Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научность;

Вопрос 8. Культура эпохи Просвещения.

Вопрос 7. Европейская культура Нового времени.

Вопрос 6. Культура эпохи Возрождения и Реформации в Западной Европе

Вопрос 5. Основные черты культуры европейского средневековья.

Античная культура является величайшим наследием. Она дала миру первые фундаментальные политические идеи о демократии, свободе, праве, заложила основы юриспруденции. Сохраняя мифологическо-религиозное восприятие, предложила рационально-философский способ познания. Созданные культурные ценности стали классическими эталонами. Оформились самостоятельные виды искусства: архитектура, скульптура, театр. А так же жанры: трагедия, комедия, лирическая поэзия. Произведения искусства приобрели собственную, эстетическую ценность и способствовали формированию высокой духовности человека.

Полисность – общественная жизнь в полисе вела к усилению социальных связей, стимулировала самосознание личности, имеющей право свободного выбора и осознающей себя равной среди равных. Такая сопричастность каждого к сообществу свободных граждан способствовала созданию особой формы политического правления – демократии.

Вопрос 4. Феномен античной культуры и ее характерные черты.

Вопрос 3. Миф как форма культуры.

Вопрос 2. Структура и основные функции культуры.

Вопрос 1. Возникновение понятия ″культура″ и его современное значение.

Для иностранных студентов

(автор: доц. Гетало Т. Е.)

Слово культура (лат. сultura), первоначально означало «возделывание, обработку, улучшение» и было связано с культивированием земли. Впервые смысловое значение этого термина соотнес с формированием духовного мира человека - римский философ М. Т. Цицерон в 45г. до н.э.. До этого времени в античной культуре применялось другое понятие – пайдейя, означавшее воспитание, обучение, образование, формирование гражданских навыков.

В эпоху Средневековья (V-XIII вв.) культура начала осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности и культивирование духовности личности.

С эпохи Возрождения (XIV- н.XVII вв.), в качестве главного творца культуры рассматривался сам человек - как деятельная, свободная, творческая личность, равная Богу.

В эпоху Нового времени (XVII в.), сформировалась новая рационалистическая трактовка культуры. Убеждение, что она является особым способом и формой человеческого существования, нашло отражение в трудах немецкого правоведа С. Пуффендорфа. Он рассматривал культуру не только как процесс усовершенствования, но и как степень развития человека и общества.

В качестве научного термина, слово «культура» стало употребляться с XVIIІ в. – века «Просвещения», когда возникла потребность в специальном понятии, отражавшем способности человека, его разума и духовного мира.

Однако еслипервоначальнопредставление о культуре формировалось в ее противопоставлении природным началам, то затем оно дополнилось понятием о ней как о динамической, развивающейся сущности.

Благодаря накопленному значительному теоретическому знанию XIX – н. XX вв. возникла необходимость в выделении самостоятельной науки о культуре – «Культурологии». Название было предложено американским антропологом Л. Уайтом.

Культурология – это общетеоретическая наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования культуры. Являясь гуманитарной наукой, культурология исследует становление духовного мира личности, творческие достижения человечества, деятельность социальных институтов, осуществляющих процесс культурной преемственности.

Культурологию можно считать междисциплинарной и интегративной наукой, так как она возникла на пересечении истории, философии, педагогики, этики, социологии, этнографии, антропологии, психологии, эстетики, этики и др. Каждая из наук, с которыми контактирует культурология, углубляет представления о культуре. Так, например, философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры. Социология выявляет закономерности процесса её функционирования в обществе. Психология позволяет понять механизмы восприятия человеком ценностей культуры.

Как любая другая наука, культурология использует понятия, категории, с помощью которых исследуется специфика и сущность культуры. Например: культурная динамика, межкультурная коммуникация, культуротворчество, субъекты культуры, элитарная культура, субкультура, мультикультурализм и др.

Культурология представлена двумя основными разделами: теории и истории культуры. Теоретические исследования опираются на философские методы (анализ, синтез, описание, сопоставление, выделение, осмысление и др.) и подходы (онтологический, системный, синхронный, диахронный, целостный, историзм), с помощью которых возможно выявить закономерности развития культуры, её соотношение с обществом, природой, человеком.

Исследования в области истории культуры выявляют особенности и достижения культурных периодов (культура Античности, культура эпохи Возрождения), географических (восточная культура, европейская культура) и социальных общностей (молодежная культура).

Одним из центральных вопросов в культурологии является процесс возникновения человеческой культуры, который рассматривается в единстве трех составляющих: антропогенеза (происхождения человека); социогенеза (становления человеческого общества); культурогенеза (рождения культуры).

В настоящее время понятие «культура» насчитывает более 500 определений. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К Клакхон проанализировали и сгруппировали их следующим образом:

1. описательные;

2. исторические;

3. нормативные;

4. ценностные;

5. структурные;

6. символические;

7. идеологические;

8. психологические.

Такое многообразие перечисленных групп определений подтверждает тот факт, что культура является сложным общественным феноменом. Она влияет на труд, быт, досуг, менталитет, образ жизни как всего общества в целом, так и отдельной личности. Развитие культуры тесно связано с прогрессом человечества, его перспективами. Усвоение культуры - важный залог человеческой цивилизации, сохранение общечеловеческих ценностей. Таким образом, культуру можно рассматривать как совокупность достижений в обществе в результате материального и духовного развития.

Культуру как целостную систему принято делить (условно) на две формы: материальную и духовную.

Материальная культура охватывает всю сферу материально–производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т. п.

Духовная культура складывается из ценностного переосмысления всей совокупности полученных человеком знаний, общепринятых вкусов и приоритетов, и использует для этого все формы общественного сознания: философию, науку, мораль, право, искусство. Особая роль духовной культуры состоит в том, что она пробуждает в человеке личность.

К структурным элементам духовной культуры традиционно относят:

- интеллектуальные (наука, образование);

- эстетические (искусство и литература);

- этические (мораль);

- социальные (речь, быт, обычаи, право, политика);

- религиозные.

Результаты различных видов деятельности человека, получивших высокое общественное признание, переходят в разряд духовных ценностей. Их принято квалифицировать по двум основным признакам: содержанию и степени распространения. По содержанию они соответствуют трем основным направлениям: науке, нравственности и искусству.

Научные ценности – это проверенные практикой человеческие знания, наиболее объективные и устойчивые во времени.

Нравственные ценности отражаются в нормах, правилах, поступках, обычаях, законах и направлены на усовершенствование человеческих отношений.

Художественные ценности воплощаются в искусстве и отражают посредством творчества социальные устремления и идеалы.

В соответствии с носителями, выделяют мировую и национальную культуры.

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура представляет собой достояние культур различных социальных слоев и прослоек населения каждого отдельного общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (традиции производства, труда, ведения хозяйства сферах жизни и деятельности народа). Каждый народ, создавая собственную национальную культуру, вносит вклад в мировую культуру. В результате диалога и общения происходит взаимное культурное обогащение.

Научно-технический прогресс, развитие международных отношений, экономическая интеграция стали факторами, которые влияют на интернационализацию культуры. Они побуждают к усилению и углублению взаимодействия и взаимопроникновения культур, к развитию интеграционных процессов в этой сфере, но и порождают разнообразные противоречия, поскольку характер и последствия процесса взаимодействия культур во многом зависят от социальных условий. Взаимопроникновение и обособление, связи и противопоставления - вот диалектика современного культурного процесса.

В условиях развития независимой Украины одним из основных направлений государственной политики является национальное возрождение украинского народа, всестороннее развитие его культуры, усвоение лучших традиций историко-культурного прошлого, его ценностей, воспитание на этих принципах молодого поколения.

Виды культуры: массовая, элитарная, субкультура, контркультура.

Массовая культура – порождение технического прогресса ХХ в. Ее синонимами являются популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура. Массовая культура ориентируется на усредненный уровень потреблений. Потребитель массовой культуры – «человек массы», характерными чертами которого являются посредственность, стандартность, шаблонность мыслей и желаний. Это, как утверждает испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, «заурядная душа», пассивный потребитель. Ему свойственна психология избалованного ребенка, желания которого направлены на получение удовольствий.

Мир массовой культуры многолик: приключенческая и детективная литература; кинопродукция со сценами убийств, драк, ужасов, эротики, поп-музыка, реклама, спорт и многое другое. Массовая культура не требует от человека размышлений, знаний, так как строится на непосредственных эмоциональных реакциях.

Важное место в массовой культуре принадлежит искусству, предназначенному в ней для удовлетворения простейших эстетических запросов. Оно, в большей своей части, поставлено на поток и превращено в прибыльную сферу бизнеса.

Основными средствами распространения массовой культуры являются СМИ (средства массовой информации): пресса, радио, телевидение, интернет.

Элитарная культура (от фр. Elite – отборное, выбранное, лучшее) – это субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Ее можно рассматривать как главный механизм разрушения сложившихся стереотипов, так как она целенаправленно противостоит культуре большинства.

Различают политические и культурные элиты.

Субкультура – это культура автономных социальных групп внутри господствующей культуры. Они обладают собственными ценностями, обычаями, нормами. Являясь закрытыми образованиями, они не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру.

Контркультура – это зачастую, резкое неприятие или критическое отношение к общепризнанной культуре. Однако не следует контркультуру воспринимать только с негативной точки зрения, как проявление бунтарства со стороны отдельных социальных групп (битники, хиппи, эму, скинхеды и др.). Распад старых форм жизни и появление новых ценностных ориентиров приводит к интенсивному брожению. В данном случаи контркультуру можно рассматривать как механизм культурных новаций. Примерами могут служить: движение киников в античности и движение романтиков в конце просветительской эпохи, возникновение христианства в языческом сознании.

Являясь неотъемлемым атрибутом существования человека, культура охватывает все виды человеческой деятельности. Ни одна сфера жизни: экономика и политика, семья и образование, досуг и спорт, искусство и нравственность – не возможны вне культуры.

