Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало реформы русского стихосложения

Вся она была тогда в его воли,

Чинил как хотел он с ней се ли то ли…

Конкретное описание любовных сцен явились полной неожиданностью для русского читателя. Такого откровенного изображения любовных сцен русская литература не будет знать вплоть до Пушкина.

Успех книги был ошеломляющий. Тредиаковский: «Моя книга входит в моду и, к несчастью или к счастью, я также вместе с ней… Меня ищут со всех сторон, повсюду просят мою книгу».

Одним из факторов успеха была сосредоточенность сюжета на мире интимных человеческих переживаний. По мнению исследователей, интерес к эмоциональной жизни человека, делает перевод Тредиаковского своеобразной моделью романа «воспитания чувств».

 

Работа над переводом романа «Езда в остров любви» поставила перед Тредиаковским ряд филологических проблем. Перевод потребовал нового художественного языка, отказ от славянизмов.

Перевод Тредиаковского стал дерзким вызовом всей официальной литературной традиции. В 1735 г. Тредиаковский выступил в Академии наук с речью о необходимости реформы стихосложения, издания курса поэтики, подготовки полного словаря русского языка.

Он пишет трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735). Этот трактат важный этап в развитии русской литературе. Впервые теоретическая мысль в России получила печатное выражение, причем не в журнальной статье, а в специальном издании. Тредиаковский предлагает новую систему стиха – силлабо-тоническую, взамен силлабики, пришедшей к нам из Польши в кон. XVII в. Силлабо-тоника основана на чередовании ударных и неударных слогов. Тредиаковский опирается на русский разговорный язык и фольклор. Тредиаковский: «Поэзия нашего простого народа к сему меня довела».

Тоническую систему Тредиаковский применяет только к длинным стихам (11 и 13-ти сложникам), для коротких стихов сохраняется силлабика. Тредиаковский признает только женскую рифму (ударение на предпоследнем слоге – характерная черта польского языка и нашей силлабики).

Тредиаковский разрабатывает и систематизирует основные понятия стиховедения – строка (стих), слог, стопа, рифма, перенос. Он отдает предпочтение женской рифме, хорею, отрицает трехсложные размеры. Тредиакоский противоречил сам себе, сначала он признавал только женскую рифму, затем отказался от нее. Он сначала выдвигал идею, а затем проверял ее на практике.

Тредиаковский указывает верный путь реформирования русского стихосложения (от силлабики к тонике), но ошибается в частностях. Так, ямб, а не хорей, становится основным размером русской поэзии. Тредиаковский предлагает называть художественные произведения «штуками» и «штучками», талантливых писателей – «остряцами».

Вторая половина трактата посвящена вопросам стиля и жанрам поэзии. Тредиаковский еще до Сумарокова разрабатывает классицистическую систему жанров. Тредиаковский вводит в отечественное литературоведение ряд новых поэтических жанров. Он говорит о том, что поэзия – это не просто способ равномерно складывать стопы и удачно рифмовать строки. Это искусство владеть словом, умение выражать мысль в разных поэтических формах.

Первым Тредиаковский рассматривает сонет, относит его к высокой поэзии. Этот жанр требует от автора большого поэтического мастерства, т.к. это сложный по технике исполнения жанр. Сонет также высоко оценивал и Н. Буало: «Сонет без промахов – поэмы длинной стоит».

Далее следует рондо – также сложный по исполнению жанр. Он отличается от сонета количеством строк (в сонете – 14, в рондо - 13), способом рифмовки, характером выражения главной мысли. В сонете основная смысловая и идейная нагрузка приходится на последний стих. Рондо имеет обрамленную композицию – главная мысль высказывается в первой строке, повторяется в середине и обязательно повторяется в последней строке. Поэтому в рондо наиболее важен первый стих.

Далее следует эпистола – «послание, писание или просто письмо». Тредиаковский подчеркивает, что эпистолы российским стихом прежде него «никто еще не писывал». Он разрабатывает целое учение об эпистоле как поэтическом жанре, рассматривает ее разновидности. Этот жанр станет впоследствии одним из самых популярных в русской литературе XVIII в.

После эпистолы Тредиаковский переходит к элегии. Содержание элегии может быть не только грустным и печальным, но и важным, любовным. Источником настроения элегии всегда является грусть. В качестве примера он приводит свои любовные элегии.

Об оде Тредиаковский в трактате ничего не говорит и отсылает читателя к своей работе «Рассуждение об оде вообще». В ней он обосновал оду как жанр. Стилистическое своеобразие оды – лирический беспорядок, в этом ее отличие от эпической поэмы. Тредиаковский рассматривает разновидности оды: батальная, пиндарическая и т.д.

Далее Тредиаковский характеризует мадригал, эпиграмму, «мирскую песню». Они могут быть связаны с отражением жизни, мыслей, настроениями простого народа. Это была крайне смелая идея даже для богатого новациями XVIII в.

Таким образом, Тредиаковский нацеливает своих современников на творчество в народном духе, в традициях фольклора. Трактат Тредиаковского отличается ясностью и четкостью методологической позиции. Критериями деления на жанры является «материя» (содержание) и форма (объем произведения, его строение). Многие положения его теории дополнит и разовьет другой теоретик новой русской литературы М.В. Ломоносов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Другой ранен чрез ину | Театр петровской эпохи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.