КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Презентативные обучающие компьютерные программы
Классификация программного продукта Существует несколько классификаций компьютерных программ, однако мы придерживаемся классификации, созданной С. Полозовым, т. к. она в большей мере учитывает специфику содержания музыкального образования. Классификация имеет принципиально новую, пирамидальную структуру, состоит из трех уровней, каждый из которых имеет свой критерий. В ее основе лежит функционально-методический подход – программный продукт рассматривается с точки зрения функций, выполняемых каждым элементом системы «педагог – компьютер – ученик» в соответствующей среде обучения. Весь программный продукт автор делит на два класса: - обучающие программы; - учебные программы. В основе подобного деления лежит характер мыслительной деятельности ученика. Обучающие программы главным образом организуют репродуктивную деятельность. Учебные программы создают условия для продуктивной, творческой работы, что объективно обеспечивает более высокий уровень интеллектуальной деятельности ученика. Из этого следует, что в плане развития музыкального мышления учебные программы обладают большим образовательным потенциалом, чем обучающие. Обучающие программы позволяют использовать компьютер как средство обучающей деятельности, т. к. берут на себя выполнение части функций педагога. Они создавались специально для управления учебной деятельностью с учетом конкретных дидактических ситуаций, поэтому в них реализуются традиционные формы учебной работы. Учебные программы предусматривают использование компьютера как средства учебной деятельности, т. к. берут на себя выполнение части вспомогательных функций ученика. Непосредственно для обучения эти программы не создавались, однако, способны решать ряд дидактических задач, вследствие чего и находят применение в учебном процессе.
Обучающие программы делятся на три типа в соответствии с реализующейся в них формой учебной работы: презентативные, тренажерные и тестовые. В свою очередь учебные программы также делятся на три типа: справочные, креативные и исследовательские. В них помимо объяснительноиллюстративных и репродуктивных методов обучения должны применяться информационно-поисковые, творческие и исследовательские методы, которые предполагают свои особые формы учебной работы. Каждый из типов обучающих и учебных программ С. Полозов подразделяет на виды (см. таблицу 1). Однако мы считаем нецелесообразным столь детальное деление типов программ, т. к. в «чистом» виде они практически не существуют, что отмечает сам автор. Таблица 1 Классификация компьютерных программ
Презентативные обучающие компьютерные программы реализуют первый этап процесса обучения – ознакомление ученика с учебным материалом и усвоение им соответствующих знаний. Следовательно, основное ее предназначение – предъявление учебной информации: компьютер транслирует учебную информацию, а ученик, реагируя на нее, осуществляет обратную связь. С информационными потоками и сопряжена познавательная деятельность ученика.
В большинстве случаев презентативные программы основаны на принципах гипертекстовой технологии. Основная ее концепция состоит в том, что информация разбивается на дискретные единицы, называемые узлами, которые связаны друг с другом согласно их логической взаимосвязи, отражающей причинно-следственные, хронологические или какие-либо иные принципы отношений. Это позволяет легко переходить из одного раздела или статьи в другие, используя активные зоны текста. Однако нередко структура программы презентативного типа может быть определена сюжетной линией, где ученик становится непосредственным участником событий, происходящих с действующими лицами (виртуальные существа), которыми он должен управлять. Учебный материал в подобных программах облекается в игровую форму и предъявляется посредством ассоциативных связей, что вызывает интерес у ученика, активизирует его восприятие, и, соответственно, создает благоприятные условия для учебной работы на ранних этапах обучения (школа). Контроль усвоения знаний реализуется через наличие в сюжете ряда проблемных ситуаций. Следует отметить, что в презентативных программах часто реализуются некоторые элементы других типов обучающих программ (тренажерных и тестовых). Презентативные программы предоставляют широкие и разнообразные возможности дляпредъявления учебного материала на основе сюжетной линии и гипертекстовых технологий. Благодаря концентрации внимания пользователя на сюжете усвоение учебного материала происходит в непроизвольной форме. Как правило, программа, имеющая сюжетную основу, осуществляет постоянный контроль за усвоением знаний. Презентативные музыкальные программы, как правило, не определяют цели и задачи учебной деятельности. Поэтому организация осмысленных действий обучающегося требует постановки перед ним определенной учебной задачи, желательно, в виде проблемной ситуации. В презентативных обучающих программах, имеющих гипертекстовую основу, наличие контрольной функции не является обязательным и результат познавательной деятельности не фиксируется. Поэтому задача педагога – постоянно проводить опрос ученика и в случае неверного формирования его системы знаний корректировать данный процесс.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |