Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки социологии как науки




Использованная литература

Основное содержание лекции

План лекции

1. Компоненты системы социальной работы: профессиональная практическая деятельность, наука, учебная дисциплина

2. Социальная работа как профессиональная практическая деятельность

3. Социальная работа как учебная дисциплина

4. Социальная работа как наука

1. Компоненты системы социальной работы: профессиональная практическая деятельность, наука, учебная дисциплина

Этот раздел лекции базируется на идеях системного подхода как общенаучной методологии.

Социальная работа относится к социальным системам. Социальная система – особый класс систем, элементный состав которых представлен людьми, а также возникающими между ними отношениями.

Социальная работа – это большая система: в ней можно выделить подсистемы (компоненты) меньшего уровня. Как большая система, она органически сочетает в себе три компонента: социальная работа как вид деятельности; социальная работа как учебная дисциплина (цикл учебных дисциплин), социальная работа как наука. В свою очередь, каждый из названных компонентов может быть системой, что будет показано далее.

Социальная работа, с одной стороны, является статической системой, т.к. характеризуется определенным постоянством на протяжении какого-то времени. С другой стороны – это динамическая система, ибо претерпевает подчас быстрые качественные изменения. Она является также открытой системой. В этом качестве она впитывает в себя свойства других систем (экономической, политической, экологической и др.), определяется ими (с точки зрения сущности, содержания, характера и т.п.), обменивается с ними ресурсами (информационными, материальными) и воздействует на них – под ее влиянием может меняться, в частности, социальная, экономическая политика и др.

С учетом идей А.Н.Савинова, в рамках системного подхода, социальную работу как систему характеризует следующее:

- она функционирует и изменяется под влиянием культурных, экономических, социально-политических факторов;

- через нее реализуется совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение социальных потребностей по поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования личности (различных социальных категорий и групп); совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан (болезнь, безработица, старость, смерть кормильца; комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения уровня жизни).

 

2. Социальная работа как профессиональная практическая деятельность

Социальная работа - это деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить (П.Д.Павленок). Эта деятельность ориентирована на убеждение человека в том, что он должен прежде всего сам о себе позаботиться, мобилизовать все свои способности, жизненные ресурсы. Поэтому она направлена на то, чтобы помочь клиенту выявить этот потенциал и через тактичные советы подсказать как лучше этот потенциал использовать.

При описании социальной работы как вида профессиональной деятельности в российском варианте используется несколько терминов: социальная работа, социальная защита, социальная поддержка.

Под социальной защитой понимается система мероприятий и учреждений, обеспечивающих их существование, по гарантированию минимально достаточных условий жизни, удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельностного существования человека. Социальная поддержка трактуется как специальные меры, направленные на поддержание достаточных условий существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельностного существования.

Социальная работа в этом контексте представляет собой разновидность деятельности, которая имеет своей целью оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельностного существования личности. То есть в контексте профессиональной деятельности социальная работа расширяет и конкретизирует понимание процесса помощи применительно к тем или иным категориям субъектов, к тем или иным деятельностным формам.

Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

Социальная работа в контексте профессии расширяет и конкретизирует понимание процесса помощи применительно к тем или иным категориям субъектов, к тем или иным деятельностным формам. Основными характеристиками социальной работы как практической деятельности являются следующие: она направлена на активизацию потенциала собственных возможностей личности при решении тех или иных социальных проблем; она носит преимущественно превентивный характер; целевой установкой этой деятельности является гармонизация социальных отношений в обществе; ее осуществляют профессионально подготовленные специалисты (и их добровольные помощники) через технологии диагностики, информирования, консультирования, натуральной и финансовой помощи, социального обслуживания, педагогической и психологической поддержки, ориентирующих клиентов на усиление собственной активности по преодолению сложной жизненной ситуации [1, С.325].

