Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Церковное право в системе права

Если придерживаться традиционной со времен римского права классификации, подразделяющей право на частное и публичное2 то, пожалуй, ни к одному из этих видов церковное право отнести нельзя. К публичному праву церковное право не может принадлежать потому, что во-первых, оно не принадлежит какой-либо отдельной нации или государству; "государство, - писал проф. А.С.Павлов, - не может только в своей сф ере, (подчеркнуто мной - М.В.) признавать или не признавать действие церковно-юридических норм, но для действи­тельных членов церкви нормы эти остаются обязательными и без государственной санкции";' во-вторых, церковное право основано на своих собственных источниках и регулирует собственные специ­фические отношения, по большей части вообще не относящиеся, либо косвенно относящиеся к сфере государственного регулирова­ния.

Однако церковное право не относится и к частному праву, так как Церковь (как и другие корпорации, существующие в обществе) является частным обществом только по отношению к внешнему миру, но "... сама же в себе и для тех, кто разделяет веру, - справедливо замечает проф. А.С. Павлов, - она всегда и необходимо есть публич­ное учреждение".2 По своей природе и целям Церковь не может быть частным учреждением, ибо она объединяет своих членов для достижения общей цели, и ее (Церкви) миссия (см. напр. Мк 16,17 и след.) является именно публичной, и уж коль скоро право Церкви нельзя считать ни частным, ни публичным, то и частно-публичным его считать не следует.

Выходом из этого тупика было бы на наш взгляд, дополнение традиционной классификации третьим, относительно самостоя­тельным элементом - корпоративным правом, которое вполне уме­щало бы в себе право церковное. К сходному выводу пришли и видные ученые-канонисты прошлого. Так, проф. А. С. Павлов раз­делял точку зрения средневековых юристов о том, что примени­тельно к церковному праву более удачной было бы деление права не на частное и публичное (jus privatorum: publicum), а на право светское (jus civile) и право церковное (jus canonicum).3 Проф. епис­коп Никодим, отталкиваясь от положения о том, что в обществе существуют три вида отношений - частные, общественные (пуб­личные) и церковные, предлагает дополнить традиционную клас­сификацию права понятием права церковного.4 Однако позиция указанных авторов в свете последних достижений теоретико-пра­вовой мысли страдает некоторой узостью. На наш взгляд, церков­ное право принадлежит к особому сложному и комплексному кор­пусу норм - к корпоративному праву.

В свою очередь, место церковного права в системе корпоратив­ного права определяется спецификой последнего и прежде всего тем обстоятельством, что само явление корпоративного права - есть дос­таточно условное, собирательное образование, в объективном смыс­ле вбирающее в себя нормы права (корпоративные системы норм) различных, порой далеких друг от друга, корпораций, а в научном плане представляющее собой некоторое обобщение особенностей и институтов этих правовых систем. Следовательно церковное право, являясь частью комплексного, собирательного явления - права кор­поративного, остается тем ни менее, совершенно самостоятельно правовой системой в рамках Церкви, которая влияет и на внешнюю среду, в том числе и на то право, которое исходит от государства.

Церковное право, как и любая корпоративная правовая система, делится на подотрасли и институты, подобные в общих чертах струк­турным элементам системы позитивного права. Такое подобие (см. схему в главе 2) обусловлено подобием регулируемых отношений внутри Церкви как корпорации отношениям внутри человеческого общества вообще.

Такая дифференциация правомерна в том случае, если мы рас­сматриваем церковное право как разновидность корпоративного. Если же мы будем рассматривать его как замкнутую правовую систему, являющуюся подобием "общей" системы права, неким ее подобием в рамках сложного социального института - Церкви, - то соответ­ственно, подотрасли следует называть отраслями, институты - подо­траслями, и т.д. церковного права.

Однако, как нам кажется, более удачен первый путь, так как он позволяет учитывать не только автономность и обособленность цер­ковного права, но и состыкованность его с корпоративным и с обще­государственным правом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методология церковного права | Система церковного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.