Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТемаI. 11. Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения




Документы, определяющие содержание образования на разных уровнях: учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия. Содержание школьного образования, разработанное с учетом вышеназванных факторов и требований к нему, находит свое отражение в определенных документах:учебных планах, учебных программах, учебниках, учебных пособиях.

Учебный план общеобразовательной школы (среднего специального или высшего учебного заведения) — это основной государственный документ, составная часть государственного стандарта в области образования. Он определяет:

— продолжительность учебного года, длительность четвертей (семестров) и каникул;

— полный перечень дисциплин, изучаемых в учебном заведении;

— распределение предметов по годам обучения;

— количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе (на каждом курсе по факультетам);

— количество часов в неделю на изучение каждого предмета;

— структуру и продолжительность практикумов.

Учебный план по внешнему виду представляет собой план-сетку, который размещен на развернутом листе.

На основе учебного плана составляются учебные программы, отражающие:

— конкретное содержание учебного материала по определенным предметам в тезисном виде;

— объем учебного материала и логику его изучения;

— количество часов по темам и разделам;

— перечень умений и навыков, подлежащих формированию в процессе изучения конкретного предмета.

В структурном отношении учебная программа состоит из трех компонентов: пояснительной записки или введения; собственно содержания образования по предмету, включающего основную (в виде основных положений, тезисов) информацию; методических указаний о путях реализации данной программы.

Объяснительная записка предназначена учителю, в ней дается общая характеристика учебного курса, раскрываются цели и задачи обучения данному предмету и т.д.

Собственно содержание образования — учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень предметных умений и навыков, а также общеучебных, формирование которых происходит на межпредметной основе.

Методические указания содержат критерии оценки знаний, умений навыков учащихся, рекомендации по организации форм обучения, использованию методических приемов.

По внешнему виду учебные программы представляют собой небольшие брошюры, которых должно быть в школе столько, сколько предметов изучается в классе (например, в третьем классе изучается 7 предметов, значит, должно быть семь учебных программ).

Существуют два способа построения учебной программы — концентрический и линейный. Концентрическое расположение учебного материала в программах предполагает повторяемость на следующей ступени обучения, но уже в усложненном виде. Такое построение программ используется в основном в младшем звене средней школы, обеспечивающем прочное усвоение базисных знаний, умений и навыков — чтения, счета, письма, развития речи и т.д. Дело в том, что постоянное обращение к одному и тому же материалу, но на более высоком уровне сложности, требует больших затрат времени на обучение, однако обеспечивает его прочность (вспомним: повторенье — мать ученья).

Сущность линейного способа построения учебных программ заключается в логическом построении материала в непрерывной последовательности тесно связанных между собой звеньев. Обычно такой способ используется при построении программ обучения в старшем звене средней общеобразовательной школы.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе государственного образовательного стандарта в той или иной образовательной области. На основе типовых разрабатываются и утверждаются рабочие программы (в школе — это календарное планирование каждым предметником своей обучающей работы на четверть или учебное полугодие). Рабочие программы учитель создает на основе имеющегося стандарта, но исходя из конкретных возможностей методического, информационного, технического оснащения учебного процесса, уровня подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государственного образовательного стандарта, могут иметь иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных учебных тем, но, как и предыдущие, должны быть утверждены при наличии определенных рецензий от специалистов в школе — педагогическим советом, в вузе — ученым советом факультета.

Содержание образования (в любом учебном заведении) находит свое отражение в учебно-методическом комплекте, состоящем из учебников, учебных пособий, методических рекомендаций для учителей, раздаточного материала, наглядных средств обучения.

Учебник — это важнейшее средство обучения. В нем подробно, на научной основе излагается учебный материал в соответствии с учебным планом и учебной программой. Учебник решает три основные задачи: содержит основные понятия изучаемой науки, специальные задания (вопросы, упражнения, задачи и т.д.), способствующие осмыслению и прочному усвоению ЗУН(ов), стимулирует познавательный интерес.

Учебное пособие качественно отличается от учебника. В нем учебный материал дается более детализированно, содержатся материалы для практических работ, методические рекомендации и т.д. Работая с учебными пособиями, учащиеся учатся различным приемам мыслительной деятельности, находят более обстоятельные ответы на вопросы, содержащиеся в учебнике.

Методическое пособие предназначено для учителя, в нем даются рекомендации и советы по методике преподавания, освещается технологическая сторона обучения. Как правило, такие пособия создают наиболее опытные педагоги, учителя-методисты.

Таким образом, для учителя содержание образования по предмету, который он преподает, строго регламентировано указанными выше документами. Однако от преподавателя во многом зависит отбор учебного материала к конкретным урокам и эффективность его распределения по времени изучения. Педагогу-практику в связи с проблемой определения содержания школьного образования необходимо владеть способами совершенствования содержания учебного предмета, а чтобы овладеть этими способами, надо четко представлять себе их систему. В таблице, представленной в книге Б.Б. Айсмонтаса “Теория обучения: Схемы и тесты” (2002) четко представлены требования к умениям учителя отобрать и представить учащимся содержание учебного предмета на уроке:

1. Рациональный отбор учебного материала к уроку с четким выделением в нем основной, базовой части и дополнительной, второстепенной информации; соответствующим образом должна быть выделена основная и дополнительная литература.

2. Перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно.

3. Рациональная дозировка учебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учетом того, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу.

4. Обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование нового материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного.

5. Экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени для работы учащихся по восприятию, осмыслению, запоминанию, применению на практике учебного материала (содержания образования) с целью его прочного усвоения.

 

Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы:

1. Определите сущность дидактики как педагогической дисциплины, ее проблемы исследования, категории и понятия.

2. Определите сущность понятия “дидактика”. В чем сходство и различие между дидактикой и частными методиками преподавания?

3. Составьте тезисы к вопросу “Проблемы исследования дидактики”. Докажите, что выписанные Вами основные положения представляют собой проблемы, требующие своей разработки.

4. Назовите виднейших дидактов прошлого. В чем заключается их вклад в развитие теории обучения?

5. Составьте библиографический список по теме “Разработка вопросов дидактик в трудах советских и современных педагогов” (не менее 12 книг, имеющих важное значение в дидактике как науке).

6. Сравните приведенные в лекции определения содержания образования. В чем их отличия? Отражают ли эти определения общую суть рассматриваемого понятия, в чем эта суть?

7. Поработайте с таблицей «Сравнительная характеристика теорий формального и материального образования» (С.А. Пуйман), представленной в лекции. Попытайтесь раскрыть сущность этих теорий, показать из односторонность и педагогическую несостоятельность. Почему появились данные теории? Почему современному учителю необходимо знать об их существовании?

8. И.Я. Лернер, имея в виду четыре элемента социального опыта, писал: “... не только все содержание образования состоит из четырех элементов, но и каждый учебный предмет воплощает в себе эти элементы. В подавляющем большинстве случаев эти элементы должны быть предусмотрены и в рамках каждой темы” [с. 67].

— Раскройте Ваше понимание позиции автора. Какие учебные предметы в средней (высшей) школе можно отнести к:

1) дисциплинам, изучение которых в основном обеспечивает усвоение предметных научных знаний;

2)... формирование способов деятельности;

3)... развитие свободного творчества;

4)...способствует определенному эмоционально-образному видению мира?

— Покажите на конкретном примере, какие способы деятельности могут быть сформированы в процессе изучения того или иного учебного предмета.

9. Выпишите определения следующих понятий, характеризующих элементы содержания образования: знание, умение, навык, способ деятельности, творчество, творческая деятельность, социальный опыт, культура, ценность, эмоционально-ценностное отношение, чувство.

— Какие из этих понятий являются собственно дидактическими, а какие заимствованы из других наук?

— Каким образом межпредметные связи дидактики с другими науками содействуют решению проблемы совершенствования содержания среднего и высшего образования?

10. Составьте таблицу “Особенности содержания школьного образования в Республике Беларусь на современном этапе”. Обоснуйте возникновение специфики содержания образования в школах Беларуси в конце ХХ — начале ХХ1 века.

1.

 

Литература:

 

1. Айсмонтас, Б.Б. Содержание образования // Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — С. 78 — 88.

2. Атутов, П.Р. Политехническое образование школьников в современных условиях/ П.Р. Атутов. — М., 1985.

3. Голуб, Б. Основы общей дидактики / Б. Голуб. — М.: ВЛАДОС, 1999.

4. Гончаров, Н.П. Педагогическая система К.Д. Ушинского / Н.П.Гончаров. — М.: Педагогика, 1974.

5. Дидактика. // Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. — М., 1993. — С. 265 — 269.

6. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. Изд. 2-е. — М., 1982.

7. Двенадцатилетняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. В.С. Леднева, Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. — М., 1999.

8. Закон Республики Беларусь об образовании. — Минск, 1991.

9. Зорина, Л.Я. Программа — учебник — учитель./ Л.Я. Зорина.— М., 1989.

10. Коменский, Я.А. Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему... // Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1989. — С.11 — 135.

11. Концепция национальной школы Беларуси / Гусаковский Н.А., Бобков И.Н., Кочергин В.Я. и др. — Минск: НИО, 1993. — 86 с.

12. Концепция непрерывного воспитания и образования детей и молодежи в Республике Беларусь. – Минск, 2006.

13.. Куписевич, Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич. Пер. с польск. — М., 1986.

14. Латыш, Н.И. Образование на рубеже веков / Н.И. Латыш. — Минск: НИО, 1994.

15. Леднев, В.С. Содержание общего среднего образования. / В.С. Леднев. — М., 1989.

16. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев.— М., 1991.