С аксиологических позиций социальная работа представляет собой служение людям, то есть тем, чьи психологические, моральные и другие личностные ресурсы недостаточны, материальные возможности скромны, физические – ограничены, а способности решать свои проблемы самостоятельно – неудовлетворительны (В.И.Жуков). Иными словами, цель социальной работы состоит в интеграции усилий государства и общества (представляемого, например, разнообразными негосударственными объединениями), направленных на проведение справедливых социальных преобразований в обществе в интересах всех его членов и особенно тех, кто по объективным причинам сам не может обеспечить себе достойный уровень жизни. В этой связи она представляет собой составную часть федеральных государственных гарантий, по обеспечению мер социальной защиты.

В предыдущей лекции мы, прослеживая эволюцию социальной помощи в исторической ретроспективе, сделали вывод о тесной связи социальной работы и благотворительности. В условиях современной России профессиональная социальная работа и благотворительность развиваются параллельно (но имеют свои законы развития). Причем роль вклада благотворительности в социальную работу усиливается по мере «возмужания» гражданского общества.

Говоря об этом вкладе, мы выделяем два его аспекта: а) аксиологическое; б) ресурсное. Раскроем эту мысль несколько подробнее.

Аксиологический аспект. На всех этапах существования общества благотворительность закономерно отражала моральные нормы и традиции общественной жизнедеятельности и отношений между людьми. В зависимости от эпохи, задающей вектор понимания предназначения человека в этом мире, а следовательно, и его обязанностей в отношении других, благотворительность принимала различные формы, на что указывают многочисленные работы отечественных и зарубежных ученых, исследовавших феномен благотворительности (К. Аллен, Л.В. Бадя, Г.П. Бодренкова, Т.Г. Деревягина, А. Крамер, В.А. Михеев, П.Д. Павленок, Н.Ю. Слабжанин, Г.Н. Ульянова, Э.А. Фомин). Опираясь на представления о должном, вырабатывались правила, принципы поведения, отношения к другому человеку и к обществу в целом.

Таким образом, участие в благотворительности указывает на ценностные ориентации ее носителя. Ядро их (по признаку «роль в жизни человека») составляют духовные ценности. А они, в отличие от утилитарных, самодостаточны и не нуждаются во вне их лежащих мотивах. Неслучайно поэтому благотворительность в области социальной работы и обусловливается такими гуманистическими ценностями, как добро, справедливость, милосердие и др.

Ресурсный аспект. Опираясь на результаты исследований ученых, материалы публицистического характера, можно утверждать, что благотворительность привносит в сферу социальной работы дополнительные ресурсы. Они могут быть представлены в трех основных формах: денежной, вещной, трудовой (деятельностное участие). Обратимся к последней из них – это добровольческая деятельность волонтеров в проблемном поле социальной работы.

В ст.5 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.) дано определение благотворительности как добровольной деятельности граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. В нем также сказано, что благотворительная деятельность может предоставляться в форме добровольческого труда. Доброволец» - это гражданин, осуществляющий благотворительную деятельность в форме безвозмездного в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Таким образом, добровольное трудовое (деятельностное) участие в оказании помощи и поддержки нуждающимся - это одна из разновидностей благотворительности.

Добровольческая деятельность в проблемном поле социальной работы - это негосударственная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц, организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает собственных ресурсов для полноценного функционирования. Поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности.

Посредством этой деятельности решаются две важные социальные функции: функция сохранения и воспроизводства общества; функция развития общества, к которой относится поддержка социально перспективных инициатив и начинаний, даже частичное осуществление которых оказывается невозможным из-за отсутствия средств.

В отличие от профессиональной социальной работы, где содержание и нормы деятельности очерчены законодательно, в добровольческой деятельности нет жестких рамок при выдвижении целей, отборе объектов помощи и того содержания деятельности, которое обеспечивает достижение поставленной цели. Как правило, добровольческая деятельность предполагает одновременное выполнение одной или нескольких (но не всех) функций социальной работы. Условием правомерности того или иного вида / формы добровольческой деятельности является, с одной стороны, непротиворечие законам, действующим на территории РФ, а с другой - традиции и социальные поддержки нуждающихся, присущие той или иной общности, народности.

