Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Положения Римского статута о передаче лиц Международному уголовному суду




 

Понятия экстрадиции и передачи четко определены в Римском статуте Международного уголовного суда 1998 года (далее - Статут). Передача означает доставку лица государством в Международный уголовный суд в соответствии со Статутом, а экстрадиция - доставку лица одним государством в другое в соответствии с положениями международного договора, конвенции или национального законодательства. (ст.102).

Одним из наиболее важных критериев для разграничения процедур выдачи и передачи обвиняемого Международному уголовному суду является межгосударственный характер выдачи и применяемая только между государствами-участниками и Международным уголовным судом процедура передачи. Кроме этого, экстрадиция предусматривает возможность получения государством как обвиняемого для осуществления уголовного преследования, так и осужденного для исполнения ранее вынесенного приговора. При передаче речь идет об обвиняемом, который должен предстать перед Международным уголовным судом.

При экстрадиции обязательным является соблюдение правила "двойной криминальности", тогда как при передаче Международному уголовному суду его соблюдение не обязательно. Это означает, что государство - участник Устава не может отказать в передаче лица на том основании, что просьба этого суда касается преступления, которое не криминализировано в национальном уголовном законодательстве.

Доставление лица в другое такое же суверенное государство принципиально отличается от доставления лица в суд, созданный в соответствии с международным правом с участием и с согласия заинтересованных государств. Если первое по международно-правовой терминологии обозначается термином "выдача", или "экстрадиция", то второе - "передача". Международный уголовный суд не может приравниваться к иностранному суду, поскольку создается с участием и с согласия государств на основе международного, а не национального права.

Экстрадиция представляет собой сложную юридическую процедуру, практическое осуществление которой невозможно (даже при наличии специального нормативного правового акта) без обращения к нормам конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и других отраслей права. Институт выдачи включает в себя нормы различных отраслей права. Материальное основание выдачи, т.е. то, что предшествует выдаче, и пределы уголовной ответственности выданного лица, т.е. то, что следует из нее, - все это предмет уголовного права. Процессуально-правовые нормы, представляющие собой правила поведения организационно-процедурного характера, регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права о выдаче. Конституционные нормы определяют принципиальные взаимоотношения национального права с международным, позволяют правильно оценить вопрос о приемлемости тех или иных международных норм для нашей страны.

Так, известно, что статья 61 Конституции РФ гласит:

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Возникает вопрос - применима ли у нас упрощенная процедура передачи лиц МУС? Даже разграничивая процедуры передачи и выдачи следует помнить, что «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации, а учитывая, что МУС находится в ГААГЕ, представляется весьма затруднительным передать его суду, предварительно не выслав.

К тому же, разграничение понятий выдача и передача представляется искусственным, поскольку выдача – это тоже передача. Институт выдачи преступника (экстрадиция) состоит в передаче лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству. Запрашивающее государство может быть государством, чьим гражданином является преступник или на территории которого совершено преступление, или в соответствии с международными договорами имеющим право запрашивать о выдаче.

5. Принципы российского законодательства, регулирующие механизм выдачи: запрет выдачи граждан страны и лиц, преследуемых за политические убеждения; принцип двойной криминальности.

Так, известно, что статья 61 Конституции РФ гласит:

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Статья 63 Конституции РФ

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Статья 13 УК РФ. Выдача лиц, совершивших преступление

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Не выдаются иностранные граждане, преследуемые в своей стране за защиту прав и свобод человека, за прогрессивную общественно-политическую, научную и иную творческую деятельность (право политического убежища). Часть 2 ст. 63 Конституции провозглашает, что в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Иначе определяется ответственность гражданина России, совершившего преступление за границей и находящегося в Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 13 УК РФ российский гражданин, совершивший преступление на территории иностранного государства, не выдается для уголовного преследования этому государству. В этой норме закреплено суверенное право Российской Федерации наказывать своих граждан за преступления, совершенные вне ее пределов, по своим уголовным законам (исходя из принципа гражданства) и тем самым защищать их от возможного несправедливого привлечения к ответственности государствами, на территории которых было совершено преступление. Вопрос о преступности и наказуемости совершенного им преступления в обязательном порядке решается в соответствии с УК РФ.

