Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сумароков-драматург. Эволюция трагедии. Комедия




Трагедия нам плач и горесть представляет.

Свойство комедии – издевкой править нрав:

Смешить и пользовать – прямой ее устав.

Сюжеты этих жанров должны черпаться не только из античной мифологии. Источником может служить и отечественная история для трагедии, и современный отечественный быт – для комедии.

Сумароков подчеркивает, что литература и театр должны давать образы для подражания, воспитывать молодежь, критиковать общественные и нравственные пороки.

В «Эпистоле о русском языке» Сумароков поднимает важный для своей эпохи вопрос: может ли быть русский язык быть языком русской литературы. До Сумарокова писали на латыни («Поэтика», «Риторика» Ф. Прокоповича), на церковно-славянско-русском языке (Кантемир), на французском (любовная лирика В.К. Тредиаковского). Тредиаковский первым предлагает использовать русский разговорный язык в качестве литературного языка. Далее подобные мысли высказывает Ломоносов. Сумароков вслед за ними доказывает возможность применения русского языка во всех жанрах литературы. Через всю эпистолу проходит мысль «Прекрасный наш язык способен ко всему».

В 1774 г. Сумароков сократил и объединил две эпистолы в одно произведение: «Наставление хотящим быть писателями». Трактат Сумарокова имел исключительное значение для всего XVIII в. В нем Сумароков теоретизировал накопленный русской классицистической литературой опыт. Также он опирается на достижения западноевропейского классицизма.

К началу литературной деятельности Сумарокова русского национального театра не существовало. Попытки его создания Петром I ни к чему не привели, существовали только любительские труппы. Одной из талантливых трупп была ярославская труппа Федора Волкова. По указу Елизаветы Петровны, актеры должны были получить образование, после обучения она объявила об открытии постоянного русского театра. Это произошло 30 августа 1756 г., директором был назначен Сумароков.

Сумароков очень много сделал для театра, несмотря на равнодушие высшего дворянства к театру. Он значительно расширил репертуар, укрепил русское сценическое искусство. За время своего директорства он написал только 3 пьесы: трагедию «Димиза» 1756, комедию «Пустынник» 1756, драму «Приданое обманом» 1757. Его творческой деятельности сильно мешала административно-хозяйственная деятельность.

В 1761 г. недоброжелатели Сумарокова добились его отставки. Обиженный Сумароков демонстративно ничего не писал для сцены. Вновь писать пьесы он стал в 1764 г. Сумароков создает 9 трагедий, исследователь Стенник выделяет 3 этапа эволюции жанра трагедии.

1) Ранний этап формирования русской трагедии. «Хорев» 1747, «Гамлет» 1747, «Синав и Трувор» 1750.

2) Трагедии 50-х гг. «Аристона» 1751, «Семира» 1752, «Мстислав» 1754, «Димиза» 1756. В них Сумароков ищет средства для того, чтобы театр выполнял свои воспитательные функции. В этот период вырабатывается канон жанра трагедии.

3) Трагедии 1770-х гг. – итог драматургических исканий Сумарокова. «Вышеслав» 1770, «Димитрий Самозваниец» 1771.

«Хорев» - первая новаторская трагедия в русской литературе. В трагедии смешиваются славянские и древнеримские традиции. Это историческая пьеса, в ней используется материал, связанный с основанием Киева. Автор заимствует из легенды имена братьев – старшего Кий, младшего Хорев. Вымышленным в сюжете было то, что Кий свергает с престола Завлоха, отца Оснельды. Это было придумано для любовной интриги. Основной конфликт трагедии – любовь Хорева и Оснельды. Хорев должен выступить против отца любимой. Оснельда любит Хорева, тем самым нарушает свой гражданский и дочерний долг.

Конфликт долга и страсти – ведущий конфликт в драматургии классицизма. Коллизия лишена динамики. Хорев остается верным долгу, Оснельда верна любви и Хореву. Финальная трагическая развязка лежит вне конфликта между долгом и страстью. Кию доносят на Оснельду, он приказывает ее умертвить. Хорев спешит в Киев с разрешением на брак с Оснельдой. Кий узнает, что его обманули, хочет отменить свой приказ, но уже поздно. Хорев, узнав о смерти любимой, закалывается.

Основной идеей трагедии является предостережение монарху, которые следуют советам злодеев и льстецов. Центральным образом трагедии является образ монарха - Кия. Именно от него зависела судьба двух влюбленных. Истинная причина гибели Хорева и Оснельды – доверчивость Кия доносчику боярину Стальерху. Трагедия направлена против фаворитизма и засилия временщиков (с эти же боролись Ф. Прокопович и А. Кантемир). Кий не является у Сумарокова деспотом и тираном. Драматург осуждает в нем излишнюю доверчивость и отсутствие принципиальности.

Для всех ранних трагедий характерно наличие двух конфликтов – любовный и конфликт долга и страсти.

«Гамлет» - трагедия долга и любви. Гамлет должен выбирать между местью Полонию и страстью к Офелии. Причиной трагедии является вина монарха, который нарушает свой монарший долг.

В трагедии «Синав и Трувор» два брата князя призваны в Новгород, чтобы разрешить проблему междоусобиц. Новгородский боярин Гостомысл обещает в награду Синаву свою дочь Ильмену. Но она любит Трувора, их любовь взаимна. Дочь должна выполнить долг не только перед отцом, но и перед всем народом. Честь отца не должна быть нарушенной. Синав становится не только тираном, но и жертвой своей страсти (Трувор и Ильмена умирают).

Сумароков пропагандирует идею подчинения страсти – разуму, чувства - долгу. Если монарх подчиняется страсти, то это приводит к трагическому конфликту. Долг должен быть превыше всего. Особенность трагедий Сумарокова в том, что все герои хотят выполнить свой долг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.