Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное вмешательство в рыночное ценообразование

Рис. Эластичность спроса

Рис. Паутинообразная модель рынка

(модель с затухающими ценовыми колебаниями;

с усиливающимися колебаниями цены;

с равномерными колебаниями цены)

 

В зависимости от чувствительности (наклона кривых) спроса и предло­жения к изменению цены различают затухающие, усиливающиеся и равно­мерные колебания цены.

Рассмотрим подробнее как в результате затухающих ценовых колебаний устанавливается равновесие. В паутинообразной модели предполагается, что объем спроса ориентируется на фактическую цену то­вара текущего периода. Объемом предложения текущего периода руково­дят ценовые ожидания предшествовавшего периода, основанные на пред­положении, что текущая цена сохранится и в следующем периоде (т. е. объем выпуска текущего периода производители планируют в преды­дущем периоде, исходя из цен, сложившихся на тот период). Производители в текущем периоде T0 предлагают товар в объеме Q0 по цене Р0, что ниже равновесных параметров рынка. При цене Р0 наблю­дается дефицит, который толкает цену товара к повышению и она, превы­сив равновесный уровень РЕ, устанавливается на уровне Р1. Именно эта вы­сокая цена и повлияет на решение производителей увеличить выпуск в сле­дующем периоде до уровня Q1. Однако в следующем периоде T1 объем спро­са, ориентирующегося на цену Р1 окажется меньше предложения. Избыток товара на рынке собьет цену ниже равновесной до уровня Р2. Однако раз­ница между РЕ и Р2, как видно из рисунка, меньше, чем между РЕ и Р1. Соответственно в период T2, объем предложения при цене Р2 снизится до Q2, что несколько ближе к равновесному, чем объем предложения преды­дущего периода. Так, постепенно в результате ценовой и количественной (объемной) подстройки предложение полностью найдет спрос в объеме QE при цене РЕ. На рынке автоматически установится равновесие.

Если же производители сильнее реагируют на изменение цены, чем предъявители спроса (в этом случае кривая предложения более пологая, чем кривая спроса), то цена будет колебаться во времени с нарастающей амплитудой, т. е. ценовые колебания будут усиливаться и цена будет все больше удаляться от равновесной. Такая ситуация говорит о край­ней нестабильности положения производителей отрасли. Усиление неус­тойчивости рынка теоретически может привести к его разрушению.

Одинаковая чувствительность спроса и предложения к изменению цены (что графически выражается равным по модулю наклоном этих кривых) порождает равномерные колебания, т. е. цена колеблется в оп­ределенном коридоре, не останавливаясь на равновесном значении. Поэто­му соотношение между спросом и предложением выражается либо как из­быток (если цена выше равновесной и движется к верхней границе цено­вого коридора), либо как дефицит товара (при движении цены от равновес­ной к нижней границе ценового коридора).

Исследование паутинообразной модели показывает, что, во-первых, ис­точником ценовых колебаний является запаздывание реакции предложения на изменившийся спрос. Во-вторых, равновесие не всегда может восстанав­ливаться автоматически. Однако на практике ситуация с усиливающимися колебаниями встречается сравнительно редко. В представленной паутинообразной не учитывается важное обстоятельство: экономические агенты учатся на своих ошибках. Поэтому при переходе к следующему периоду они корректируют свои ценовые ожидания. Тогда рынок функционирует более устойчиво.

Эластичность спроса и предложения. Рыночное равновесие и фактор времени.

 

Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение цены. Рассмотрим три варианта кривой спро­са (рисунок ниже). Основным моментом, на который нужно обратить внимание, является здесь общая сумма денег, которую покупатели уплачивают продав­цам. Общая выручка продавца всегда равна цене, умноженной на количе­ство проданного товара, или произведению PxQ. На рис. а представлен случай, когда падение цены в 3 раза вызвало рост спроса тоже в 3 раза, и общая выручка не изменилась. На рис. б снижение цены в 3 раза сопро­вождалось ростом закупок лишь в 2 раза, и общая выручка сократилась. Другая ситуация представлена на рис. в. Выручка возрастает, потому что объем спроса вырос больше, чем упала цена. То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном сниже­нии цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены.


 

Коэффициент элас­тичности спроса в зависимости от цены (Epd) представляет собой отно­шение изменения спроса к вызвавшему его изменению цены:

 

Epd=∆Q/Q: ∆P/P

 

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной (рис. а), мы гово­рим о единичной эластичности спроса (ED= 1). Когда снижение цены вы­зывает меньший рост спроса (рис. б), спрос неэластичен (ED< 1). Когда снижение цены вызывает больший рост спроса (рис. в), мы говорим об эластичном спросе (ED> 1). Коэффициент эластичности спроса по цене, как правило, является отрицательной величиной; однако в экономической тео­рии принято пользоваться абсолютным значением этого показателя, не при­нимая во внимание знак «минус».

На степень эластичности спроса влияет целый ряд факторов: наличие тоъаров-субститутов (т. е. взаимозаменяемых товаров, например, чай и кофе), размер дохода потребителя, качество товара, удельный вес товара в бюджете потребителя, является ли товар предметом роскоши или предме­том первой необходимости, ожидания потребителя и т. д. Как уже отмечалось, спрос на данный товар зависит не только от его цены, но и от цен на другие товары. Здесь нужно отметить, что помимо товаров-субститутов, существуют и товары - комплементы (взаимодопол­няемые товары), например, фотоаппараты и фотопленка). Помимо этих групп товаров, существуют и независимые товары (например, карандаши и молоко). Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар называется перекрестной эластичностью. Коэффициент перекрест­ной эластичности спроса представляет собой отношение изменения спроса на товар i к вызвавшему его изменению цены на товар у:

Epd=∆Qi/Qi: ∆Py/Py

 

При изменении цены на товар-субститут перекрестный коэффициент эластичности оказывается больше нуля (рост цен на кофе вызовет рост спроса на чай); при изменении цены товара-комплемента перекрестный коэффициент эластичности оказывается меньше нуля (рост цены на фото­пленку ведет к уменьшению спроса на фотоаппараты). При изменении цены независимого товара перекрестный коэффициент эластичности равен нулю (рост цены на карандаши не изменит спрос на молоко).

