ориентированной на рынок экономической деятельности. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами, «Если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов..., то экономическая активность будет падать». По замыслу Лаффера, в виде налогов нельзя изымать в бюджет более 30% всей суммы доходов предпринимателей и. населения. Если же изымается 40-45% доходов, то это сокращает сбережения, а тем самым и инвестиции в частном секторе экономики.

По мнению американских ученых, если ставка налогов достигает определенного, достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы, расширения производства, падают прибыли и, соответственно, снижаются и налоговые поступления в бюджет.

Важным аспектом налогового регулирования, связанного с величиной ставок и, соответственно, размерами налоговых изъятий, является возможность «удержания» внутренних накоплений и привлечения иностранных инвестиций. Высокие налоги вызывают «бегство капиталов» в страны с более благоприятным налоговым климатом, где доходы от применения капиталов могут быть обложены меньшими ставками налогов. Этому фактору способствует также наличие «оффшорных зон», где уровень налогообложения низок или оно вовсе отсутствует. С другой стороны, высокие налоговые ставки препятствуют проникновению иностранного капитала в страну, что при недостатке внутренних накоплений, сдерживает развитие экономики.

Поэтому налоговое регулирование должно учитывать данные факторы и содействовать выравниванию налоговых условий стран, находящимися в экономических контактах.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

1. Государственное регулирование экономики – это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования;

2. Воздействие на социально-эконмические процессы имеет целью обеспечить эволюцию национального хозяйства, сопровождающуюся экономическим ростом, последовательное неуклонное развитие социальной сферы в определенных временных периодах функционирования данной социально-экономической системы;

3. Варианты дискреционной фискальной политики формулируются в зависимости от характера экономического цикла;

4. Фискальная политика в области налогов рассматривает два направления их воздействия: на спрос и на предложение.

Список литературы:

1. Бибатырова И.А. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие.— Астана: Данекер, 2006.

2. Букенов А.Ж. «Финансово-кредитные ресурсы в инвестировании экономического развития: моделирование показателей взаимовлияния на региональном уровне». Астана.2001

3. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Е.В. Самофалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова; под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.Н. Кузьбожева. - М.: КНОРУС, 2005.Динамика статей платежного баланса. Уч. пособие. Автор: Булыгина Наталья Юрьевна - М.: ВАВТ, 2004

4. Мельников В.Д. Государственное финансовое регулирование экономики Казахстана. – Алматы, Каржы-Каражат, 1995

5. Ван Хорн. Основы управления финансами-М.,ФиС, 1996

6. Стиглиц Д. Ю. Экономика государственного сектора. Изд-во МГУ. – М.: Инфра-М, 1997

7. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. – М.: Финансы и статистика, 1996

Методические указания к теме №12:

Цель изучения данной темы – оценить место и роль государственного финансового регулирования экономики. Для того, чтобы успешно применять навыки государственного регулирования экономики необходимо тщательное изучить теоритические аспекты. С этой целью студенты должны решить следующие задачи: дать понятие и классификацию государственного финансового регулирования экономики; определить предпосылки и условия проведения эффективного государственного финансового регулирования; проанализировать влияние различных видов, форм и методов финансового регулирования на основные экономические показатели; обосновать структуру финансовых регуляторов социально – экономической сферы и особенности их практического применения.

 

 

ТЕМА 13. «ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК»

Цель лекции – раскрыть особенности функционирования финансового рынка, его структуру, типы и участников.

 

План лекции:

Вопрос № 1. Финансовый рынок его значение в развитии экономики.

Вопрос № 2. Структура финансового рынка и его сегменты.

Вопрос № 3. Типы финансовых рынков.

Вопрос № 4. Финансовые посредники и основные участники.

 

Основные понятия: финансовый рынок, сегменты финансового рынка, финансовые посредники

 


Финансовый рынок - чрезвычайно сложная система, в которой деньги и другие финансовые активы обращаются самостоятельно, независимо от обращения реальных товаров. Этот рынок оперирует многообразными финансовыми инструментами, обслуживается специфическими финансовыми институтами, располагает разветвленной и разнообразной инфраструктурой.

Значение финансового рынка заключается в обеспечении мобилизации свободного капитала и поддержания экономического роста страны. Функционирование финансового рынка дает возможность перераспределить ресурсы по «горизонтали» вместо «вертикального» способа, присущего административно-командной экономике. При горизонтальном движении действуют прямые связи между хозяйствующими субъектами в виде возмездного перераспределения финансовых ресурсов. Это стабилизирует финансовое положение предприятий, отраслей и в целом экономику за счет оперативного перевода средств на те сферы и объекты, где в них ощущается наибольшая потребность, исходя из принципа наибольшей эффективности их использования.

