Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и потребительский выбор




В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей конкретных благ. Экономическая теория основывается на фундаментальной предпосылке, что люди склонны выбирать те товары и услуги, которые они оценивают наиболее высоко. Субъективная оценка полезности данного блага зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени, насыщения потребности в нем.

Об­щая полезность (total utility)- это удовлетворение, которое получает экономичес­кий субъект от потребления данного набора благ.

Предельная полез­ность (marginal utility)- это полезность дополнительной единицы блага при прочих рав­ных условиях.

Процесс потребления характеризуется следующими особенностями;

1) большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т.е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется бла­го;

2) переход от неполного удовлетворения к полному происходит- не внезапно, а через более или менее многочисленные ступени.

Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что по мере потребления новых единиц данного блага, при прочих равных условиях, предельная полезность уменьшается. В графической интерпретации:

ТU- общая полезность (Рис.4);

MU- предельная полез­ность (Рис.5);

Q - количество благ. Если на Рис.5 вместо условных единиц поле­зности (utility/ютилов*//как красив русский язык/прим. ред.) поставить цены, мы получим не что иное, как кривую спроса. Ее ниспадающую форму (отрицательный наклон) можно объяснить не только базируясь на теории предельной полезности, но также исхо­дя из эффектов дохода и замещения.

Эффект дохода: если цена на какой-либо товар снижается, то у по­требителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц данного товара.

Эффект замещения: потребитель покупает боль­ше товара, цена на который снизилась, заменяя им товары, ставшие относительно дороже.

Каждое домохозяйство, имея ограниченный доход (бюджет), стремит­ся повысить свою общую полезность.

Принцип максимизации общей поле­зности состоит в следующем: приобретая какой-то набор различных благ, необходимо распределить свой доход так, чтобы предельная по­лезность, полученная в расчете на единицу цены одного блага, была равна предельной полезности в расчете на единицу цены другого бла­га. Если набор состоит из блага А и блага В, то MUA/ Pa= МUb/Pb, где MU - предельная полезность, Р - цена.

Это условие потребительского равновесия.

Для анализа поведения потребителя используются кривые безразли­чия. При их построении исходят из того, что потребитель всегда мо­жет указать, лучший набор, из сравниваемых наборов благ, либо счесть наборы благ равноценными. Представим, что каждый набор состоит все­го из двух продуктов (например, масла и сыра). Составим таблицу равноценных для потребителя количеств обоих продуктов: Построим кривую безразличия. (См. рис,6)., Кривая безразличия показывает все возмож­ные равноценные наборы этих продуктов.

Все другие возможные варианты сочета­ния данных продуктов, можно представить на карте безразличия (рис.7), которая пред­ставляет собой семейство кривых безразли­чия. Чем дальше кривая отстоит от начала координат, тем большей полезностью обла­дают соответствующие наборы продуктов.

Потребителя ограничивают два фактора: цена и доход. Предположим, что у потреби­теля имеется сумма в 120 руб., которую он может полностью потратить на покупку мас­ла и сыра. Допустим, что цена масла соста­вит 30 руб. за 1 кг, а сыра - 20 руб. Тогда можно графически изобразить бюджет­ную линию, т.е. все возможные варианты сочетания покупок масла и сыра, сумма за­трат на которые равна 120 руб. (Рис.8). Любая точка, лежащая на бюджетной линии, удовлетворяет следующему уравнению:
Рм + Рс = J, где J доход потре­бителя, Рм и Рс - цены масла и сыра.

Если соединить графим на рис.7 и рис.8, то получится график потребительского выбора. (См. рис.9).

Равновесие потребителя достигается в точке, в которой, бюджетная линия касает­ся наивысшей кривой безразличия (точка X).

Кривые безразличия широко используются при рассмотрении эффекта изменения денеж­ного дохода покупателей и изменения цены одного из благ.

Рыночная кривая спроса является суммой индивидуальных величин спроса при каждом значении цены.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.