17. Лернер, И.Я. Дидактика средней школы / И.Я. Лернер // Под ред. М.Н. Скаткина, изд-е 2-е. — М., 1992.

18. Лихачев, Б.Т. Содержание среднего общего образования // Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2000. — С. 380 — 387.

19. Оконь,В. Введение в общую дидактику / В. Оконь, пер. с польск. — М., 1990.

20. Основы дидактики / Под ред. Б.П. Есипова. — М., 1967.

21. Прокопьев, И.И. Содержание образования. // И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / Учеб. пособие. — Минск: ТетраСистемс, 2002. — С. 298 — 308.

22. Пуйман, С.А. Содержание образования // А.С. Пуйман Педагогика. Основные положения курса. — Минск: ТетраСистемс, 2001. — С. 93 — 101.

23. Скаткин, М.Н. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы./ М.Н. Скаткин, В.В. Краевский.— М., 1981.

24. Ушинский,К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 Т./ К.Д. Ушинский. — М.: Учпедгиз РСФСР, 1953. — Т. 1.

25. Харламов, И.Ф. Содержание образования и педагогические основы его обновления /И.Ф. Харламов // Педагогика: Компакт. учеб. курс: для студентов ун-тов и пед. ин-тов. — Минск: Университетское, 2001. — С. 79 — 87.

 

 


План:

1. Сущность обучения как специально организованного педагогического процесса.

2. Структура процесса обучения.

3. Закономерности и принципы процесса обучения.

 

Глоссарий:

1. Процесс обучения – двусторонний целенаправленный процесс организации педагогом активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению содержанием образования.

2. Учебный процесс – процесс обучения в конкретном учебно-воспитательном заведении (учебный процесс в общеобразовательной школе, в вузе, в колледже и т.д.).

3. Преподавание – процесс организации педагогом учебно-познавательной деятельности учащихся.

4. Учение – непосредственно учебно-познавательная деятельность учащихся (восприятие, осмысление, запоминание, применение на практике и прочное усвоение учебного материала).

5. Закономерности обучения – существенные, устойчивые, повторяющиеся связи в процессе обучения, выявление которых лежит в основе определения принципов организации процесса обучения с целью его совершенствования.

6. Принципы обучения – требования к организации процесса обучения, выработанные на основе познанных закономерностей и направленные на результативность обучения учащихся.

7. Структура процесса обучения – совокупность компонентов обучения как целостной педагогической системы.

11.1. Сущность обучения как специально организованного педагогического процесса. Что такое обучение как педагогический процесс? В чем его сущность и каковы его важнейшие характеристики? Когда отвечают на эти вопросы, то, прежде всего, отмечают, что процесс обучения – одна из главных составляющих целостного педагогического процесса. По своей сложности он уступает только процессам воспитания и развития (обучение входит как составная часть в процесс воспитания и развития личности). Ввиду многогранности и сложности процесса обучения однозначно определить его сущность – задача не простая. Отсюда и наличие в теории педагогики множества определений процесса обучения, его сущности.

Так, в сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятием «обучение» понималось главным образом преподавание, то есть деятельность обучающего (учителя) по организации учения обучающегося.

В начале XX столетия в понятие «обучение» стали включать уже два компонента этого процесса – преподавание и учение. Во многих учебниках по педагогике, книгах по дидактике обучение рассматривалось как процесс воздействия учителя на учащихся с целью передачи последним системы научных знаний, практических умений и навыков. Однако в данном определении не раскрыта глубинная суть процесса обучения, не отражена в нем роль учащегося.

Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у школьников способов познавательной деятельности и усвоению учебного материала, и деятельность самих учащихся в процессе обучения.

В современных учебниках по дидактике подчеркивается, что процесс обучения характеризуется двусторонностью: с одной стороны в нем выступает учитель (обучающий), с другой – ученик (обучающийся), для которого данный процесс принимает характер учения. Указывается на целенаправленность этого процесса, причем целеполагание в нем также носит двойственный характер: цель педагога – создать условия для эффективного учения школьника, организовать его учение; цель учащегося – усвоить учебный материал, знания, умения и навыки. Исходя из этих характеристик, во многих учебниках обучение рассматривается как двусторонний целенаправленный процесс активного взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого обучающиеся усваивают программный учебный материал.

Однако и это определение не является достаточно полным, так как в нем не раскрывается сущность взаимодействия учителя и учащихся. Уточняет данное понятие И.Ф. Харламов. Он раскрывает положение о том, что в данном взаимодействии учитель организовывает учебно-познавательную деятельность учащихся, а ученики выполняют данную деятельность в виде циклических действий: восприятие учебного материала, его осмысление, запоминание изучаемого, применение воспринятого, осмысленного и запомненного на практике, повторение и обобщение изученного и, как результат, - прочное усвоение программного учебного материала.

Таким образом, на основании анализа разных пониманий сущности процесса обучения мы можем принять как наиболее точное и глубинное уяснение сущности данного сложного процесса следующее определение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.