Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Центральный Банк РФ




ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Финансовые органы предприятий, организаций и учреждений.

 

1. На крупных и средних производственных предприятиях (объединениях) финансовая работа сконцентрирована в самостоятельных подразделениях - финансовых отделах.

2. Их построение весьма разнообразно не только в разных отраслях народного хозяйства, но в пределах одной и той же отрасли промышленности.

3. Важнейшей задачей финансовых отделов (служб) является обеспечение предприятий и объединений финансовыми ресурсами для выполнения планов экономического и социального развития, повышения эффективности и качества их работы.

 

Финансовые отделы совместно с другими службами:

- разрабатывают оптимальные финансово-кредитные планы, включая расчеты финансовых показателей и нормативов;

- анализируют финансово-хозяйственное состояние предприятий, и на этой основе принимают необходимые меры по снижению материалоемкости, повышению рентабельности производства;

- участвуют в работе по выявлению и реализации ненужных предприятию материальных ценностей, разработке цен на новые изделия, тарифов на работы и услуги;

- выполняют финансовые обязательства перед государственным бюджетом, поставщиками, вышестоящими организациями.

Финансовая работа в различных организациях строится как и на промышленных предприятиях. В строительных, торговых, транспортных и других организациях имеются специальные подразделения, на которые возлагается финансовая работа. Данную работу выполняют работники бухгалтерии. Число работников бухгалтерии и распределение обязанностей между ними зависит от объема производственной деятельности организации, числа ее работников, характера выпускаемой продукции и многих других факторов.

Значение финансового менеджмента:

1. В условиях рынка важное значение имеет эффективное управление финансовыми ресурсами предприятий различных организационно-правовых форм - финансовый менеджмент.

2. Основная задача финансового менеджера состоит в максимизации реальных ресурсов корпораций, в первую очередь прибыли.

Это достигается различными способами:

- экономным и рациональным использованием ресурсов;

- диверсификацией инвестиций (например, вложений в ценные бумаги различных эмитентов);

- эмиссией и реализацией собственных ценных бумаг;

- увеличением выпуска и реализации продукции;

- улучшением имиджа предприятия и ростом в этой связи курса его акций.

Основными задачами финансового менеджмента являются:

- планирование и прогнозирование финансовой деятельности предприятия (разработка финансовых планов на год и пять лет);

- принятие оптимальных и наиболее целесообразных управленческих решений в области инвестирования ресурсов;

- координация финансовой деятельности предприятия в целом, всех его служб;

- проведение операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных капиталов для инвестиций, реализация собственных ценных бумаг.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 6: Финансовое планирование

Учебные вопросы:

1. Организация и методы финансового планирования.

2. Виды финансовых планов и их характеристика.

Понятие "финансы" нередко отождествляют с деньгами. Однако существование двух разных терминов для определения одной и той же категории вряд ли обосновано.

Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и в переводе на русский язык означает "денежный платеж", "платеж в срок". Финансовые отношения возникли раньше, и историки точно не называют время их зарождения. Одни считают, что финансовые отношения появились, когда государство стало собирать налоги и дань в денежной форме (Древний Рим, Вавилон, Египет). Другие полагают, что они имели место еще раньше – при уплате обязательных денежных взносов в религиозные организации. В России (Киевская Русь) финансовые отношения были развиты слабо, ресурсы государства формировались в основном за счет натуральных податей.

В докапиталистический формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческий и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами служили поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенным товаром), военная добыча, дань с покоренных народов, натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

I. ВОПРОС: Организация и методы финансового планирования

Условием существования финансового планирования является наличие товарно-денежных отношений. С давних времен люди, прежде чем браться за создание какого-либо продукта, искали, есть ли средства и сколько их, считали каковы затраты и предполагаемый результат.

В настоящее время финансовое планирование поставлено на высокий технический и научный уровень и носит краткосрочный и долгосрочный характер.

В современных условиях в России финансовое планирование разделилось на две органически связанных между собой части:

- планирование общегосударственных финансов. К ним относится бюджеты всех органов государственной власти и общегосударственные внебюджетные фонды;

- финансы предприятий и организаций (финансовые планы предприятий, акционерных обществ и других форм предпринимательства, а также банковская, страховая, биржевая, залоговая системы).

Финансовое планирование - это комплекс мер, посредством которых государство, предприятия, организации определяют объем, структуру и целенаправленное использование финансовых ресурсов.

 

Методологическая оболочка финансового планирования:

I. Целью финансового планирования со стороны государства является определение объема той части финансовых ресурсов, которая за планируемый период может быть мобилизована и использована на общегосударственные цели. Одновременно определяются параметры распределения и перераспределения денежных средств между отдельными звеньями бюджетной системы, что связано с особенностями бюджетной политики государства.

II. Целью финансового планирования предприятий и организаций является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы.

III. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного капитала с финансовыми результатами. Это обусловлено тем, что финансовое планирование в сфере производства и обращения тесно связано с коммерческим расчетом, как основным методом ведения хозяйства в условиях рыночных отношений.

IV. Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, источником которых являются валовой национальный продукт и национальный доход страны и прежде всего, такие их составные части как:

- прибыль;

- амортизационные отчисления;

- экономические фонды целевого назначения;

- арендная плата;

- процентные ставки по ссудам, депозитам и облигациям;

- паевые взносы;

- вклады в уставный капитал;

- инвестиции;

- дивиденды;

- дисконт.

V. Правовое обеспечение финансового планирования включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

VI. Нормативное обеспечение финансового планирования образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения.

VII. Информационное обеспечение финансового планирования состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации.

Наиболее важной из всех видов информации является финансовая информация.

К финансовой информации относятся различные сведения:

- о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов;

- о ценах, курсах валют и ценных бумаг на товарном, фондовом и валютном рынках.

Тот, кто владеет информацией, владеет рынком.

 

Основные задачи финансового планирования:

- обеспечение сбалансированности между финансовыми ресурсами и потребностями в них как государства в целом, так и отдельного предприятия;

- выявление источников финансовых ресурсов. При составлении финансовых планов сначала определяют объем расходов, а затем источники их финансирования. Реальность планирования зависит от стабильности финансирования, т.е. если нет доходов, то и не должно быть отдельных расходов;

- установление оптимальных пропорций распределения финансовых ресурсов между центральной и местной властью в масштабе государства, а на предприятии между его подразделениями.

- определение конкретного направления денежных средств;

- учет и контроль за образованием и расходованием финансовых ресурсов.

 

Содержанием финансового планирования предприятия является определение центра доходов и расходов. Центр доходов предприятия - его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль.

 

Центр расходов - подразделение предприятия, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющие важную роль в производственном процессе.

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов.

Методы - это конкретные способы и приемы расчетов показателей.

В практике финансового планирования применяются следующие основные методы:

- балансовый;

- нормативный;

- коэффициентов;

- программно-целевой;

- экономико-математический.

Балансовый метод применяется для согласования использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки разделов финансовых планов между собой.

Суть этого метода заключается в обеспечении равенства доходной и расходной части финансового плана.

В масштабе государства балансовый метод применяется при составлении всех видов бюджетов, общегосударственных внебюджетных фондов (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости, дорожные), баланса денежных доходов и расходов населения, платежного баланса государства.

На предприятиях различных форм собственности составляются бизнес-планы, включающие в качестве составной части финансовые планы в форме баланса доходов и расходов.

Нормативный метод планирования заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов рассчитывается потребность в финансовых ресурсах и в их источниках.

Такими нормативами на предприятиях являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах, нормы запасов сырья, материалов и тары, нормативы отчислений в фонды предприятия.

В бюджетных организациях нормы устанавливаются в расчете на одного ребенка в детском саду или в школе, койка-место в больнице, на выплату пособий на детей.

Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

Метод коэффициентов заключается в том, что за основу планирования берутся показатели достигнутые в предшествующий период, которые корректируются на соответствующие коэффициенты.

Делается анализ отчетных данных за ряд мест и на его основе определяется закономерность в развитии данного экономического явления.

Путем умножения отчетного показателя на коэффициент определяется величина планового показателя.

Например, получена выручка от реализации продукции за ряд лет:

 

1996 г. - 100 т.р.

1997 г. - 120 т.р.

1998 г. - 144 т.р.

1999 г. - 172 т.р.

───────────────────────

2000 г. - 206 т.р. - план.

Средний рост выручки составляет 20%, а коэффициент 1,2. Следовательно на 2000 г. плановое поступление выручки составит:

172 х 1,2 = 206 т.р.

 

Этот метод дает возможность изучения динамических рядов, построенных на отчетных данных прошлых лет, определять показатели плана, при условии тщательного учета особенностей планового периода, оказывающих влияние на проявление закономерностей развития данного экономического процесса.

Программно-целевой метод применяется для планирования финансового обеспечения широкомасштабных программ, таких, как “Жилищная” и другие. На основе этого метода решаются комплексные проблемы, которые невозможно осуществить в условиях действующих норм и показателей.

Требования к реализации программно-целевого метода:

- Современные достижения науки позволяют представить план как систему экстремальных задач, т.е. задач на определение наибольшего и наименьшего значения функций. При наличии четких экономических критериев они поддаются математической формулировке и решению.

- На их основе разрабатываются математические модели оптимального плана, которые представляют собой совокупность математических операций, выполняющихся в установленном порядке (алгоритмов).

- Применение экономико-математических методов требует перестройки сбора и обработки необходимой технико-экономической информации на основе электронно-вычислительной техники.

- Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического использования.

- Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-математического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами (АСУФ).

 

II. ВОПРОС: Виды финансовых планов и их характеристика

 

В планировании деятельности различных субъектов хозяйствования значительная роль принадлежит системе финансовых планов. Существует большое количество финансово-плановых документов различного содержания и наряду со спецификой есть и общие требования по их составлению.

Финансовый план - это документ, в котором отражаются денежные доходы и расходы отдельных звеньев финансовой системы.

Система финансовых планов включает в себя первичные (исходные) и сводные планы.

К первичным (исходным) относятся финансовые планы материального производства и финансовые планы непроизводственной сферы.

Первичные финансовые планы коммерческого предприятия:

1. Первичным финансовым планом хозяйствующего субъекта является баланс его доходов и расходов, который составляется на год с разбивкой по кварталам, а в условиях инфляции на квартал.

2. Цель составления финансового плана состоит в увязке доходов с расходами. При превышении доходов над расходами, а это означает, что:

а) сумма превышения направляется в резервный фонд;

б) при превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств. Эти дополнительные средства могут быть получены за счет выпуска ценных бумаг, полученных кредитов или займов.

в) если источник дополнительных средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их - в расходную часть финансового плана.

3. Для составления финансового плана предварительно рассчитываются плановые суммы амортизационных отчислений, отчислений в ремонтный фонд, необходимого прироста оборотных средств и кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении предприятия.

4. При разработке финансового плана следует иметь ввиду, что налог на добавленную стоимость и акцизы в финансовом плане не отражаются, так как они взимаются до образования прибыли.

5. Предприятия, имеющие доходы и расходы в иностранной валюте, составляют отдельный план.

Этот план составляется с учетом предполагаемого объема валютной выручки от реализации товаров на экспорт, в соответствии с заключенными контрактами, других поступлений валюты и предполагаемых расходов в валюте. При расчетах поступлений валютной выручки от экспорта товаров принимается во внимание обязательная продажа части ее за рубли.

6. Для проверки правильности составления этих планов разрабатывается шахматная таблица. Она позволяет сделать анализ: за счет каких доходов покрываются те или иные расходы и выявить ошибки при их составлении.

7. Проверенный таким методом план подписывается генеральным директором предприятия.

Расходы на содержание учреждений непроизводственной сферы осуществляются за счет средств бюджета.

Первичные финансовые планы учреждений непроизводственной сферы:

1. Финансовым документом, определяющим объем, целевое направление и распределение средств на содержание бюджетного учреждения, является смета расходов.

2. В отличие от других планов, составляемых в форме балансов доходов и расходов, смета расходов предусматривает только расходы.

3. Сметное планирование имеет целевой характер по видам расходов, например, заработная плата, канцелярские и хозяйственные расходы и т.д. Для гражданских учреждений эти виды расходов определяются бюджетной классификацией.

4. Сметы бывают: индивидуальные, общие и сводные:

а) Индивидуальные сметы предназначены для определения потребности в средствах каждого учреждения с учетом специфики его деятельности.

б) Общие сметы составляются для групп однотипных учреждений и организаций. Применяются для ряда учреждений в условиях централизованного бухгалтерского учета.

в) Сводная смета включает все расходы на содержание учреждений одного ведомства.

5. Смета расходов учреждения составляется на бюджетный год и представляет собой планируемые расходы по кодам бюджетной классификации. Они приводятся в суммах, исчисленных учреждением и в суммах, утвержденных вышестоящей организацией. Это позволяет оценить удовлетворение заявки учреждения и ее обоснованность.

