Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурологические школы и концепции




Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение культуры.

2. Назовите основные подходы к определению культуры.

3. Сформулируйте основные закономерности, присущие культуре как системе.

4. Назовите известные вам формы культуры, дайте определение каждой из них.

5. Какие типологии культуры вам известны?

6. Назовите основные функции культуры.

 

История культурологических учений имеет давнюю традицию в науке. Научные основы теории культуры были заложены немецким философом И.Г.Гердером (1744-1803), для которого вопросы культуры были подчинены решению проблемы формирования личности и осмыслению отношения человека и общества. Гердер рассматривал культуру как средство сплочения людей в единый социальный организм. Пытаясь понять социальную роль культуры, Гердер пришел к выводу о противоречивом характере ее воздействия на общество: создавая людям комфортные условия жизни, культура не стимулирует развитие людей, в то время как суровая природа, не одаривая людей сладкими яствами, дает им кубок здоровья. Таким образом, важнейшим моментом в учении просветителя явилась мысль о том, что культура выступает средством взаимосвязи человека и общества и исторической ступенью совершенствования человечества.

Концепция Гердера, разработанная им более двухсот лет назад, пронизана идеями гуманизма, просвещения, исторического оптимизма и равноценности культур всех народов.

Понимание культуры как социального феномена нашло яркое выражение в учении одного из самых крупных социологов XX столетия Питирима Александровича Сорокина (1889-1968). П.А.Сорокин считал, что без культуры общество превратилось бы в совокупность биологических организмов. Общество в концепции Сорокина трактуется как надбиологическое взаимодействие людей, где средством их связи выступает культура, создателем и носителем которой является человек. Основой культуры любого общества, ее сущностью являются ценности, значения, нормы, символы. Сорокин ввел понятие «культурного менталитета» или «менталитета культуры», которым он обозначил ценности и значения, отдельные образы, идеи, желания, чувства, эмоции. В зависимости от того, какие ценности доминируют в обществе, Сорокин выделяет три типа культур:

· идеациональный

· чувственный

· идеалистический

К первому типу (идеациональная культура) Сорокин относит культуру брахманской Индии, буддистскую и ламаистскую, греческую культуру с VIII по конец VI в. до н.э., культуру европейского Средневековья. Здесь главная ценность, которая связывает все сферы культуры, - ценности религии.

Начиная с XVI в. в Европе (а также искусство периода Среднего и Нового царства в Египте, крито-микенская и греко-римская цивилизация с III по IV в. до н. э., Европа до конца XIX в.) становится доминирующим второй тип – чувственная (сенситивная) культура. Чистая и возвышенная духовность уступает место удовлетворению потребностей материально-практического характера. Девизами чувственной культуры становятся призывы к наслаждениям, удовольствиям, пользе: «Лови мгновение», «Ешь, пей и веселись», «Вино, женщины и песни», «Рай немедленно! Здесь и сейчас!». Реальность в целом рассматривается как источник чувственных наслаждений, удовлетворение которых приводит к повседневному комфорту и богатству. Общество признает только ценности настоящего момента («ухвати сегодняшний поцелуй», «быстро обогащайся», «цени популярность») и, в конце концов, теряя вечные ценности, погружается в моральный, интеллектуальный, культурный хаос.

Третий тип сочетает в себе черты первого и второго типа, ориентирован на позитивные ценности, высокие нравственные идеалы, однако в нем обнаруживаются черты псевдоидеационального менталитета: пассивное ожидание перемен, унылость, отсутствие свободного выбора, подавление инициативы государственной волей.

Типология культуры, разработанная П.А.Сорокиным, позволяет понять динамику социокультурного развития, различить время «заката» и «возрождения» культуры, которая находится в состоянии кризиса.

Еще более оптимистичные взгляды на культуру выражены П.Сорокиным в понятии совершенствования человеческих отношений через феномен любви. Это новый подход к понятию культуры, который позволяет ей не просто выжить самой, но и спасти человека и мир, благодаря любви.