Будучи сложной и многоуровневой структурой, культура проявляется в следующих функциях:

1. информативная (исторической преемственности). Ее задача заключается в передаче социального опыта от поколения к поколению в пространстве и времени.

2. познавательная (гносеологическая) направлена на систематизацию знаний, познание мира и человека в нем.

3. нормативная (регулятивная) выступает как система норм, определяет выбор ценностей, поддерживает социальное равновесие. Регулятивная функция культуры опирается на мораль и право.

4. ценностная (аксиологическая) отражает качественное состояние культуры. Критериями оценки выступают нравственность и интеллект.

5. знаковая (семиотическая). В результате изучения существующих знаковых систем: письменности, языка, традиций, обрядов происходит овладение достижениями культуры.

6. человекотворческая (социализации). Главной ее целью является формирование всесторонне развитой личности. С этой функцией тесно связана воспитательная.

 

 

Для первобытных людей миф был первой формой познания окружающего мира. С его помощью пытались объяснить различные явления природы и общества. Кроме того, он выполнял важнейшие социальные функции. Обосновывал устройство общества, его законы, моральные ценности, руководил практической деятельностью. Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, регулировал взаимоотношения между соплеменниками, объяснял различные явления природной и социальной жизни.

Мифологическая символика выражалась в знаковых структурах обрядов, пения, танца, рисунка, татуировки, украшения оружия, предметов домашнего обихода. Его устная передача устанавливала единство взглядов всех представителей племени на окружающий мир. Накопленный в мифах опыт передавался из поколения к поколению и сохранялся в социальной памяти. В результате, образовавшийся в мифе первичный уровень знаний способствовал появлению философии.

Для мифа характерны следующие особенности:

а) отсутствие временных границ: прошлое, настоящее и будущее в нем были неразрывно связаны между собой;

б) синкретизм основных областей духовной культуры: искусства, религии, зачатков научных знаний;

в) наличие художественных приемов: аллегории, гиперболы, метафоры;

г) сочетание фантастических и реальных представлений.

К еще одной форме практического и духовного освоения мира человеком следует отнести религиозные верования.

Главной причиной появления религиозного мировосприятия было то, что первобытные люди не выделяли себя из окружающей среды и находились в постоянном страхе перед необъяснимыми явлениями природы. Пытаясь освободиться от этих страхов, человек пришел к обожествлению природы, созданию ее культа.

Наиболее распространенной и универсальной формой религиозных верований является анимизм – (с лат. дух, душа). Это вера в существование духов и души у всех природных явлений и процессов. На основе анимистических представлений возникли культы предков и культы духов природы.

Вера в существование разного рода духовных существ получила свое выражение в том, что предметы, обладающие душой, стали рассматриваться как одушевленные, как фетиши – служащие местом пребывания духов. Вера в сверхъестественную силу неодушевленных предметов, которые выступали посредниками между людьми и богами, получила название фетишизм - (с фр. идол, талисман).

В первобытной культуре единство человека с природой и отождествление его с ее различными проявлениями приняла форму тотемизма, т.е. убежденности в то, что каждая группа людей произошла от какого-либо животного или растения (тотема) и находится с ними в родственных отношениях.

Еще одной древней формой первобытных верований является магия. В ее основе лежит вера в сверхъестественную связь между реальными объектами или действиями. А поскольку первобытный человек не отличал смысловую связь от причинной, то был убежден, что можно влиять на вещи с помощью мистической силы.

Вместе с мифологией и религиозными верованиями у древнего человека формировалась способность к художественно-образному восприятию и отображению действительности. Наиболее значительным проявлением была наскальная живопись, которая служила средством выражения космологических мифов.

 

Античная культура включает культуру Древней Греции и Древнего Рима.

Периодами развития древнегреческой культуры являются:

1. Эгейский или крито-микенский (3-2 тыс. до н.э.)

2. Гомеровский, (11-8 в.в. до н.э.)

3. Архаический, (7-6 в.в. до н.э.)

4. Классический, (5-4 в.в. до н.э.)

5. Эллинистический, (3-1 в.в. до н.э.)

Основные черты Древнегреческой культуры:

1. Космоцентрическое мировоззрение. Греки воспринимали Космос в качестве высшей силы, олицетворяющей порядок, гармонию, красоту.

3. Зрелищность (театр, спортивные соревнования, праздники в честь богов).

4. Публичность. Культура не была привилегией аристократии, благодаря созданной системе образования и распространения письменности. Стремление к рациональному познанию мира способствовало переходу от мифологического к философскому типу мировоззрения.

5. Антропоцентризм. Центром системы культурных ценностей был человек – гражданин и воин, гармонично соединивший физическое совершенство и нравственную силу.

Основные принципы жизни древних греков:

1. Агональность – заключалась в стремлении к первенству, к состязательности. Проявлялась практически во всех сферах деятельности (в научной дискуссии, в философском споре, политических прениях, в различного рода состязаниях).

2. Софросинию – благоразумие, умеренность, сдержанность. Способствовала формированию самоконтроля, ответственности, умению владеть эмоциями, инстинктами. («Человек – мера всех вещей»)

3. Калокагатию – стремление к всестороннему развитию и гармоничному единству духовного и физического в человеке. («Человек – венец природы», «Человек – мера всех вещей»).

