Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия и ее влияние на международный бизнес

 

Религия — это один из важнейших аспектов жизни любого общества. Религия определяет способы установления контактов между членами одного общества, а также между представителями разных обществ. Около 85% населения Земли, численность которого составляет 6,2 млрд, принадлежит к той или иной рели­— гии. 72% населения всего мира придерживаются одной из четырех религий: христианства, в том числе римско-католической веры (16,9%), протестантской веры (13,0%) и православия (3,8%), а также ислама (19,2%), индуизма (13,7%) и буддизма (5,7%).

Религия определяет отношение верующих к работе, потреблению, личной от­ветственности и планированию будущего. Социолог Макс Вебер (Max Weber), например, объясняет возникновение капитализма в Западной Европе влиянием протестантской морали, которая особо выделяет трудолюбие, бережливость и достижение успехов как средства возвеличивания Бога. В соответствии с протестантской моралью добродетелью считается накопление богатства, постоян­ная борьба за повышение эффективности и повторное инвестирование прибы­лей с целью дальнейшего повышения производительности — все эти характе­ристики необходимы для стабильного функционирования капиталистической экономики.

В отличие от протестантской церкви индуизм проповедует духовное совер­шенствование, а не экономический успех. Цель индуса состоит в том, чтобы со­единиться с Брамой, вселенским духом согласно индуизму; достичь такого еди­нения можно посредством ведения все более и более аскетического образа жизни в каждом воплощении души на протяжении ряда циклов реинкарнации. Стрем­ление к накоплению материальных благ может замедлить процесс духовного со­вершенствования. Таким образом, индуизм не поддерживает таких капиталисти­ческих видов деятельности, как инвестиции, накопление богатства и постоянный поиск путей повышения производительности и эффективности.

Ислам, в принципе поддерживающий капитализм, делает большее ударение на обязательствах индивида перед обществом. Согласно исламу прибыли, полу­ченные посредством честных деловых операций, имеют право на существование, однако компания не должна получать прибыли от эксплуатации или обмана лю­дей. Все мусульмане должны проявлять доброжелательность, справедливость и скромность в процессе взаимодействия с другими людьми. Упомянутые в главе 3 нормы ислама, подразумевающие запрет на выплату или получение процентов, сформировались на основании веры в то, что такие действия приводят к эксплуа­тации менее удачливых членов общества.

Существуют и другие, не менее важные аспекты влияния религии на усло­вия ведения бизнеса. Достаточно часто религия налагает ограничения на роль индивида в обществе. Например, кастовая система, поддерживаемая индуиз­мом, традиционно регламентирует распределение рабочих мест между членами разных каст, что влияет на формирование рынка рабочей силы, а также препят­ствует максимальному использованию бизнес-возможностей. В странах, где преобладают истинные последователи ислама (таких как Саудовская Аравия и Иран), существует запрет на предоставление работы женщинам; причина этого запрета заключается в том, что в соответствии с нормами ислама круг общения мусульманских женщин с мужчинами должен быть ограничен исключительно родственниками.



Помимо всего прочего религия влияет на состав товаров, приобретаемых ве­рующими, а также на сезонные закономерности потребления. Например, в боль­шинстве христианских стран Рождественские праздники — это период обмена подарками, очень важный для предприятий розничной торговли; с другой сторо­ны, в день Рождества уровень деловой активности существенно снижается, тогда как уровень потребления резко возрастает накануне Рождества. Производитель­ность работы предприятий резко падает из-за того, что рабочие и служащие берут кратковременные отпуска, чтобы повидаться с друзьями и побыть с семьями.

