Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение и виды рыночных структур




Если рассматривать различные рынки с точки зрения количества по­купателей и продавцов, характера рыночной продукции, легкости входа на рынок и выхода из него, доступности необходимой информации, то эти характеристики можно объединить понятием рыночная структура.

Можно выделить четыре основные структуры рынка.

1. Чистая (совершенная) конкуренция. Ее характерные признаки:

а) очень большое число фирм, выходящих на рынок;

б) стандартизиро­ванная продукция (при данной цене потребителю безразлично, у кого покупать товар);

в) продавцы не могут осуществлять контроль над це­нами, т.к. доля каждой отдельной фирмы в общем объеме производства и продаж товара невелика;

г) свободное вхождение в отрасль и выход из нее.

Примеры: рынок сельскохозяйственных продуктов, фондовая биржа, рынок валют.

2. Монополистическая конкуренция. Много продавцов поставляют схожие, но отличающиеся по отдельным свойствам и качествам товары. Характе­рные признаки монополистической, конкуренции:
а) большое количество продавцов;

б) дифференцированный продукт;

в) контроль над ценой не­значителен;

г) легкое вступление в отрасль.

Примеры: розничная тор­говля, производство обуви, пошив одежды, общественное питание и т.д.

3. Олигополия. Несколько крупных фирм контролируют рынок определен­ных товаров или услуг. Характерные признаки этой рыночной структу­ры:

а) малое число фирм;

б) продукция может: быть стандартизирован­ной, а может быть и дифференцированной;

в) контроль над ценами огра­ничен взаимной зависимостью, но может быть значителен при тайном сговоре;

г) существуют значительные препятствия для вхождения в от­расль.

Примеры: производство стали, автомобилей, бытовых приборов...

4. Чистая монополия. Одна фирма является единственным производите­лем продукта, у которого нет близких заменителей. Характерные при­знаки:

а) единственный продавец;

б) продукт уникален, ему нет заме­нителей;

в) чистый монополист диктует цену;

г) вступление в отрасль других производителей заблокировано.

Примеры: газовые и электричес­кие компании, водоснабжение, алмазный синди­кат "Де Бирс" и т.д.


Монополист имеет возможность уста­навливать высокую цену, а чтобы удер­жать ее, он должен, при прочих неизменных условиях, сокращать производ­ство. (Рис.10). Установление монополь­ной цены вызывает сокращение объема предложения до уровня QM.

Аргументы против предпринимательской монополии:

а) ограничива­ет выпуск продукции и повышает цены;

б) не способствует научно-техническому прогрессу;

в) получение монопольной прибыли увеличивает неравенство в доходах;

г) экономическая власть дает возможность влиять на политику правительства.

Аргументы "за":

а) производятся продукты лучшего качества;

б) существуют межотраслевая, потенциаль­ная, иностранная конкуренция;

в) эффект масштаба: крупные фирмы имеют возможность уменьшить расходы;

г) крупные фирмы обладают большими ресурсами для научно-технического прогресса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.