Древнегреческую религию называют Олимпийской. Пантеон двенадцати богов возглавляла триада: Зевс, Посейдон, Аид. Отличительной особенностью греческой религии было то, что она занимала скромное место в общем укладе жизни. Отсутствовала каста жрецов. Их должности были выборными. Строгая догматика в обрядах отсутствовала. Образы богов были антропоморфными, (т.е. человекоподобными), от мира людей их отличало только бессмертие. В честь богов проводились религиозные праздники, спортивные состязания (Олимпийские игры), театральные и другие зрелища.

Древнегреческая мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения. Она была неотделима от жизни этого общества. Это не только мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с мифами также и исторические легенды, предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Греческая мифология отличается высокой художественностью и гуманизмом. В образах богов греки стремились воплотить свои представления о совершенном человеке, о господстве разума, закона, гармонии, порядка.

Древнегреческое искусство греков было в древнем мире первым проявлением живого, свободного художественного творчества, проникнутого стремлением к прекрасному, выражающего идеалы и дух целого народа и способного развиваться до высшей степени совершенства. Оно создало образ героя, существовавшего в гармонии с окружающим миром.

Древнегреческое изобразительное искусство прочно вошло в художественное развитие последующих времен. Его элементы живут в наше время. Основными архитектурными сооружениями классической Греции были храмы, театры, общественные здания. Выдающиеся образцы греческой архитектуры - храмы Парфенон и Эрехтейон выразили величие и славу Афинского государства. Признанными чудесами света являются Родосский Колосс, Александрийский маяк, храм Артемиды, гробница Мавсола, скульптура Зевса Олимпийского. В древнегреческой архитектуре последовательно сменились три архитектурных стиля: дорический, ионический и коринфский. Отличительной особенностью названных стилей была форма колонн - неизменного атрибута древнегреческих сооружений.

Наравне с архитектурой развивалась скульптура, в которой мастера стремились воплотить красоту тела и духовного мира человека. Известными мастерами в классический период были Мирон, Поликлет, Фидий; в период эллинизма: Скопас, Пракситель, Лисипп.

Высокого уровня достигла драматургия. Оформились основные жанрытрагедия и комедия. Драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид в своих произведениях отражали различные стороны общественно-политической и духовной жизни. Родоначальником комедии считается Аристофан.

Культура древнего Рима охватывает время с VIII в. до н.э. до середины V в. н.э., и насчитывает три периода:

1. Царский, (8-3 в. до н.э.)

2. Республиканский, (3-1 в.в. до н.э.)

3. Императорский, (1-5 в.в. н.э.)

В Римской культуре все определяла идея о мировом господстве, реализация которой требовала особого воинствующего духа. Поэтому в римском обществе утвердилось убеждение о необходимости наличия дисциплины и твердых законов. Среди моральных качеств ценились мужество, включающее: смелость, гордость, достоинство, непреклонность. Сформировался стандарт «идеального гражданина», равняться на который должны были и войны и граждане. Особо почиталась верность (долгу, клятве) она определяла отношения между людьми. Поощрялась доблесть, так как с ее помощью можно было добиться общественного признания и «гражданской славы». В сознании людей утвердилась иерархия ценностей, где на первое место ставились качества и дела, направленные на благо отчизны. На второе – семьи. На третье – забота о собственном благе.

Религия. На раннем этапе в римской культуре возникли представления о наличии огромного количества духов. Их отличительной чертой было отсутствие определенных образов. Они охраняли дом, очаг, скот, символизировали любой предмет, явления природы. На следующем этапе сложился пантеон земледельческих богов. Отношения к ним носили формально-договорной характер и были связаны с магией. Это привело к развитию жречества, среди которых самыми влиятельными, были понтифики. В IV в. до н.э. в результате завоевания греческой территории произошло заимствование Олимпийской религии. Сложился римский пантеон 12 богов, где ведущей триадой стали Юпитер (Зевс), Юнона (Гера) и Минерва (Афина). Боги приобрели антропоморфные черты. С I в. н.э. появились первые сказания о Христе («евангелие» - добрые вести). После долгих преследований и запретов христианство было легализовано в IV в. императором Константином.

Римское искусство. В Римской империи получили развитие виды искусства, которые воплощали идеи могущества государства и императоров. Это архитектура, исторический рельеф, скульптурный портрет. Римляне переняли у этрусков планировку городов, строительство дорог, мостов, каналов, городских стен. Широко использовали в строительстве колонны, изобрели бетон, применяли арочные, сводчатые и купольные конструкции. Строили амфитеатры, термы, базилики, дворцы, загородные виллы, триумфальные арки и колонны, акведуки, цирки. К наиболее известным историческим памятникам относятся Колизей, Пантеон – ″храм всем богам″, арка Тита, колона Трояна, Аппиева дорога, термы Каракалы.

Парадная статуя и скульптурный портрет отличались реалистичностью изображения.

