Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи исследования




Изучение роли привычек в воспитании у детей устойчивых форм поведения

Опытно-экспериментальное знание

Актуальность исследования. Формирование нравственно-психо­логических качеств школьников составляет важную задачу. Вместе с тем ни учителя, ни воспитатели в школе не ставят перед собой в каче­стве особой задачи формирование у детей необходимых для реализа­ции их отношений способов и форм поведения.

Исследованность проблемы. В психологии почти не существует экспериментальных исследований, посвященных этой проблеме. Не­которые психологические аспекты данного процесса были в свое вре­мя рассмотрены Л. И. Божович [12]. Объект исследования. Школьники 1-го класса в процессе выпол­нения своих учебных обязанностей.

Предмет исследования. Старательность и добросовестность школь­ников в выполнении своих учебных обязанностей.

Цель исследования. Выявить психологические предпосылки мето­дики, направленной на формирование у детей нравственных качеств.

1. Провести анализ учебной деятельности школьников и выделить формы поведения, необходимые для старательного и добросовест­ного выполнения учебных обязанностей.

2. Организовать систематическое упражнение детей в этих формах поведения.

Организовать контроль со стороны самих детей за успехами по овла­дению соответствующими формами поведения. Гипотеза:

1) формирование нравственной стороны личности ребенка, его лич­ностных качеств опирается на усвоение детьми привычных форм поведения;

2) формирование определенных положительных качеств у школь­ников требует такой организации поведения, которая побуждала бы ребенка действовать всегда определенным способом;

3) закрепление «упражняемых» форм поведения и возникновение у ребенка потребности действовать соответственно этим усвоен­ным формам происходит лишь в том случае, если «упражнение» осуществляется только по определенным мотивам.

Методы исследования. Преобразующий эксперимент.

Методический замысел. Постоянный контроль качества выполне­ния домашних заданий школьниками. Организация после плановых уроков обязательных дополнительных занятий для всех школьников, некачественно выполнивших домашнее задание. Постановка перед учащимися учебной задачи (выполнить задание) в единстве с задачей воспитательного характера (делать это все старательно и аккуратно). Организация общественного мнения школьников в поддержку высо­ких требований к качеству выполнения домашних заданий.

Результаты исследования. В тех случаях, когда удавалось: а) обес­печить неуклонное и систематическое выполнение учащимися постав­ленных перед ними требований; б) создать у детей эмоционально по­ложительное отношение к выполнению этих требований, то почти у всех учащихся в течение одного месяца вырабатывалась привычка всегда аккуратно и добросовестно готовить уроки и выполнять зада­ния учителя в классе. Вместе с привычкой у детей появилось соответ­ствующее отношение к делу: забота о том, чтобы вовремя сесть за при­готовление уроков; стремление сделать их как можно лучше; гордость от сознания, что они научились «стараться».

В том случае, если учитель оставлял детей после уроков в форме наказания, у них не сформировалось ни нужной привычки, ни пра­вильного отношения к делу.

Теоретические выводы. Усваиваемые формы поведения закрепля­ются и приобретают устойчивость, когда они становятся для ребенка средством реализации определенных мотивов, стремлений, потребно­стей.

Закрепление упражняемых форм поведения и превращение их в ка­чества личности требуют определенной организации как мотивационной сферы ребенка, так и его поведения.

Мотивационная сфера способствует закреплению поведения, если: л) у ребенка с самого начала имеется положительное отношение к тем формам поведения, которые он усваивает; б) в сознании школьника имеется определенный действенный образец (идеал) поведения, ко­торому упражняемые формы соответствуют.

Поведение может закрепиться и в том случае, если оно основывает­ся на внешнем побуждении со стороны учителя. При этом необходи­мо, чтобы получаемый в результате такого действия результат в даль­нейшем приобрел для ученика самостоятельное значение.

В тех случаях, когда усваиваемое поведение является достаточно сложным, необходимо расчленять его на относительно самостоятель­ные отрезки, усвоение каждого из которых должно контролироваться и оцениваться отдельно.

Все это показывает, что воспитание не может быть сведено только к убеждающему воздействию на ребенка, осуществляемому с помощью слова. Воспитание с необходимостью должно включать и элементы своеобразного обучения ребенка определенным формам поведения и деятельности.

Нравственное формирование личности ребенка не может осуществ­ляться путем принуждения, а предполагает в первую очередь органи­зацию и воспитание его потребностей и стремлений. Соответственно поощрение как метод воспитания имеет безусловное преимущество перед наказанием, которое не развивает активность ребенка, а значит, и не является формирующим фактором.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.