Основная функция финансового рынка состоит в посредничестве в движении денежных средств от владельцев к пользователям денежных средств. Кроме того, к функциям финансового рынка можно отнести следующие:

- финансовый рынок мобилизует временно свободный денежный капитал из многообразных источников;

- эффективно распределяет аккумулированный свободный капитал между многочисленными конечными потребителями;

- определяет наиболее эффективные направления использования капитала в инвестиционной сфере;

- формирует рыночные цены на отдельные финансовые инструменты и услуги, объективно отражающие складывающееся соотношение между спросом и предложением;

- осуществляет квалифицированное посредничество между продавцом и покупателем финансовых инструментов;

- формирует условия для минимизации финансового риска;

- ускоряет оборот капитала, то есть способствует активизации экономических процессов.

 

 

Чтобы получить более полное представление о финансовом рынке необходимо рассмотреть его структуру и основные элементы. Финансовый рынок включает в себя денежный рынок, рынок капиталов и рынок ценных бумаг (рисунок 1). На денежном рынке обращаются краткосрочные финансовые инструменты со сроком менее одного года. На рынке капиталов обращаются долгосрочные финансовые инструменты. Рынок ценных бумаг является частью денежного рынка и рынка капиталов, поскольку на нем обращаются и краткосрочные, и. долгосрочные финансовые инструменты.

 

 

  Финансовый рынок
  Денежный рынок      
Рынок ценных бумаг Рынок капиталов
     

Рис. 1 – Структура финансового рынка

 

Денежный рынок включает в себя такие сегменты, как рынок наличных денег, рынок краткосрочных казначейских обязательств, рынок краткосрочных коммерческих векселей, рынок краткосрочных кредитных ресурсов и рынок краткосрочных кредитов. Функционально к денежному рынку можно отнести только те краткосрочные ссуды, которые используются для обеспечения текущей деятельности заемщика; ссуды, используемые для расширения и модернизации производства, относятся к сфере рынка капиталов. То есть денежный рынок обслуживает краткосрочные потребности его участников, а рынок капиталов - их долгосрочные позиции.

На срок более одного года денежные ресурсы привлекаются на рынке капиталов. Финансовые инструменты, обращающиеся на этом сегменте, можно разделить на долгосрочные и среднесрочные кредиты и ценные бумаги среднесрочного и долгосрочного характера - облигации и акции. Аккумуляция временно свободных ресурсов и их инвестирование осуществляется посредством обращения на финансовом рынке ценных бумаг – особых документов, которые отражают связанные с ними имущественные права, могут самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи и иных сделок.

Рынок ценных бумаг представляет собой сферу, в которой реализуются отношения собственности, формируются финансовые источники) экономического роста, концентрируются инвестиционные ресурсы. Данный сегмент финансового рынка осуществляет перераспределение инвестиционных ресурсов в соответствии с потребностями рынка, обеспечивает их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях экономики, способствует формированию структуры экономики, а также расширяет и облегчает всем субъектам экономической системы доступ к получению денежного капитала. Таким образом, рынок ценных бумаг является финансовым каналом, который наиболее эффективным способом трансформирует сбережения в инвестиции.

Существует другая позиция в определении структуры финансового рынка, ' согласно которой финансовый рынок включает в себя рынок находящихся в обращении наличных денег, рынок ссудного капитала (кредитный рынок) и фондовый рынок (рынок ценных бумаг и рынок производных финансовых инструментов).

Денежный рынок представляет собой рынок платежных средств, включающий не только наличные деньги, но и безналичные платежные средства. Кредитный рынок связан с кредитными операциями банков. Рынок ценных бумаг представляет собой экономические отношения, опосредуемые движением ценных бумаг. В расширенной трактовке финансовый рынок включает в себя страховой рынок, кредитный рынок, денежный рынок, рынок ценных бумаг, валютный рынок, рынок пенсионных активов, инвестиционный рынок и др.

 

 

В международной теории и практике финансового управления экономикой различают две основные формы финансового рынка: организованная и неорганизованная.

Организованный финансовый рынок - это рынок, который функционирует по определенным правилам, установленным банками и биржами.