Итак, понятие «социальная работа» объединяет разноплановую профессиональную деятельность. Это может быть деятельность, связанная с консультированием семьи по вопросам воспитания детей, поиск вариантов совмещения «под одной крышей» жизненных интересов разных поколений, организация жизнедеятельности семьи, в которой есть инвалид и др. Но в каждом конкретном варианте она имеет не только разные объекты помощи (то есть тех, кому помощь оказывается), но и требует конкретных и специфичных умений, навыков и знаний при решении типовых профессиональных задач.

3. Социальная работа как учебная дисциплина

 

Социальная работа как учебная дисциплина обеспечивает овладение научно-теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, этическими нормами профессиональной деятельности, способствует профессиональной идентификации будущего профессионала.

Основная цель образования в области социальной работы (социального образования) получение теоретических знаний, приобретение практических умений и навыков, соответствующих основным требованиям подготовки специалиста по социальной работе – они задаются Государственным стандартом соответствующего уровня подготовки в области социальной работы.

Система образования по социальной работе представляет собой сочетание теоретических и практических составляющих.

Социальная работа как учебная дисциплина в РФ, находясь на стыке многих наук, включает в себя теорию, технологию, историю социальной работы (в том числе зарубежный опыт), а также основы философии, психологии, социологии, педагогики и других общегуманитарных и специальных общественных дисциплин в преломлении к специфике оказания конкретной помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию в конкретном социуме.

Обучающиеся социальной работе овладевают различными технологиями, позволяющими им обеспечивать посредничество между нуждающимся в помощи человеком и обществом, стимулировать клиента к выполнению им социально значимой деятельности, предотвращать социальные взрывы и корректировать девиантное поведение. Обязательным в системе специалистов социальной работы и социальных работников является комплекс специальных мер, обеспечивающих личностную психопрофилактику будущих специалистов и активный характер обучения ( личностно- и профессионально-ориентированный тренинг).

Учебный процесс при их подготовке строится таким образом, чтобы стимулировать развитие самостоятельной активности обучающихся.

Специалист по социальной работе – специалист с высшим образованием по специальности «социальная работа», получивший базовую подготовку, которая предполагает три направления обучения: общегуманитарные и социально-экономические дисциплины, общематематические и естественнонаучные дисциплины и специализации по социальной работе.

В области общегуманитарных и социально-экономических наук изучаются: этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, возможности современных научных методов познания природы; научное представление о здоровом образе жизни; культура мышления и его общие законы; научная основа организации труда; информатика; сущность и социальная значимость социальной работы и ее взаимосвязь в целостной системе знаний.

В области общепрофессиональных дисциплин: специфика социальной работы в различной социальной среде; передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы; основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов становления психики, значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека; научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации и основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах и исходах социальных процессов; типология, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций; основы общей и семейной педагогики; формы, средства и методы педагогической деятельности; формы и методы воспитательной работы и просвещения; национальные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, права несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов, обеспечивающие их социальную

Социальная работа также рассматривается и как вид практики. Здесь социальная работа выступает в контексте подготовки специалиста социальной сферы через практику и через специфическую учебную дисциплину, призванную определить и сформировать умения и навыки будущего профессионала. В этом аспекте социальная работа раскрывается через серию профессиональных стандартов, которые существуют в профессии и являются основой для профессиональной Я-концепции социального работника. Такими основными умениями и навыками являются: коммуникативные умения; диагностические умения; интеракциональные навыки.

Таким образом, в целом, получив теоретические знания и сформировав навыки практической деятельности, специалист социальной работы должен быть способен к организационно-управленческой, практической и научно-педагогической деятельности в сфере социальной работы.

 

4. Социальная работа как наука

 

Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований.

Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли такого феномена, как благотворительность, а также с попыток применить для научного обоснования социальной защиты людей, оказания помощи нуждающимся различные философские, психологические, психотерапевтические, социологические, медицинские подходы.

Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идет как бы в трех направлениях: 1) определяется место социальной работы как науки среди других наук; 2) ведется поиск собственной теоретической константы социальной работы как специфического объекта исследования; 3) выявляется ее взаимодействие с другими науками о человеке и обществе.