В проблеме о происхождении культуры, как было отмечено, сформировалось несколько концепций. В соответствии с трудовой концепцией (Ф.Энгельс, К.Маркс) культура возникла в силу того, что человек начал целенаправленно трудиться. Способность к целенаправленному труду и к согласовыванию своих действий с другими людьми отличает человека от животного. Появление языка – это результат согласованных действий. Разделение и рациональная организация труда позволили человеку не только удовлетворить первичные нужды, но и обеспечили условия для возникновения элементарных форм искусства.

Эволюционная концепция (Дарвин, Тайлор, Морган, Спенсер, Лоренц, Поппер) объясняет возникновение культуры, исходя из процессов эволюции человека как биологического вида. На основании этого можно сделать вывод о том, что современный человек отличается от древнейшего человека более обширным опытом предшествующих поколений. Идеи эволюционистов и их исследования в биологии, этнографии, антропологии продемонстрировали зависимость современности от истории культуры. Вывод эволюционистов подтверждал всеобщность культурных форм человечества, что говорило о равноправности и равноценности культур. Эволюция религии, эволюция семьи, эволюция собственности, эволюция морали и права, - вот те основные пути развития, которыми проходят все культуры мира.

По-прежнему актуально звучит данное Эдвардом Тайлором определение культуры как комплекса, включающего знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

Идеи принципиальной возможности линейного прогрессивного развития по европейскому пути опровергаются в концепции культурно-исторической типологии (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби), в основе которой лежит принцип многообразия локальных цивилизаций, циклического развития культуры. Н.Я.Данилевский (1822-1885) впервые обосновал идею существования культурно-исторических типов (10) и законы (5) их движения и развития, предостерегал об опасности вестернизации культуры, утраты российских национальных корней и истоков.

Историю как чередование культур представлял немецкий историк культуры О.Шпенглер (1880-1936). В истории человечества он выделяет 8 типов культур, каждая из которых имеет свою логику развития, а завершающей стадией ее развития определил цивилизацию.

Осмысливал развитие человечества в духе круговорота цивилизаций и английский историк и социолог А.Тойнби (1889-1975). Его культурологическая концепция основана на постижении смысла истории, в ней опровергнут европоцентризм, выделены 21 цивилизация, утверждена идея общечеловеческого единства и многообразия. Тойнби считал, что история совершается под знаком религиозных систем, а культура предстает как творение Бога.

Символическая концепция (Кассирер, Юнг, Хайдеггер, Лотман) исходит из того, что человек обладает способностью оперировать знаками, символами, а язык представляет собой первый культурный феномен, роль которого непревзойденна в передачи накопленного опыта. Вся система межличностных отношений находит проявление в определенных культурных формах: приветствия, улыбка, мимика, жесты, подарки и пр. – все это является проявлением культуры, выраженной в знаковой форме. По мнению Э.Кассирера, культура – символическая вселенная, в которой человек осуществляет свою жизнедеятельность. Культура – это процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает свою способность создавать идеальный мир, а язык, религия, искусство, наука, философия выступают как фазы этого процесса. Складывается «классическая модель культуры» с ее ориентациями на гуманизм, историзм, рационализм.

М.Бубером культура воспринимается как совокупность смысловых категорий, которые постигаются человеком и одновременно присваиваются бытию самим человеком.

В науке имеет достаточно широкое применение и психосексуальная концепция (Фрейд), связывающая культуру с биологическим началом человека и определяющая ее сущность через реализацию его биологических потребностей. З.Фрейд (1856-1939) в целом трактует культуру как результат сублимации полового инстинкта человека.

Существует и множество иных подходов в осмыслении сущности культуры (информационный, социологический, экоантропологический, религиозный, деятельностный, игровой, психоаналитический, этнический, географический и др.). Современный подход к культуре, как нам представляется, может и должен сочетать в себе различные культурологические концепции. Такой синтезированный путь избавит студента, а в будущем специалиста, от нацелено онтологического или социологического акцентов, поставит человека на путь личностного отношения к культуре, обществу, поможет ему впитать всю гамму переживаний и опыта прошлого (прошлых культур) и настоящего (существующих культур), воспринять будущее культуры, как зависящее лично от себя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.