Неорганизованный финансовый рынок представляет собой сферу обращения финансовых активов посредством других каналов, а именно, через финансовых посредников - брокеров, дилеров, инвестиционных компаний и пр. Финансовые рынки состоят из множества разнообразных «каналов», по которым денежные средства «переливаются» от собственников сбережений к заемщикам. Эти каналы теоретически подразделяются на две основные группы:

1 группа - каналы прямого финансирования, то есть такие каналы, по которым средства перемещаются непосредственно от собственников сбережений к заемщикам;

2 группа - каналы косвенного финансирования, то есть такие каналы, по которым средства перемещаются от семейных хозяйств по направлению к фирмам, переходят через особые институты — финансовых посредников. Рассмотрим их структуру более наглядно на схеме (рис. 3).

 

 

 

 

 

  - Направления потока денежных средств на финансовом рынке    
   
     
             
Каналы прямого финансирования   Каналы косвенного финансирования
             
         
Капитальное финансирование   Финансирование путем получения займов  
                       

Рис. 3. Направления потока денежных средств на финансовом рынке

 

Как видно из приведенной схемы, прямое финансирование включает в себя два основных способа: капитальное финансирование и финансирование путем получения займов. Капитальным финансированием называется любое соглашение, по которому предприятие получает денежные средства для осуществления инвестиций в обмен на предоставление права долевого участия в собственности на это предприятие. К финансированию путем получения займов относятся соглашения, согласно которым предприятие получает денежные средства для. осуществления инвестиций в обмен на обязательство выплатить эти средства в будущем с оговоренным процентом при отсутствии права на долю собственности на данное предприятие.

Классификация финансовых рынков может быть произведена по различным признакам (таблица 1):

Таблица 1 - Классификация финансовых рынков

 

Признак классификации Финансовый рынок
По масштабу деятельности национальный рынок, международный рынок, региональный рынок, мировой рынок
По характеру взаимодействия продавца и покупателя рынок продавца рынок покупателя
По видам обращающихся финансовых инструментов рынок межбанковских кредитов, валютный рынок, фондовый рынок, страховой рынок и др
По формам организации торговли биржевая, внебиржевая торговля, торговые системы
По номеру владельца финансового инструмента первичный рынок, вторичный рынок, третичный рынок
По методам ценообразования рынок чистой конкуренции, рынок чистой монополии, рынок олигополистической конкуренции и др.

 

Финансовый рынок может быть первичным, вторичным и третичным.

На первичном рынке размещаются новые выпуски долговых обязательств. Обычно это происходит при содействии крупных инвестиционных институтов.

На вторичном рынке продаются и покупаются уже выпущенные инструменты. Этот рынок образуется в результате превышения спроса со стороны инвесторов над предложением определенных инструментов на первичном рынке.

Третичный рынок - это торговля производными финансовыми инструментами. В основе быстрого развития этого рынка лежит появление новых инструментов, призванных стимулировать своим разнообразием развитие финансового рынка.

С развитием хозяйственных связей в мире и переплетением денежных потоков между странами большое значение приобретают различие и связь между такими понятиями, как мировой, международный, региональные и национальные финансовые рынки. Наиболее широкое из них - мировой финансовый рынок, который представляет собой совокупность национальных и международных рынков, каждый из которых обладает своими особенностями, известной самостоятельностью и обособленностью.

Иногда не делают различий между понятиями «мировой финансовый рынок» и «международный финансовый рынок». Действительно, международный финансовый рынок, являясь обособившейся от национальных рынков системой рыночных отношений, тесно связывает их. Однако, охватывая внешние операции на национальных рынках, он не включает внутренние, фактически основные операции и поэтому не может быть назван мировым рынком.

 

 

Финансовым посредничеством принято считать движение, перемещение, переливы финансовых ресурсов от кредиторов к заемщикам и связанная с ним деятельность финансовых институтов. Способствуя образованию новых производительных ресурсов, финансовое посредничество делает экономику сильнее и повышает благосостояние. Обеспечивая заемщиков покупательной силой, кредиторам финансовые рынки предоставляют право получения дохода по их активам (сбережениям). Следовательно, становиться возможным производительное использование накоплений без прямого владения реальными активами. Можно получить доход без отказа от права собственности и управления финансовыми активами и без необходимости становиться владельцем и распорядителем реальных активов. Финансовые посредники выполняют важную народнохозяйственную функцию, обеспечивая обществу механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала.

