Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психики в процессе эволюции животного мира




Тема 7. ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ

Литература

Контрольные вопросы

1. Назовите имена ученых, основоположников теории деятельности.

2. Какой тезис марксистской теории лег в основу деятельностного подхода?

3. В чем состоит различие теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н.Леонтьева?

4. Какой вклад в теорию деятельности внес Л.С. Выготский?

5. Что такое интериоризация?

6. Назовите высшие психические функции человека.

7. Укажите основные принципы деятельностного подхода.

8. Опишите уровни деятельности.

9. Дайте характеристику трем компонентам деятельности.

10. Назовите врожденные потребности человека.

11. Какие виды мотивов вы знаете? Которые из них являются доминирующими в вашей жизни?

12. В чем сущность механизма превращения цели в мотив?

13. Назовите основные виды человеческой деятельности.

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм-Еврознак, 2007, – 672 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 320 с.

3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, 1999. – 384 с.

4. Немов Р.С.Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.

5. Психологический словарь / Под общей науч. ред. П.С. Гуревича. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. – 800 с.

6. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.

 

 

Развитие психики живых организмов происходило параллельно с эволюцией, т.е. филогенезом (от греч. phyle – «род» и genesis – «происхождение»).
Филогенез – изменение форм органического мира в процессе эволюции.

Согласно теории А.Н.Леонтьева психика человека представляет собой результат эволюционного развития. В общем смысле психика – функция особым образом организованной материи, нервной ткани. По мере усложнения нервной системы усложняется и ее функция – происходит постепенное усложнение взаимодействия животного со средой.

 

Этапы развития психики в филогенезе (А.Н. Леонтьев)

1. Первый этап называется стадией элементарной сенсорной психики («сенсус» – ощущение). Животные, находящиеся на этой стадии, не способны воспринимать мир во всем его многообразии в силу неразвитости нервной системы. Они способны реагировать лишь на отдельные свойства объектов, имеющие для них жизненно важное значение. Так, например, паук из всего многообразия внешних воздействий способен реагировать лишь на вибрацию паутины, что обусловливает и характер его активности. Он активен только тогда, когда улавливает вибрацию. На данной стадии развития психики находятся простейшие, кольчатые черви, моллюски и некоторые другие беспозвоночные.

2. Второй этап называется стадией перцептивной психики (перцепция восприятие). Животные, находящиеся на этой стадии, способны создавать целостный образ воспринимаемых объектов. Также важной характеристикой перцептивной психики является возможность накапливать личный опыт. Деятельность таких животных также усложняется: они уже способны активно добывать пищу, ориентируясь в поисках ее на множество различных сигналов из окружающего мира. На данной стадии развития психики находятся рыбы, некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски), насекомые. На высшем уровне перцептивной психики, для которого характерны элементарные формы мышления, способность к научению, находятся птицы и некоторые млекопитающие.

3. Третий этап называется стадией интеллекта. Развитие нервной системы таких животных обеспечивает им возможность установления мысленных связей между различными объектами действительности и, как следствие, приводит к делению деятельности, прежде слитой в один процесс, на две фазы – фазу подготовления (на этой фазе животные изменяют ситуацию, чтобы получить желаемое, а не просто пользуются теми условиями, которые предоставляет им природа) и фазу осуществления (получение желаемого). Например, обезьяна не может достать банан, лежащий перед клеткой, просто вытянув руку. После небольшого замешательства обезьяна вдруг схватила одну из палок, лежащих в клетке, просунула руку с палкой между прутьями и подтянула банан. Отсутствие простого перебора вариантов свидетельствует о том, что обезьяна вначале совершает это действие "в уме", а потом уже – в действительности. На данной стадии развития психики находятся обезьяны, собаки, дельфины.

4. Четвертый этап развития психики – сознание человека. Для него характерно единство высших психических функций человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.