Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Барьеры в общении

Эффекты восприятия

Отмечены следующие эффекты при восприятии людьми друг друга:

1) первичности – о новом человеке более важна первая в порядке поступления информация. Если представить сначала положительные стороны человека, а затем отрицательные, то отношение к нему будет более благоприятным, чем, если представить информацию в обратном порядке;

2) новизны – о знакомом человеке более значимой оказывается последняя, более новая информация о нем;

3) ореола – распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. Так, если первое впечатление о человеке благоприятного и дальнейшие его поступки, а также черты личности переоцениваются в благоприятную сторону. При первом неблагоприятном впечатлении – наоборот, т.е. даже хорошие качества и поступки недооцениваются, внимание оценивающего приковано к недостаткам. Общий "ореол" распространяется и на неизвестные качества;

4) стереотипизации – возникает относительно принадлежности человека к социальной группе или слою. Связан с распространением в обществе (круге общения, референтной группе) определенных отношений к социальным группам (слоям) – представителям других наций, профессий, власти и др.;

5) края – лучше запоминается информация в начале и в конце эмоционально равномерного ряда стимулов.

Эти эффекты можно использовать при представлении кого-либо (себя) другим людям и учитывать при восприятии других.

 

Барьеры коммуникативные – различия в однородных особенностях личностей участников контакта, препятствующие полноценному общению между ними.

Можно выделить следующие барьеры:

· смысловой – одно и то же явление (слово, фраза, событие) имеют разный смысл для разных людей. Например, война как трагедия для народа и как средство выражения политических амбиций. Этот барьер также проявляется в неумении учитывать истинные мотивы одинаковых внешне поступков;

· моральный – различия между людьми в усвоенных ими социальных нормах и ограничениях. Сюда относятся также: приличная "упаковка" для неблаговидных поступков, и тот феномен, что очень хороший человек теряет в привлекательности, если у него нет слабостей;

· мотивационный – когда цели (потребности) взаимодействующих людей не совпадают, а также, когда побуждение не связано с потребностями побуждаемого;

· интеллектуальный – различия в уровне интеллекта, глубине предвидения и понимания ситуаций и потребностей, а также мистичность, мифологичность сознания или доминирующая рефлекторность психики против рациональности;

· ригидностный – отсутствие гибкости межличностных установок, затрудненность перестройки восприятия, системы мотивов, эмоциональных откликов в изменяющейся обстановке. Инерция, косность привычных схем; эмоциональный – различия в эмоциональных состояниях, отсутствие эмпатии, а также недоступность разуму доводов логики в связи с тем, что эмоции всегда отключают мышление (прямо пропорционально их силе);

· эстетический – требования к форме: внешний вид объектов (людей, документов и др.), ритуальность поведения, этикет. Такой эффект, как иррадиация красоты или безобразия: человек, имеющий красивую вещь, иногда и сам кажется достойным.

Задача коммуникатора заключается в том, чтобы не носить барьеров в себе и помогать другим преодолевать их барьеры, преодолевая, используя, убирая или затушевывая различия между людьми.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Механизмы настройки | Другие проблемы общения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.