Взаимодействие хозяйственных субъектов на рынке капиталов происходит посредством услуг финансовых посредников и профессиональных участников рынка ценных бумаг. В экономической литературе выдвигаются 3 группы финансовых посредников:

- депозитные (взаимно-сберегательные банки, кредитные союзы);

- контрактно-сберегательные (страховые компании, пенсионные фонды);

- инвестиционные фонды (трастовые, взаимные фонды).

В теоретических исследованиях финансовое посредничество рассматривается во взаимосвязи с деятельностью банков. В теории денег значительное место отведено банкам как эмитентам денег; эта теория стремится также ответить на вопрос, какая банковская система обеспечивает наилучшие условия кредитования экономической деятельности и ее роста. Эти вопросы наиболее полно изложены в работах Герли и Шоу (1960). Однако их подход носит преимущественно макроэкономический характер, при этом поведение финансового посредника как такового почти не анализируется. Исследования, посвященные исключительно финансовым посредникам, опираются на две модели, характерные для периода примерно до начала 1980-х годов, а именно неоклассическую теорию фирмы и портфельную теорию. Согласно первой модели, называемой стандартной микроэкономической теорией, банк является предприятием, перед которым стоит задача максимизации прибыли на основе оптимальной эффективности своей деятельности. Что касается портфельной теории, сформулированной Марковицем (1959) и продолженной Шарпом (1970), то она применяется к банку при рассмотрении его как инвестора, который с учетом допустимого уровня риска стремится осуществить такую комбинацию активов, которая обеспечит максимальную прибыль при условии соблюдения предписаний о коэффициенте ликвидности.

Основными участниками финансовых рынков выступают:

- инвесторы, в роли которых могут выступать государство, юридические и физические лица, располагающие свободными финансовыми ресурсами, направляемыми на соответствующие рынки в целях последующего излечения прибыли;

- посредники, в роли которых могут выступать специализированные финансовые структуры (банки, страховые компании, профессиональные участники фондовых рынков, инвестиционные фонды и др.);

- пользователи, в роли которых могут выступать государство, юридические и физические лица, приобретающие на различных основаниях необходимые им финансовые ресурсы на соответствующем финансовом рынке и оплачивающие право на их использование.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

Финансовый рынок – это экономические отношения, связанные с движением капитала в разных формах ценных бумаг;

Структура финансового рынка включает в себя: рынок наличных денег, рынок ссудного капитала, фондовый рынок;

Различают две основные формы финансового рынка : Организованный финансовый рынок - это рынок, который функционирует по определенным правилам, установленным банками и биржами. Неорганизованный финансовый рынок представляет собой сферу обращения финансовых активов посредством других каналов;

Участники рынка ценных бумаг являются эмитенты ценных бумаг, инвесторы и инвестиционные посредники. Они формируют структуру данного рынка.

Список литературы:

1. Бандурко Ж.Ю. Влияние глобализации на мировые финансовые рынки. М.2007.

2. Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг. – Спб.: Питер, 2005 – 320 с.

3. Додонов В. Ю. Портфельный менеджмент на развивающихся фондовых рынках. - Алматы: ИД «Китап», 2008.

4. Искаков У.М., Бохаев Д.Т., Рузиева Э.А. Финансовые рынки и посредники.- Алматы: Экономика, 2005. – 298 с.

5. Капитоненко В.В. Инвестиции и хеджирование, СПб, СШЭ, 2006

6. Карагусов Ф. С. Ценные бумаги и деньги в системе объектов гражданских прав. – Алматы, Жетi жаргы, 2007. – 432 с.

7. Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/Под ред. Жукова Е.Ф. – 2-е изд., доп. и перераб. – М..: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

8. Сейткасымов Г., Бекболатулы Ж., Каримжанов С. Банковская система Казахстана: Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2008.

Методические указания к теме №13:

Финансовый рынок является актуальной темой курса, с которой студенты встретятся в дальнейшем в качестве самостоятельной дисциплины. Для успешного освоения материала необходимо в первую очередь уяснить отличия финансового рынка от других рынков; каковы предпосылки функционирования финансового рынка; что представляет собой рынок ценных бумаг; в чем заключается деятельность субъектов финансового рынка.

 

ТЕМА 14. «ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ»

 

Цель лекции – раскрыть особенности финансовых отношений в системе внешнеэкономических связей.

 

План лекции:

Вопрос № 1. Виды внешнеэкономической деятельности.

Вопрос № 2. Формы и методы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Вопрос № 3. Формирование и использование валютных ресурсов государства, местных органов власти и управления, хозяйствующих субъектов:

Вопрос № 4. Платежный баланс страны, его особенности и динамика.

