КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Производительность труда в сфере туризма
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ /. Какие обязанности обуславливают характер труда в туризме? 2. Какие методы используются предприятием для привлечения сотрудников на работу? 3. Какие методы применяются при отборе кандидатов на замещение вакантных должностей? 4. Какие формы и условия заключения трудового договора вы знаете? 5. Какие категории работников включаются в списочный состав, а какие не включаются?
6. Как рассчитываются среднесписочная, среднеявочная и среднефактическая численность? 7. Что такое движение рабочей силы? 8. Как рассчитываются коэффициенты оборота по приему, выбытию и текучести? 9. В каких единицах на предприятии учитывается рабочее время? 10. Какие фонды рабочего времени определяются на предприятии? Каковы методы их определения? И. Как рассчитываются коэффициенты использования продолжительности рабочего периода и рабочего дня? 12. Как определяются трудовые конфликты и забастовочные движения? Организация оплаты труда и производительность труда на предприятии туризма Оплата труда — это система отношений, обеспечивающая установление и осуществление работодателем выплат работникам за их труд. Оплата труда работников производится по: · сдельным расценкам; · часовым тарифным ставкам; · месячным должностным окладам; · в процентах от выручки. В сфере туризма существуют следующие формы оплаты труда: 1) Сдельная -предусматривает начисление заработной платы по заранее установленным нормам обслуживания клиентов и за каждую единицу выполненной работы. Она подразделяется на: 1.1. прямую сдельную - осуществляется в зависимости от количества реализованных турпутевок или выполненных работ исходя из твердых сдельных расценок;
1.2. сдельно-премиальную - работнику, кроме заработка по прямым сдельным расценкам, выплачивается премия за выполнение и перевыполнение установленных объемных и количественных показателей; 1.3. сдельно-прогрессивную - оплата труда работников в пределах установленной исходной базы (нормы) производится по прямым сдельным расценкам, а сверх этого — по повышенным; 1.4. аккордную - общая сумма заработка определяется до начала выполнения работы по действующим нормам и сдельным расценкам. 2) Повременная -заработная плата работникам начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время. Она делится на: 2.1.простую повременную - выплата заработной платы в зависимости от количества отработанного времени; 2.2. повременно-премиальную - работникам в дополнение к ставке (окладу) выплачивается премия за своевременное и качественное выполнение работ. 3) Контрактная форма оплаты труда. По этой системе работают не только руководители разных уровней, но и специалисты. В настоящее время сдельная и повременная формы заработной платы практически не используются в чистом виде: они дополняются различного рода поощрительными системами. К ним относятся: · система нормирования труда на основе учета операций (используется в различных структурах туристско-гостиничного комплекса); · система интенсификации труда на основе увеличения норм обслуживания (применяется в экскурсионном бизнесе); · различные системы премирования для увеличения объема продаж; · использование гибкого графика рабочего времени, неполной рабочей недели, максимальной недельной нагрузки (используются на туристских предприятиях). Премирование является важным стимулом материальной заинтересованности работников сферы туризма. Размер премирования зависит от конечных результатов туристской деятельности. Премирование не может быть постоянно гарантированным.
Заработная плата — это совокупность вознаграждений в денежной или натуральной форме, полученных работником за фактически выполненную работу, а также выплаты компенсационного характера. В основе системы заработной платы лежат следующие принципы: · опережение темпов роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы; · обеспечение воспроизводства рабочей силы; · установление прямой зависимости заработной платы от результатов труда — основной путь реформирования оплаты труда; · материальная заинтересованность в конечных результатах труда и неограниченной заработной плате; · усиление социальной защищенности работников; · государственная регламентация минимальной заработной платы; · выравнивание заработной платы работников государственного и частного секторов. Фонд заработной платы представляет собой сумму всех расходов туристского предприятия на оплату труда в денежной, натуральной и смешанной формах независимо от источников выплат, начисленных работникам за выполненную работу в течение отчетного периода и за неотработанное время в установленном законом порядке. Основным элементом фонда заработной платы, выплачиваемой в денежной форме, является оплата труда за фактически выполненную работу. Она состоит из: · выплат по сдельным расценкам, тарифным ставкам, должностным окладам; · доплат за совмещение профессий, выполнение обязанностей отсутствующих работников; · выплат по договорам подряда и совместителей; · заработной платы студентам вузов и техникумов, проходящих производственную практику и зачисленных на должности; · оплаты простоев не по вине работников; · заработной платы работников, осуществляющих руководство практикой студентов и учащихся: Кроме того, элементами фонда зарплаты являются: · выплаты стимулирующего характера (регулярные и единовременные); · выплаты компенсирующего характера, связанные с условиями труда и режимом работы; · оплата за неотработанное время. Заработная плата в натуральной форме может выплачиваться работнику путем выдачи продукции, производимой на туристском предприятии либо приобретенной у третьих лиц. Замена денежной оплаты полностью или частично натуральной (смешанной) допускается только с согласия работника, что в обязательном порядке должно быть оговорено с ним.
