Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Себестоимость тура на 4 дня / 3 ночи на одного человека




Таблица 15.1.

Калькуляция статей затрат (на примере базы отдыха «Верхневолжская»)

по: Здоров А. Б. Экономика туризма. — М.: Финансы и статистика, 2004. — С. 189.

Наименование калькуляционных статей тыс. руб. %
А    
1. Сырье и материалы (питание, постельное белье и т. д.) 28,0 19.4
2. Возвратные отходы (вычитаются) (питание и т. д.) 5,6 3,9
3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производствен­ного характера сторонних предприятий и организаций 12,6 8,7
4. Топливо и энергия 1,4 1,0
5. Заработная плата производственных рабочих (ФОТ) 43,4 30,1
6. Налоги на оплату труда и отчисления 15,5 10,7
7. Расходы на подготовку и освоение производства (ремонт по­мещений, переподготовка кадров) 9,8 6,8
8. Общепроизводственные расходы (производство продуктов питания, оплата труда бригадиров, руководителей подсоб­ной организации) 9,8 6,8
9. Общехозяйственные расходы (канцтовары, оплата труда ру­ководящих работников) 5,6 3,9
10. Потери от брака (незаполняемость помещений) 7,0 4,9
11.Прочие производственные расходы (командировки, между­городние звонки) 2,8 1,9
Итого 141,5  
12. Коммерческие расходы (затраты на турагентов) 2,8 2,0
Итого 144,3 100,0

Отклонения в ходе развития событий от предусмотренного в плане определяются как внутренними (субъективными), так и внешними (объективными) факторами финансовых потерь.

К внутренним факторам относятся:

· завышенные ожидания при планировании объемов продаж по выбранной номенклатуре продуктов и услуг;

· резкие нарушения рационального соотношения между кре­диторской и дебиторской задолженностью (слабая организация взаиморасчетов по поставкам и продажам продуктов и услуг);

· незапланированные и неоправданные отвлечения денежных средств из оборота (низкая бюджетная дисциплина).

К внешним факторам можно отнести:

· неожиданное появление, на занимаемых сегментах рынка игроков, ломающих равновесие рынка своими предложениями;

· изменения тарифов перевозок, арендных платежей и т. д.;

· колебания валютных курсов;

· нарушения договорных обязательств партнерами — поставщи­ками продуктов и услуг, кредиторами, кредитуемыми клиентами;

· изменения внутри- и внешнеполитической обстановки, меж­дународные конфликты, природные катаклизмы и т. п.

Говоря о природе и средствах противостояния воздействию внешних и внутренних факторов финансовых потерь, можно сде­лать следующие выводы:

· внутренние факторы финансовых потерь порождаются кон­кретными и понятными по их содержанию технологическими не­достатками системы финансового менеджмента туристского предприятия и компенсируются исключительно их целенаправленной ликвидацией;

· внешние факторы финансовых потерь порождаются «средой экономического обитания» и лишь частично могут быть компен­сированы принятием соответствующих финансовых решений в от­вет на негативные изменения во внешней среде или в предвиде­нии таковых.

Внешние факторы финансовых потерь — наиболее проблемный аспект управления финансами предприятия. Его реализация требует от финансового руководства владения искусством предвидения неблагоприятных изменений среды и разумной осторожно­сти при определении плановых заданий по выручке и доходам на предстоящий сезон.

2. Управление издержками и их экономическое обоснование

на туристском предприятии

Соотношение отдельных элементов затрат себестоимости состав­ляет структуру себестоимости. Структура себестоимости на­ходится в движении. Постоянное влияние на нее оказывают сле­дующие факторы:

· состояние экономики, инфляционный процесс, налоги;

· увеличение затрат на рекламу;

· поведение покупателей;

· уровень конкуренции (с учетом качества сервиса, предлага­емого конкурентами);

· состояние кредитно-денежной и платежной дисциплины;

· совершенствование структуры управления;

· внедрение квалифицированного менеджмента.

Систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии имеют важное значение для управления издерж­ками, которое включает:

· организацию информационного обеспечения в соответствии с содержанием, составом и структурой издержек;

· полный анализ издержек в динамике и за текущий период;

· оценку условий функционирования туристского предприятия;

· прогнозирование размера и уровня затрат различными ме­тодами;

· постатейное нормирование затрат;

· доведение планового уровня затрат до каждого структурно­го подразделения, отдельного работника;

· совершенствование учета издержек.

Важнейшим элементом системы управления издержками про­изводства является совершенствование их учета.

Правила ведения бухгалтерского учета и составления внешней финансовой отчетности регламентируются соответствующими инструкциями. Заметим, что наименее регламентирована законода­тельством система управленческого учета, организация которого — внутреннее дело каждого предприятия. Руководство предприя­тия самостоятельно решает, в каких разрезах классифицировать затраты; насколько детализировать места возникновения затрат и как их увязывать с центрами ответственности; вести ли учет фак­тических или стандартных (плановых, нормативных), полных или частичных (переменных, прямых, предельных) затрат.

Современную систему управленческого учета характеризует оперативность учета затрат. При этом учет затрат подразде­ляется на учет фактических (прошлых) затрат и учет затрат по системе «стандарт-кост». Эта система включает в себя раз­работку норм стандартов на затраты труда, материалов, наклад­ных расходов, составление стандартной (нормативной) калькуля­ции и учет фактических затрат с выделением отклонений от стан­дартов (норм).

В теории отечественного учета существует хорошо разработан­ная система нормативного учета, во многом схожая с западной системой «директ-костинг». Система нормативного учета включает в себя:

· методы разработки и установления норм расхода производ­ственных ресурсов;

· расчет нормативной себестоимости услуг;

· систематический учет изменений норм;

· оперативный учет и документирование отклонений от норм с указанием их причин и виновников.

Таким образом, система нормативного учета отличается от за­падной лишь тем, что в ней учитываются только полные затраты и не производится их разделение на постоянные (условно-посто­янные) и переменные (условно-переменные).

Понятие «директ-костинг» (или «директ-кост») было введено С. Харрисом. На первых этапах практического применения этой системы в себестоимость включались только прямые расходы (от­сюда и название системы), а все косвенные расходы списывались непосредственно на финансовые результаты. В настоящее время система «директ-костинг» предусматривает учет себестоимости не только в части прямых переменных затрат, но и в части перемен­ных косвенных расходов.

Особенностью директ-костинга является то, что себестои­мость услуг по данной системе учитывается и планирует­ся только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на дебет счета финансовых ре­зультатов.

Для туристского предприятия по работе турагентов по пере­менным расходам можно оценивать остатки нереализованных туров на начало и конец отчетного периода, а по работе туроперато­ров — незавершенное производство, то есть затраты по оконча­тельно не разработанным турам.

При учете по системе «директ-костинг» существуют два ре­зультирующих финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль. Отчет о доходах по системе «директ-костинг» включает следующие показатели:

· выручка от реализации услуг (Р);

· переменные затраты (Зпер);

· маржинальный доход (М = Р - Зпер);

· постоянные затраты (3пост);

· Прибыль = М - Зпост).

Такая схема отчета о доходах построена на простом делении затрат на прямые (переменные) и косвенные (постоянные). Одна­ко многие косвенные затраты можно считать условно-переменны­ми и с достаточной степенью точности относить на себестоимость отдельных туров, видов услуг или оптовых заказов на туры. В случае, если центрами прибыли считаются отделы (службы), то постоянные затраты для отдельных туров или заказов, можно включать в себестоимость произведенных данным отделом (служ­бой) услуг как прямые.

Система «директ-костинг» позволяет анализировать изменения маржинального дохода как по предприятию в целом (с целью оп­ределения влияния постоянных расходов на прибыль), так и по различным турам и другим услугам.

«Директ-костинг» позволяет определить товары с низкой рен­табельностью и отказаться от их производства, установить предел изменения цены; создает условия для эффективности оперативно­го контроля за постоянными расходами. «Директ-костинг» может применяться в туризме одновременно с другими методами управ­ления издержками.