Высокого расцвета достигли: философия (Тит Лукреций Кар, Сенека, Марк Аврелий); литература и поэзия (Вергилий, Овидий, Гораций); ораторское и театральное искусство.

Культура раннего Средневековья охватывает период с V в. н.э. по XIII в.

За это время зародились существующие ныне европейские нации, государства, языки. Сформировались политические институты: суд, армия, дипломатические службы. Возник новый тип европейского города. Произошло становление образования, открывались первые университеты. Оформились ведущие стили искусства: романский и готический. Развитие получила литература, отражающая интересы социальных слоев средневекового общества. В повседневный быт вошли в обиход стекло, очки, пуговицы, появились элементы современного костюма (брюки, юбка). Пергамент заменила бумага. Были изобретены механические часы, огнестрельное оружие. Научились ориентироваться по компасу. Изготавливать спирт из зерна. Строить ветряные мельницы, применять удобрения и многое другое.

С образованием централизованных государств, сформировались сословия, составляющие структуру средневекового общества: духовенство, дворянство, люди труда (крестьяне и ремесленники). С ростом городов сложилось ещё одно сословие – горожане. Между элитой и простолюдинами был существенный разрыв. Представителям церковно-феодальной знати предписывалось неукоснительное соблюдение кодекса дворянской чести, правил этикета, религиозных ритуалов. В то время как в жизни крестьян и горожан сохранялись языческие обычаи и довольно примитивный быт.

Основные черты средневековой культуры: нормативность, иерархичность, корпоративность, схоластичность, теоцентризм.

Нормативность определяла принципы жизни: быть как «все», подчинять личное всеобщему, служить Богу и господину, выполнять предъявляемые требования. Каждое сословие имело свой социальный статус, несоответствие которому воспринималось как вызов системе.

Иерархичность определяла все взаимоотношения между представителями существующей феодальной лестницы по принципу «Вассал моего вассала не мой вассал».

Корпоративность – профессиональные объединения: купцов, ремесленников, магистров. Необходимость в них возникла в результате роста городов, как центров ремесла и торговли.

Схоластичность - все воспринималось с позиции веры.

Теоцентризм - высшей сущностью считался Бог.

Христианство стало главным фактором, определившим путь культурного развития Европы. Оно укоренило в сознание людей новые гуманистические установки такие как милосердие, сострадание, любовь к ближнему и другие высокие моральные ценности. Значение христианства достаточно велико, так как оно вывело людей из варварского состояния и объединило их с помощью веры в единую духовную общность.

Однако в результате деятельности католической церкви многие античные идеалы были пересмотрены и отвергнуты. Подчеркивалось недоверие к человеческому разуму, выше его ставилась вера. Осуждался культ тела (как источник греха). Требовалось заботиться о душе и жить аскетически. В результате сложилась атмосфера суровости, строгости нравов. Любое инакомыслие преследовалось. Был учрежден особый церковный суд – инквизиция. Низкий уровень знаний способствовал распространению мистики и иррационализма. Редким явлением была грамотность. Ее нехватку заменял символизм в искусстве, ставшим главным источником религиозного знания. Философия и наука находились под строгим контролем. Получили развитие алхимия и астрология, так как их содержание и цели исследования соответствовали религиозной догматике.

Первые университеты в средневековой Европе возникли в ХІІ веке. Главной наукой в них была схоластика (философия средневековья). Преподавание велось на латинском языке. Однако, несмотря на то, что вся система образования носила религиозный характер, в университетах пытались противостоять чрезмерному догматизму и официальной схоластике. В студенческой среде наблюдался интерес к трудам древнегреческих, восточных и византийских философов.

Литература средневековья отражала интересы различных слоев общества. В ней оформились следующие направления:

Латинская – представленная религиозными произведениями и творчеством вагантов (бродячих школяров и студентов).

Рыцарская – в ней выделяют три основных жанра: героический эпос («Песнь о Роланде»), куртуазный (придворный) роман («Тристан и Изольда»), куртуазную лирику. Ее распространяли трубадуры, миннезингеры.

Городская - в ней особое место занимают сатирические стихотворные рассказы («Роман о Розе», «Роман о Лисе»).

Народное творчество - представлено устными балладами («Робин Гуд»)

Искусство Средневековья было строго регламентировано. Античное понимание "прекрасного" подверглось жесткой критике. Недопустимым считалось изображение атлетических форм тела. Основной задачей искусства было воплощение сверхчувственного, божественного мира.

С Х в. в искусстве оформился романский стиль, который в большей степени проявился в архитектуре. Среди основных сооружений были рыцарские замки, монастыри, храмы. Они отличались массивностью стен, узкими бойницами, подъемными мостами, высокими башнями

С ХII в. романский стиль вытесняет готика. Доминирующим видом оставалась архитектура. Активно велось строительство соборов. Их украшали стрельчатые башни, шпили, колонны, высокие оконные проемы, витражи. В соборах проходили богослужения, собрания горожан, а также театрализованные представления (мистерии) на библейскую тематику.

Особое место среди средневековых зрелищ занимала «смеховая культура» представленная карнавалами и маскарадами. Ее ценность заключается в том, что благодаря игровой форме люди переосмысливали уродливое, безнравственное и стремились это исключить из своей повседневной жизни.

