Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструментарий денежно-кредитной политики




Государство существенным образом влияет на инвестиционную активность в обществе. В целом, можно выделить два основных метода воздействия Центробанка на экономические процессы, проистекающие в национальной экономике: административный и экономический.

К административным методам регулирования экономических процессов относятся такие способы перераспределения денежных средств, которые реализуются путем прямого вмешательства органов государственного управления. Такой метод воздействия на народнохозяйственный комплекс существует всегда и во всех странах, независимо от общественно-политического устройства. Различным является лишь степень охвата функций управления хозяйствующим субъектом со стороны государственных органов.

Экономические методы регулирования экономики включают создание таких условий, которые бы стимулировали субъекта предпринимательской деятельности к выполнению действий, необходимых для общества. При этом не предполагается прямого воздействия органов управления.

Степень охвата перераспределительных процессов в обществе экономическими методами управления показывает уровень экономической и политической свободы, зрелость общественного сознания, степень независимости бизнеса от государственной власти.

Административные и экономические методы управления экономикой равно необходимы для эффективного функционирования народнохозяйственного комплекса. Перекос в сторону одного из методов при недооценке другого влечет за собой серьезные диспропорции в процессе перераспределения денежных средств в национальной экономике.

Эффективность проводимой денежно-кредитной политики существенным образом зависит от ее согласованности с бюджетно-налоговой, внешнеэкономической и другими структурными составляющими в рамках единой государственной финансовой политики, что показано на рис. 2.

Основным финансовым инструментом воздействия государства в направлении развития экономической деятельности является денежно-кредитная политика.

 

 

Рис. 2. Денежно-кредитная политика как часть финансовой политики

 

В рядах экономистов нет однозначной трактовки данного термина. Ряд исследователей считает, что денежно-кредитная политика представляет собой набор решений Центрального банка, относящихся к денежной массе. Нам представляется, что данная трактовка не отражает ни задач, ни целей, ни самой сути данного метода управления экономикой. Обоснование авторов касается лишь технических сторон проведения данной политики.

Другая группа экономистов рассматривает денежно-кредитную политику как управление предложением денег и процентными ставками.

«Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен». Такой подход нам представляется более интересным, хотя и не может считаться адекватным современности, так как не определяет основного «заказчика» проведения экономических преобразований. Как известно, во главе любого экономического процесса должен находиться лидер, в задачу которого входит направление развития данного преобразования. Если лидер не определяется, могут возникать разночтения в трактовке тактических и стратегических задачах развития.

Следующая группа исследователей, трактуя денежно-кредитную политику, определяет координатора данного процесса.

Б.К. Иришев считает, что: «денежно-кредитная политика это комплекс взаимосвязанных мер с целью регулирования конъюнктуры и воспроизводственного процесса».

Подобный взгляд встречается и у западных исследователей: «...это контроль Центрального банка за нормальным функционированием банковской и финансовой систем, а так же за тем, чтобы уровень предложения денег и кредитных ресурсов способствовал решению общенациональных экономических задач».

Последнее определение представляется интересным, так как в нем определяется всеобъемлющий характер денежно-кредитной политики. Действительно, нельзя ограничиваться только воздействием на денежную массу и кредитный сектор национальной экономки, реализуя денежно-кредитную политику. Но в данном определении не говорится о главном проводнике денежно-кредитной политики — государстве.

Наиболее полное определение денежно-кредитной политики: это «совокупность осуществляемых государством целенаправленных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы (показателей денежного обращения и объемов кредита, рынка ссудных капиталов и т. п.) в целях соответствующего воздействия на экономику». Выделение роли государства в процессе проведения денежно-кредитной политики встречается в ряде отечественных и зарубежных изданий.

По нашему мнению, денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых государством при посредничестве' специальных финансово-кредитных институтов, направленных на достижение заранее обусловленного, оптимального, положительного экономико-социального результата.