 

Основные понятия: внешнеэкономическая деятельность, регулирование внешнеэкономической деятельности, валютные ресурсы, платежный баланс страны

 

 

1. Виды внешнеэкономической деятельности. Особенности внешнеэкономической деятельности РК и перспективы ее развития. Ни одна страна на современном этапе не развивается без внешнеэкономических связей, которые имеют множество проявлений. Это определяется различием мирового сообщества, интеграцией и целями политики. К внешнеэкономическим связям относятся:

1. внешняя торговля;

2. иностранное инвестирование;

3. участие в международных финансово-кредитных организациях;

4. сотрудничество в области науки, техники, культуры, туризма;

5. проведение расчетов по содержанию посольств, консульств и другого персонала за границей.

Развитие перечисленных видов внешнеэкономических связей положено в основу валютно-финансовых, расчетных и кредитных отношений государства с зарубежными странами. Во внешнеэкономических связях участие принимает само государство, отдельные акционерные предприятия, другие фирмы и организации, которые по различным вопросам выходят за пределы страны. При организации внешнеэкономических связей страна может оказаться в положении кредитора или должника, экспортера или импортера. Может преобладать вывоз капитала или, наоборот, ввоз капитала. Активность внешнеэкономической политики государства отражается и на финансах страны.

Важнейший аспект внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан - участие зарубежных инвесторов и привлечение иностранных кредитов для стабилизации экономики республики. Эти средства должны целенаправленно и эффективно использоваться для решения приоритетных задач совершенствования структуры народного хозяйства, наполнения рынка потребительскими товарами и расширения экспортного потенциала. Иностранный капитал поступает в страну в трех различных формах; кредита, официальной помощи, различные инвестиции.

Казахстан является членом МВФ, МБРР, Международной финансовой корпорации, имеет связи с ЕБРР, ДБР и т.д. В соответствии с этим республика принимает на себя все обязательства участника указанных организаций, осуществляет необходимые платежи по членским взносам, долговым операциям и сделкам, вытекающим из участия в Международных финансовых организациях.

Перестройка внешнеэкономической деятельности заложена во многих хозяйственных законах. Рыночная экономика требует становления экономики открытого типа, развивающейся во взаимосвязи и в состязательности с мировой экономикой. Экономическая политика государства, направленная на развитие внешнеэкономических связей, прежде всего, нацелена на изыскание финансовых источников, ресурсов для подъема экономики. И здесь важное место отводится механизму регулирования внешнеэкономической деятельности с, целью недопущения убытков для страны и большой зависимости от партнеров.

 

 

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает разнообразные способы - как прямые, так и косвенные. К прямым относятся административные формы регулирования лицензии и квоты, а также может устанавливаться государственная монополия внешнеэкономической деятельности. Лицензирование и квотирование экспорта и импорта используются как временные меры для целей стабилизации и насыщения внутреннего рынка в условиях ограниченности сырьевых ресурсов и товарных фондов.

Лицензия - разрешение, выдаваемое компетентными государственными органами на ввоз или вывоз продукции, товаров. Квота — часть, доля в объеме производства, предназначенное для внешнеторговой деятельности.

Косвенные и экономические методы регулирования являются более действенными и соответствующими развитым внешнеэкономическим отношениям. К ним относятся налоги, таможенные пошлины, курс валюты, мировые цены, процентные ставки по внешним кредитам, курс облигаций, других ценных бумаг и платежных средств.

Налоги являются важным регулятором внешнеэкономических отношений. Валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженное в денежных единицах других стран. Существование валютного курса обусловлено необходимостью взаимного обмена валютами при международной торговле товарами и услугами, при движении капиталов и кредитов, сравнении цен мировых и национальных рынков; периодической переоценке счетов в иностранной валюте фирм и банков. Валютный курс влияет на объемы экспорта и импорта, которые в свою очередь через финансовые инструменты - налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины, воздействуют на величину получаемых и распределяемых финансовых ресурсов.

Таможенный кодекс устанавливает принципы таможенного дела на основе единства таможенной территории, таможенных пошлин и сборов. Таможенные пошлины - налоги, взимаемые государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренных таможенным тарифом. Таможенный тариф призван регулировать иностранную конкуренцию на внутреннем рынке.