6. Смета подписывается бухгалтером и руководителем учреждения и утверждается руководителем вышестоящей организации.

7. Обязательным приложением к смете служат расчеты, являющиеся обоснованием планируемых расходов по отдельным видам или статьям.

 

Сводные финансовые планы:

Сводные финансовые планы делятся на общегосударственные, отраслевые и территориальные.

Общегосударственными финансовыми планами являются:

- сводный финансовый баланс государства (СФБ);

- баланс денежных доходов и расходов населения;

- федеральный бюджет РФ;

- сводный валютный план;

- бюджет фонда государственного социального страхования;

- бюджет пенсионного фонда;

- бюджет фонда обязательного медицинского страхования;

- и др.

 

Важное место принадлежит сводному финансовому балансу государства, включаемому в план экономического и социального развития страны. В нем отражается образование и использование финансовых ресурсов государства, а также ссудного фонда страны. Балансовый метод позволяет путем применения необходимых расчетов проверить реальность и сбалансированность плана, соблюдение необходимых пропорций развития хозяйства, обеспечить условия сбалансированности системы финансовых планов в целом.

Особое положение в финансовом планировании занимает баланс денежных доходов и расходов населения. Он используется для обоснования розничного товарооборота и сферы платных услуг, формирования фондов заработной платы, привлечение средств населения во вклады.

Федеральный бюджет - это план образования и использования денежных средств по обеспечению выполнения функций государства, таких, как оборона страны, финансирование социально-культурных расходов и другие. Составление бюджета производится в соответствии с прогнозами и программами социально-экономического развития территорий.

Сводный валютный план - показывает доходы и расходы государства по внешней торговле и внешнеэкономическим связям и составляется по той же форме, что и платежный баланс.

Бюджеты фонда социального страхования, пенсионного фонда и фонда обязательного медицинского страхования отражают порядок образования и использования средств на конкретные цели, связанные с социальной защитой населения.

К территориальным финансовым органам относятся:

- сводный финансовый баланс региона;

- бюджеты субъектов Российской федерации;

- местные бюджеты.

В связи с передачей власти на местный уровень роль территориальных планов возрастает. Формирование финансов регионов осуществляется в условиях самофинансирования и самоуправления территорий.

Система отраслевых (ведомственных) финансовых планов включает:

- балансы доходов и расходов министерств отраслей материального производства;

- сводные сметы расходов министерств непроизводственных отраслей;

- планы общественных организаций.

 

Развитие рыночных отношений не отменяет, а, напротив, повышает роль и значение финансового планирования и прогнозирования. Чем больше рынка, тем важнее план. Это давно осознали бизнесмены, которые без плана не начинают, сколько-нибудь стоящее коммерческое мероприятие. Эти планы достаточно своеобразны. Их принято называть бизнес-планами.

Содержание бизнес-плана:

1. В бизнес-планах содержится информация о продукции (услугах) предприятий (организаций), оценка рынка сбыта, сведения о конкуренции, стратегия маркетинга, план производства, организационный план, юридический план, оценка риска и страхование, финансовый план, стратегия финансирования и резюме (вывод).

2. Для составления бизнес-плана необходимо подготовить несколько документов:

- прогноз объема реализации;

- баланс денежных расходов и поступлений;

- таблицу доходов и затрат;

- сводный баланс активов и пассивов предприятия;

- график достижения безубыточности.

Прогноз объема реализации должен дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией. Обычно прогноз составляется на 3 года вперед: первый год - данные помесячно; 2-й - поквартально; 3-й - за год.

Баланс денежных расходов и поступлений - документ, позволяющий оценить сколько денег нужно вложить в проект, причем в разбивке по времени. Главная задача - проверить синхронность поступлений и расходования денежных средств, будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта.

Таблица доходов и затрат включает показатели доходов от продажи товаров, издержки производства товаров, суммарной прибыли от продаж, общепроизводственные расходы (по видам) и чистой прибыли.

Цель таблицы - показать, как будет формироваться и изменяться прибыль (для первого года - помесячно; 2-го - поквартально; 3-го - за год).

Сводный баланс активов и пассивов предприятия рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта. Его обычно очень тщательно изучают специалисты коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы намечается включить в активы разных типов и за счет каких пассивов финансировать создание или приобретение этих активов.

График достижений безубыточности обеспечивает стратегию финансирования и включает план получения средств для создания или расширения предприятия (сколько нужно средств, откуда намечается их получить, в какой форме), ожидаемые сроки полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода.

Помимо планирования немаловажная роль для субъектов хозяйствования заключается в реальности прогноза.

 

Прогноз (предвидение, предсказание) - это специальное научное исследование о возможных направлениях будущего развития финансов государства и предприятий.

 

1. Как одна из форм конкретизации научного предвидения в финансовой сфере прогноз находится во взаимосвязи с планированием, программированием и управлением.

2. Прогнозирование бывает краткосрочным (1-2 года), среднесрочным (5-10 лет) и долгосрочным (на 15-20 лет).

3. Если финансовый план имеет законодательный характер, то финансовый прогноз рекомендательный. Отсюда возникает проблема взаимосвязей прогнозирования и планирования финансовых ресурсов и их использования в процессе управления финансами.

Предпринимательская деятельность ориентируется на свои главные элементы - цену, спрос и предложение товаров и услуг, конкуренцию. Изучение рынка, его организацию и управление с элементами прогнозирования составляет содержание маркетинга.

Эффективность прогноза зависит от реальности поставленных задач и принятых программ, а также от стабильности финансовых показателей.

ЛЕКЦИЯ № 7: Финансовый контроль

Учебные вопросы:

1. Сущность, виды и методы финансового контроля.

2. Организационные формы финансового контроля.

 

При рассмотрении процесса финансового планирования, его назначения и необходимости можно утверждать, что максимальное приведение фактических финансовых показателей к плановым показателям возможно в значительной степени через финансовый контроль в процессе хозяйственно-экономической деятельности государства и предприятий.

Финансовый контроль призван оказывать содействие формированию научно обоснованной финансовой политики и эффективно действующему финансовому механизму. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондоденежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций, целесообразности расходов, а также разработку предложений по совершенствованию финансовых отношений.

Практическое функционирование механизма финансового контроля предполагает детальное понимание его сущности; применение возможных видов, форм и методов; функционирование различных организационных структур (в первую очередь – государственных)

 

I. ВОПРОС: Сущность, виды и методы финансового контроля.

Составной частью системы контроля выступает финансовый контроль. Его главным назначением является обеспечение неукоснительного проведения в жизнь требований единой финансовой политики государства. Это предполагает осуществление проверки законности и правильности получения денежных доходов, формирования на этой основе денежных средств, их целевого, рационального и эффективного использования.

Финансовый контроль служит важным инструментом управления не только финансами, но и экономическим и социальным развитием страны в целом.

Финансовый контроль представляет собой выражение контрольной функции финансов и, следовательно, имеет объективный характер.

 

Объективные основы финансового контроля:

1. Объективные начала заключены в содержании контроля, который обуславливается развитием производительных сил и производственных отношений общества.

Вместе с тем степень раскрытия этого содержания, формы и методы реализации возможностей контроля зависят от сознательной деятельности людей. В таком единстве объективных и субъективных факторов заключается важная роль финансового контроля.

2. Финансовый контроль - особая область контроля с использованием стоимостных категорий, а значит, специфика финансового контроля выражается в сфере его применения и соответствующей целевой направленности, так как финансы представляют собой лишь часть всей совокупности денежных отношений общества

3. Сферой финансового контроля являются формирование и использование фондов денежных средств во всех звеньях хозяйствования в процессе распределения валового внутреннего продукта и национального дохода, где сферой применения контроля выступают все факторы, влияющие на объем, структуру и источники денежных фондов, а так же направления и результаты их использования.

4. Непосредственным предметом проверок выступают показатели финансовых планов. Поэтому контроль за их выполнением, динамикой и резервами охватывает все стороны производственной и хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

5. Объектами финансового контроля могут выступать практически все операции, совершаемые с использованием денег, а также некоторые операции, осуществляемые без них.

6. Объект приложения финансового контроля может быть направлен на контроль различных направлений, например при кредитовании, расчетах, ценообразовании и т.д..

Однако даже при совпадении конкретного предмета проверки и анализа финансовому контролю присуща особая направленность в их оценке.

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансово-хозяйственной деятельности государства и предприятий с применением специфических форм и методов его организации и проведения.

Финансовый контроль – это одна из форм проявления стоимостного контроля, объективно необходимая в экономической деятельности.

Реализация чрезвычайно широких задач финансового контроля достигается путем применения различных его видов, методов и организационных форм.

I. В зависимости от времени проведения финансовый контроль подразделяется на следующие виды:

- предварительный;

- текущий (оперативный);

- последующий.

 

Предварительный финансовый контроль:

1. проводится до совершения финансовых операций и имеет цель предупредить возможность нарушений финансовой дисциплины, исключить незаконное и нецелесообразное расходование средств, устранить ошибки в расчетах.

2. Примером такого контроля на государственном уровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности показателей развития экономики страны.

3. На уровне предприятий - это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, учредительских договоров, договоров о совместной деятельности, договоров на поставку товаров и оказания услуг.

Текущий (оперативный) финансовый контроль:

1. Производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий.

2. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления расчетов.

 

Последующий финансовый контроль:

Проводится после совершения операций с денежными средствами с целью оценки результатов финансовой деятельности, выявления нарушений и недочетов, принятия мер к исправлению ошибок и не допущений их в будущем.

 

II. Методами финансового контроля являются:

- проверки;

- обследования;

- надзор;

- анализ финансовой деятельности;

- наблюдение (мониторинг);

- ревизия.

Проверки:

1. В процессе проведения проверок на основе первичных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

2. Проверки по отдельным вопросам проводятся по усмотрению финансового органа и связаны как правило с появлением новых видов финансовых нарушений, а также по устранению нарушений отмеченных в акте ревизии.

3. Результаты проверок оформляются отдельным актом.

Обследование:

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий круг финансовых показателей с целью определения финансового состояния проверяемого и возможных перспектив его развития.

Надзор:

Надзор проводится за организациями, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Например, осуществляется надзор со стороны Центробанка РФ за деятельностью коммерческих банков, со стороны Департамента надзора за страховой деятельностью - за страховыми фирмами. Не соблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензий.

 

Анализ финансовой деятельности:

Анализ финансовой деятельности предполагает детальное изучение финансовой отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и эффективности использования финансовых средств.

 

Наблюдение (мониторинг):

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданных ссуд и финансовым состоянием клиента-должника. В случае выявления нарушений ужесточаются условия кредитования или досрочный возврат ссуд.

 

Ревизия:

1. Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полная проверка финансово-хозяйственной деятельности с целью установления законности, правильности, целесообразности и эффективности образования и расходования финансовых средств.

2. Ревизии могут быть полные и частичные, комплексные и тематические, документальные и фактические, плановые и внеплановые.

3. Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

 

III. По сфере финансовой деятельности контроль может быть:

1. Бюджетным

2. Налоговым

3. Валютным

4. Кредитным

5. Страховым

6. Инвестиционным

 

А по форме проведения:

1. Обязательный (внешний)

2. Инициативный (внутренний).

II. ВОПРОС: Организационные формы финансового контроля.

 

Результатами финансового контроля являются различные факты экономической жизни и количественные показатели

Государственный финансовый контроль является важнейшим элементом управления государственными финансами.

Финансовый контроль на макроуровне – это контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства. Он создан:

- для обеспечения процесса формирования и эффективного использования фондов денежных средств;

- для контроля за соответствием действующих форм и методов реализации финансовых отношений;

Финансовый контроль имеет несколько организационных форм, а его проведение возложено на различные организационные структуры (как государственные, так и негосударственные).

По органам осуществления финансовый контроль бывает:

I. Государственный

II. Ведомственный

III. Внутрихозяйственный

IV. Аудиторский

I. Государственный финансовый контроль является важнейшей функцией любого государства, обязательным условием нормальной деятельности финансовой системы.

Функции государственного финансового контроля возложены на:

1. Счетную палату РФ

2. Центральный банк РФ

3. Министерство финансов РФ, в состав которого входят Главное управление федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление (КРУ)

4. Федеральное агентство по налогам и сборам РФ

5. Государственный таможенный комитет РФ

6. Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю

7. Департамент по надзору за страховой деятельностью

8. А также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств бюджета и внебюджетных фондов.

Изучение зарубежного опыта показывает, что совершенствование государственного финансового контроля должно идти и по двум наиболее важным направлениям:

1. Усиление независимости контролеров от каких-либо влияний на их решения, т.е. сила контроля - в его независимости;

2. Повышение эффективности контрольно-финансовой службы, неотвратимость наказания за любые финансовые нарушения.

Например:

В США деятельностью Главного контрольно-финансового управления (ГКФУ) руководит Генеральный контролер, назначаемый Президентом США на срок 15 лет и утверждаемый в должности Сенатом США. Он может быть отстранен от должности в результате принятия совместной резолюции Конгресса, подписанной Президентом США.

Во Франции руководство Счетной палатой состоит из несменяемых магистров, которые имеют право самостоятельно принимать окончательные решения, не подлежащие отмене никакими другими органами.

В Великобритании закон 1983 г. сделал национальное контрольно-ревизионное управление независимым от правительства, а руководитель этого ведомства - Генеральный контролер-ревизор является должностным лицом палаты общин.

В Южной Корее руководитель контрольного органа по своему положению стоит выше любого министра. Его статус примерно соответствует первому вице-премьеру.

 

Счетная палата:

1. В РФ особое место в системе государственного контроля принадлежит Счетной палате РФ.

2. Счетная палата - независимый от Правительства РФ орган государственного финансового контроля и подчиненный Федеральному собранию РФ.

3. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами.

4. Контролю подлежат все государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и Центробанк РФ; коммерческие банки, страховые фирмы и коммерческие организации – в части, связанной с получением и использованием средств бюджета, внебюджетных фондов и федеральной собственности.

 

Основные задачи Счетной палаты:

- организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;

- оценка эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств;

- использование федеральной собственности;

- контроль за состоянием внутреннего и внешнего долга РФ;

- эффективность использования иностранных кредитов и займов;

- регулярное представление Федеральному собранию информации о ходе исполнения федерального бюджета.

 

Министерство финансов РФ:

1. Министерство финансов РФ разрабатывает, контролирует финансовую политику страны и осуществляет финансовый контроль в процессе разработки бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

2. Контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

3. Контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые ресурсы только федерального уровня.

4. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов федерации и органов местного самоуправления. Эти органы несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.

А) КРУ и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями.

Б) КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

В) Федеральное казначейство и его органы на местах осуществляют контроль по нескольким направлениям:

- за доходной и расходной частью бюджета в процессе их исполнения;

- совместно с банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

- за государственными федеральными внебюджетными фондами и отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Г) Органы Казначейства имеют право осуществлять проверки денежных документов во всех предприятиях и организациях любой формы собственности, использующих средства бюджета и внебюджетных фондов

Д) Применять к нарушителям штрафные санкции, принудительно взыскивать используемые не по назначению средства.

Е) Органы Казначейства тесно взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными органами.

В России существует ряд специальных финансовых органов, сферой контроля которых является конкретная область финансов (налогообложение, валютные сделки, таможенные пошлины, страхование).

Главная задача налоговых органов - обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Налоговые органы имеют право:

- проверять любые денежные документы у физических и юридических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства;

- контролировать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

- применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие документов и приостановление операций по счетам в банках.

 

Налоговые инспекции имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

 

Департамент по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов РФ:

1. Проводит лицензирование и регулирование единого страхового рынка

2. Осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков.

3. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства орган надзора имеет право ограничить действие лицензий страховых фирм, либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.

 

1. Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному Банку Российской Федерации (ЦБРФ)

2. ЦБРФ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

3. С этой целью создано специальное подразделение - Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБРФ нормативов банковской деятельности.

4. При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками недостоверной информации ЦБРФ имеет право наложить штраф, заменить руководство банка, запретить проведение отдельных банковских операций и как крайняя мера - отзыв лицензии и ликвидация банка.

Ведомственный финансовый контроль:

1. Осуществляется руководителями соответствующих министерств и ведомств через подчиненные им контрольно-финансовые органы.

2. Ревизии и проверки проводятся комплексно - один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года - в остальных.

3. Деятельность контрольно-ревизионных служб находится под контролем Министерства финансов и финансовых органов субъектов федерации.

4. Сфера применения контроля - сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов, пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок, состояние учета и отчетности.

5. Ведомственный контроль является более качественным, так как он проводится ревизорами, знающими специфику своего ведомства, а его недостаток - зависимость от лиц, руководящих тем или иным министерством не желающими "выносить сор из избы".

В современных условиях должна функционировать эффективная система независимого, аудиторского контроля.

Аудиторский финансовый контроль:

Аудит - это система финансового контроля, основанного на хозрасчетных началах. Аудитом имеют право заниматься граждане и фирмы, имеющие лицензию на право занятия аудиторской деятельностью.

В своей деятельности аудиторы призваны, активно содействовать проведению курса на увеличение денежных накоплений, рациональное и экономное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и самофинансирования.

1. Аудиторы проверяют состояние экономики предприятий, выполнение планов их деятельности, соблюдение законности совершаемых хозяйственных операций, сохранность денежных средств и материальных ценностей, правильности и достоверности ведения бухгалтерского учета и отчетности, финансовых, кредитных и расчетных операций.

Серьезное внимание должно уделяться соблюдению положений учредительского договора и Устава предприятия (фирмы), а также документов, определяющих внутриорганизационные отношения в части регулирования финансовой и хозяйственной деятельности.

2. Аудиторские проверки финансово-хозяйственной деятельности проводятся на основе заказов, хозяйственных договоров с организациями и фирмами. Объем работы определяется как сумма договоров с заказчиками на проведение проверок и консультационных услуг. Перечень вопросов подлежащих проверке аудитором согласовываются с заказчиком.

3. Предприятия (фирмы) обязаны представлять в распоряжение аудиторов все материалы и документы, необходимые для осуществления проверок и создать надлежащие условия для работы.

4. Для обобщения результатов проверок составляется акт, в котором отражаются выявленные недостатки и нарушения хозяйственной и финансовой дисциплины, даются заключения по отчетам и балансам.

5. Результаты проверок носят конфиденциальный характер и не должны разглашаться.

6. Аудитор несет ответственность за искажение в акте действительного состояния дел в проверенном им предприятии, преднамеренное сокрытие фактов хищений, нарушений, злоупотреблений, а также за использование служебного положения в корыстных целях.

7. Аудиторская проверка может быть инициативной и обязательной.

Если инициативная проверка проводится по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится во всех случаях.

Обязательной проверке подлежат все банки, страховые компании, биржи, внебюджетные фонды, все предприятия, создаваемые в форме акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Обязательная проверка может быть проведена по требованию прокурора, казначейства, органов Министерства по налогам и сборам и федеральной службы налоговой полиции.

Уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

8. Все услуги аудиторских организаций платные. Отношение аудитора с клиентами оформляются договором с оплатой по договорным ценам.

Если проверка проводится по поручению судебных органов, то оплата услуг производится за счет проверяемой организации по тарифам, утвержденным Правительством РФ.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора.

Различают четыре варианта заключения:

- заключение без замечаний - аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса;

- заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее о достоверности показателей, но аудитором установлены отдельные упущения;

- отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора бухгалтерский учет и финансовая отчетность не дают достоверного представления о финансовом положении предприятия;

- заключение не составляются в том случае, если аудитор не смог выразить свое мнение ввиду не получения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.

 

Особую сложность для аудитора представляет прогноз финансовых трудностей. Высококвалифицированный аудитор должен указать на финансовые затруднения клиента прежде, чем они произойдут.

Ошибка или пропуск в отчетности считаются материальными, если в результате их наличия пользователи отчетностью дезориентированы в принятии своего решения и несут убытки.

Под аудиторским риском понимается риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о договоренности внешней отчетности. Чем ниже аудиторский риск, тем более уверен аудитор в полной достоверности информации. Нулевой риск означает абсолютную уверенность в достоверности информации, а стопроцентный риск - отсутствие таковой.

Важнейшую роль при проведении финансового контроля играет информационная база, определяющая во многом результаты проверок.

В настоящее время происходит сужение информационной базы и снижение ее качества.

Главным в финансовом контроле при формировании современных условий хозяйствования становится выявление экономической целесообразности определенных затрат, их финансовой эффективности. Контроль, объединенный с анализом хозяйственной деятельности, направлен на выявление резервов производства и их мобилизации.

Главное направление финансового контроля - повышение его роли в системе экономических методов управления производством.

Перспективы финансового контроля в экономическом механизме управления хозяйством заключается не только в оценке произведенных затрат и их результатов, но и в выявлении последствий неосуществленных вовремя мероприятий, установлении упущенной выгоды.

ТЕМА № 4: Государственный бюджет

ЛЕКЦИЯ № 8: Необходимость бюджета и принципы построения

Учебные вопросы:

1. Необходимость и функции бюджета

2. Бюджетный механизм и принципы построения бюджета

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.295 сек.