В оценке научного статуса социальной работы как научной дисциплины в России доминируют два подхода: сторонники первого исходят из того, что теоретическую основу социальной работы составляют несколько смежных наук о человеке и обществе (социальная философия, антропология, социология медицина, право, психология, этика др.); сторонники второго предпринимают попытки доказать самостоятельность социальной работы как научной дисциплины, в рамках которой выделяются теоретический и прикладной аспекты. Тем самым как бы обозначаются два течения в рассмотрении теоретических основ социальной работы: одно из них опирается на осмысление практического опыта, проблем практики социального обслуживания населения в России, другое формируется в процессе осмысления общего и особенного в теориях, обосновывающих различные виды социальной работы, ее сути как общественного явления.

Познание социальной работы как науки исторически представляет собой процесс движения мысли от состава системы знаний к их структуре, а затем к функциям, но иногда познание начинается с осознания функций. В этом случае структурные компоненты – результат удовлетворения потребностей системы в новых органах, результат материализации вновь возникающих функций.

В процессе познания теории социальной работы как целостной системы научных знаний, как прикладной науки взаимосвязи и характеристики ее компонентов раскрываются не сразу, а постепенно, по мере проникновения их в природу, сущность. Накапливая знания об одних аспектах социальной работы, научная система создает благоприятные предпосылки для познания других аспектов и более глубокого проникновения в сущность предмета исследования в целом. При этом важно комплексно использовать весь арсенал инструментария научного познания: наблюдение и эксперимент, описание и теоретическое объяснение, обоснование и логические доказательства, сравнение и аналогию, обобщение и абстрагирование, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, гипотезу и научную теорию в целом.

В теории социальной работы складываются системные представления о социальной защите, социальных гарантиях, социальном обслуживании, помощи и поддержке людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. При этом усиливается ориентация на целостный подход к теории социальной работы, на создание юридического фундамента социальных технологий.

Теории, созданные путем исследования многообразной работы социальных работников с клиентом и всех социальных институтов в их коммуникативной взаимообусловленности, являются как эмпирически контролируемыми, так и предметно ориентируемыми.

Как наука, социальная работа выполняет следующие функции:

- описательная – выявление существенных свойств и отношений действительности;

- систематизирующая – отнесение описанного по классам и разделам;

- объяснительная – систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его возникновения и законов развития;

- производственно-практическая – возможность применения знания в практической профессиональной деятельности;

- мировоззренческая – внесение полученных знаний в существующую картину мира, рационализация отношений человека к действительности.

Вывод: раскрытие структуры социальной работы как науки позволяет понять место и роль, значимость интегрированных компонентов в целом, понять, как и почему теория социальной работы сохраняет свою качественную определенность и специфику.

 

1. Теория социальной работы / Под ред. Е.И.Холостовой. – М.: Юристъ, 1998. – 334 с.

2. Социальная работа: учеб пособ. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.

3. Теория социальной работы: учебник / Под ред. Е.И.Холостовой. – М.: Юристъ, 1998. – 334 с.

Предпосылки становления социологии можно свести к двум группам факторов: социальным и культурным.

Социальные предпосылки социологии – это система социальных обстоятельств, послуживших импульсом к созданию нового направления в системе социального знания.

Культурные предпосылки социологии – это социокультурная традиция, лежащая в основе социологии.

К социальным предпосылкам развития социологического знания относятся:

1) политические революции;

2) промышленный переворот и развитие капиталистических отношений;

3) развитие социализма;

4) рост городов (урбанизация).

Политические революции XIX и XX вв. стали серьезным испытанием для Запада и для России, надолго лишив общество стабильности. В основе революционного проекта лежали теории просветителей 18 века. Социология была, своего рода, попыткой пересмотра этих идей, осуществлявшейся с целью нахождения новых основ социальной стабильности.

Промышленная революция стимулировала процессы концентрации в городах человеческого капитала, что стало сильнейшим стимулом для развития капиталистических отношений на Западе. С развитием капитализма, в свою очередь, в социальную жизнь было привнесено множество новых проблем: безработица, рост преступности, резкая поляризация населения по имущественному признаку, общая атмосфера социальной напряженности. Классики социальной мысли (Карл Маркс, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм) изучали изменения, связанные с усилением капиталистических тенденций в обществе с тем, чтобы разработать пути решения возникших проблем.

Практически одновременно с развитием капиталистических отношений широкий резонанс в обществе получили идеи социализма. Социалистическое движение послужило стимулом для развития ранних социологических теорий, сформировавшихся как реакция против социалистической теории.

Развитие капиталистических отношений на Западе теснейшим образом связано с ростом городов. В свою очередь, урбанизация влечет за собой ряд специфичных для нее проблем: ухудшение экологической обстановки, рост преступности, проблему занятости. Некоторые представители классической социологии (М. Вебер, Э. Дюркгейм) осуществили попытку решения некоторых проблем, заложив основу для развившейся в ХХ веке социологии города.

К культурным предпосылкам развития социологического знания относятся:

1) Античная философия;

2)философия Нового времени;

3)философия Просвещения;

4) рост науки (естествознания).

В рамках античного наследия социологии следует назвать имена Платона и Аристотеля.

Социальные взгляды Платона отражены в диалоге «Государство». Главная его мысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.

Социальный порядок в обществе обеспечивается посредством справедливого и целесообразного распределения труда, при котором каждый гражданин занимается своим делом, но не вмешивается в дела других граждан. Платон выделял три социальных класса: высший (мудрецы, управляющие государством), средний (воины) и низший (ремесленники и крестьяне).

Принадлежность к интеллектуальной элите обусловлена только происхождением. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими качествами души.

У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме него существуют еще два сословия: богатая плутократия и бедняки. Государство стабильно в том случае, когда бедняки не отстранены от государственных дел, эгоистические интересы плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее, чем два других.

Аристотель учил, что законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Когда они есть, люди не ропщут друг на друга, так как каждый занят своим делом. В некотором смысле Аристотеля можно считать основателем либеральной доктрины.

Среди философских концепций Нового времени значимыми для социологии следует считать концепции Николо Макиавелли и Томаса Гоббса.

В произведении «Государь» Макиавелли описывает принципы создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели. Основой стабильности такого общества является сильный лидер. Макиавелли сформулировал следующие законы поведения лидера:

1. Действиями людей правит честолюбие и стремление к власти. Чтобы добиться стабильности общества, надо выяснить, какой социальный слой более честолюбив: желающие сохранить то, что имеют, или желающие приобрести то, чего у них нет. Оба мотива одинаково разрушительны для государства, и для поддержания стабильности оправдана любая жестокость.

2. Умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. Заслужить ненависть за добрые дела так же легко, как и за злые, но зло – признак твердости. Отсюда следует, что для того, чтобы завоевать власть, надо быть добрым, но чтобы ее удержать, надо быть жестоким.

3. Творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах.

Томас Гоббс разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Свою теорию Гоббс подтверждает следующими аргументами:

1) люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания;

2) гражданское общество порождено страхом одних перед другими.

3) естественное состояние людей это «война всех против всех» в борьбе за существование. Страх заставляет людей создавать гражданское общество, которое на договорной основе гарантирует каждому члену защищенность от враждебных действий других. В гражданском обществе люди добровольно ограничивают личную свободу, и это создает предпосылки к получению ими относительной безопасности.

Гоббс считал, что существуют три формы правления в гражданском обществе: демократия, аристократия, монархия.

Важнейшими культурными предпосылками социологии являются философские концепцииПросвещения, ставшие идейной основой Французской революции. Ключевыми фигурами здесь следует считать Джамбаттиста Вико, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ж. А. Кондорсе и др.