В сфере туризма осуществляются также выплаты, не учитываемые в составе фонда заработной платы: · выходное пособие, выплачиваемое уволенным работникам в связи с сокращением численности штата, реорганизацией или ликвидацией; · надбавки к пенсиям, единовременные выплаты; · пособия женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного возраста в соответствии с законодательством; · компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях; · командировочные расходы; · пособия по социальному страхованию и другие выплаты за счет фондов социальной защиты; · материальная помощь; · расходы на погашение ссуд, выданных работникам и др. В состав фонда заработной платы не включаются доходы, полученные работниками предприятий в виде сумм, начисленных к выплате по акциям и вкладам членов трудового коллектива (дивиденды, проценты). В соответствии с учетом отработанного времени работниками различают следующие виды фонда заработной платы: · часовой фонд заработной платы -входят все виды оплаты за отработанные человеко-часы — по основным тарифным ставкам или расценкам, окладам и всевозможные виды премий, компенсаций и доплаты за отработанное время, за исключением доплат за сверхурочные, а также доплат за работу в отдаленных местностях; · дневной фонд заработной платы непосредственно связан с рабочим временем, учтенным в человеко-днях. Сюда входит весь фонд часовой зарплаты, доплаты за сверхурочную работу и оплата внутрисменных простоев и перерывов в работе (в установленных законодательством случаях). · месячный фонд заработной платы включаются все элементы заработной платы, начисленной работникам, как в денежной, так и натуральной форме. Кроме сумм, входящих в фонд дневной заработной платы, сюда включаются также:
· оплата целодневных простоев не по вине работников и целодневных отвлечений работников в установленных законодательством случаях; · выплата надбавок за выслугу лет; · оплата отпусков и компенсаций за неиспользованный отпуск; · выходные пособия; · вознаграждения по итогам работы; · стоимость бесплатных коммунальных услуг, натуральных выдач и др. С использованием фондов заработной платы решаются следующие задачи: · оценка состава и структуры фондов заработной платы, изучение структурных изменений в фондах заработной платы; · расчет показателей средней заработной платы, оценка динамики средней заработной платы; · анализ соотношения динамики средней заработной платы и производительности труда.
При анализе динамики заработной платы изучается динамика показателей номинальной и реальной заработной платы. Номинальная заработная плата представляет собой начисленную сумму денег за час, день, неделю работы и т. д. Реальная заработная плата характеризует покупательную способность номинальной заработной платы. Реальная заработная плата определяется путем деления номинальной зарплаты на индекс цен на потребительские товары и услуги. Таким образом, труд работника туризма носит умственный, творческий характер, имеет высокую нервно-эмоциональную и интеллектуальную нагрузку. Эти специфические особенности работника туристского сервиса обуславливают цену и оплату его труда. Эффективность использования рабочей силы измеряется производительностью труда. В широком смысле производительность труда — это его результативность, предполагающая получение максимума продуктов труда при минимуме трудовых затрат. Производительность труда — это степень эффективности целесообразной деятельности людей, отражающая способность производить за единицу рабочего времени определенный объем потребительных стоимостей. Уровень производительности труда измеряется двумя способами: · прямым - выработка продукции и услуг в единицу отработанного времени; · обратным - выражается количеством рабочего времени, затраченного на производство единицы продукции. Оба показателя уровня производительности труда связаны между собой как обратные величины, то есть чем ниже трудоемкость изготовления единицы продукции, тем выше производительность труда. Снижение трудоемкости продукции и услуг может происходить не только за счет технического прогресса, но и вследствие уплотнения рабочего времени, то есть за счет ликвидации непроизводительных потерь рабочего времени и повышения интенсивности труда. Определение уровня производительности труда работников на основе трудоемкости продукции и услуг не нашло широкого применения в туризме. Этот показатель применяется лишь для расчета норм выработки и обслуживания. Производительность труда работников туризма может иметь три показателя: · производительность труда в стоимостной оценке - это выработка работников туристского предприятия; · производительность труда в натуральном выражении - показывает, сколько туристов обслуживает один среднесписочный работник туристского предприятия, фирмы; · комплексный показатель динамики эффективности труда -означает уровень эффективности использования рабочей силы в этой отрасли (регионе). Он представляет собой среднегеометрическую величину произведения индексов изменения двух рассмотренных выше показателей, исчисленных за один и тот же период: Факторы, влияющие на эффективность повышения производительности труда и использования рабочей силы: 1) Внешние: · интенсификация отрасли и научно-технический прогресс в · оснащение туристских предприятий новейшим оборудованием и автотранспортом; · создание крупной туристской индустрии; · мероприятия по подготовке квалифицированных кадров, повышению их квалификации. 2) Внутренние: · совершенствование форм организации производства туристского продукта; · производство новых, более качественных услуг, вызывающих интерес у потребителей; · совершенствование форм и качества обслуживания туристов. На повышение эффективности труда оказывает рост объема (выручки) реализации услуг туризма: Во-первых, рост объема реализации услуг способствует сокращению перерывов в работе и тем самым повышению интенсивности труда, в результате увеличивается выработка на одного среднесписочного работника. Во-вторых, влияние объема реализации услуг туризма на выработку одного среднесписочного работника проявляется в том, что численность административного персонала увеличивается более медленными темпами, чем общий рост выручки от реализации услуг туризма. Поэтому в результате относительного уменьшения численности административного персонала происходит рост производительности труда.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 2484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |