Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вода в жизни организмов




Вода – важный экологический фактор. Все биохимические реакции протекают в присутствии воды. Количество воды может меняться, но исчезать полностью не может. Даже в лишайниках и семенах злаков содержится до 7 % воды.

Влажность – параметр, характеризующий содержание водяного пара в воздухе.

По отношению к влаге различают эвригигробионтные и стеногигробионтные организмы. Эвригигробионтные приспособились жить при различных колебаниях влажности.

По отношению к водному режиму наземные организмы подразделяются на 3 типа: гигрофильные (влаголюбивые), ксерофильные (сухолюбивые) и мезофильные (предпочитающие умеренную влажность). Гигрофилы: кислица обыкновенная, лютик ползучий, комары, стрекозы, ужи и др. Ксерофилы: жуки-чернотелки, верблюды, вараны и др.

По способу регулирования водного режима наземные растения подразделяются на 2 группы: пойкилогидридные и гомеогидридные. Первые не способны активно регулировать свой водный режим (грибы, водоросли, некоторые мхи). Вторые способны регулировать потерю воды.

Всего около 0,5% воды расходуется на фотосинтез и всасывается клетками, а 97-99% ее уходит на транспирацию – испарение через листья. Основная форма адаптации – не снижение транспирации, а прекращение роста в период засухи.

В зависимости от местообитания различают следующие группы наземных растений: гигрофиты, мезофиты и ксерофиты.

Гигрофиты обитают во влажных местах, под пологом леса (папоротники) или на открытых пространствах суши, чересчур переувлажненных (осока, росянка), не обладают засухоустойчивостью. У них крупные тонкие листья.

Мезофиты характеризуются большими, мягкими, плоскими листьями: луговые травы, лесные растения (ландыш и др.), лиственные деревья (береза, осина, клен, липа), полевые (рожь, картофель), плодово-ягодные (яблоня, смородина, вишня), сорняки.

Переходная группа – ксеромезофиты – растения северных степей, сухих сосновых боров.

Ксерофиты – растения сухих местообитаний, способные переносить значительный недостаток влаги, почвенную и атмосферную засуху. Это – растения пустынь, сухих степей, саванн, сухих субтропиков.

Ксерофиты, способные накапливать влагу в мясистых листьях и стеблях называются суккулентами (алоэ, кактусы); а те, которые обладают большой всасывающей силой корней и способны снижать транспирацию с узкими мелкими листьями – склерофитами.

Экологические индикаторы. Организмы, по которым можно определить тот или иной тип физической среды, где они росли и развивались являются индикаторами среды. По организмам-индикаторам можно судить, например, о загрязнении среды: исчезновение лишайников на стволах деревьев свидетельствует об увеличении содержания сернистого газа в воздухе, качественный и количественный составы фитопланктона свидетельствует о степени загрязнения водной среды и т.д.

 

Список учебной литературы:

Основная литература:

1. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология Ростов-на-Дону: «Феникс». - 2003. – 576 с.

2. Степановских А.С. Общая экология. М., ЮНИТИ, 2001

3. Воронков Н.А. Экология общая, прикладная, социальная. М., “Агар”, 2000

4. Бродский А.К. Общая экология.С.-Петербург,1996

5. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. М.,Просв.,1981

6. Щукин И. Экология для студентов вузов. – Р.-на.-Д.: «Феникс», – 2004. – 224с.

Дополнительная литература:

1. Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М., 1992.

2. Петров К.М. Общая экология. С-П. Учебное пособие. «Химия», 1997.

3. Фурсов В.И. Экологическое образование и воспитание студентов высших учебных заведений. Алма-Ата, 1992.

4. Чигаркин А.В. Геоэкология Казахстана. Алматы, Санат. 1995.

5. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М., 1987.

6. Маркович Д. Социальная экология. Москва, 1998.

7. История взаимодействия общества и природы: факты и концепции. М., АН ССР.1990

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.