Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и основные характеристики культуры




 

Компании и предприниматели, рискнувшие выйти со своей продукцией за пределы хорошо знакомого отечественного рынка, в скором времени начинают понимать, что деловой этикет, культурные ценности и этика поведения, свой­ственные зарубежным странам, существенно отличаются от их собственных представлений. Предприниматели, полагающиеся на привычную отечественную культуру в процессе конкурентной борьбы на новом рынке, могут подвергнуть серьезной опасности успех своих международных операций. В действительности практически все аспекты деятельности международной компании, в том числе заключение контрактов, выполнение производственные операций, принятие ре­шений по вопросам маркетинга, а также формирование принципов управления человеческими ресурсами, могут подвергнуться влиянию культурных особенно­стей, свойственных каждой отдельно взятой стране.

Предпринимательская деятельность, как и многие другие виды деятельности че­ловека, осуществляется в контексте конкретного общества. Культура — это сово­купность ценностей, верований, моделей поведения, обычаев и установок, которые отличают одно общество от другого. Культура общества устанавливает правила, в соответствии с которыми компании ведут свою деятельность в этом обществе. Ниже перечислены некоторые характеристики культуры, имеющие отношение к международному бизнесу.

1. Культура определяет стиль поведения, формирующийся в результате обучения и передаваемый от одного члена общества к другому. Некоторые эле­менты культуры передаются от поколения к поколению (например, в ситуа­ции, когда родители обучают детей правилам поведения за столом). Другие элементы передаются в пределах одного поколения (например, когда стар­шеклассники обучают новичков школьным традициям).

2. Элементы культуры взаимосвязаны. Например, в Японии общество разде­лено на социальные группы и имеет иерархическую структуру; в этом об­ществе особое ударение делается на согласии и лояльности, что выражает­ся в исторически сложившемся пожизненном найме и минимальной мобильности работников.

3. Поскольку культура определяет стиль поведения, сформировавшийся в результате обучения, она является адаптивной; другими словами, культу­ра изменяется под воздействием внешних факторов, затрагивающих общество в целом. Например, после Второй мировой войны Германия была раз­делена на две части: Западную Германию, ориентированную на свободный рынок, и Восточную Германию, оказавшуюся под контролем коммунистов. Несмотря на то что новообразованные страны обладали общим культур­ным наследием, формировавшимся на протяжении столетий, это разделе­ние привело к возникновению значительных культурных различий между восточными немцами и западными немцами (в немецком языке — «ossis» и «wessis»). Эти различия стали результатом адаптации куль­туры Восточной Германии к принципам трудовой деятельности, отношению к риску и организации систем оплаты труда, навязанным коммунистиче­ской идеологией.

4. Все члены общества разделяют культурные ценности этого общества; принадлежность к одной и той же культуре определяет принадлежность к об­ществу. Индивиды, разделяющие культурные ценности той или иной культуры, являются членами общества; индивиды, не разделяющие ценностей общества, не входят в число его членов.

Индивиды, семья, группа. Любое человеческое общество состоит из отдель­ных индивидов, которые живут в семейных ячейках и сотрудничают друг с дру­гом в пределах одной из социальных групп. В то же время различные общества отличаются друг от друга тем, каким образом они определяют сущность семьи, а также тем, какая роль отводится отдельному индивиду в той или иной группе. В США представление о семейных связях и обязанностях основывается на поня­тии нуклеарной семьи (семьи, состоящей из родителей и их детей). В других культурах намного более важным является понятие расширенной семьи (семьи, состоящей из родителей, их детей и родственников, проживающих совместно с ними: старших родителей, братьев и сестер, внуков и др.). Арабы, например, счи­тают братьев своих родителей, своих родных и двоюродных братьев, а также род­ню со стороны супруга членами своей семьи, которым они обязаны оказывать помощь и поддержку. В других обществах применяется еще более широкое опре­деление семьи. Например, общество Сомали имеет клановую структуру, причем в состав каждого клана входят представители одного и того же племени, имею­щие общих предков.

