Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие таможенного тарифа

Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного регулирования.

Основные инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности условно могут быть объединены в следующие группы:

1) таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы);

2) паратарифные (или квазитарифные) инструменты, использование которых формально не связано с регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние (таможенные сборы и иные таможенные платежи неналогового характера, внутренние налоги (акцизы, НДС), взимаемые таможенными органами);

3) валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций и т.д.);

4) антидемпинговые и компенсационные пошлины, с помощью которых осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижением цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий;

5) государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;

6) технические барьеры;

7) контингентирование (квотирование), лицензирование внешнеторговых операций, иные административные инструменты регулирования.

В соответствии со ст.13 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулирования экспортно-импортных операций. Иные методы регулирования путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ или ее субъектов не допускаются. В этом же Законе (ст. 4) в качестве важнейшего принципа государственного регулирования внешнеторговой деятельности закреплен приоритет экономических мер, среди которых центральное место занимает таможенный тариф.

Статья 14 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" озаглавлена "Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности". В ней сущность этого метода определена следующим образом: "В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике РФ, в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины". Таким образом, основой таможенно-тарифного регулирования являются таможенные пошлины, представляющие собой косвенный налог на импортные (экспортные) товары, включаемый в продажную цену товаров и влияющий на их конкурентоспособность на рынке. Иными словами, таможенные пошлины выступают в качестве основного стоимостного ограничения импортных (экспортных) операций: их ставки дифференцированно удорожают ввозимые (вывозимые) товары в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой политики государства.

Таможенный тариф определяется в ст.1 Закона РФ "О таможенном тарифе" как инструмент "торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ при его взаимосвязи с мировым рынком". В п.1 ст.2 того же Закона отмечается, что таможенный тариф представляет собой результат систематизации ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, перемещаемого через таможенную границу. Вообще под тарифом подразумевается система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги (транспортные тарифы, тарифы связи, тарифы на услуги коммунально-бытового хозяйства, таможенные, страховые и другие тарифы).

В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя структурными элементами – товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин. Можно отметить, что еще в начале ХХ в. существовали таможенные системы, обходившиеся без таможенных тарифов. Например, в Китае все товары, ввозимые и вывозимые через морские китайские таможни, облагались единой ставкой в 5% (в Индии такая ставка составляла 3,5, в Египте – 8% и т.д.). Однако с развитием экономики, диверсификацией товарной структуры внешней торговли, обострением конкурентной борьбы на мировых рынках происходит детализация и усложнение таможенных тарифов. Ставки таможенных пошлин стали зависеть не только от вида товара (его позиции в товарной номенклатуре), но и от страны его происхождения. Наряду с простыми (одноколонными) появляются и сложные (многоколонные) тарифы.

Простой тариф содержит для каждого товара лишь одну ставку пошлины, применяемую вне зависимости от страны происхождения. Что же касается сложного тарифа, то в нем для каждого товара устанавливаются две или более ставок таможенных пошлин. Простой тариф иначе называют одноколонным, а сложный – многоколонным. Поскольку простой тариф не обеспечивает должной "маневренности" на торговых переговорах, современный таможенный тариф является, как правило, сложным.

По своей правовой природе сложные таможенные тарифы могут быть автономными и автономно-конвенционными. Автономные тарифы предусматривают ставки таможенной пошлины, устанавливаемые компетентным государственным органом данной страны вне зависимости от имеющихся многосторонних или двусторонних международных договоренностей. Автономные тарифы не содержат конвенционных (договорных) пошлин, ставки которых определяются в ходе международных торговых переговоров. Автономные ставки могут быть изменены решением компетентного государственного органа без согласования со странами – внешнеторговыми партнерами. Автономно-конвенционные тарифы наряду с автономными ставками содержат также и ставки конвенционные (договорные). Конвенционные ставки распространяются только на те товары, которые оговорены в соответствующих торговых договорах (соглашениях). Ставка договорной пошлины не может быть изменена в одностороннем порядке. Срок ее применения определяется сроком действия соответствующего международного договора (соглашения).

Публикацию национальных таможенных тарифов осуществляет Всемирная таможенная организация (Совет таможенного сотрудничества). В РФ таможенный тариф в качестве официального документа издается по решению Межведомственной комиссии по ГАТТ. Общую редакцию публикации таможенного тарифа РФ осуществляет МЭРТ. Внесение изменений и размножение текста без согласования с данным Министерством запрещается.

Основные цели таможенного тарифа определены в п.1 ст.1 Закона РФ "О таможенном тарифе". В качестве таких целей названы:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров в Россию. Как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям. В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации таможенных пошлин, т.е. повышения их ставок в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится практически беспошлинно или по крайне низким ставкам, полуфабрикаты – по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются высокими ставками таможенных пошлин;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов;

- содействие прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в РФ;

- защита экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение экономической безопасности России, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (регулировании внешнеторговой деятельности");

- обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.


 

  Перечень развивающихся стран - бенефициаров № п/п Перечень развивающихся стран - бенефициаров
1. Албания 36. Республика Кабо Верде
2. Алжир 37. Каймановы острова
3. Ангилья 38. Камерун
4. Антигуа и Барбуда 39. Катар
5. Аргентина 40. Кения
6. Аруба 41. Китай
7. Багамские острова 42. Корейская Народно-Демократическая Республика
8. Барбадос 43. Колумбия
9. Бахрейн 44. Конго
10. Белиз 45. Республика Корея
11. Бермудские острова 46. Коста-Рика
12. Боливия 47. Кот-д'Ивуар
13. Босния и Герцоговина 48. Куба
14. Ботсвана 49. Кувейт
15. Бразилия 50. Кука острова
16. Британские Виргинские острова 51. Ливан
17. Бруней 52. Ливия
18. Венесуэла 53. Маврикий
19. Вьетнам 54. Македония
20. Габон 55. Малайзия
21. Гайана 56. Марокко
22. Гана 57. Республика Маршалловы острова
23. Гватемала 58. Мексика
24. Гондурас 59. Федеративные штаты Микронезии
25. Специальный административный район Китая Гонконг 60. Монголия
26. Гренада 61. Монтсеррат
27. Доминика 62. Намибия
28. Доминиканская Республика 63. Республика Науру
29. Египет 64. Нигерия
30. Зимбабве 65. Нидерландские Антильские острова
31. Индия 66. Никарагуа
32. Индонезия 67. Ниуэ
33. Иордания 68. Объединенные Арабские Эмираты
34. Иракская Республика 69. Султанат Оман
35. Иран 70. Острова Св. Елены
71. Острова Теркс и Кайкос    
72. Пакистан    
73. Панама    
74. Независимое государство Папуа - Новая Гвинея    
75. Парагвай    
76. Перу    
77. Сальвадор    
78. Саудовская Аравия    
79. Свазиленд    
80. Республика Сейшельские Острова    
81. Сент-Винсент и Гренадины    
82. Сент-Китс и Невис    
83. Сент-Люсия    
84. Республика Сербия    
85. Сингапур    
86. Сирия    
87. Суринам    
88. Таиланд    
89. Токелау    
90. Королевство Тонга    
91. Тринидад и Тобаго    
92. Тунис    
93. Турция    
94. Уругвай    
95. Суверенная Демократическая Республика Фиджи    
96. Филиппины    
97. Хорватия    
98. Республика Черногория    
99. Чили    
100. Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка    
101. Эквадор    
102. Южно-Африканская Республика    
103. Ямайка    

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ставки таможенной пошлины | Проблема индоарийского генезиса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.