Данный подход к денежно-кредитной политике предполагает основные моменты ее анализа в современной России, условно разделенные на три направления:

• институты, проводящие от имени государства денежно-кредитную политику;

• мероприятия, проводимые в процессе реализации денежно-кредитной политики;

• основные цели (иными словами экономико-социальный результат) денежно-кредитной политики.

Первые два пункта тесно связаны друг с другом, так как институты, реализующие денежно-кредитную политику, проводят свою деятельность при помощи определенных мероприятий. Каков институт, таков и набор мероприятий, присущих ему.

Всю совокупность специализированных финансово-кредитных институтов можно, на наш взгляд, разделить на две группы:

первая — институты, основным назначением которых и является проведение денежно-кредитной политики от имени государства. Практически во всех странах мира это Центральный Банк.

Вторая — институты, косвенно участвующие в процессе проведения денежно-кредитной политики (лишь в случаях сочетания выполнения свои прямых обязанностей с элементами ДКП). В данную группу можно отнести Министерство Финансов, Казначейство, Федеральную комиссию по ценным бумагам, Агентство по реструктуризации кредитных организаций и целый ряд других организаций.

Основное место среди названных институтов принадлежит Центральному Банку, так как он является координатором практической реализации государственной денежно-кредитной политики.

Можно констатировать, что денежно-кредитная политика, реализуемая Центральным Банком, строится на принципах компенсационного регулирования. Это означает, что в случае необходимости активизировать экономическую активность в обществе, он увеличивает объем денежной массы в обращении, что в свою очередь, увеличивает кредитные возможности банковского сектора экономики. В результате увеличения денежного предложения на рынке (политика экспансии (от лат. expansio — распространение, расширение) и падения цены заимствований в экономике значительное число проектов (в первую очередь инвестиционных) становятся реальными к внедрению. Если механизм работает четко, и Центральный Банк не «переусердствовал» в увеличении денежной массы, излишек денег «съедается» инвестиционной активностью общества, не приводя к диспропорциям между товарной и денежной массой.

Если же Центральный Банк реализует политику ограничения экономической активности в обществе, тогда он проводит политику «дорогих» денег, сужая денежную базу экономики (политика рестрикции- (лат. restrictio — ограничение) ‑ ограничение коммерческими банками и государством размеров кредита с целью предотвращения утечки золотых запасов за границу, избегания краха банка.

Говоря о политике рестрикции или экспансии, приходится констатировать, что Центральный Банк не всегда достаточно четко просчитывает результат своей деятельности. Данная ситуация возникает тогда, когда ЦБ не ограничивается лишь реализацией политики, а пытается сам ее проводить, подменяя интересы общества своими, ведомственными. При этом интересы ЦБ ставятся выше интересов национальной экономики, а денежно-кредитная политика приобретает абстрактный, оторванный от нужд народного хозяйства вид. Результатом является усугубление экономического кризиса, обострение социальной напряженности в обществе, разрастание диспропорций развития национальной экономики.

В распоряжении Центрального банка, проводящего денежно-кредитную политику, имеется ряд инструментов (ст. 35):

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций (в ряде стран учетная ставка) (ст. 40. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций);

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

 

Данные инструменты имеют законодательное подтверждение, что повышает результативность их деятельности, и повышают статус главного банка страны.

1. Первоначально самым развитым инструментом выступала учетная ставка. В процессе переучета товарных векселей у банковского сектора экономики, ЦБ одновременно проводил операции по быстрому кредитованию, наполнявшему каналы денежного обращения платежными инструментами, однако не производил выпуска денег, при полученном обеспечении. Однако в процессе развития товарные векселя все больше заменяются финансовыми, что прекрасно видно на примере российской экономики, отрываются от реального товарно-материального покрытия, что делает учетные операции простейшими сделками по банковскому кредитованию. Именно поэтому в большинстве стран мира основное внимание уделяется ставке рефинансирования. При этом обеспечением для данных сделок являются высоколиквидные ценные бумаги (предпочтение отдается государственным обязательствам), размещаемые в ЦБ на условиях РЕПО (Сделка РЕПО (от англ. repurchase agreement) — сделка покупки (продажи) ценной бумаги с обязательством обратной продажи (покупки) через определенный срок по заранее определенной цене) или ломбардного кредитования.

Следует отметить, что проведением политики изменения ставки рефинансирования можно серьезнейшим образом повлиять на кредитную политику банковского сектора экономики, тем самым, на инвестиционную активность. Кредит был и остается существенной составной частью заемных источников покрытия инвестиционных затрат, а кроме того, именно величина депозитного процента является базой для определения доходности в прочие инструменты привлечения дополнительного капитала. Сокращение ставки рефинансирования, во всяком случае, проведение предсказуемой политики по ее изменению, существенным образом сказывается на инвестиционном климате национальной экономики. Резкие скачки, непредсказуемое поведение ЦБ способно серьезно сказаться на привлекательности всей национальной экономики.

2. Другой серьезный инструмент реализации денежно-кредитной политики — операции на открытом рынке (ст. 39.).

По своей сути данный инструмент призван помочь ЦБ в регулировании ликвидности банковской системы. В случае избыточной ликвидности, повышении вероятности роста инфляции, опасного накопления остатков на счетах кредитных организаций, повышения платежеспособного спроса на валютном рынке, ЦБ может разместить дополнительную массу государственных обязательств в банковской системе, оттянув, таким образом, излишек денежной массы. И, наоборот — в случае недостаточной ликвидности банковской системы, угрожающей замедлению расчетов в национальной экономике, опасного укрепления позиций национальной денежной единицы на внутреннем валютном рынке (угрожающего снижением эффективности экспорта), неадекватным состоянию экономики ростом процентных ставок по кредитам, ЦБ может выкупить часть государственных бумаг, вернув в каналы денежного обращения значительную сумму денег.

3. Следующим инструментом проведения денежно-кредитной политики является установление обязательных резервных требований для коммерческих банков.

Проводя политику регулирования уровня обязательных резервов, ЦБ добивается изменения как уровня ликвидности банковских учреждений, так и воздействует на величину денежной массы в национальной экономике при помощи действия денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор представляет определенный коэффициент, показывающий пропорции роста или сокращения денежной массы в зависимости от кредитно-депозитной активности банковской системы, с учетом резервных требований, выставляемых Центральным Банком к банковской системе.

4. Следующим инструментом проведения денежно-кредитной политики является проведение валютных интервенций.

Главной целью данного мероприятия должно быть укрепление позиций национального производителя на внешнем товарном рынке. Подчиненной к ней целью может быть поддержание позиций национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте. Когда эти цели переставляются местами (как это было в России с 1991 по 1998 гг.), валютная политика теряет смысл, а Центральный Банк проводит регулирование рынка лишь с количественных позиций.

5. Последним из рассматриваемых мероприятий проведения денежно-кредитной политики является определение Центральным Банком прямых количественных ограничений. Данные ограничения применяются:

• в отдельных случаях прямого регулирования кредитных и иных инвестиционных операций, что принято считать рационированием кредита;

• в случаях прямого регулирования норм доходности банковских операций, что принято называть регламентацией пределов ставок по кредитным или депозитным операциям;

• в случаях проведения политики содействия развитию отдельных отраслей экономики или регионов страны, когда денежно-кредитная политика носит структурный характер.

Могут применяться и иные ограничения, вызванные потребностями проведения сбалансированной денежно-кредитной политики, направленной на достижение общенациональных задач макроэкономической стабильности.

Эффективность реализуемой государством денежно-кредитной политики определяется правильно поставленными целями ее проведения.