В Казахстане применяются импортные (ввозные), сезонные; специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины. Импортно - таможенный тариф применяется для регулирования внешней торговли, эффективной реализации импортной политики, увеличения доходов государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности. Сезонные таможенные пошлины применяются когда:

1. ввоз товаров в страну наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям таких или подобных товаров;

2. как мера предупреждения в отношении участников внешнеэкономических связей, как мера пресечения недобросовестной конкуренции.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по ценам, более низким, чем конкурентная цена в стране экспортера.

Компенсационные пошлины применяются:

1. при ввозе товаров, при производстве или экспорте, при которых использовались субсидии;

2.при вывозе за пределы таможенной территории страны товаров, при производстве, которых прямо или косвенно использовались субсидии. Система импортно - таможенных пошлин служит защитой национального производства от экспансии иностранной продукции. Во многих государствах проводится таможенно-тарифное регулирование экспорта и импорта.

3.Формирование и использование валютных ресурсов государства, местных органов власти и управления, хозяйствующих субъектов. Валютные ресурсы государства, негосударственного сектора формируются и используются при совершении валютных операций. Валютные операции — это сделки, связанные с переходом права собственности на валюту, ценные бумаги, платежные инструменты в иностранной валюте и использованием ее в качестве платежного средства, ввоз и вывоз, пересылка валютных ценностей через границы страны.

4.

Платежный баланс представляет собой количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических связей государства, а также является одним из объектов государственного регулирования. Платежный баланс - это соотношение суммы платежей, произведенных данной страной за границей, и поступлений, полученных ею и за границей за определенный период времени.

Платежный баланс - это система показателей, обобщенно отражающих хозяйственные операции данной страны с остальными странами мира за определенный интервал времени. Он включает следующие разделы:

1. Текущий счет (торговый баланс);

2. Счет операций с капиталом и финансами (капитальный отчет);

3. Резервные активы;

4. Чистые ошибки и пропуски.

Текущий счет отражает операции с товарами - экспорт и импорт; услугами - перевозка грузов, услуги связи; техническая помощь; доходы от займов; трансферты; гуманитарная помощь. Счет операции с капиталом - отражает привлечение прямых и иностранных инвестиций или отток капиталов за рубеж; портфельные инвестиции; коммерческие кредиты. Позиции резервных активов включают монетарное золото, специальные - права заимствования, требования в иностранной валюте.

Чистые ошибки и пропуски характеризуют официально неучтенные операции с нерезидентами, включая «теневой бизнес». Особенностью платежного баланса является то, что в нем отражаются потоки средств, их изменения за период, а не запасы и накопления. Вспомогательным средством платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту.

Состояние платежного баланса определяется в первую очередь дефицитностью торгового баланса. Поэтому первостепенной целью действия государства во внешнеэкономической деятельности является оздоровление платежного баланса за счет расширения экспорта товаров и предоставления' факторных и не факторных услуг. Решение такой задачи требует значительных усилий по переориентации национального хозяйства в русло экономики «производящего типа» вместо потребляющей, наращивание, экспортного потенциала не только сырьевого сектора, но и по продукции отраслей последующих технологических переделов производства Задача уравновешивания платежного баланса международных расчетов входит в число главных целей экономической политики государства.

К международным средствам регулирования платежного баланса можно отнести - согласование условий экспортных кредитов, двусторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты ценных бумаг в национальных валютах по соглашениям СВОП, кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций. Регулирование платежного баланса должно носить систематический характер в сочетании с другими формами экономической политики.

Таким образом, платежный баланс страны - потоки денежных средств.

1. Торговый баланс (текущий счет)

2. Счет операций с капиталом и фин. (кап. счет)

3. Резервные активы; (чистые валюта, резервы)

4. Ошибки и пропуски.

5. Общий баланс.

- Системы двойной записи:

- исключит. Финансирование.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

Внешнеэкономическая сфера деятельности охватывает обширный круг отношений, связанных с участием государства, его физических и юридических лиц с аналогичными зарубежными участниками и международными финансово-кредитными институтами при торговых, кредитных, инвестиционных, долговых, расчетных, трансфертных операциях;

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает разнообразные способы - как прямые, так и косвенные;

Платежный баланс представляет собой количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических связей государства, а также является одним из объектов государственного регулирования.

Список литературы:

1. Финансы. Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2004

2. Финансы. Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд.– М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004

3. Финансы. Учебник для вузов. Под ред. М. В. Романовского и др. – М.: Перспектива, «Юнити», 2005

4. Рудый К. В. Международные валютные, кредитные и финансовые отношения. Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2007

Методические указания к теме №14:

Цель изучения данной темы состоит в том, чтобы показать и понять значимость финансов в системе внешнеэкономических связей. Чтобы вникнуть в суть экономических отношений между разными странами необходимо: понять, какие виды деятельности относятся к внешнеэкономической сфере; рассмотреть особенности экспортно-импортных операций в РК; оценить вероятные направления развития внешнеэкономической деятельности в РК; понять какие методы используют для регулирования внешнеэкономической деятельности; изучить структуру и состояние сводного платежного баланса РК; и понять, какие необходимы меры для укрепления платежного баланса.

ТЕМА 15. «ФИНАНСЫ И ИНФЛЯЦИЯ»

 

Цель лекции – раскрыть сущность инфляции и её взаимодействие с финансами.

 

План лекции:

Вопрос № 1. Сущность инфляции и ее взаимосвязь с финансами.

Вопрос № 2. Социально-экономические последствия инфляции.

Вопрос № 3. Особенности инфляции в Казахстане и влияние на финансовую стабильность

Вопрос № 4. Антиинфляционная политика государства и роль финансового регулирования.

 

Основные понятия: инфляция, методы измерения инфляции, инфляция спроса, инфляция издержек

 

 

Инфляция это обесценение денег, проявляющееся в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги. При инфляции происходит нарушение законов денежного обращения, вызываемого диспропорциями процесса общественного производства и эмиссией избыточного количества денег. Обесценение денег вызывается следующими факторами:

1) избыточный выпуск денег в обращение;

2) неблагоприятный платежный баланс;

3) потеря доверия к правительству

Финансы и инфляция взаимозависимы. Как финансы могут быть ускорителем инфляционных процессов, так и инфляция оказывает влияние на финансовые отношения. Обесценение денег и повышение цен приводит к увеличению расходов бюджета, снижению реальных доходов государства, необходимости усиления налогового бремени, росту государственного долга, вызываемого дефицитом государственного бюджета. Высокие темпы инфляции обесценивают финансовые ресурсы государства, поскольку налоговые доходы и займы поступают через определенные интервалы времени, поэтому обесцениваются. Аналогично обостряется проблема государственной задолженности, поскольку для привлечения займов государство вынуждено поднимать доходность своих ценных бумаг выше уровня ссудного процента, чем вызывает номинальный рост государственного долга. Однонаправленный негативный характер финансовых отношений и инфляционных процессов, взаимодополняясь, приводит к негативным результатам в экономической системе.

Измеряется инфляция индексом цен: отношением суммы цен для набора товаров потребительского назначения и услуг данного временного периода и суммой цен такого же набора базового периода (для сравнения может быть выбран сходный набор товаров). Динамика цен всех товаров измеряется общим сводным индексом цен; для измерения используются также групповые индексы цен, например индексы оптовых цен. Показатель темпа инфляции измеряется соотношением индексов инфляции отчетного и базового периодов. В Казахстане цены на потребительские товары и тарифы на услуги росли следующим образом к предыдущему году (раз):

1990 - 1; 1992 - 2,5; 1993 - 30,6; 1994 - 22,7; 1995 - 1,60; 1996 - 1,39; 1997 - 1,17; 1998 - 1,07; 1999 - 1,18; 2000 - 1,1; 2001 - 1,06; 2002 - 1,07; 2003 - 1,068; 2004 - 1,069.

Общепризнанным в мировой практике считается, что если в течение полугода и более темпы инфляции составляют 50% в месяц (или 11,5% в неделю), то такой уровень соответствует гиперинфляции. Таким образом, в Казахстане этот уровень существенного превышался в течение 1992-1995г.г.

На практике выделяют два типа инфляции: инфляцию спроса (инфляция потребителей) и инфляцию издержек (инфляция производителей). В первом случае она является следствием повышения спроса на продукцию, товары и услуги в связи с увеличивающейся денежной массой у юридических и физических лиц при неизменном или уменьшающемся объеме производства. Во втором случае инфляцию вызывает рост издержек хозяйствующих субъектов на оплату труда, на увеличение процентных ставок по кредитам, увеличение цен на потребляемое сырье, материал, тарифов на услуги (перевозки, электроэнергию, информацию и т.д.).

В реальной экономической жизни эти виды и сопутствующие им следствия тесно переплетаются, вазимодополняют себя, вызывая так называемую инфляционную спираль, когда повышение издержек в результате роста цен на потребляемые компоненты производства и оплату труда ведет к повышению стоимости выпускаемой продукции, потребление которой требует дополнительного роста зарплаты и материальных издержек в смежных секторах экономики, и так до бесконечности.

