Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегии стран с «догоняющими» экономиками




Развивающиеся страны можно разделить на три группы:

1. Страны с «догоняющими» экономиками, которые ставят перед собой цель приблизиться по научно-техническому развитию и ВВП на душу населения в обозримом будущем к передовым странам мира (Южная Корея, Тайвань. Бразилия, Мексика, Китай).

Стратегия этих стран заключается, как правило, в освоении приобретенных в передовых странах высоких технологий и на их базе разработка собственных технологий, в создании современной системы образования и науки. В значительной системы образования и науки, в значительной доле инвестиций относительно ВВП (до 40%).

2. Развивающиеся страны, довольствующиеся ролью поставщиков сырья, труда, созданием индустриального сектора экономики, ростом ВВП на душу населения и уровня и качества жизни населения (турция, Египет, Южно-Африканская Республика, Чили). В эту группу входят страны. Потребляющие технологии западных стран и не претендующие на их самостоятельную разработку. Стратегию этих стран можно определить как стратегию создания общества и потребления (этап, пройденный развитыми странами).

3. Слааборазвитые страны. Эта группа стран все больше остает в своем развитии от развитых стран и не имеет реальных стратегий развития, которые могли бы изменить ситуацию.

Отдельно следует выделить группу исламских стран, живущих по законам шариата (Иран, Саудовская Аравия). Многие их этих стран имеют сравнительно высокий средний уровень жизни за счет доходов от продаж нефти и газа. Однако перспективы развития этих стран неясны. Законы шариата мешают созданию эффективной экономики (запреты на женский труд в некоторых сферах, запреты прямых коммерческих кредитов, запреты на конкуренцию в некоторых сферах деятельности_. И при сохранении религиозного характера их государств они вряд ли смогут конкурировать в мировой экономике с другими странами.

Страны с «догоняющими» экономиками решают задачу создания эффективной и конкурентноспособной экономики в исторически короткие сроки. Подобную задачу, как показывает мировой опыт (Япония, Южная Корея, Тайвань), можно решить только в условиях сильного государственого регулирования экономики и при поддержке (военной, финансовой, технологической, научной) развитых стран мира.

На каждом этапе развития государством определяется приоритетные отрасли, и им оказывается господдержка в виде различного рода преференций.

Наибольшего успеха в развитии экономик в короткие сроки добились страны, которые сохранили и существенно пополнили накопленный национальный человеческий капитал: Япония, Сингапур, Тайвань, Гонконг, Южная Корея, некоторые европейские страны. Все эти страны включили идеологические. Научеык и экономичекие ценности Запада в состав своего человеческого капитала и переложили их на своб землю с учетом национальных традиций.

Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт)

Мировой опыт показывает, что чисто рыночной экономики не существует. Государство «вмешивалась» в экономику всегда: менялись только цели, задачи, масштабы, формы этого вмешательства. В прошлом столетии данная тендеция усилилась. Она проявляется не только в росте государственных расходов и их удельного веса в ВВП, но и в радикальных сдвигах и понимании функций государства.

Со времен А.Смита классическая политэкономия настаивала на минимизации государственного вмешательства в экономику. Роль государства в этом плане ограничивалась функциями организации общественных прав собственника и экономической свободы индивидов. Доля государственных расходов в ВВП индустриальных стран к началу XX века составляла около 10%.

В следующие годы существенное влияниена понимание роли государства в экономике оказало распространение марксизмаи кейнсианства. Реализация идей кейнсианства позволила США и другим странам с рыночной экономикой выйти из депрессии 30-х годов. Во многих странах произошло расширение государственного сектора, активнее стали использоваться программы организации общественных работ, пособия по безработице.

Теория марксизма заложила основы для существенного расширения функций государства, в том числе по перераспределению доходов. В странах социализма создавались общественные фонды потребления. Распределение которых регулировалось государством. Их значение в решение социальных и экономических задач было весьма велико. Так, в 70-80-х годах доля выплат и льгот. Получаемых из общетвенных фондов потребления, составляла в Болгарии, венгрии, ГДР, Чехословакии до 1/3 общих доходов населения.

Пример соцлагеря, обеспечившего относительное равенство доходов населения, подтолкнул ведущие капиталистические страны к созданию так называемой смешанной экономики. Одним из элементов которой является широкое вмешательство государства в хозяйственные процессы. Постепенно перераспределение доходов выдвинулось в число первостепенных функций государства. Напрмер, система налогообложения высоких доходов по прогрессивным ставкам и социальные пособия для салообеспеченных людей, которые до того применялись крайне редко, в XX в. Стали обычной практикой.

В большинстве современных доктрин государственное вмешательство в экономику объясняется тем, что процесс рыночного регулирования может не соответствовать этическим нормам общественной жизни, социальной справедливости. Несовершенство рынка в основном связывают с недостатками информации, транснациональными издержками и злоупотреблении власти.

В наибольшей степени государственное регулирование необходимо в секторах. Где существуют естественные монополии. Так, для информатики и телекоммуникаций характерен тип конкурентной борьбы. При которой победитель захватывает весь рынок. В этих условиях важно, чтобы государство выступало гарантом справедливой конкуренции. Главный инструмент- антимонопольная политика.

В последние десятилетия господствующие позиции занял подход, согласно которому задача государства состоит в том, чтобы поддерживать экономический рост с помощью бюджетных расходов, а в том, чтобы предоставить индивидам и хозяйствующим субъектам инструменты, посредством которых они смогут получить отдачу от предпринимаемых действий. Роль государства при этом усматривается в повышении конкурентноспособности страны.

Ярким примером реализации такого подхода является Китай, существенно повысивший свою конкурентноспособность и укрепивший позиции на мировом рынке. Сохранение значительного присутствия государства в экономике в период рыночных реформ стало основой ее динамизма. В течение многих лет ВВП там прирастает не менее чем на 8-9% в год (в 2003 г.-на 9,3, в 2004 г.-на 9,5%). Это вкупе с модернизацией производства позволило резко увеличить вывоз продукции (в 2003 г.-на 32%) и занять ликвидирующие позиции в международной торговле. С 2004 года доля Китая в мировом экспорте товаров и услуг достгла 6%, и сегодня по его объему страна занимает третье место в мире (после США и Германии). Опыт Китая свидетельствует, что государство является не врагом рынка, а его союзником и может активно содействовать его развитию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.