Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема принятия экономического решения




Таким образом, зарождение такой новой науки как Экономическая психология вызвано не только интересами самих ученых, но и реальной экономической жизнью, где проблемы, связанные с неопределенностью, непредсказуемостью, явно свидетельствуют, что без глубокого понимания законов психологического поведения людей искать варианты удачного и безоблачного экономического развития - наивная и напрасная затея.

Лекция 2. Экономическое поведение: когнитивные компоненты.

Экономическим поведением обычно называют поведение, вызванное экономическими стимулами, и деятельность хозяйствующего субъекта.

Любому поступку человека обычно предшествует восприятие, осмысление, понимание ситуации и себя в ней, т.е. когнитивные (познавательные) компоненты; субъективное отношение, окрашенное чувствами, т.е. аффективные компоненты; и, наконец, действие или наоборот его сдерживание т.е. конативные (действенно-динамические) компоненты.

Долгое время экономическая наука описывала отношения хозяйствующего субъекта как рациональные, прагматичные.

Однако и экономистами и психологами давно замечена проблема принятия экономического решения. Экономический взгляд на принятие решения сводится к 2 вопросам: «какова ценность этого?», «Что я должен за это отдать?». Отсюда всегда стоит выбор между «сейчас» и «потом». Когда делается выбор, то достаточно описать его с помощью альтернатив: лучше, чем..., хуже, чем... Но в поведении человека не все так однозначно.

Например, в теории спроса, сформулирована аксиома жадности, которая гласит: «Если корзина А содержит такие же товары, что и корзина В, но хотя бы на одну единицу одного товара там больше, то корзина А будет предпочтительней Козины В». Однако данная аксиома не всегда проявляется в реальной жизни. Например, когда психологический феномен социальной желательности доминирует в поведении человека.

В рамках теории игр (Оскар Моргенштерн и Джон фон Нейман) были сформулированы две аксиомы экономического поведения человека.

 

Аксиома транзитивности (постоянства): «Если Вы А предпочитаете В, а В предпочитаете С, то Вы должны А предпочесть С» (например, если Вы миндаль предпочитаете грецким орехам, а орехи, шоколаду, то Вы должны предпочесть миндаль шоколаду). Сталкиваясь с обратными случаями, экономисты исходили из того, что теория требует постоянства, а люди несовершенны, они делают ошибки. Психологи же считают, что люди постоянно несовершенны. Их предпочтения имеют тенденцию к нетранзитивности, но отклоняются от постоянства систематическим образом, который может быть изучен. Например, под влиянием моды, при стремлении к новизне, экономии поведение человека часто отклоняется от постоянного.

Аксиома замещения «Если одно событие предпочитается другому, когда они оба имеют 100% вероятность, то же самое событие должно быть предпочтительным в условиях неопределенности, когда оба события одинаково неопределенны (или одинаково соотношение их вероятностей).

Эта аксиома замещения противоречит ставшему пословицей мудрому выражению Сервантеса четырехсотлетней давности о том, что синица в руке лучше, чем журавль в небе.

Действительно, многие считают надежный выигрыш более ценным, чем ненадежный, хотя и более привлекательный. Если оба рискованные, стоит выбрать тот, который больше или интересней.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.