Джамбаттиста Вико разработал принципы исторического метода. Его теория сводится к следующим положениям:

1) происхождение всех социальных структур следует усматривать в «модификациях сознания» людей, а не в какой-либо внешней силе;

2) поскольку история сотворена людьми, то она может быть исследована точно так же, как и любой физический объект;

3) Вико видит единство мировой истории, стремится найти общее в истории разных народов;

4) каждое общество совершает эволюционный цикл, состоящий из трех стадий («века богов», «века героев» и «века людей») и завершающийся кризисом и гибелью данного общества;

5) эволюция истории проявляется как борьба сословий. В европейском обществе это борьба плебеев и аристократии. Их борьба приводит к смене властных форм от аристократии через демократию к монархии. При этом с разложением монархии Вико связывает разрушение цивилизации.

Шарль-Луи Монтескье в работе «О духе законов» задается целью увидеть во множестве событий, кажущихся случайными, определенную закономерность. Ему принадлежит идея о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Монтескье обосновывает теорию географического детерминизма. По его мнению, характер политического режима зависит от размеров территории, занимаемой государством. Например, Монтескье считал, что республика по своей природе требует небольшой территории, монархическое государство должно быть средней величины, а обширные размеры империи – предпосылка для деспотического управления.

Жан-Жак Руссо разработал концепцию «ordre naturel» (естественного порядка), который благодаря общественному договору превращается в «ordre positif» (порядок позитивный). Идеи Руссо состоят в следующем:

1) Руссо считает, что человек по своей природе добр, свободен и самодостаточен. Это подтверждается первобытным состоянием человеческого сообщества, в котором господствовал принцип всеобщей свободы и равенства.

2) Социальные беды Руссо связывает с усилением социального неравенства по мере того, как человек выходит из состояния дикости. Это неравенство закрепляется в результате разделения труда.

3) Устранение неравенства возможно только путем передачи прав всех отдельных людей обществу в ходе процесса голосования, результат которого определяет общую волю.

4) Руссо обосновывает правомерность революционного переворота, в результате которого народ имеет право «вернуть себе свободу».

Ж. А. Кондорсе в работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» обосновывает идею о том, что прогресс разума человека есть причина изменения общества.

Становление социологии было во многом связано и с развитием естественных наук. Позитивисты (О. Конт, Г. Спенсер) представляли социальную систему по образу физических систем и предлагали изучать общество при помощи методологии естественных наук.

 

 

2. Социологический проект О. Конта.

Основные работы: «Курс позитивной философии» в шести томах и «Система позитивной политики» в четырёх томах.

Основные идеи:

1. Впервые обосновал позитивистский подход к социальным явлениям. Сущность позитивистского подхода состояла в том, чтобы открыть объективные законы общественного развитая, столь же необходимые и непреложные, как закон тяготения в физике. Примечательно, что Конт первоначально предложил назвать социологию «социальной физикой» и лишь в 1839 году сменил это название. По мнению Конта, социология должна заимствовать у естественных наук такие черты, как объективность, проверяемость, доказательность.

2. Чтобы определить положение социологии в ряду других научных дисциплин, Конт выстраивает иерархию наук по принципу восхождения от простого к слож­ному: математика-астрономия-физика-химия-биология-социо­логия.

3.В структуре социологии Конт выделял два раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает структуру общества, функции его основных институтов, социальная динамика - социаль­ные изменения. Социальную динамику Конт понимал как форму неизбежного изменения общества под давлением прогресса разума человека.

4. Социальная динамика реализуется благодаря «закону трех фазисов умственного развития человечества», согласно которому общественное сознание проходит три сменяющие друг друга состояния: теологи­ческое, метафизическое и позитивное. Каждое из трех состояний общественного сознания образу­ет основу всей социальной организации.

Стадии «умственного развития человечества»
Теологическая (средние века) Рационалистическая (18 век) Позитивная (научная) (нач. 19 века)
Общество как система, возникшая по воле Бога Общество как произведение искусства, которое создает художник Общество как организм, существующий по законам природы
Общество стабильно Общество подвержено произвольным трансформациям Общество стабильно
Антииндивидуализм Индивидуализм Антииндивидуализм

5. Обосновал идею устройства индустриального общества, основанного на синтезе духовной и материальной сторон жизни (концепция «светской религии человечества» - «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.