Следует также отметить, что колебания цен товаров с различной элас­тичностью спроса по-разному влияют на изменение цен остальных това­ров. Так, если цена товара с неэластичным спросом возрастает, то общие расходы на покупку этого товара растут, что при неизменном доходе при­водит к сокращению спроса на другие товары, а следовательно, и к сниже­нию их цен. Когда мы говорим о спросе, то подразумеваем, конечно, платежеспособ­ный спрос. Поэтому, как уже было показано ранее, одним из важнейших факторов, влияющих на спрос, является уровень доходов. При изменении доходов спрос на товары изменяется по-разному. В связи с этим мы гово­рим об эластичности спроса в зависимости от дохода. В частности, хо­рошо известно, что изменение доходов покупателей оказывает гораздо большее воздействие на покупки товаров длительного пользования, чем на покупки продовольственных товаров. Другими словами, эластичность спроса на промышленные товары обычно бывает больше.Влияние дохода на спрос определяют коэффициентом эластичности:

 

EpI=∆Q/Q: ∆I/I

 

 

где EpI - коэффициент эластичности спроса в зависимости от дохода, Q - величина спроса, а I - доход покупателей.

Для большинства товаров зависимость между доходами и спросом пря­мая, т. е. с ростом доходов спрос увеличивается. Однако в некоторых слу­чаях зависимость может быть обратной. Обычно это касается товаров низкого качества, с низкими потребительскими свой­ствами, которые потребляют наиболее бедные слои населения. С ростом доходов также обычно падает спрос на такие продукты питания, как хлеб и картофель, поскольку потребители получают возможность включать в свой рацион больше мяса, овощей и фруктов.

На основе анализа взаимосвязи между изменением дохода и спросом на разные товары можно построить график «доходы-расходы» для отдельного блага (при предположении, что цена блага остается неизменной). Такие графики называют кривыми Энгеля. На рисунке ниже показан примерный вид кривых Энгеля для нормальных товаров (кривая Е1), предметов роскоши (кривая Е2) и низкокачественных товаров (кривая Е3). На оси абсцисс от­кладывается уровень дохода (I), а на оси ординат - расходы на потребле­ние данного блага (С).

I

 

Рассуждения относительно эластичности спроса в целом могут быть применены и при анализе воздействия цены на предложение. Эластич­ность предложения — это показатель относительного изменения предлага­емого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предложения представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

 

EpS=∆Q/Q: ∆P/P

 

На рисунке ниже показаны три линии предложения с разной эластичностью. Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: от струк­туры издержек на разных предприятиях, степени загрузки производствен­ных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива ка­питала из одной отрасли в другую и т. д.

 

 

Говоря об эластичности спроса и предложения, т. е. о том, насколько при изменении цены изменяются спрос и предложение, мы должны иметь в виду, что эти изменения происходят во времени и, следовательно, время становится одним из факторов эластичности. Особенно большое значение фактор времени имеет для характеристики эластичности предложения: прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цен, должен пройти определенный промежуток времени.

Исходя из этого, наше понимание рыночного равновесия должно быть дополнено анализом согласования спроса и предложения с учетом элемен­та времени (рис. ниже).

 

 

 

Предположим, спрос на какой-либо товар вырос. Поскольку предложе­ние этого товара сразу возрасти не сможет, ситуация мгновенного равно­весия будет характеризоваться лишь повышением цены (рис. а). Кривая предложения S1 представляет собой вертикальную линию с нулевой элас­тичностью, и сдвиг кривой спроса в положение D2, увеличивает цену рав­новесия до Р2. В условиях краткосрочного равновесия (рис. б) число предприятий, работающих на данном рынке, еще не меняется. Однако предложение не­сколько увеличивается, и кривая S2 становится слегка наклонной, посколь­ку предприниматели могут более интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности. В этом случае объем предложения немного возрастает до Q3 а цена равновесия Р3 становится ниже. Наконец, когда рассматриваем длительное равновесие (рис. в), предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу. Вы­сокие цены позволили создать новые мощности, в отрасль пришли новые предприниматели, объем предложения вырос до Q4, а цена равновесия еще более снизилась. Таким образом, эластичность предложения растет по мере увеличения рассматриваемого периода времени, что способствует установлению нормальных цен. То, насколько быстро предложение может приспособиться к изменившимся ценам в конечном итоге зависит от степени мобильности экономических ресурсов.

 

 

Государственное вмешательство осуществляется путем установления фиксированных цен, налогов, дотаций.

Фиксированные цены. Если наложить друг на друга два графика, обозначающие совокупный спрос и совокупное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновре­менное поведение спроса и предложения интересующего нас товара (рис. ниже). В какой-то точке две кривые пересекутся. В точке встречи E спрос количественно равен предложению (Q1) и цена P1 выступает как уравновешива­ющая цена, или цена равновесия (без вмешательства государства). Однако, государство может контролировать цены, завышая их (Р2) или занижая (Р3). При более высокой цене Р2 возникает избыток предло­жения над спросом (равный по величине отрезку AB). При цене ниже уравновеши­вающей (Рз) спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае возникает излишек спроса.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.