Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Своеобразие русской литературы XVIII века




Периодизация русской литературы XVIII века.

Проблема традиций и новаторства литературы XVIII века.

Идеология Просвещения и ее отражение в русской литературе XVIII века.

Своеобразие русской литературы XVIII века.

XVIII век открывается петровскими реформами. Петровские реформы в началеXVIII в. стали точкой отсчета новой культуры в новой России. 1700-й год Россия впервые отсчитала не от сотворения мира, а от рождества Христова, и встретила 1 января, а не 1 сентября. Это символический рубеж, отделяющий древнюю средневековую Русь от России петровской эпохи новой истории.

Процесс ломки, замены старого новым захватил не только материальную сферу (торговлю, промышленность), но и область духовной жизни русских людей. В петровскую эпоху разрабатывается новая концепция человека, новое решение проблемы личности. Человек перестает быть только источником греховности. Теперь уже не знатность рода и богатство возвышает человека, а общественная польза, ум и храбрость. Таких примеров в петровское время было немало – Меньшиков, Ягужинский, Нестеров, жена Петра Великого.

Петр I на практике осуществил требование просветителей о всесословной ценности человека. В 1722 г. Он законодательно это закрепил в «Табели о рангах всех чинов воинских, статских и придворных». Этот документ позволял не дворянам за заслуги перед государством получать дворянское звание.

Духовная жизнь XVIII в. отличается невиданной степенью интенсивности и концентрации. К тем достижениям, к которым Европа шла несколько веков, русская литература прошла за полвека. Писательство в России было не просто профессией как в Европе, а служением. В русской культуре взаимоотношение литературы и жизни оказывается прямо противоположным аналогичным европейским.

Ю.М. Лотман, анализируя западноевропейский быт на рубеже XVII-XVIII вв., заметил: «Там (В Европе) быт генерировал текст, здесь (в России) текст должен был генерировать быт. Этот принцип вообще очень существенен для литературы XVIII в., она становится образцом для жизни, по романам и элегиям учатся чувствовать, по трагедиям и одам – мыслить».

Это рождает специфические отношения между писателем и читателем.

«Писатель не следит за культурной ситуацией, а активно создает ее. Он исходит из необходимости создавать не только тексты, но и читателей этих текстов, и культуру, для которой эти тексты будут органичны» (Ю.М. Лотман).

На основании этого критерия (отношение читателя и писателя) на протяжении почти всего XVIII века существуют две литературные традиции – низовая и высокая. Первая обслуживала бытовую потребность читателя в развлекательном чтении, вторая отвечала высоким умственным запросам граждан.

Писатель низовой традиции – профессионал-литератор, переводчик западноевропейского романа. Писатель высокой литературной традиции - это поэт, пророк и учитель жизни. Постепенное сближение этих традиций намечается только к концу XVIII века.

Главным стимулом писателя XVIII века было служение обществу, исправление частных и общественных пороков. Этот факт объясняет одну из особенностей литературы XVIII века. Эстетические задачи долго стояли на 2-м месте, уступив главенство идеологии и морали. Русская литература XVIII в. была не столько искусством слова, сколько публицистикой, идеологией, этикой, практической философией, и даже в некотором роде религией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.