Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, задачи и закономерности управления различными системами




Самая общая модель системы управления включает два основных элемента: субъект и объектуправления. С помощью сил и средств управления они оказывают друг на друга управленческое воздействие по каналам связи (прямой и обратной), воспринимают воздействие внешней среды, обеспечивая тем самым функционирование (работоспособность) системы.

Субъектом управленияв организации является опреде­ленное должностное лицо или определенным образом организованная группа должностных лиц (орган, подразделение, коллегия, совет и т.п.), которые могут и должны в силу должностных обязанностей, данных полномочий или имеющихся договоренностей (согласия) оказывать управляющее воздействие на соответствующий объект управления.

Каждый субъект управления деятельностью организации, независимо от положения в иерархии организационной структуры, является одновременно объектом управления системы более высокого организационного уровня. Это означает, что он должен не только воспринимать управляющее воздействие своего субъекта управления (руководителя, вышестоящего ор­гана управления), но и, в свою очередь, оказывать на него соответствующее воздействие (например, путем предоставления информации, необходимой для функционирования общей системы, корректировки решений и т.п.).

Объект управленияв организации – должностное лицо, отдельный работник или коллектив (орган, подразделение), осуществляющие деятельность. Указанные объекты управления:

а) могут и обязаны по своему должностному положению или добровольному согласию воспринимать управляющее воздействие субъекта управления и адекватно на него реагировать;

б) обладают относительной самостоятельностью в решении служебных вопросов или реализации управленческих функций;

в) имеют четко определенные (нормативно закрепленные) организационные отношения с субъектом управления, устойчивые каналы прямой и обратной связи с ним.

Распределение объектов управления между различными уровнями, звеньями управления и конкретными должностными лицами осуществляется с учетом сложности, важности, состояния таких объектов; качеств и способностей управляющего субъекта; норм управляемости и некоторых других факторов управления.

При этом следует соблюдать общие прави­ла:

· у каждого объекта должен быть свой и желательно единственный субъект управления;

· у каждого субъекта должен быть свой объект управления или их группа, объединяемая по каким-либо существенным признакам (территориальный, функциональный и т.п.);

· каждый субъект и объект управления должны иметь вполне определенный и точно очерченный перечень обязанностей, прав и ответственности в сфере управления оперативно-служебной деятельностью.

Нарушение этих правил приводит к параллелизму или дублированию. Вместе с тем указанные правила действуют с существенными изъятиями и корректировками в рамках некоторых новых форм организаций, в частности сетевых.

Управленческое воздействие - это любой вид взаимного воздействия объекта и субъекта управления. Различают два его вида: управляющее воздействие и обратное воздействие.

Управляющее воздействие -это воздействие субъекта управления на объект управления с целью изменения (сохранения) его состояния, поведения, действий.

Обратное воздействие отражает, главным образом, реакцию объекта управления на управляющее воздействие его субъекта. Только их сочетание и делает управление управлением, а не хаотичным набором призывов, лозунгов, просьб, рекомендаций и благих пожеланий.

Силы управления -это организованная на основе штатного расписания и профессионально-квалификационных характеристик совокупность работников, объединенных в аппарат управления, или отдельные, специально выделенные работни­ки, на которых возложено выполнение определенных управ­ленческих функций. Эта категория работников нуждается в углубленной управленческой подготовке и специализации с учетом характера выполняемых функций.

При этом управление осуществляется при помощи определенных средств и методов.

Средства управления -любые физические объекты, позволяющие фиксировать и передавать управленческое воздействие, осуществлять прямую и обратную связь, обеспечивая тем самым эффективное функционирование системы управления. К ним относятся разного рода технические средства - главным образом средства вычислительной техники для накопления и обработки информации, современные средства связи, а также организационной техники (диктофоны, копировально-множительные аппараты и т.п.).

 

 

 

В управленческой деятельности под методом управления понимают прием практической реализации задач и функций власти в деятельности административных органов на основе закрепленной за ними компетенции в установленной форме и в соответствующих границах. Для методов управления наиболее характерны следующие признаки:

1) они органически связаны с целевым назначением управленческой деятельности как особого вида практической реализации единой системы менеджмента;

2) выражают управляющее воздействие субъектов управления на соответствующие объекты;

3) используются субъектами менеджмента в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции;

4) имеют своим адресатом соответствующий объект;

5) зависят не только от организационно-правового статуса субъекта управления, но и от формы собственности, индивидуального или коллективного характера и т. д.

Таким образом, методы управления -это способы воздействия субъекта управления на коллективы и отдельных работников для достижения поставленной цели.

Выделяют следующие группы методов управления:

- Административные методы квалифицируются в качестве способов и средств прямого или внеэкономического управляющего воздействия со стороны субъектов управления на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят в совершении субъектом управления таких действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения объектов.

Прямое их направление означает, что субъект управления принимает управленческое решение, обязательное для адресата управления. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. Для этих методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Административные методы управления являются организационно-распорядительными, т. е. основанными на силе и авторитете власти, например указах, законах, постановлениях, приказах, распоряжениях, указаниях, инструкциях и т. д. Они позволяют:

- регламентировать деятельность (всей организации, структурных подразделений, должностей, функций);

- обеспечивать организацию нормативами (времени, численности персонала, нормативами выработки, концентрации вредных веществ, нормативами соотносительности, например преподавателей и студентов в вузе);

- поддерживать дисциплину (предостережение, разъяснение, ознакомление, советы).

Организационно-распорядительные методы управления включают в себя:

 установление государственных заказов;

 утверждение административных норм и нормативов;

 правовое регулирование;

 издание приказов, указаний, распоряжений;

 инструктирование;

 отбор, подбор и расстановку кадров;

 утверждение методик и рекомендаций;

 разработку положений, должностных инструкций, стандартов организации;

 установление административных санкций и поощрений.

- Экономические методы представляют собой способы или средства экономического иликосвенного воздействия со стороны субъектов управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Главное при этом заключается в том, что с помощью данных методов субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы, т. е. опосредованно, в отличие от способов прямого властного воздействия, которые здесь отсутствуют. Объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать не под влиянием директивных предписаний субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение материально стимулируется, чаще всего экономически (например, материальное поощрение, предоставление имущественных льгот и т. п.). Тем самым стимулируется экономическая (материальная) заинтересованность объекта в выполнении поставленных перед ним задач. Должное поведение может быть достигнуто и угрозой материальных санкций. Следовательно, экономические рычаги, используемые в процессе решения управленческих задач, устанавливают систему материальных стимулов. Однако управляющее воздействие составляет содержание и таких рычагов, что сближает их по конечной цели с рычагами прямого (административного) характера.

Таким образом, экономические методы основаны на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников, использовании экономического механизма управления.

Экономические методы управления включают в себя:

 технико-экономический анализ и обоснование;

планирование;

 материальное стимулирование;

 кредитование;

 налогообложение;

 установление экономических норм и нормативов;

 страхование;

 установление материальных санкций и дотаций.

- Социально-психологические методы используют индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию и основываются на общественно значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании.

Социальные процессы идут на четырех уровнях: уровне всего общества (государства); коллектива (организации); рабочей группы; индивида (личности).

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления. Это относится к системе взаимоотношений в коллективе, социальным потребностям сотрудников и т. п. Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.

Социально-психологические методы включают в себя:

 проведение социального анализа в коллективе работников;

 социальное планирование;

 создание творческой атмосферы в коллективе;

 участие работников в управлении;

 социальное стимулирование развития коллектива;

 удовлетворение культурных и духовных потребностей;

 установление социальных норм поведения;

 развитие у сотрудников инициативы и ответственности;

 установление моральных санкций и поощрений.

Методы этой группы носят также косвенный характер воздействия, поскольку нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и сложно определить силу их воздействия и конечный эффект.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.