Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Собор Санта - Мария дель Фьоре во Флоренции. Ф. Брунелеске

СОБОР САНТА-МАРИЯ ДЕЛЬ ФЬОРЕ ВО ФЛОРЕНЦИИ

ПРИРОДА УНИКАЛЬНОГО В АРХИТЕКТУРЕ - СИНТЕЗ НАУКИ И ИСКУССТВА

Эпиграфом к собору Санта Марии дель Фьоре во Флоренции являются слова великого Микеланджело: "Трудно сделать так же хорошо. Нельзя сделать лучше". В послании флорентийского правительства от 1296 г. Арнольфо ди Камбио содержалось напутствие: создать такое сооружение, в котором бы билось«сердце, ставшее очень большим, ибо оно состоит из душ всех граждан, объединенных одной волей». Собор Санта Мария дель Фьоре был призван стать символом своего времени, достигнутого богатства, экономической мощи и независимости Флоренции. Флорентийцы решили воздвигнуть собор ни больше, ни меньше, а «чтобы нельзя было потребовать от человеческих сил и рвения ни большей по размерам, ни прекрасной по форме», - из послания флорентийского правительства, явствует, что нужно создать лучшее творение на пределе человеческих возможностей и это реальный государственный патриотический заказ. Спрос, как известно, порождает предложение, поэтому спрос или потребность общества это первое условие к возникновению уникального продукта.

Общий вид собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Италия.

Спрос на уникальный продукт, начиная, от Парфенона и во все времена до и после него, определяет рождение уникальной архитектуры, и в этом проявляется социальная природа уникальности. Это может быть потребность государства, общества или даже отдельной личности на создание уникального продукта, которому, как правило, сопутствует лучшее место, лучшие материалы и самые лучшие мастера. Создание уникального продукта порождает сопутствующее создание новых технологий, специальной техники и оборудования. Наличие социального заказа на уникальный продукт еще не означает, что это действительно будет уникальным сооружением, поэтому изначальное условие имеет отношение к рождению, но не относится к его уникальным свойствам объекта. Создавая собор, флорентийцы думали, прежде всего, о чести города. Торжественная церемония закладки нового собора состоялась 8 сентября 1296 года в праздник Рождества Богородицы. Первый камень в основание собора был заложен кардиналом – послом римского папы, в присутствии многочисленных епископов, священников и гражданских властей Флоренции, а также огромного количества горожан Строительство собора стало важным общегосударственным делом. Так как расходы предстояли огромные, все жители Флорентийской Коммуны были обложены специальным налогом, а папа римский заранее обещал отпущение грехов всем, кто жертвовал на строительство храма.

Разрез по куполу собора Санта Мария дель Фьоре

Собор Санта Мария дель Фьоре поднимается в самом центре древнего города и по размерам уступает лишь собору Святого Петра в Риме, но купол Флорентийского собора уже никогда не уступит своего уникального значения для истории развития архитектуры. Купол, а не сам собор является уникальным творением Ф. Брунелески по двум статьям: первое – новаторство - само появление купола, что возвестило конец средневековой архитектуры и рождение новой эпохи Возрождения; второе - новаторское открытие строения купола. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре стал зримым рубежом, отделившим архитектуру средневековья от архитектуры новой эпохи – эпохи Возрождения. Новаторское открытие было настолько значительным для эпохи Возрождения, что Л. Б. Альберти написал о Ф. Брунеллески в своем трактате «О живописи» «… имея перед глазами столь великое сооружение, вздымающееся к небесам, настолько обширное, что оно осеняет собою все тосканские народы и воздвигнутое без всякой помощи подмостей или громоздких лесов. Это искуснейшее изобретение, которое поистине, если я только правильно сужу, столь же невероятно в наше время, сколь, быть может, оно было неведомо и недоступно древним?», - из книги В.Н. Лазарева «Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве» Издательство «Искусство» 1979 г. с.157. Рождение уникального купола сопровождалось рождением новой технологии его возведения «без подмостей и громоздких лесов».

