Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устная речь, ее главные свойства




Устная речь - это звучащая речь, функ­ционирующая в сфере непосредственного общения, а в более широком понимании - это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораз­до раньше письма. Материальной формой устной речи являются зву­ковые волны, т.е. произносимые звуки, являющиеся результатом сложной деятельности органов произношения человека. С этим яв­лением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (гром­костью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, нали­чие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонацион­ным разнообразием речи, что может передать все богатство челове­ческих чувств, переживаний, настроений и т.п.

Восприятие устной речи при непосредственном общении проис­ходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Поэ­тому устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слу­шающего, мимика и жесты. Так, жест может быть уподоблен указа­тельному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмо­циональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., слу­жить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука в знак приветствия (при этом жесты имеют национально-культурную специфику, поэтому использовать их, особенно в устной деловой и научной речи, нужно осторожно). Все эти лингвистические и экстра­лингвистические средства способствуют повышению смысловой зна­чимости и эмоциональной насыщенности устной речи.

Необратимость, поступательный и линейный характер развертыва­ния во времени - одно из главных свойств устной речи. Нельзя вер­нуться в какой-то момент устной речи еще раз, и в силу этого говоря­щий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы «на ходу», поэтому устной речи могут быть свойственны неплав­ность, фрагментарность, деление единого предложения на несколь­ко коммуникативно самостоятельных единиц, например: «Директор звонил. Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте без него» (сообще­ние секретаря директора для участников производственного совеща­ния). С другой стороны, говорящий обязан учитывать реакцию слу­шающего и стремиться привлечь его внимание, вызвать интерес к сообщению. Поэтому в устной речи появляются интонационное вы­деление важных моментов, подчеркивание, уточнение каких-то час­тей, автокомментирование, повторы: «Работу кафедра/ провела боль­шую/ в течение года/ да/ надо сказать/ большую и важную// И учебную, и научную, и методическую// Ну/ учебную/ все знают// Надо ли подробно/ учебную// Нет// Да/ тоже думаю/не надо//».

Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа). Подготовленная устная речь от­личается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не «заученной», походила на непосред­ственное общение.

Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Не­подготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной неподготовленной речи много пауз, а использование заполните­лей пауз (слов типа э-э, гм) дает возможность говорящему подумать о дальнейшем. Говорящий контролирует логико-композиционный, синтаксический и частично лексико-фразеологический уровни языка, т.е. следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения мысли. Фонетический и морфологический уровни языка, т.е. произ­несение и грамматические формы, не контролируются, воспроизво­дятся автоматически. Поэтому устной речи свойственны меньшая лексическая точность, даже наличие речевых ошибок, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на несколько коммуникативно само­стоятельных. Причастные и деепричастные обороты обычно заме­няются сложными предложениями, вместо отглагольных существи­тельных используют глаголы, возможна инверсия.

В качестве примера приведем отрывок из письменного текста: «Слегка отвлекаясь от отечественной проблематики, хотелось бы заметить, что, как пока­зал современный опыт скандинавского региона и ряда других стран, дело вовсе не в монархии, не в форме политической организации, а в разделении политической власти между государством и обществом» («Звезда». 1997. № 6). При устном воспроизведении этого фрагмента, например на лекции, он, конечно, будет изменен и может иметь приблизительно такую форму: «Если мы отвлечемся от отечественной проблематики, то увидим, что дело вовсе не в монархии, дело не в форме политической организации. Все дело заключается в том, как разделить власть между государством и обществом. И это подтверждает сегодня опыт скандинавских стран».

Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламен­тирована, однако нормы устной речи совсем другие. Например, функционирование незакончен­ных высказываний, слабая структурированность, введение перебивов, автокомментаторов, контакторов, реприз, элементов колеба­ния и т.п. являются необходимым условием успешности и эффек­тивности устного способа коммуникации. Слушающий не может удержать в памяти все грамматические и семантические связи текс­та, и говорящий должен учитывать это, тогда его речь будет понята и осмыслена. В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь развора­чивается посредством ассоциативных присоединений.

Устная форма речи закреплена за всеми функциональными сти­лями русского языка, однако она имеет несомненное преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функцио­нальные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-де­лового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на все разновид­ности устной речи. Это выражается в проявлении авторского «я», личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слуша­ющих. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экс­прессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструк­ции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 7340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.