Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стили произношения

Колебания в ударении

 

В русском языке ударение представляет собой выделение в слове того или иного слога при помощи большей силы, длительности, напряженности го­лоса. Русское ударение прежде всего силовое. Характерными чертами его являются также разноместность и подвижность. Разноместным русское ударение называют потому, что оно может быть на любом слоге, даже в родственных словах, на первом, на втором, на послед­нем. Подвижным его называ­ют потому, что в одних грамматических формах какого-либо слова оно может стоять на одном слоге, а в других - на другом. В словах, кроме основного ударе­ния, может быть второе, ослабленное (второстепенное, побочное). Ударение в русских словах, когда это надо, например в словарях, обозначается особым знаком /'/. Слог, на котором оно стоит, называется ударным, остальные слоги - безудар­ными. Не ставится знака ударения в словах, которые состоят из одно­го слога: клип, мэр, путч.

Русское словесное ударение играет важную смыслоразличительную роль. Оно используется в ряде случаев для различения слов.

Несмотря на значительную пестроту в ударении оно имеет опре­деленную систему. Так, в академической «Русской грамматике» 1980 г. дается описание всех типов распределения ударения (акцентных типов) в русском языке. Например, подавляющее большинство суще­ствительных имеет неподвижное ударение, и лишь незначительная их часть характеризуется подвижным. Но последнее подчиняется определенным правилам.

В постановке ударения следует ориентироваться на орфоэпические словари. Наиболее значительны­ми из них являются: А геенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. - М., 1993., Борунова С.Н., Воронцова В.Л., Еськова Н.А. Орфо­эпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грам­матические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. - М., 1993.

 

Кроме особо оговоренных случаев, правила произношения относятся к так называемому нейтральному стилю произношения. Что такое нейтральный стиль произношения? Это речь в нормаль­ной, обычной обстановке, в среднем темпе, при спокойном состоя­нии говорящего, который хочет передать или получить какую-либо информацию. Говорящий не ставит перед собой в данном случае каких-то дополнительных задач: выразить свои чувства, подчеркнуть что-либо.

По отношению к ней­тральному выделяются еще два стиля: сниженный и высокий. К сни­женному стилю (его еще называют неполным) относится небрежная речь, при ускоренном из-за волнения или по другим причинам темпе говорения.

Высокий (полный) стиль используется в торжест­венных случаях: для него характерен замедленный темп, тщательное проговаривание. Говорящий в этом случае обычно ставит перед собой какие-то особые, дополнительные задачи, например, стремит­ся подчеркнуть важность сообщаемого, привлечь внимание слушате­лей и т.д.

Особенности сниженного (неполного) и высокого (полного) сти­лей относятся не только к звукам, но и к темпу произношения. В раз­говорной, убыстренной речи пауза бывает вообще не ощутима. При этом могут возникать такие сочетания звуков, смысл которых вос­принимается иначе, чем в высоком и даже нейтральном стилях. То, что уместно в сниженном (неполном) или высо­ком (полном) стилях, оказывается стоящим за пределами нормы в нейтральном стиле.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Орфоэпия и дикция | Техника вибрационного массажа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.