Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура социологии




Предпосылки возникновения

Все общества в определенной степени осознают себя. Стремятся изучить тот или иной аспект коллективной жизни.

С древних времен специалисты стремились раскрыть тайны общественных процессов и механизмы взаимодействия индивидов и групп людей. Несмотря на длительную историю существования общества (св. 40 тыс. лет) социология возникла только в XIX в., хотя первые достаточно полные представления об обществе сформировали античные философы Платон и Аристотель.

Потом наступила долгая историческая пауза в изучении общества (около 2-х тыс. лет), но с позднего средневековья в новое время эта проблема снова стала привлекать исследователей. Появились работы Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ф. Бэкона, Ж.-Ж. Руссо, А. Сен-Симона и других, которые серьезно обогатили человечество знаниями об обществе и поведении людей.

К XIX в. стала очевидной необходимость новой науки об обществе. Развивающаяся промышленность закрепила многие изменения в общественной жизни, привела к огромным переменам в социальной организации. Взаимодействие индивидов и социальных групп больше «не вмещалось» в традиционные рамки, становилось непонятным. Таким образом, среди причин, вызвавших необходимость появления новой науки, нужно выделить:

1) развитие естествознания, позволившее совершить великие географические открытия, создать машины;

2) превращение городов из ярмарочных центров в фабрично-заводские и университетские;

3) изменение путей сообщения и средств связи;

4) изменение социальной структуры общества;

5) отказ от сословных форм организации власти.

Все это поставило перед учеными проблему анализа нетрадиционного поведения новых и старых социальных групп.

 

Как и многие науки, социология имеет внутреннюю структуру. Исторически она развивалась в двух уровнях: теоретическом и прикладном. Первый – социально-философское изучение наиболее общих вопросов развития и функционирования общества, места в нем личности, форм объединения людей в сообщества и взаимодействия между ними. На этом же уровне осуществляется разработка методов получения информации, методов формирования знания, а также осуществляется взаимосвязь с другими науками, построение моделей социальных процессов и социальных структур.

Одновременно социология развивалась, базируясь на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов).

Общесоциологические теории и эмпирические исследования неразрывно связаны между собой, т. к. неподкрепленное знанием конкретных фактов теоретизирование становится бессодержательным.

По мере возрастания требований к практическому решению социальных проблем современного общества возникала настоятельная необходимость в изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизнедеятельности людей, в отдельных социальных институтах, отдельных социальных общностях. Резко возросший уровень эмпирических исследований потребовал универсального теоретического аппарата для объяснения результатов. Фундаментальная наука тоже испытывала сложность в использовании эмпирической информации из-за ее узкопроблемности, утилитарности. В итоге возник еще один уровень социологического знания – средний. Этот термин введен Р. Мертоном. По его мнению, сюда относятся теории, обобщающие и структурирующие эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания. В социологии среднего уровня используются категории фундаментальной и сформирована система специфических понятий и определений. Таким образом, теории среднего уровня относительно самостоятельны, но тесно связаны и с фундаментальной, и с эмпирической.

Итак: современная социология – наука трех уровней знания:

макроуровень – фундаментальная или теоретическая социология – изучает общественный организм как целостность, ее социальную организацию и взаимодействие;

средний уровень ориентирован на изучение отдельных социальных институтов, социальных общностей и специализированных социальных процессов (например, организации и дезорганизации общества, социальной мобильности и т. п.);

микроуровень ориентирован на изучение взаимосвязей людей, их поведения в конкретных ситуациях. Сбор первичной информации в социальных группах и институтах, т.е. повседневное взаимодействие людей, где они понимают друг друга лишь в терминах значений, которые они придают этим явлениям.

Кроме уровней в социологии нужно отметить наличие двух традиций: европейской и американской. Первая – преобладание исследований целостности социального организма, его системности, скрепляемых верованиями и нравственными ценностями, разделением труда и общественно полезными функциями, обеспечивающими слаженность социальной организации. Вторая исходит из того, что социология – наука о человеческом поведении в различных сферах его жизнедеятельности. Во второй половине XX в. традиции стали смыкаться, разница между ними почти стерлась.

Сегодня уровень научного исследования определяется исходя из тех факторов, которым придается решающее значение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.