Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы индуизма

Основные идеи индуизма (в вопросах и ответах).

1. Кто есть «я»? чит Вечная индивидуальность, сознание, отличное от материи. Природа «я» есть вечность, знание и блаженство.
2. Где я? ачит Душа упала в мир вещей, который является грубой копией с изначального духовного мира из-за того, что ее желания перестали быть в гармонии с атмосферой духовного мира. Здесь ей дается возможность осознать тщетность своих попыток стать богом. Это достигается через природу этого мира, которая есть непостоянство, невежество и страдание. Конфликт сознающего «я» и инертного «не-я» приводит душу к разочарованию.
3. Почему я страдаю? карма Страдание приходит как отстраненный во времени результат деятельности человека (карма). Хорошие поступки (сукарма) приводят к хорошим последствиям (образование, достаток, здоровье и т.п.), а плохие поступки (викарма)приводят к лишениям и болезням, однако из-за природы этого мира любое положение нестабильно и степень энтропии превышает степень порядка, а поэтому счастье есть перерыв между страданием.
4. Что мне делать? мокша Все усилия должны быть направлены на освобождение от воплощений (сансары) в этом мире и достижению гармоничного существования в духовном мире.
5. Как достичь спасения? дхарма Исполнением своего священного долга, предписанного ведами

 

Имперсональное освобождение Личностное освобождение
«Я» = «я» В обусловленном состоянии душа «забыла», что она бог. В этом ее игра. Когда она постигает, что все едино, все есть бог и она тоже есть бог, она освобождается от страданий, а после смерти сливается с браманом, вездесущим духом. «Я» = «я» только качественно, но не количественно. Душа – это бесконечно малая частица Абсолюта, а Бог – бесконечно великий Абсолют. Бог и душа – вечные индивидуальности и телеология души в служении Богу и общении с Ним. Это возможно в пяти взаимоотношениях – нейтральном, подчиненном, дружбе, родительской любви и супружестве. После смерти душа восстанавливает свое положение в духовном вире в то же мгновение, как она его прервала, т.к. время в духовном мире – это вечное настоящее.

 

Доктрину личностного освобождения полезно рассмотреть более подробно. В картине мира индуизма наблюдается редкая ситуация в мировых религиях, когда Бог представлен в практически равных женском и мужском началах. У мужского Божества есть его шакти, энергия, представленная в вечном женском образе.

 

Божество поклонения Лакшми-Вишну 75 % населения Индии[11] Шакти-Шива 20 % населения Индии
Сита-Рама[12] Радха-Кришна[13]  
Название течений Бхагаватизм, вишнуизм, вайшнавизм, рамаизм, кришнаизм. Шактизм, шиваизм.
Идея освобождения Бескорыстное служение Божеству, участие в божественной игре, лила Достижения личного общения с Божеством.
         

 

Дхармическая деятельность была призвана нейтрализовать действие кармы и привести к мокше. Успех зависел, главным образом от усердия индивида, однако были и определенные сословные предубеждения. Так, шудра, следовавший своей дхарме должен был родиться в следующей жизни вайшьей. Тот, как считалось, рождался затем кшатрией, если был верен своей дхарме. Кшатрия, если он исполнял свой долг, рождался брахманом в следующем рождении, а тот, в свою очередь был достоин освобождения, если также был дхармичен. Надо сказать, что не всех устраивало такое положение вещей. Появлялись реформаторы, нарушавшие установленное положение вещей, утверждали что в любом статусе жизни любой человек должен заниматься только такой деятельностью, которая приведет его фактически к мокше. Некоторые реформаторы были столь антагонистичны по отношению к устоям, что шли на конфликт с ведической традицией, отрицая веды и тот социальный порядок, которые они провозглашают.

 

Неортодоксы Ортодоксы
1. Отрицают веды как авторитет, но пользуются их идеями. 2. Любой человек достоин освобождения, независимо от рождения. 3. Пример: буддизм (VII в до н.э.)   1. Принимают веды. 2. Любой человек достоин освобождения, независимо от рождения. 3. Пример: движение бхакти (XV н.э.)

 

4. Генезис религий этого региона

Итак, ведическая закваска и привела к тому, что Индия стала родиной не одной мировой религии. Буддизм также берет свое начало там. Его возникновение на территории Индостана в VI в. до н.э. связывают с именем Сиддхарта Гаутамы, царевича из города Капилавасту (сев. районы долины Ганги; близ Гималаев, на границе Непала). В дальнейшем, завоевав миллионы последователей в странах Азии, буддизм утратил свои позиции на территории Индостана и фактически исчез.

Другой религией (правда национальной), берущей корни из Индии, является джайнизм. Оформление этого учения связывается с именем Махавиры Джины, жившего в VI в. до н.э. Его считают последним из 24 тиртханкаров, «нашедших брод», т. е. тех, кто сумел освободиться от кармы, вырваться из кармического мира с его бесконечными перерождениями и тем достичь абсолютного спасения, состояния сиддхи. Махавира и Сиддхарта не были удовлетворены монополией брахманского сословия на толкование духовных путей. Реформаторы давали возможности самосовершенствования широким массам людей классов. Их экзотерические учения стали альтернативой закрытым школам йоги, веданты, санкхьи, которые создали в I тысячелетии до н.э. идейную почву для появления мощных неортодоксальных учений. Если индуизм был «народной» формой религии, то буддизм и джайнизм стали религиями их основателей, увлекших за своей харизмой искавших истину небрахманов и предлагавших им практичные способы преодоления человеческой конечности. Таким образом, буддизм и джайнизм есть результат реформирования традиционной ведической культуры кшатрийским сословием. Из ведизма они вынесли картину мира и главную идею о том, что авидья (невежество) — источник несчастья, а видья и бодхи (просветление) составляют спасение

В настоящий момент, основное число последователей буддизма живёт в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе, Тибете, а в нашей стране в нашей стране: в Бурятии, Калмыкии, Туве. В буддизме существуют несколько направлений, называемые махаяной — "широкой колесницой", хинаяной — "узкой колесницей" (или тхеравадой — "истинным учением") и ваджраяной — "алмазной колесницей". С момента основания буддизм сильно изменился, особенно в школе махаяны и потерял первоначальную этику, а в ряде стран инкорпорировал местные божества и практики (ламаизм). Особенности национальных форм буддизма рассматриваются на семинарах.