Технология возведения купола заключалась в необходимости перекрыть пролет огромных размеров (диаметр купола у основания составляет около 42 метров) и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен. Эта конструкция значительно превосходит все предыдущие постройки античности и средневековья. Брунеллески максимально облегчил вес купола и уменьшил силы распора, действующего на стены барабана. Облегчение веса свода было достигнуто устройством пустотелого купола с двумя оболочками, из которых она состоит. Одна оболочка более толстая нижняя является несущей, а более тонкая верхняя для покрытия от защиты атмосферных осадков. Идея постройки двухслойного каркаса, укрепленного ребрами — это инженерное решение по расчленению несущих и ограждающих конструкций, которое всегда считалось плодом технического гения Брунеллески.

Существует легенда, что самолюбивому Ф. Брунеллески не нравилось то, что Л. Гиберти, мало смыслящий в инженерном деле, получает почести и жалование наравне с ним, и он прибег к хитрости. В ответственный момент возведения купола он притворился больным, а всех приходящих к нему за консультацией отправлял к Л. Гиберти, но Л. Гиберти не знал о тонкостях строения купола и потому Ф. Брунеллески полностью был удовлетворен неудачей соперника. Хотя, скорее всего, это всего лишь сплетни мелких завистников и с самого начала строительства купола собора функции двух архитекторов были разделены, и инженерный гений Брунеллески никем не оспаривался. Л. Гиберти был архитектором-художником, а Брунеллески, скорее, конструктором и инженером. К тому же Л. Гиберти с каждым годом все меньше появлялся на строительной площадке (к 1423 году он должен был ежедневно проводить на постройке один час), и плата его уменьшалась.

Жесткость конструкции обеспечивалась каркасной системой, основу которой составили восемь главных несущих ребер, расположенных по восьми углам восьмигранника и связанных между собой опоясывающими их каменными кольцами. Это крупнейшее нововведение строительной техники Возрождения было дополнено характерным для готики приемом — приданием своду стрельчатого очертания. Брунеллески как конструктор нашел правильный изгиб ребер - стрелу свода в 60 градусов, которая обладает наибольшей прочностью. Вторая техническая находка — способ кладки, когда кирпичи располагаются не горизонтально, а с наклоном внутрь, при этом центр тяжести свода оказывается внутри купола — своды росли равномерно (восемь синхронных групп каменщиков) и равновесие не нарушалось. Кроме того — в каждой лопасти свода ряды кирпичей образуют не прямую, а слегка вогнутую, провисающую линию, не дающую разломов. Кирпич для строительства купола использовали очень высокого качества.

Гигантский купол возводился без контрфорсов и без лесов, Брунеллески для технологической поддержки своего решения изобрел ряд машин и подъемных механизмов, необходимых для подъема строительных материалов и конструкций на большую высоту.

В Европе, в средние века не умели возводить большие купола, поэтому итальянцы той поры взирали на древнеримский Пантеон с восхищением и завистью. Нам сегодня кажется это парадоксальным, что итальянцы полностью потеряли то, что умели делать 15 веков тому назад. Этому есть объяснения, возможно, что более поздние эпохи не нуждались в купольных покрытиях, государство и общество не имела потребности в уникальных решениях, и античная эпоха не располагала соответствующими институтами по регистрации достижений и открытий.

К концу XIII века благодаря деятельности флорентийских торговцев город разбогател и небольшой собор Санта-Репарата, построенный в честь святой, которую особенно почитали во Флоренции, потому что в её день была одержана победа над варварами, уже не отражал нового статуса города и стал слишком тесным для растущего торгового города. Раскопки остатков этой церкви можно увидеть внутри собора. Влиятельные купцы Флоренции решили построить новый кафедральный собор и посвятить Богородице, а назвали – «Собор Святой Марии с цветком» (Santa Maria del Fiore), ведь и имя самой Флоренции означает «цветущая». Собор Санта Мария дель Фьоре был заложен в 1296 г. Проект нового собора был весьма дорогостоящим, но все же городские власти и процветающие гильдии суконщиков и ткачей решили взять на себя расходы, но строительство оказалось не только дорогим, как очень долгим.