Названные выше социальные установки по отношению к семье находят свое отображение в том, какая роль отводится семье в процессе предпринимательской деятельности. В американских компаниях, например, семейственность не поощ­ряется; во многих случаях складывается ситуация, когда компетентность сотруд­ника компании, который женился на дочери босса, подвергается сомнению со стороны сослуживцев. В компаниях, которые являются собственностью арабов, семейные связи имеют решающее значение, а прием родственников на работу — это общепринятая практика. В компаниях, которыми владеют китайцы, члены семьи занимают все ключевые посты и в случае необходимости переводят на сче­та компании свои собственные сбережения, чтобы обеспечить дальнейший эко­номический рост.

Культуры различных обществ различаются также тем, какая роль отведена отдельному индивиду в той или иной социальной группе. Американская куль­тура, например, поощряет индивидуализм. Воспитательный процесс в школах ориентирован на повышение самооценки каждого ребенка и пробуждение в нем желания развивать свои индивидуальные способности. Американской культуре свойственно осознание каждым индивидом своей значимости и ответственности за свои поступки; именно поэтому каждому ребенку прививают мысль о том, что его судьба находится в его же руках. Напротив, в обществе, разделенном на от­дельные группы (например, в Китае, Японии, а также в израильских сельскохо­зяйственных коммунах), детей приучают к тому, что они должны служить инте­ресам группы. Для общества этого типа большую ценность имеют такие качества, как единство, лояльность и согласие. Соответ­ствие этим характеристикам играет более важную роль в процессе принятия ре­шений о комплектовании персонала компании, чем личные достижения или спо­собности кандидата, претендующего на ту или иную должность.

Социальная стратификация. Различные общества отличаются друг от друга по уровню социальной стратификации (social stratification). Всем обществам в той или иной степени присуще распределение людей на категории в зависимости от их происхождения, рода занятий, уровня образования или иных показателей. Однако в каждом обществе эти категории играют свою специфическую роль в определении способов взаимодействия внутри группы или между членами раз­ных социальных групп. В средневековой Европе, например, роли и обязанности крестьян, ремесленников, торговцев и дворян были тщательно распределены в соответствии с обычаем и законом. Британская классовая структура общества и индийская кастовая система — это современные примеры того же явления соци­альной стратификации, подразумевающего, что социальное положение индивида определяет все аспекты его взаимодействия с другими людьми. В других странах расслоение общества имеет не такое большое значение. Например, президент аме­риканского банка в своем офисе может высокомерно раздавать приказы членам вспомогательного персонала и в то же время охотно выполнять указания этих же людей во время сбора пожертвований в пользу церкви.

Социальная мобильность (social mobility) — это способность отдельных ин­дивидов переходить из одного социального слоя общества в другой. Уровень со­циальной мобильности выше в обществах с менее выраженным расслоением. На­пример, уровень социальной мобильности в США выше, чем в Великобритании или Индии. Социальная мобильность (или ее отсутствие) в значительной степе­ни влияет на поведение индивида и его отношение к таким факторам жизни об­щества, как трудовые отношения, формирование человеческого капитала, при­нятие рискованных решений и участие в предпринимательской деятельности. В Великобритании общество организовано в соответствии с классовой системой, которая была в прошлом очень жесткой, поэтому для этого общества характерен низкий уровень социальной мобильности. В результате британские промышлен­ные рабочие относятся к действиям руководства по принципу «мы против них». Из-за такого отношения рабочие с недоверием воспринимают любые усилия ру­ководства, направленные на создание благоприятных условий для сотрудниче­ства между работниками разных уровней в рамках единого рабочего простран­ства. До недавнего времени некоторые молодые люди — выходцы из рабочего класса бросали школу, мотивируя такой поступок предопределенностью своей роли в обществе и бессмысленностью вложения денег в образование. В обществах с более высоким уровнем социальной мобильности (например, в Соединенных Штатах Америки, Сингапуре и Канаде) люди больше стремятся к получению высшего образования или к тому, чтобы заняться предпринимательством, зная о том, что в случае успеха их семьи смогут подняться на более высокую ступень социальной иерархи

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.