 

Ортодоксальное реформаторское движение возникло в рамках вишнуизма. Вишнуизм - одно из главных направлений в индуизме. Это монотеистическое почитание Вишну как верховного божества, Абсолюта и одновременно личностного Бога, воплощающегося на земле в антропоморфном облике. Упоминание о Вишну обнаруживаются еще в «Ригведе», где он известен своими тремя шагами, покрывшими всю Вселенную.

С именем Васудевы (Кришны) связывается возникновение на рубеже нашей эры религиозной доктрины бхагаватизма, получившей свое воплощение в священном тексте индуистов - “Бхагавад-гите” - «Песнь бхагавана (Бога)». В религии бхагаватов, верующий испытывает сильную эмоциональную привязанность – бхакти к личностному Богу. Бхакти это причастность, преданность, служение Богу. Бхакти в качестве концептуального термина впервые встречается в “Бхагавад гите” где означает служение Бхагавану (Кришне).

Бхагаван в Гите персонифицирован и поклонение ему (в отличие от поклонения другим богам) сулит не сколько жизненное благополучие, сколько освобождение от уз сансары. Бхакта должен ежеминутно помнить о Бхагаване. Постоянная мысленная сосредоточенность является мощным фактором духовного преображения. Гита представляет служение Бхагавану скорее делом внутренним чем внешним. Гита также связывает бхакти с йогической тренировкой, постоянная мысль о Бхагаване облегчает работу связанную с обузданием чувств. Вера не ставится во главе, но усилия прилагаются с обоих сторон.

В средние века вишнуитская теология употребляет термин бхакти, в качестве любви. Адепт обращается к Богу не ради избавления от сансары, а ради безграничной и необьяснимой притягательности его прекрасного облика. Снимается необходимость интеллектуального постижения Божества. Постоянное колебание между восторгом и отчаянием сообщает духовной жизни адепта неслыханную напряженность и интенсивность. Опыт южного бхакти был усвоен религиозными движениями распространенными на севере Индии (12-13 век).

Средневековое движение бхакти от общеиндуисткой нормы отличали: 1) последовательный монотеизм; 2) выдвижение взаимного доверия и любви в качестве основы отношений между человеком и Богом; 3) признание равенства верующих перед Богом и тем самым отрицание каст; 4) новые ритуальные формы.

В реформаторском движении бхакти существует два движения: 1) сантов (варкари, сикхи); 2) бенгальские вишнуиты.

Санты мыслят Бога как чистая безначальная, не представимая и неуследимая духовность. Он не имеет не признаков не качеств, однако наделен именем (у сикхов – «Экх» - «Единый»).

Бенгальские вишнуиты поклоняются Кришне. Они вступают в контакт с Кришной через окружение Кришны. Это дает кришнаитам возможность проникнуться чувствами тех кто действительно видел Бога и ощутить подлинную и непосредственную близость к нему.

В реформаторском движении бхакти есть две общие черты характерных для всех направлений: 1) конгрегационность (коллективная деятельность); 2) признание песни наиболее адекватной и наиболее внятной Богу формой выражения религиозных чувств; 3) институт духовного наставничества гуру.

 

[1] Индская цивилизация располагалась на левом берегу р.Рави в Пенджабе (культура Хараппы) и на правом берегу Инда (Мохенджо Даро), примерно в 250 милях от его устья. В последнее время проводились раскопки и в русле древней пересохшей реки Сарасвати, вблизи границы Индии и Пакистана. Известны также и поселения и в Гуджарате, которые тоже определены как принадлежащие к этой культуре. Таким образом, цивилизация простиралась на площади, как минимум 950 миль с севера на юг.

[2] Древние евреи, например, сохранили в Ветхом завете предания о своих миграциях.

[3] Страбон. География XV.1.19.

[4] Это поселение в Гиндукуше, постоянно обитаемое на протяжении 7000 до н.э.

[5] Нижние уровни Мохенджо Даро сейчас находятся ниже уровня Инда, русло которого поднималось в течении нескольких столетий. Поэтому появление воды воспрепятствовало проникновению в самые древние слои истории города.

[6] В других индоевропейских языках корень «аяс» обычно указывает на медь или бронзу. «Атхарваведа» и «Яджурведа» говорят об «аяс», имеющий красный, черный цвета. Таким образом, это не обязательно железо.

[7] Также как нельзя при изучении древнееврейского народа основываться только на Псалмах, пренебрегая Бытием и Книгами Царств.

[8] Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1. М., 1956. С. 52.

[9] В ведической литературе шудрой иногда называется человек исключительно телесных запросов.

[10] Нарада-смрити. 1.54.

[11] По данным FisherWeltAlmanach на настоящий момент. Очевидно, что примерно такое соотношение было и в Средние века (См.: История Индии в средние века. М.: Наука, 1968.)

[12] Поклонение Сита-Раме преимущественно распространено в южной Индии

[13] В основном на севере Индии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема индоарийского генезиса | Россия в 40-е XVI – XVII вв
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.