Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос, предложение, равновесная цена




 

Спрос(demand – англ.)- это форма выражения потребности, представленной на рын­ке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Спрос — это платежеспособная потребность. Величина (объем) спроса - это максимальное количество данного блага, которое потребители готовы купить за данный период времени при данных условиях;

Закон спроса: при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем выше спрос, и наобо­рот. Графически этот закон может быть изоб­ражен кривой спроса (Рис.1), где Р - цена блага, Q - объем спроса,D- кривая спроса. Qd=f (Р) - функция спроса, (Самая простая функция: Qd= a – b*Р).

Исключения из закона спроса:
1) низкокачественные товары первой необходимости, спрос на которые может увеличиваться при росте цены (это явление получило название "парадокс Гиффена");

2) дорогостоя­щие, престижные товары, которые покупаются, не столько ради их пот­ребительских свойств, сколько дня того, чтобы подчеркнуть социаль­ный статус. Это явление получило название "Эффект сноба";

Кроме цены, на спрос влияют нец еновые факторы:

1) число покупателей;

2) потребительские вкусы или предпочтения;

3) доходы потребителей;

4) цены на сопряженные товары (сопряженные: взаимозаменяемые или взаимодополняемые);

5) потребительские (инфля­ционные) ожидания.

Под воздействием этих факторов кривая спроса будет смещаться влево или вправо. Следует различать величину спроса и сам спрос. Изменение цены меняет величину спроса; сдвиг кривой спроса меняет спрос.

Предложение (supply – англ.)- это совокупность благ, находящихся на рынке. Вели­чина (объем) предложения - это максимальное количество товара, приготовленного для продажи за данный период времени при данных усло­виях. Закон предложения: при прочих равных условиях, чем выше цена данного товара, тем больше предложение, и наоборот. Графически этот закон может быть представлен кривой предложения, где Р - цена блага, Qs - объем предло­жения, S - кривая предложения.

Qs = f (Р) - функция предложения.

Другие факторы, влияющие на предло­жение:

1) число продавцов;

2) цены на используемые ресурсы;

3) технология;

4) налоги и субсидии;

5) цены на другие товары;

6) инфляционные ожидания.

Под воздействием этих факторов при неизменной цене кривая предло­жения будет сдвигаться влево или вправо. Следует различать измене­ние величины предложения и изменение самого предложения.

 

Эластичность

Степень изменения спроса под воздействием того или иного факто­ра характеризует его эластичность. Эластичность спроса по цене - степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цены.

E= изменение спроса(S)/ изменение цены(%).

Обычно используют следующую формулу:

 

Если E < 1 - товар считается малоэластичным по цене, если E >1 - эластичным.

Ценовая эластичность применима также к предложению. Методика рас­чета аналогична. Важнейшим фактором, определяющим эластичность пред­ложения, является время.

Совместим на одном графике кривые спро­са и предложения. (Рис.З)

Цена Р, при которой объем спроса ра­вен объему предложений, называется ра­вновесной ценой. Все остальные цены бу­дут неравновесными.
Объем Q - равновесный объем.

Если цена будет выше равновесной, то избыток предложения будет оказывать понижающее воздействие на цену. Если цена будет ниже ра­вновесной, то образовавшийся дефицит заставит цену расти.

Рынок по своей природе динамичен и многообразен. Поэтому равно­весие может быть не только устойчивым, но и нестабильным. Равновес­ная цена может иметь не единственное и не строго определенное значение, а взаимодействие спроса и предложения, не всегда приводит к равно­весной цене.

Государство может директивно устанавливать фиксированные цены.

В зависимости от того, как эти цены соотносятся с равновесными ценами, в экономике будет возникать либо избыток товаров, либо их дефицит.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.