Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Презентативные обучающие компьютерные программы

Классификация программного продукта

Существует несколько классификаций компьютерных программ, однако мы придерживаемся классификации, созданной С. Полозовым, т. к. она в большей мере учитывает специфику содержания музыкального образования. Классификация имеет принципиально новую, пирамидальную структуру, состоит из трех уровней, каждый из которых имеет свой критерий. В ее основе лежит функционально-методический подход – программный продукт рассматривается с точки зрения функций, выполняемых каждым элементом системы «педагог – компьютер – ученик» в соответствующей среде обучения.

Весь программный продукт автор делит на два класса:

- обучающие программы;

- учебные программы.

В основе подобного деления лежит характер мыслительной деятель­ности ученика. Обучающие программы главным образом организуют репродуктивную деятельность. Учебные про­граммы создают условия для продуктивной, творческой работы, что объективно обеспечивает более высокий уровень интеллектуальной деятельности ученика. Из этого следует, что в плане раз­вития музыкального мышления учебные программы обладают большим образовательным потенциалом, чем обучающие.

Обучающие программы позволяют использовать компьютер как средство обучаю­щей деятельности, т. к. берут на себя выполнение части функций педагога. Они создавались специально для управления учебной дея­тельностью с учетом конкретных дидактических ситуаций, поэтому в них реализуются традиционные формы учебной работы.

Учебные программы предусматривают использование компьютера как средства учебной дея­тельности, т. к. берут на себя выполнение части вспомогатель­ных функций ученика. Непосредственно для обучения эти программы не создавались, однако, способны решать ряд дидактических задач, вследствие чего и находят применение в учебном процессе.

Обучающие программы делятся на три типа в соответствии с реа­лизующейся в них формой учебной работы: презентативные, тренажерные и тестовые.

В свою очередь учебные программы также делятся на три типа: справочные, креативные и исследовательские. В них помимо объяснительно­иллюстративных и репродуктивных методов обучения должны применяться информационно-поисковые, творческие и исследовательские методы, ко­торые предполагают свои особые формы учебной работы.

Каждый из типов обучающих и учебных программ С. Полозов подразделяет на виды (см. таблицу 1). Однако мы считаем нецелесообразным столь детальное деление типов программ, т. к. в «чистом» виде они практически не существуют, что отмечает сам автор.

Таблица 1

Классификация компьютерных программ

 

Класс (уровень 1) Тип (уровень 2) Вид (уровень 3)
Обучающие Презентативные Инструктивные. Гипертекстовые. Сюжетные.
    Моделирующие. Демонстрационные.
  Тренажерные Линейные. Прогрессирующие. Игровые.
  Тестовые Адаптивные. Блиц-опрос. Контрольные.
    Музыкальный диктант. Викторина.
Учебные Справочные Постатейные. Гипертекстовые. Реферативные.
  Креативные Музыкальный редактор. Компьютерный синтезатор.
  Исследовательские Статистические. Моделирующие.

 

Презентативные обучающие компьютерные программы реализуют первый этап процесса обучения – ознакомление ученика с учебным материалом и усвоение им соответствующих знаний. Следовательно, основное ее предназначение – предъявление учеб­ной информации: компьютер транслирует учебную инфор­мацию, а ученик, реагируя на нее, осущест­вляет обратную связь. С информационными потоками и сопряжена познавательная деятельность ученика.

В большинстве случаев презентативные программы основаны на принци­пах гипертекстовой технологии. Основная ее концепция состоит в том, что информация разбивается на дискретные единицы, называемые узлами, которые свя­заны друг с другом согласно их логиче­ской взаимосвязи, отражающей причинно-следственные, хронологические или какие-либо иные принципы отно­шений. Это позволяет легко переходить из одного раздела или статьи в другие, используя активные зоны текста.

Однако нередко структура программы презентативного типа может быть определена сюжетной линией, где ученик становится непосредственным участником событий, происходящих с дейст­вующими лицами (виртуальные существа), которыми он должен управлять. Учебный материал в подобных программах облекается в игровую форму и предъявляется посредством ассоциативных связей, что вызывает интерес у ученика, активизирует его восприятие, и, соответственно, создает благо­приятные условия для учебной работы на ранних этапах обучения (школа). Контроль усвоения знаний реализуется через наличие в сюжете ряда про­блемных ситуаций.

Следует отметить, что в презентативных программах часто реализуются некоторые элементы других типов обучающих программ (тренажерных и тестовых).

Презентативные программы предоставляют широкие и разно­образные возможности дляпредъявления учебного материала на основе сюжетной линии и гипертекстовых технологий. Благодаря концентрации внимания пользователя на сюжете усвоение учебного материала происходит в непроизвольной форме. Как правило, программа, имеющая сюжетную основу, осуществляет постоянный контроль за усвоением знаний.

Презентативные музыкальные программы, как правило, не определяют цели и задачи учебной деятельности. Поэтому организация осмысленных действий обучающегося требует постановки перед ним определенной учебной задачи, желательно, в виде проблемной ситуации.

В презентативных обучающих программах, имеющих гипертекстовую основу, наличие контрольной функции не является обязательным и результат познавательной деятельности не фиксируется. Поэтому задача педагога – постоянно проводить опрос ученика и в случае неверного формирования его системы знаний корректировать данный процесс.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.