Строительство Собора поручили Арнольфо ди Камбио, крупнейшему тосканскому архитектору рубежа XIII—XIV столетий Арнольфо ди Камбио (около 1240—1302), который годом раньше уже начал работу над церковью Санта Кроче (1295-1383), а в 1298 году он же приступил к проектированию Палаццо Веккио. В архитектуре этой францисканской церкви сказались новые строительные идеи, наиболее ярко проявившиеся в зодчестве Флоренции. Необычным для готики является единство пространства основного корпуса храма, благодаря ширине пролетов и легкости опор, в противоположность традиционно готическим формам хоров.

Строился собор шесть веков при участии как минимум шести архитекторов. В 1296 году Арнольфо ди Камбио сделал проект и приступил к возведению стен (в самом начале южной стены, под барельефом с Благовещением, можно прочесть дату: 1310 год). Он задумал построить колоссальное здание с планом в виде латинского креста. Над пересечением нефов должен был подняться громадный купол, который станет центральным элементом всего ансамбля. Арнольфо задумал базилику, отличающуюся классической роскошью, с тремя широкими нефами, сходящимися в высоком алтаре, где должна была находиться кафедра в форме трилистника, на которую должен был опираться купол. Являясь по конструкции готическим собором, Санта Мария дель Фьоре сдержанностью и соразмерностью частей отражает дух классицизма, унаследованного Флоренцией непосредственно от Рима. Контрасты и вертикальные диспропорции готики здесь приглушены совершенством композиции, в основе которой лежит идеальный квадрат со сторонами 38 метров. Этот же размер высоты центрального нефа и ширина всего собора.

В 1302 году Арнольфо ди Камбио скончался, успев возвести боковые стены, полностью – стену фасада и наполовину ее отделать. С 1310 года строительство собора прекратилось и возобновилось лишь сорок пять лет спустя, в 1355 году, во время этого почти полувекового перерыва архитектором Джотто ди Бондоне была построена колокольня собора, высотой 99 метров, она известна под именем «кампанилла Джотто». С 1355 года строительством собора руководила специальная комиссия, а главным архитектором был назначен Франческо Таленти. Проект Арнольфо ди Камбио был отставлен, и вместо него принят новый, предусматривающий некоторое расширение собора. Но строители столкнулись с чрезвычайно сложной технической задачей: как возвести громадный купол?

В 1366-1367 годах флорентийцы объявили специальный конкурс на проект окончательного завершения недостроенного собора, в котором приняли участие не только архитекторы, но и художники. Один из них, Андреа Бонайути, даже изобразил собор, каким он себе его представляет – в законченном виде, с куполом, – на фреске Испанской капеллы церкви Сайта-Мария Новелла. Но проблема постройки купола все равно оставалась, и разрешить ее сумел только Филиппо Брунеллески, крупнейший итальянский зодчий эпохи Возрождения. Брунеллески родился в 1377 году во Флоренции. По его проектам во Флоренции было сооружено несколько крупных зданий, и к тому времени, когда он начал работу над куполом собора, он был уже зрелым мастером. В 1420 году крупнейшие мастера Тосканы и зарубежные архитекторы собрались во Флоренции для обсуждения метода возведения купола недостроенного собора Санта-Мария дель Фьоре. Среди разных мнений совершенно неожиданным прозвучало предложение Ф.Брунеллески: возводить купол без каких-либо строительных лесов, что позволяло значительно сэкономить на средствах и материалах. При этом купол должен быть не сферическим, так как верхняя часть такого купола не выдержит нагрузки и обвалится, а стрельчатым, вытянутым вверх и ребристым. Восемь ребер купола должны были принять на себя основную нагрузку. Многим эта идея показалась фантастической, но Брунеллески сумел убедить в своей правоте коллег и городские власти Флоренции. Строительство купола в основном было завершено в 1436 году, но окончательно он был завершен в 1446 году, а венчающий его фонарь – только в 1467 году, уже после смерти Брунеллески. Диаметр купола Флорентийского собора составляет 42 метра. Огромный, вознесенный вверх, купол, по словам восхищенных современников, был «могучим и воздушным, способным осенить все народы Тосканы».