3.Экономическое обоснование издержек туристского предприятия

При обосновании эффективности производства туристского про­дукта необходимо оценивать конечный результат деятельности предприятия: маржинальный доход и прибыль, получаемые пред­приятием. При этом прибыль, получаемая в современных услови­ях развития экономики, должна обеспечить уровень рентабельно­сти туристского продукта, покрывающий рост инфляции.

Туристские предприятия нельзя отнести к фондоемким и материалоемким видам деятельности, но и для их нормального функ­ционирования требуется достаточно высокий уровень рентабельности, чтобы такое предприятие могло выжить в условиях кон­куренции на рынке туристских продуктов. Для определения ко­нечных показателей работы туристского предприятия необходимо рассчитать следующие показатели:

· объемы реализации туристского продукта;

· прямые и переменные затраты на производство туристского продукта;

· маржинальный доход от реализации туристского продукта;

· постоянные расходы фирмы на разработку и реализацию ту-ристскоих продуктов;

· валовую прибыль;

· налоги в бюджет и внебюджетные фонды;

· чистую прибыль предприятия от реализации туристского продукта.

Сегодня в России большинство туристских предприятий вы­ступает и в качестве туроператора, и в качестве турагента. При этом туроператор, разработав конкретный тур, либо самостоятель­но реализует его, либо предоставляет возможность своим партне­рам продавать эти туры с учетом скидки турагента (от 5% и вы­ше от стоимости тура). В ряде случаев турагенты, желающие по­лучать дополнительные прибыли с продажи туров других турист­ских предприятий, завышают цены на них. Но в целом считается, что туры предлагаются по цене туроператора.

На затраты туроператора, начисляемые на каждый тур, относят:

· стоимость проживания в гостинице;

· стоимость предоставляемого питания;

· затраты на поездку руководителя группы;

· транспорт;

· проезд по железной дороге, авиаперелет (туда и обратно);

· экскурсии, предусмотренные в цене тура;

· комиссию турфирмам.

К переменным затратам, которые могут быть отнесены именно к данному туру, могут быть отнесены:

· затраты на мероприятия по стимулированию сбыта тура;

· командировки, связанные со сбытом тура;

· расходы на руководителей группы и т. п.

Как правило, постоянные затраты включают:

· аренду офиса;

· заработную плату управленческого и иного персонала;

· затраты на общую рекламу и т. п.

Кроме того, при расчете полной себестоимости всех услуг сле­дует учитывать и другие расходы, связанные с осуществлением управленческой деятельности предприятия, включая накладные расходы: транспортные, рекламные, расходы на связь, канцеляр­ские принадлежности и пр.

Практическое занятие: Расчет себестоимости тура по системе «директ-костинг»

Для упрощения изложения методики расчетов себестои­мости турпродукта рассмотрим ее на конкретном примере тура в Беларусь. Исходной информацией служат сведения, предоставленные турфирмой «Альма-Матер Тур» и касаю­щиеся стоимости проживания, включая питание - полный пансион. На основе этих данных туроператор производит расчет стоимости проживания в отеле при двухместном раз­мещении с удобствами в номере в Минске и в Бресте одного человека за весь тур (табл. 7.3).

Данные затраты являются непосредственно прямыми затратами. Кроме приведенных прямых затрат на тур суще­ствуют и другие затраты. К ним относятся:

• стоимость ж/д и авиабилетов;

• трансфер (ж/д вокзал/аэропорт - отель - ж/д вокзал/аэропорт);

• экскурсии, входящие в стоимость тура.

При ограниченной стоимости разрабатываемого турпро­дукта по системе «директ-костинг» кроме прямых (непос­редственных) затрат на каждого туриста следует учитывать также и те накладные расходы, которые относятся к услов­но-переменным и могут быть легко распределены на каждо­го туриста. К таким накладным расходам прежде всего отно­сят комиссионные турфирмам, выступающим в роли тур-агентов, а также затраты на руководителя тура. При этом ко­миссионные турагентам рассчитывать не надо - они заложе­ны фирмой-туроператором в стоимость тура, но затраты на руководителя в расчет на одного туриста можно определить следующим образом.