На основании рассматриваемых международных актов и УК РФ выдача преступника в Российской Федерации осуществляется с соблюдением таких принципов:

- преступления должны быть экстрадиционными, т.е. входить в число преступлений, за совершение которых можно обращаться с просьбой о выдаче;

- преступление должно быть деянием с двойной преступностью;

- при выдаче необходимо соблюдать принцип "специализации" или "конкретности" (уголовное преследование выданного лица должно осуществляться только за то преступление, в отношении которого состоялась выдача).

В выдаче преступника может быть отказано, если уголовное преследование носит политический характер; преступление относится к воинским преступлениям; преследование осуществляется по дискриминационному признаку (расовому, религиозному, гражданства или по политическим убеждениям); истекли сроки давности; в целях соблюдения принципа "non bis in idem"; если выдаваемому лицу грозит наказание в виде смертной казни и др.

Российская Федерация может отказать в выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, если преступление, в связи с которым требуется выдача, совершено полностью или частично на ее территории. При этом не имеет значения, начато совершение деяния или вредные последствия преступления наступили на нашей территории.

Не выдается лицо при недостаточности или неубедительности доказательств причастности запрашиваемого лица к совершению преступления, относительно которого поступил запрос о выдаче.

Институт выдачи преступника продолжает развиваться. Несмотря на определенные различия в правовых системах о выдаче, следует отметить, что развитие этого института происходит в демократическом направлении. Выдача лица признается возможной при гарантии, что выданному будет обеспечено право на справедливое судебное разбирательство с соблюдением прав и свобод лица.

В июле 2005 г. было объявлено решение Верховного суда Швейцарии в Лозанне о признании законным ареста бывшего главы Минатома России Адамова, находившегося в тюрьме в Швейцарии до рассмотрения судом вопроса о его экстрадиции, которой добивались и США, и Россия. Американские власти обвиняют Адамова в присвоении около 9 млн. долларов из средств, предоставленных Соединенными Штатами Америки России по программе усиления ядерной безопасности. Официальный запрос об экстрадиции из Соединенных Штатов поступил в Швейцарию 24 июня, по истечении почти 60 дней после ареста Адамова. Именно в 60-дневный срок, по швейцарским законам, американские власти и должны были прислать официальный запрос. Запрос от Генеральной прокуратуры Российской Федерации об экстрадиции Адамова поступил через несколько дней после ареста. Основанием для запроса послужил ордер Басманного суда Москвы, который 14 мая 2005 г. избрал Адамову меру пресечения в виде заключения под стражу по обвинению его в мошенничестве. После решения суда в Беллинцоне, признавшего незаконным арест Адамова, 7 июня Министерство юстиции Швейцарии вторично официально задержало бывшего российского министра - на этот раз по запросу Генеральной прокуратуры РФ о его экстрадиции в Россию.

По решению Федерального суда Лозанны Адамов оставался в Швейцарской тюрьме до тех пор, пока Федеральное управление юстиции не приняло решения о его выдаче. В Швейцарии вопрос о приоритете запросов об экстрадиции двух стран рассматривает и решает Федеральное управление юстиции. Решение о выдаче Адамова, как известно, было решено в пользу запроса Российской Федерации. 20 ФЕВРАЛЯ 2008 Г. Адамова признали Виновным в мошенничестве, злоупотреблении должностными полномочиями и хищении бюджетных средств на сумму $31 млн. и приговорили к 5,5 годам колонии общего режима. В апреле 2008 г. Экс-главу Минатома РФ Евгения Адамова отпустили на свободу. После обжалования приговора Мосгорсуд изменил наказание: вместо вменяемых ранее 5,5 года колонии общего режима Адамову дали условный срок. ТЕМ не менее новый приговор суда не устраивает вышедшего на свободу Адамова. Он подчеркнул, что считает себя абсолютно невиновным и будет добиваться своего полного оправдания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.