КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и основные характеристики культуры
Компании и предприниматели, рискнувшие выйти со своей продукцией за пределы хорошо знакомого отечественного рынка, в скором времени начинают понимать, что деловой этикет, культурные ценности и этика поведения, свойственные зарубежным странам, существенно отличаются от их собственных представлений. Предприниматели, полагающиеся на привычную отечественную культуру в процессе конкурентной борьбы на новом рынке, могут подвергнуть серьезной опасности успех своих международных операций. В действительности практически все аспекты деятельности международной компании, в том числе заключение контрактов, выполнение производственные операций, принятие решений по вопросам маркетинга, а также формирование принципов управления человеческими ресурсами, могут подвергнуться влиянию культурных особенностей, свойственных каждой отдельно взятой стране. Предпринимательская деятельность, как и многие другие виды деятельности человека, осуществляется в контексте конкретного общества. Культура — это совокупность ценностей, верований, моделей поведения, обычаев и установок, которые отличают одно общество от другого. Культура общества устанавливает правила, в соответствии с которыми компании ведут свою деятельность в этом обществе. Ниже перечислены некоторые характеристики культуры, имеющие отношение к международному бизнесу. 1. Культура определяет стиль поведения, формирующийся в результате обучения и передаваемый от одного члена общества к другому. Некоторые элементы культуры передаются от поколения к поколению (например, в ситуации, когда родители обучают детей правилам поведения за столом). Другие элементы передаются в пределах одного поколения (например, когда старшеклассники обучают новичков школьным традициям). 2. Элементы культуры взаимосвязаны. Например, в Японии общество разделено на социальные группы и имеет иерархическую структуру; в этом обществе особое ударение делается на согласии и лояльности, что выражается в исторически сложившемся пожизненном найме и минимальной мобильности работников. 3. Поскольку культура определяет стиль поведения, сформировавшийся в результате обучения, она является адаптивной; другими словами, культура изменяется под воздействием внешних факторов, затрагивающих общество в целом. Например, после Второй мировой войны Германия была разделена на две части: Западную Германию, ориентированную на свободный рынок, и Восточную Германию, оказавшуюся под контролем коммунистов. Несмотря на то что новообразованные страны обладали общим культурным наследием, формировавшимся на протяжении столетий, это разделение привело к возникновению значительных культурных различий между восточными немцами и западными немцами (в немецком языке — «ossis» и «wessis»). Эти различия стали результатом адаптации культуры Восточной Германии к принципам трудовой деятельности, отношению к риску и организации систем оплаты труда, навязанным коммунистической идеологией. 4. Все члены общества разделяют культурные ценности этого общества; принадлежность к одной и той же культуре определяет принадлежность к обществу. Индивиды, разделяющие культурные ценности той или иной культуры, являются членами общества; индивиды, не разделяющие ценностей общества, не входят в число его членов. Индивиды, семья, группа. Любое человеческое общество состоит из отдельных индивидов, которые живут в семейных ячейках и сотрудничают друг с другом в пределах одной из социальных групп. В то же время различные общества отличаются друг от друга тем, каким образом они определяют сущность семьи, а также тем, какая роль отводится отдельному индивиду в той или иной группе. В США представление о семейных связях и обязанностях основывается на понятии нуклеарной семьи (семьи, состоящей из родителей и их детей). В других культурах намного более важным является понятие расширенной семьи (семьи, состоящей из родителей, их детей и родственников, проживающих совместно с ними: старших родителей, братьев и сестер, внуков и др.). Арабы, например, считают братьев своих родителей, своих родных и двоюродных братьев, а также родню со стороны супруга членами своей семьи, которым они обязаны оказывать помощь и поддержку. В других обществах применяется еще более широкое определение семьи. Например, общество Сомали имеет клановую структуру, причем в состав каждого клана входят представители одного и того же племени, имеющие общих предков. Названные выше социальные установки по отношению к семье находят свое отображение в том, какая роль отводится семье