 

Современное государство выполняет разнообразные функции, требующие значительного объема финансовых средств, но в своей основной части не связанных с товарным оборотом. Это расходы на социальную поддержку низкообеспеченных слоев населения, расходы на здравоохранение, на культурно-информационные цели, на образование, управление, оборону. В условиях здоровой экономики увеличение подобных расходов может содействовать ее саморазвитию, так как вызывает дополнительный платежеспособный спрос на соответствующую продукцию, услуги, товары, стимулируя увеличение их производства и рост национального производства.

В стагнирующей экономике ощущается недостаток налоговых поступлений для финансирования подобных мероприятий, так же как и свободных денежных средств у хозяйствующих субъектов и населения, которые могли бы быть мобилизованы путем займов. В этом случае единственным источником покрытия данных расходов является дополнительная эмиссия денег. Помимо обязанностей финансирования непроизводственной сферы государство поддерживает жизнеобеспечивающие отрасли производственной сферы, которые в условиях кризиса являются убыточными из-за необходимости поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости. Эта поддержка выражается или в прямых ассигнованиях хозяйствующему субъекту, или в дотациях на возмещение убытков, или в компенсации пониженных процентных ставок банков при льготном кредитовании таких субъектов; возможно также гарантирование кредитов этим хозорганом. Во всех случаях происходят дополнительные денежные инъекции в экономику, как правило, не приносящие необходимой отдачи в виде адекватно полученного объема финансовых ресурсов.

Инфляция оказывает пагубное воздействие на производственную сферу, на материальное положение большинства слоев населения, на инвестиционную деятельность.

Тяжелый удар наносят инфляция по инвестициям: долгосрочные вложения средств становятся неосуществимыми из-за обесценения источников финансирования. Бывает трудно оценить реальную стоимость проекта при неопределенности будущих затрат на его осуществление. Параллельно этому процессу блокируется научно-техническое совершенствование производства. Данная сфера испытывает разрушительное действие инфляции в силу ее специфики: проведение и внедрение научно-технических и технологических разработок не сопровождается немедленной отдачей вложенных средств и их финансирование становится невыгодным. Это обрекает общество на. научный, технический и технологический застой и отставание и лишает перспектива социально-экономического развития.

 

 

Классический источник инфляции - дефицит государственного бюджета характерен также и для Казахстана. Хотя бюджетный дефицит является вторичным фактором инфляции, поскольку вызывается инфляцией издержек и, в связи с этим, обесценением государственных доходов. Покрытие дефицита эмиссией денег приводит к их инфляционному обесценению и в этих процессах инфляция и бюджетный дефицит взаимоусиливается, образуя замкнутую причинно-следственную закономерность. Дефицит государственного бюджета Казахстана является постоянным следствием несбалансированности экономики еще со времени существования СССР. Он покрывался крупными дотациями, а позднее - субвенциями из союзного бюджета. Дефицитность бюджета сохраняется и в условиях суверенитета Казахстана: в 1991 г. - 20,4% к расходной части, в 1992г. - 8,6%, 1993 - 11,9%, 1994 - 10,2%, 1995 - 17,4%, 1996 - 15,4%, 1997 - 17,7%, 1998 - 18%, 1999 – 14,3%, 2000 - 0,5%, 2001 - 1,7%, 2002 - 1,6%, 2003 - 4,3%, 2004 - 8,3% (прогноз):

Развитию инфляции способствовало поспешное проведение таких финансовых и социальных мероприятий, как введение новых налогов, вызывающих инфляционный, эффект - налога на добавленную стоимость с первоначальной ставкой в 28%, акцизов, экспортных и импортных таможенных пошлин, отчислений средств, включаемых в себестоимость продукции - в фонд преобразования экономики (ранее - инвестиционный фонд), государственный фонд содействия занятости населения, резкое увеличение отчислений на социальное страхование. Дополнительным фактором развития инфляции явился порядок отнесения процентов по используемым кредитам на издержки производства; в условиях роста платы за кредит это привело к резкому, увеличению себестоимости продукции, а вслед за ней и цен. Перечисленные факторы относятся к инспирирующим инфляцию издержек производства - инфляцию производителей. Можно считать фактором подстегивания инфляции рост социальных притязаний населения в условиях повышения цен, особенно отдельных профессиональных и социальных групп.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Его необходимость | И роль финансового регулирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.271 сек.