Одной из целей проведения государством денежно-кредитной политики является достижение заранее обусловленного положительного экономико-социального результата. В чем именно заключается данный результат, зависит от конкретных условий, сложившихся в конкретном обществе, на момент выработки политики. Среди возможных целей в различные периоды развития общества выступали борьба с безработицей или инфляцией, обеспечение прироста промышленного или сельскохозяйственного производства, прочие цели. Применительно к современной России главной задачей проведения денежно-кредитной политики должно стать оживление инвестиционной активности в национальной экономике, что означает, что вся политика Центрального Банка России должна быть ориентирована на данную цель.

Денежно-кредитная политика, проводимая в РФ на протяжении последних лет, направлена на преодоление инфляционных процессов в экономике.

Экономисты выделяют основные принципы ее проведения:

• ограничение совокупного спроса;

• сдерживание роста налично-денежной массы в обращении;

• отказ от прямого кредитования правительства и приоритетных отраслей экономики;

• поддержание стабильности процентных ставок.

Такая политика имеет как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным — можно отнести сокращение темпов инфляции. Так в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год» говорится, что «снижение издержек на оплату труда в составе затрат предприятий явилось фактором уменьшения влияния инфляции издержек на общий уровень цен». Однако, при этом можно выделить и существенный негативный момент — серьезное сокращение совокупного спроса, что вызывает сокращение и объемов производства. При этом следует признать, что хотя промышленность и получила дополнительные импульсы развития, сокращение платежеспособного спроса не дает использовать эти преимущества полностью.

Среди мер, предлагаемых государственными органами в лице, прежде всего, Банка России, по решению проблемы усиления инвестиционной активности в обществе, преобладают меры технического характера (связанные, например, с совершенствованием системы осуществления расчетов и методики расчета банковских рисков, обязательных резервов и т. п.). Однако, необходима поддержка как специализированных инвестиционных банков, так и осуществляющих кредитование реального сектора универсальных банков посредством налоговых льгот, установления дифференцированных норм обязательного резервирования, целевого кредитовании инвестиционных проектов, что в конечном итоге способствовало бы оживлению производства, и на этой основе увеличило реальные доходы населения и расширило потребительский спрос. Центральному Банку необходимо кардинальное разрешение проблемы расширения платежеспособного спроса населения. Безотлагательное решение этих вопросов приобретает все большую актуальность.

Проблема расширения платежеспособного спроса становится одной из первоочередных задач при разработке государственной денежно-кредитной политики.

В числе мер, предусматривающих увеличение доходов населения, можно назвать такие, как:

• оптимизация роли государства в распределении доходов на макроуровне (минимальные государственные социальные стандарты, минимальные фиксированные доходы);

• изменение соотношений между системой государственной социальной защиты и альтернативной (усиление опоры на последнюю), на основе политики высокой занятости и высокой цены рабочей силы;

• перераспределение источников финансирования социально-защитных мероприятий — от налогов и государственного бюджета к страховым взносам предпринимателя и работника;

• адресный учет нуждаемости в мерах социальной защиты;

• активизация негосударственных форм распределения и социальной защиты — некоммерческого сектора, общественной деятельности, различных форм кооперации (потребительской, финансовой, производственной), благотворительности.

Очевидно, что ряд этих мер может оказать положительное воздействие на повышение уровня жизни населения, а, следовательно, его инвестиционную активность, только в долговременном плане, поскольку требует для своего осуществления значительного времени (развитие альтернативной государству системы социальной защиты). Проводимая в современной России денежно-кредитная политика должна стимулировать инвестиционную деятельность, формирование сбережений. Однако государство слабо стимулирует данный процесс. Причина данной ситуации состоит в том, что денежно-кредитная политика России направлена на решение таких задач, которые не в полной мере отражают основополагающие интересы общества. Борьба с инфляцией, укрепление позиций национальной денежной единицы, валютное регулирование экономики направлены на повышение роли государства в экономической системе без параллельного стимулирования этой системы к саморазвитию. Инвестиционная деятельность в такой ситуации не может развиваться адекватно потребностям народного хозяйства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.