в процессе предпринимательской деятельности. В американских компаниях, например, семейственность не поощряется; во многих случаях складывается ситуация, когда компетентность сотрудника компании, который женился на дочери босса, подвергается сомнению со стороны сослуживцев. В компаниях, которые являются собственностью арабов, семейные связи имеют решающее значение, а прием родственников на работу — это общепринятая практика. В компаниях, которыми владеют китайцы, члены семьи занимают все ключевые посты и в случае необходимости переводят на счета компании свои собственные сбережения, чтобы обеспечить дальнейший экономический рост. Культуры различных обществ различаются также тем, какая роль отведена отдельному индивиду в той или иной социальной группе. Американская культура, например, поощряет индивидуализм. Воспитательный процесс в школах ориентирован на повышение самооценки каждого ребенка и пробуждение в нем желания развивать свои индивидуальные способности. Американской культуре свойственно осознание каждым индивидом своей значимости и ответственности за свои поступки; именно поэтому каждому ребенку прививают мысль о том, что его судьба находится в его же руках. Напротив, в обществе, разделенном на отдельные группы (например, в Китае, Японии, а также в израильских сельскохозяйственных коммунах), детей приучают к тому, что они должны служить интересам группы. Для общества этого типа большую ценность имеют такие качества, как единство, лояльность и согласие. Соответствие этим характеристикам играет более важную роль в процессе принятия решений о комплектовании персонала компании, чем личные достижения или способности кандидата, претендующего на ту или иную должность. Социальная стратификация. Различные общества отличаются друг от друга по уровню социальной стратификации (social stratification). Всем обществам в той или иной степени присуще распределение людей на категории в зависимости от их происхождения, рода занятий, уровня образования или иных показателей. Однако в каждом обществе эти категории играют свою специфическую роль в определении способов взаимодействия внутри группы или между членами разных социальных групп. В средневековой Европе, например, роли и обязанности крестьян, ремесленников, торговцев и дворян были тщательно распределены в соответствии с обычаем и законом. Британская классовая структура общества и индийская кастовая система — это современные примеры того же явления социальной стратификации, подразумевающего, что социальное положение индивида определяет все аспекты его взаимодействия с другими людьми. В других странах расслоение общества имеет не такое большое значение. Например, президент американского банка в своем офисе может высокомерно раздавать приказы членам вспомогательного персонала и в то же время охотно выполнять указания этих же людей во время сбора пожертвований в пользу церкви. Социальная мобильность (social mobility) — это способность отдельных индивидов переходить из одного социального слоя общества в другой. Уровень социальной мобильности выше в обществах с менее выраженным расслоением. Например, уровень социальной мобильности в США выше, чем в Великобритании или Индии. Социальная мобильность (или ее отсутствие) в значительной степени влияет на поведение индивида и его отношение к таким факторам жизни общества, как трудовые отношения, формирование человеческого капитала, принятие рискованных решений и участие в предпринимательской деятельности. В Великобритании общество организовано в соответствии с классовой системой, которая была в прошлом очень жесткой, поэтому для этого общества характерен низкий уровень социальной мобильности. В результате британские промышленные рабочие относятся к действиям руководства по принципу «мы против них». Из-за такого отношения рабочие с недоверием воспринимают любые усилия руководства, направленные на создание благоприятных условий для сотрудничества между работниками разных уровней в рамках единого рабочего пространства. До недавнего времени некоторые молодые люди — выходцы из рабочего класса бросали школу, мотивируя такой поступок предопределенностью своей роли в обществе и бессмысленностью вложения денег в образование. В обществах с более высоким уровнем социальной мобильности (например, в Соединенных Штатах Америки, Сингапуре и Канаде) люди больше стремятся к получению высшего образования или к тому, чтобы заняться предпринимательством, зная о том, что в случае успеха их семьи смогут подняться на более высокую ступень социальной иерархи
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |