Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современный миф




Вопросы для самоконтроля

1. Как в целом можно представить структуру мифа?

2. Кем систематизирована мифология древних греков? Назовите авторов и их произведения.

3. Охарактеризуйте классификацию мифов, предложенную Э.Тайлором. В каком явлении видел Тайлор истоки обычаев, верований, мифов?

4. Перечислите основные типы мифов родового общества.

5. Изучите типологию мифов, включите в предложенную систему другие типы мифов.

Каждой культуре свойственна своя мифология, различные этапы ее развития порождают новые мифы. Хотя, в целом, происходит процесс трансформации человеческой мысли «от мифа к логосу», лишить мышление способности творить миф невозможно. Всякое общество нуждается в таких мифах, которые способны выполнить специфические социокультурные функции, связанные с организацией мышления и деятельности его членов. Мифологические образы и сюжеты легко усваиваются и транслируются, становясь стереотипами, своеобразными стандартами, образцами, по которым строится мышление и поведение людей. Поэтому вера в мифы – мощное средство сплочения людей в сообщество с едиными принципами, ценностями, нормами, представлениями. Таким образом, функция стереотипизации подчиняет индивидуальное сознание коллективному. Многие мифы создают обобщенные образы «своих» и «чужих» («мы – дети белого орла, а они – потомки серого койота»). Стереотипные образы народных героев живут «вечно» в исторических мифах: в русских былинах это – три мифологизированных богатыря, которые описываются в стереотипных выражениях, подчеркивающих их воинские достоинства.

В мифе находят символическое отражение неосознаваемые людьми социокультурные установки: оправдание греческого Ореста за совершенное им убийство матери за то, что она убила его отца, есть символическое признание главенства отцовского рода.

В современном обществе мифы внедряются с помощью масс-медиа: желания и потребности людей целенаправленно формируются рекламой.

С обыденным знанием связаны стереотипные представления, кажущиеся естественными и неопровергаемыми, - мифологемы, которые формулируются как сознательно принятые установки: «бьет – значит любит», «женщины глупее мужчин», «все дети талантливы», «высокий лоб – свидетельство большого ума», «мы основываемся, что все люди созданы равными». К мифологемам относятся и этнокультурные стереотипы: «евреи умные и хитрые», «итальянцы страстны», «русский человек талантлив и простодушен». Национальные мифы, неразрывно связанные с самосознанием народа и определяющие национальные стереотипы и символы, посвящаются харизматичным героям – воинам, героям- защитникам, ведущим свой народ на войну. В Германии это миф об Арминии, победившем легионы Вара; во Франции - о Верцингеториксе, объединившем галльские племена для борьбы с Цезарем; в Англии – о Боадичеа, противостоявшей легионам Нерона. Прославленные военные деятели мифологизируются, становятся бессмертными в веках, канонизируются церковью, являются образцом для подражания, на их примерах создаются стереотипы поведения и воспитываются поколения.

Для идеологических целей создаются идеологические мифы, внедряющие в сознание стереотипные лозунги вроде «Самодержавие, православие, народность» или «Сияющие вершины коммунизма», стереотипные образы «доброго царя», «нечестивого басурмана», «пламенного революционера», «отца всех народов» и пр.

В XX в. идеологические мифы стали преобладать, по крайней мере, в период господства соответствующей идеологии. Бурная история России, СССР породила и укоренила в сознании людей множество коммунистических мифов: о великом «вожде народов», о «полной и окончательной победе социализма», «развитом социализме», о «социализме с человеческим лицом». После распада СССР, соответственно, разоблачили себя мифы: о мощном и непобедимом государстве, о реально воплощенном социализме… Катаклизмы, сотрясающие общество, развенчали и другой, весьма распространенный миф о том, что русские по причине их особой ментальности начнут «бунт», чтобы восстановить общенародное государство. Общество оказалось в плену новорожденных мифов: о бездарных, глупых «новых русских», о непригодности демократии для России, о необходимости диктаторской «сильной руки» для разваливающегося общества.

В индустриально развитых обществах тщательным образом разрабатывается «капиталистический миф роста», символика которого представлена на всех уровнях культуры. Здесь превозносится технологический контроль, образцовый труд, власть над природой благодаря развитию науки и техники, неограниченное потребление.

Сравнительно недавно властвовал наиболее распространенный социальный миф – социалистический. Несмотря на разочарования в так называемом «развитом» социализме, социалистический миф как проявление обыденного мифотворчества не умирает. Этот миф - воплощение истинного мифа, который жив верой в лучшее будущее. Существуют мифы, роль которых негативна в обществе. Прежде всего, это мифы расистские, национал-социалистические.

Современному мифотворчеству традиционно сопутствует мистицизм, нередко в облике рационального знания, «концептуального» построения. В составе современной мифологии можно выделить несколько основных ее форм:

· «старые» мифы (содержат пережитки, предрассудки, суеверия; о духах, домовых, сглазе и т.п.);

· «новые» мифы (паранаучные – об НЛО, Бермудском треугольнике, других загадочных явлениях);

· «обновленные» мифы (старые верования «одевают» научную терминологию, которая не проверяется на практике, - об экстрасенсорных явлениях, космических полях).

Миф является своего рода универсальным условием существования культуры вообще. Современный миф нелегко создавать, как нелегко им манипулировать. Всем типам культуры соответствуют свои мифологические построения. Если миф принимается на веру, то в нем активизируется организационная функция, сам миф становится тем фактором, который воздействует на людей и подталкивает их к превращению мифического вымысла в реальность. То есть с помощью верящих в миф последний сам себя воплощает в жизнь. Для любого мифа по-прежнему остаются актуальными принципы его существования: принцип антропоморфизма, следствием которого является артефактизация вещей и явлений, а также закон сопричастности.

С каких бы позиций не трактовалась мифология периода архаики, античности или современности, уместно соблюдать «правило Локка»: «Не поддерживать никакого предложения с большей уверенностью, чем позволяют доказательства, на которых оно основано».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.