Влияние религии на деятельность международных компаний имеет свою спе­цифику в каждой стране в зависимости от ее правовой системы, однородности религиозных убеждений граждан, а также терпимости к другим религиозным воз­зрениям. Рассмотрим Саудовскую Аравию, в которой расположен священный город Мекка — город, в который каждый мусульманин должен совершить палом­ничество хотя бы один раз в жизни. Учение Корана образует основу теократичес­кой правовой системы страны, в которой 99% населения — мусульмане. В стране существует сильное политическое давление, направленное на сохранение рели­гиозных традиций. Невозможно преувеличить важность понимания принципов ислама для бизнесменов, занимающихся международным бизнесом, а также роль этих принципов в процессах экспорта продукции, ее производства, маркетинга и продажи товаров в кредит на рынке Саудовской Аравии. В качестве иллюстрации можно привести следующий пример. В Саудовской Аравии работа приостанав­ливается пять раз в день, когда верующим необходимо помолиться Аллаху. Было бы глупо со стороны менеджера, не являющегося мусульманином, возражать про­тив такой практики, даже если она приводит к снижению объемов производства. Зарубежные бизнесмены должны особенно тактично вести себя со своими сау­довскими партнерами во время священного месяца Рамадан, когда мусульмане воздерживаются от пищи с восхода до заката солнца. Женщины, занимающие высшие административные должности в западных компаниях, сталкиваются с дополнительными препятствиями из-за особого отношения жителей Саудовской Аравии к роли женщины в обществе — отношения, которое сформировалось на основании исламского религиозного закона. Даже действия, предпринимаемые за пределами Саудовской Аравии, могут повлиять на формирование торговых отношений с этой страной. Например, руководством компании McDonald's была допущена грубая ошибка, когда на фирменных бумажных пакетах компании были напечатаны флаги стран всех футбольных команд, принимавших участие в финальных играх Кубка мира, в том числе флаг Саудовской Аравии. Проблема состояла в том, что на флаге страны есть священная надпись, которая гласит: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его». Религиозные чувства мусульман Саудовской Аравии и всего мира были оскорблены тем, что имя Аллаха написано на упаковке, которую выбрасывают в мусор. Компания McDonald's поспешила извиниться перед мусульманами и пообещала прекратить использование этих пакетов, тем самым остановив полемику, которая могла бы повлиять на ведение бизнеса в Саудовской Аравии и в других мусульманских странах. Компанией Nike была допущена аналогичная оплошность, когда для новой линии спортивной обу­ви был разработан фирменный торговый знак, который напоминал арабское сло­во «Бог, Аллах». С протестом против использования этого торгового знака выс­тупили многочисленные группы мусульман; в результате обувь с таким знаком была снята с производства, а в компании был разработан новый торговый знак для спортивной обуви новой линии.

Тем не менее во многих других странах религия хотя и играет важную роль, но не охватывает всех сторон жизни. Например, жители большинства стран Южной Америки придерживаются римско-католической религии. Однако в этих странах есть сторонники и других религий, причем представители всех религий терпимо относятся к убеждениям друг друга. Католическая церковь — это опора общества во всех этих странах, единственный из многочисленных общественных институ­тов, который определяет повседневную жизнь граждан. Даже праздничные дни (Пасха, Рождество), а также организация рабочей недели (когда выходной день — воскресенье) свидетельствуют о влиянии христианской теологической системы на повседневную жизнь жителей этих стран. Компания, ведущая бизнес в этих странах, должна разрабатывать свои производственные графики и графики рабо­чего времени с учетом религиозных убеждений работников компании и потреби­телей ее продукции. Компании, действующие на территории Швеции, в которой 97% населения — лютеране, должны соответствующим образом учитывать осо­бенности этой религии.

Как ни странно, в странах, которые характеризуются разнообразием религиоз­ных верований, возникают еще более серьезные проблемы. Компании, работающие в таких космополитических городах, как Лондон и Нью-Йорк (например, Barclays Bank, Hoffman-LaRoche и IBM), должны учитывать в своей деятельности религи­озные потребности своих работников и потребителей, придерживающихся иуда­изма, христианства, ислама и индуизма. К числу таких религиозных потребно­стей относятся религиозные праздники, ограничения и обычаи, связанные с режимом питания, а также субботние дни, которые в некоторых религиях счита­ются днями святости. Компании, которые не могут приспособиться к этим нуж­дам, могут понести потери из-за невыходов на работу, низкого морального духа в коллективе и снижения объема продаж.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Религия и ее влияние на международный бизнес

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.166.242.76
Генерация страницы за: 0.122 сек.