Христианская средневековая культура так и не смогла реализовать свои возвышенные идеалы и создать общество с высоким уровнем духовности, так как реальная жизнь оказалась слишком противоречивой.

 

Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV - XVI века. Это было время больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Искусствоведом Джорджи Вазари был предложен термин «Возрождение» или Ренессанс, который подчеркивал связь новой культуры с античностью.

Возрождение началось в Италии, которая являлась преемницей античной культуры. Она получила в наследство города, остатки системы образования, научные труды и произведения искусства. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры:

1). Происходило становление нового типа городов-коммун, ставших центрами антифеодальной борьбы;

2). Появлялись первые мануфактуры, формировались социальные слои буржуазии и наемных рабочих;

3). Великие географические открытия (Колумбом, Магелланом, Марко Поло, Америго Веспуччи и др.) способствовали активной колонизации коренного населения;

4). Расширилась торговая деятельность, складывалась развитая банковская система;

5). Начавшийся процесс секуляризации (ослабление роли церковного влияния) в науке, искусстве, образовании, государственном управлении привел к усилению монархической власти и формированию централизованных государств;

6). Активизировался интерес к опытному знанию, точным и естественным наукам, развивалась литература на национальных языках; Исследования Н. Коперника, Г. Галилея, Дж. Бруно в области астрономии позволили утвердить гелиоцентрическую систему, доказавшую ложность геоцентрического учения.

7). Изобретение книгопечатания (Й. Гуттенбергом в 1445г.) способствовало распространению литературных и научных произведений;

8). Появился спрос на людей творческой деятельности – музыкантов, архитекторов, скульпторов, художников, ювелиров, поэтов. Также требовались образованные специалисты – бухгалтера, инженеры, юристы, врачи. Эти люди составили особый слой общества – интеллигенцию. В их среде и зародилось художественно-литературное движение – гуманизм. Его главной идеей была борьба за права и свободу личности.

Творцы новой культуры - гуманисты прославляли любовь к человеку, восхищались его духовной и телесной красотой, отрицали культ аскетизма. Презирали невежественных людей. Утверждали, что достоинство, благородство может определяться не происхождением, богатством или властью, а энциклопедической ученостью. Гуманисты выступали против феодальных привилегий и господства католической церкви, способствовали распространению идей либерализма. Созданная гуманистами культура разрушила господствующую в обществе строгую аскетическую мораль Средневековья. Интеллектуалы Возрождения стремились доказать, что корни европейской цивилизации уходят в античность. Благодаря их деятельности, разыскивались произведения искусства древних мастеров, научные рукописи греческих и римских философов, изучались языки.

Все это создало основу для формирования нового мировоззрения – антропоцентризма. Культивировалось чувство собственного достоинства человека, его индивидуализм, стремление к знаниям. Эталоном времени стал человек-творец, гений, универсал.

Одновременно с гуманизмом в это время получило распространение философское учение пантеизм, в соответствии с которым Бог отождествлялся с природой, следовательно, человек, созданный «по его образу и подобию», становился ему равным.

Гуманизм не был народным движением, так как его идеи были доступны только узкому кругу образованных людей (ученым, художникам, политикам). Поэтому он характеризуется как элитарный. Основная масса сохраняла приверженность христианской вере и католической церкви.

В начале XVI в. в Германии развернулось религиозное движение, направленное против католической церкви и вошедшее в историю под названием Реформация. Ее зачинателем считается Мартин Лютер, выступивший с 95-ю тезисами против индульгенции. Преобразование христианской религии, изменение сознания и мироощущения человека стали основой развития новых, капиталистических отношений. Реформация противопоставила оптимистичному гуманизму религиозный аскетизм. Ее деятели представляли собой полную противоположность гуманистам – прекрасно образованным аристократам, знатокам философии, поэзии, изящных искусств. Это были в основном выходцы из народа, развивающие свои способности упорным трудом, фанатики веры. По их мнению, католическая церковь исказила взаимоотношения человека с Богом и занялась спекулятивной продажей его милости. Создав новое вероучение – протестантизм, реформаторы отказались от сложной церковной иерархии, системы культов и обрядов. Они выдвинули новую нравственную установку для человека, который теперь должен был жить с постоянной готовность принимать и переносить все трудности и испытания; стремиться к внутреннему очищению и духовной стойкости в вере.

Таким образом Реформации заложила духовные основы нового типа человека и культуры труда. Итогом ее стало:

1). Ослабление монополии католической церкви,

2). Выделение третьего направления христианской веры – протестантизма,

3). Честный труд как главный показатель истинной веры.

В ответ церковь предприняла контрнаступление: усилила действия инквизиции; ввела жесткую цензуру на запрещенные книги; провела внутренние реформы и основала орден иезуитов.

Перемены происходящие во всех областях жизни, освобождение от средневековых традиций и начало становления капиталистических отношений, не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли данного времени.

Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно сблизилось с наукой, политикой, с социально-философской мыслью. Стало ведущим фактором развития культуры. В центре этого искусства находились человек и природа. Художники и писатели, зодчие и скульпторы искали наиболее эффективные способы и средства для воспроизведения действительности. Для этого они обращались к знаниям в области оптики, математики, анатомии. Изучали правила перспективы, учения о пропорции. Благодаря такому серьезному подходу искусство включалось в сферу познавательной деятельности человека.

Освобожденное от схоластики мышление требовало величественных масштабов и великих творцов. Крупнейшими архитекторами раннего Возрождения были – Брунеллески и Альберти; в живописи – Джотто и Мазаччо; в скульптуре – Данателло. Большой вклад в формировании итальянского литературного языка внесли Данте Алигьери («Божественная комедия»), Франческо Петрарка («Сонеты») и Джованни Боккаччо («Декамерон»). Все они своим творчеством привели к решительному разрыву со средневековыми традициями.

В период высокого Возрождения искусство достигло своего пика развития. Художественные произведения стали отличаться своей законченностью. В них больше проявлялось колорита, пропорциональности. Выдающимися мастерами этого времени были Л. да Винчи («Джоконда»), Рафаэль Санти («Сикстинская мадонна»), Микеланджело Буонарроти («Давид»). Их называют «титанами Возрождения», так как каждый из них выразил свою индивидуальность с небывалой полнотой.

В период позднего Возрождения художники все больше старались копировать манеру тех, кто был уже признан. Такое направление в искусстве получило название маньеризм. Среди известных художников этого периода, которые выделялись своим творчеством, отмечают Веронезе, Тинторетто, Караваджо.

Если итальянское искусство формировалось под влиянием античных традиций, было ориентировано на человека и в большей степени отражало его внешнюю красоту, то искусство Северного Ренессанса базировалось на средневековых традициях. Художников интересовал внутренний мир человека, его духовность. Получивший признание пантеизм, способствовал восприятию природы не только как творение Бога, но и как носительницы красоты. В результате получили развитие такие жанры как пейзаж, натюрморт, портрет, бытовая картина. Ведущими представителями в изобразительном искусстве были Альберт Дюрер. Питер Брейгель, Иероним Босх.

Европейская культура Нового времени охватывает XVII – XVIII вв. Она формировалась в процессе утверждения капиталистических отношений и становления новой общественной силы – буржуазии. К этому времени заканчивался процесс формирования современных европейских наций, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и культурными традициями. С развитием капитализма поощрялась частная инициатива, рос интерес к личности. Происходило дальнейшее разрушение созерцательного отношения к миру. Все большее значение придавалось созидательным способностям человека, увеличивалась его власть над внешним миром. Все больше крепло оптимистичное миропонимание, основанное на идеях возможного переустройства общества на разумных началах. Это дает основание рассматривать Новое время как самостоятельный этап развития мировой культуры.

Одной из фундаментальных новаций в духовной культуре XVII в. стал переворот в науке, который связан не только с научными открытиями и целой плеядой знаменитых ученых, но и с появлением нового типа научной деятельности и совершенно новой, научной картиной мира. Теперь наука была ориентирована на рациональное, систематизированное, достоверное и экспериментально подтверждаемое знание. В результате главной характеристикой культуры Нового времени стал рационализм, затронувший все ее сферы. При этом разум понимался как прирожденная познавательная способность и как главный критерий истины. В экономике рационализм проявился в строгом расчете, планомерном стремлении к поставленной цели; в политике – в подчинении гражданского общества утилитарным принципам; в обыденной жизни здравый смысл стал преобладать над догматизмом.

Благодаря появлению новых методов научного познания (рационалистического – Р. Декарта и эмпирического – Ф. Бекона), получили развитие естествознание и точные науки. Философия освободилась от схоластики. Элитарный гуманизм Возрождения приобрел универсальный характер. Провозглашалось право каждого на труд, жизнь, благосостояние, счастье, свободу. Английскими просветителями Дж. Локком и Т. Гоббсом были разработаны теории «общественного договора» и «естественных прав», в которых поднимались вопросы, связанные с социальными преобразованиями. В это время впервые Дж. Локком была провозглашена идея о принципах разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной). Большой вклад в развитии научного знания внесли выдающиеся ученые И. Ньютон, Б. Паскаль, Г. Лейбниц, Е. Торричелли, Р. Декарт, Ф. Бекон и многие другие. Значительных успехов достигли в изучении человеческого организма. Изобретение микроскопа голландским ученым А. Левенгуком позволило исследовать структуру живых организмов, в том числе, человека. Развитие получили национальные языки и культуры.

Таким образом, XVII в. можно рассматривать как время кардинальных преобразований. Поэтому эту эпоху называют ″веком гениев″ и временем первой НТР.

Успехи науки значительно расширили и усложнили представления о мире. Сложность и многообразие жизненных представлений о нем требовали более точного отражения реальности. Поэтому стали богаче тематика искусства, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные стили и жанры, развивались и те, которые получили развитие в предыдущие культурные эпохи. Огромный интерес к конкретной личности, к индивидуальным особенностям привели к расцвету портретного искусства. Особое значение приобрели такие жанры как пейзаж и портрет. Поскольку в искусстве XVII в. важное значение имела среда существования человека, более многозначным становится отражение в пейзаже восприятие природы. Не меньшее внимание уделялось историческому жанру, в котором отражение реальных событий сочеталось с аллегорическими и мифологическими мотивами.

Логическим следствием новой ситуации в культуре стало формирование новых стилей – барокко и классицизма.

Барокко – от итальянского слова barocco – странный, вычурный, причудливый, а по-португальски термин означает «жемчужина неправильной формы». Возник в Италии в XVIв.. Зачинателем считается итальянский архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини. С его именем связано создание главной святыни католического мира – собора Св. Петра в Риме. Барокко - роскошный, помпезный стиль. В архитектуре подчеркивалось богатство, вычурность, монументальность. В живописи и скульптуре ощущается повышенный драматизм и патетика.

В стиле барокко реализовывались как интересы высшего духовенства, так и аристократии. Для первых - это был способ привлечения верующих к католической церкви, которая искала средства усиления своего влияния. Особенно после распространения реформационных идей. Культовые сооружения поражали воображение, прославляли величие бога, воздействовал на внутренний мир человека. А для вторых - это была возможность продемонстрировать свое превосходство. Дворцы перестали быть крепостью и утопали в роскоши. Они стали символом красоты и богатства. (Дворцы: Версаль, Фонтенбло, Эрмитаж, Петродворец. Художники: П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт ванн Рейн. Архитекторы: Ф. Барромени, Б. Бернини).

Классицизм – от лат. classicus – образцовый. Возник во Франции в XVII в. на волне общественного подъема французской нации в условиях абсолютизма под влиянием античного наследия и рационалистического учения Р. Декарта. Для стиля характерны – строгость, ясность и простота выражения, уравновешенность композиции, тяготение к гармонии. Характерной чертой классицизма стал его нравственный пафос, гражданская направленность. Центральное место в нем занимал образ разумного человека, сознающего свой общественный долг. Главными темами классицизма являются конфликт общества и личности, возвышенные чувства и переживания, воспитание патриотических героев. Классицизм утвердился во всех видах искусства и просуществовал до середины XIX в.. В этом стиле создавались дворцово-парковые ансамбли Западной Европы. В изобразительном искусстве в стиле классицизма следует выделить творчество художников – Н. Пуссена, Давида, Энгра и скульпторов – Фальконе, Гудона, Пигаля.

 

XVIII столетие вошло в историю мировой культуры как век Просвещения и связано с новым идейным движением, главной целью которого, было достижение социальной справедливости в обществе. Начавшись в Англии, оно получило распространение во всех европейских государствах, но в большей степени во Франции. Благодаря таким просветителям как Д. Дидро, Вальтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, П. Гельвеций и др. расширялись знания в области естествознания, точных наук, совершенствовалась система образования. Открывались новые учебные заведения: французская Академия наук, лондонское Королевское общество. По инициативе Д. Дидро и Ж. Д′ Аламбера стала издаваться многотомная «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», окончательно нанесшая удар по церковной схоластике. Повышению грамотности и образованности способствовало увеличение тиражей книг, словарей, газет, журналов и открытие разного уровня учебных заведений.

Своей программе просветители придавали глобальное значение. Они полагали, что провозглашенные ими идеалы и ценности - благодаря прогрессу разума и просвещения - охватят все человечество, поскольку все люди имеют одну и ту же природу и один и тот же разум. Просветители искренне верили, что разум обеспечит решение всех проблем и задач, три из которых были главными и фундаментальными. Во-первых, высшая форма разума - наука - даст рациональное объяснение законов природы и откроет доступ к ее несметным богатствам. Природа будет покорена. Во-вторых, наука сделает "прозрачными", ясными и понятными межчеловеческие отношения, что позволит построить новое общество на принципах свободы, братства и справедливости. В-третьих, благодаря науке человек сможет, наконец, познать самого себя, овладеть самим собой, поставить все свои поступки и действия под сознательный, рациональный контроль.

В это время получило распространение философское учение – деизм, отрицающее вмешательство Бога в повседневную жизнь людей, но, считающие его первопричиной всего сущего. Такое понимание во многом изменило мировоззрение людей. Все больше стали цениться такие качества в человеке как инициативность, предприимчивость, трудолюбие. Предпочтение отдавалось способностям, а не знатности происхождения. Просветители верили в безграничные возможности Разума. Главным злом считали невежество людей, а в качестве источника прогресса видели знание. Многие среди них были атеистами и открыто выступали против религиозного мракобесия. Однако их деятельность не получила широкого распространения во всех слоях общества. Выступая от ″лица″ буржуазии они еще больше обострили классовые противоречия, что и привело к французской буржуазной революции (1789г.), главным лозунгом которой стал: «Свобода. Равенство. Братство».

Таким образом, к основным чертам эпохи Просвещения относят:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Образовательная среда учебного заведения, ориентированная на развитие творческого потенциала личности. Принципы ее создания | Развитие школ управления и эволюция управляющих систем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.136 сек.