В XIII веке здание храма занимала целиком площадь Санта Мария дель Фьоре, подходы к собору со всех сторон были равнозначными, и это не казалось художественной общественности противоестественным. Эпоха Ренессанса уже в XV веке поменяла свою точку зрения на постановку храма на площади, собор без соборной площади перед главным фасадасом, воспринимался как грубое нарушение законов архитектурной композиции. В трактате Альберти упоминается подобная ошибка: «Мне нравятся те храмы, которые по величине соответствуют размерам города. Огромными же размерами я... поражаюсь неприятно». Понимание значения пространства вокруг собора, позволяющего его охватить единым взором, формируется только в эпоху Возрождения. Полнота оценки сооружения возможно только при движении, когда архитектура собора естественно и многообразно воспринимается человеком. Л. Б. Альберти, крупнейший теоретик искусства XV в., так определял законы прекрасного: «Согласование всех частей в гармоническое целое так, чтобы ни одна не могла быть изъята или изменена без ущерба для целого». И, расхваливая одно из созданий Брунеллески, он подчеркивал, что «ни одна линия не живет в нем самостоятельно». Новое искусство основывалось на логике, на силе человеческого разума, подтвержденного математическими расчетами, который требовал ясности, стройности, соразмерности.

Божественное предназначение храмового сооружения и конструктивное совершенство флорентийского купола является выдающимся архитектурным произведением эпохи. Купол по силе замысла является самостоятельным произведением, технология возведения которого и выбор конструктивного приема предопределили ход использования куполов Микеланджело над римским собором Святого Петра и многочисленные купольные храмы в Италии и других странах Европы.

Собора Санта-Мария дель Фьоре это символ научно-технического превосходства Флоренции, который только своим существованием поднял дух народа и утвердил культурно-политическую независимость Флоренции. Собор, главное украшение которого купол, стал самым прекрасным предложением архитектора на государственный заказ. Купол собора является результатом синтеза науки и искусства.

В 1436 году церковь торжественно освятили, но фасад (хоть и украшенный статуями Донателло) так и стоял недоделанным, пока Франческо I Медичи не решил вообще все снять и начать сначала. Плиты с фасада, чтобы не пропадали, пустили на новый пол, а на сам фасад вместо окончательной мраморной отделки заменили на временный декоративный, расписной холст, натянутый на деревянные леса. К каждому торжественному событию декорации приходилось менять, и так продолжалось до XIX века, пока Флоренция неожиданно не оказалась в роли столицы Италии (1865-1871), и городские власти решили завершить собор. В результате в 1887 году на Санта-Мария-дель-Фьоре появился нынешний фасад, который, несмотря на чрезвычайно пышную церемонию инаугурации, не удовлетворил решительно никого. Однако теперь ничего уже не поделаешь - остается разве что высказать претензии стоящему в углу у входа бюсту автора (звали его Эмилио де Фабрис).

В современном архитектурном процессе зодчие часто обращаются к прошлому, к классическим образцам, пытаясь создать уникальные постройки, которые можно было бы назвать уникальными произведениями архитектуры. В истории архитектуры было создано множество выдающихся произведений зодчества, которые являются уникальными объектами и отражают достижения строительной и конструктивной мысли. Уникальность сооружений связана с местоположением в архитектурно-исторической среде, историческими событиями, а также особой ценностью объектов для каждого региона. Для определения уникальности и неповторимости объектов необходимо знать специфику постройки, особенности стиля, в котором она построена, технологические и конструктивные особенности и другие качества. Для выявления наиболее ценных, уникальных построек архитектуры необходимо сформулировать понятия «уникальное произведение зодчества» или ее составляющих «произведение зодчества» и «уникальное».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 4. Легитимность - это уверенность народа, что власть будет исполнять свои обязательства, признание авторитета и добровольное подчинения ей | Признаки уникальности памятников архитектуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.