Обычно при разработке турпродукта руководителя зак­репляют за группой 20 человек и более. Но для того чтобы рассчитать командировочные руководителю группы, необ­ходимо обратиться к Нормам возмещения расходов работ­никам, находящимся в краткосрочных командировках заграницей.

Сумму постоянных затрат на руководителя группы тур­оператор распределяет поровну на всех членов тургруппы.

За рубежом приняты различные подходы к оплате гости­ничных расходов и полного пансиона руководителя тург­руппы. Для некоторых туров достаточно 10-15 туристов для того, чтобы руководитель группы получил бесплатное гос­тиничное обслуживание, включая питание, доплаты и дру­гие прямые расходы в данной стране. В этом случае расходы на руководителя складываются из показателей табл. 7.3 и 7.4.
Таблица 7.3

Внешняя информация, предложенная белорусской стороной,

о стоимости проживания (включая питание)

в трехзвездочном отеле (руб.)

 

В Минске г-ца «Советская» Проживание: двухместное размещение (удобства в номере) 2 дня/1 ночь  
Питание (полупансион) 1 день: обед / ужин 2 день: завтрак / обед  
Общая стоимость  
В Бресте  
Проживание: двухместное размещение (удобства в номере) 2 дня/2 ночи  
Питание (полупансион) 2 день: ужин 3 день: завтрак / обед / ужин 4 день: завтрак  
Общая стоимость  
Итого  

 

Таблица 7.4

Затраты на поездку руководителя группы (руб.)

 

Билеты:  
Ж/д — купе  
Ж/д - плацкарта  
Автобус  
Авиаперелет .4700
Командировочные расходы  

Однако возможны и другие варианты, когда такие льготы для руководителя группы предоставляются при наличии

в группе не менее 30 человек. Тогда при меньшей численно­сти группы (в нашем варианте - 20 человек) для руководите­ля группы необходима покупка отдельной путевки. Эти сум­мы закладываются в стоимость тура в отдельной граф «Расходы на руководителя группы». Итоговую сумму затрат на руководителя группы туроператор распределяет поровну на всех членов тургруппы. Эта сумма также закладывается в стоимость тура в отдельной графе «Расходы на руководи­теля группы».

Кроме рассмотренных выше прямых и переменных кос­венных расходов, при разработке тура имеют место и другие затраты (аренда офиса, зарплата, реклама и т. п.), однако они не могут быть распределены по отдельным турам и тем бо­лее на каждого туриста, поэтому они относятся к постоян­ным (условно-постоянным) и не учитываются при формиро­вании ограниченной себестоимости турпродукта, исчисляе­мой по системе «директ-костинг».

Таким образом, имея в наличии все прямые и перемен­ные косвенные затраты, туроператор может рассчитать се­бестоимость тура в Беларусь. Продолжительность тура 4 дня / 3 ночи. По программе планируется 2 дня пребывания в Минске и 2 дня - в Бресте. Расчет себестоимости пред­ставлен в табл. 7.5.

Аналогичным образом рассчитывается стоимость туров в Беларусь с учетом железнодорожного транспорта (плац­карта), автобусного и авиатранспорта.

Эффективность системы «директ-костинг» выражается в снижении издержек по проведению научного прогнозиро­вания в ассортиментном составе транспортных услуг. Для определения конечных результатов работы турфирмы необ­ходимо выразить в экспресс-моделировании основные эко­номические показатели: выручку от реализации, маржи­нальный доход, прибыль, сумму постоянных и переменных издержек (табл. 7.6).

Итак, зная цену реализации, а также ограниченную себе­стоимость, рассчитанную по системе «директ-костинг», можно определить маржинальный доход турфирмы от орга­низации туров. Для расчета совокупного маржинального до­хода необходимо установить численность группы и число групп за анализируемый период. Величина маржинального дохода и сумма постоянных издержек определяют валовую прибыль.

Таблица 7.5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.