Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познавательные интересы учащихся (по Г. И. Щукиной)

Основные усилия школьников направлены на реализацию позна­вательной деятельности, связанной с изучением системы знаний в раз­личных научных областях. На основе данной деятельности происхо­дит развитие важнейших личностных образований учащихся. Одним из них является познавательный интерес, который теснейшим обра­зом сопряжен с формированием таких сторон личности, как миропо­нимание, мировоззрение, мироощущение и др.

Познавательный интерес выступает как интегральное образование, побуждающее личность к постоянному поиску преобразования дей­ствительности посредством деятельности. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало. Интерес высту­пает как энергичный активатор, стимулятор не только познаватель­ной, но и любой другой деятельности.

В педагогической практике сложились различные подходы к пони­манию познавательного интереса. Одни видят в нем лишь проявление такой черты педагогического процесса, как занимательность. Занима­тельность предполагает внесение элементов оживления в содержание, методы обучения и формы работы учащихся. Тем самым вызывается так называемый непосредственный интерес, не изменяющий внутрен­него плана деятельности школьников, их отношения к учению.

По мнению Г. И. Щукиной, занимательность эффективна лишь тогда, когда она понимается как фактор, влияющий на внутренний мир ученика [111]. Для этого она должна реализовывать следующие функции:

• осуществлять первоначальный толчок к познавательному инте­ресу;

• выступать опорой для эмоциональной памяти;

• служить средством разрядки напряженной обстановки в классе; |

• способствовать повышению эмоционального тонуса тех учени­ков, которые испытывают определенные трудности в усвоении материала. Более правомерным является подход, в рамках которого познавательный интерес рассматривается как мотив учебной деятельности. В этом случае от самого ученика требуется определенная готовность и стрем­ление совершенствовать свою познавательную деятельность, свое уче­ние. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, выражающихся в следующих свойствах:

• он раньше других мотивов осознается школьником;

• более точно выражает мотивацию учения;

• более доступен для наблюдения и управления;

• имеет меньшую ситуационную обусловленность, побуждая школь­ника заниматься не только на уроке, но и дома;

• выступает звеном в системе мотивации, тесно связан с мотивами долга, ответственности.

В процессе становления личности школьника его познавательные интересы развиваются. Достаточно условно можно выделить после­довательные стадии развития интереса: любопытство, любознатель­ность, познавательный интерес, теоретический интерес.

Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, ко­торая обусловлена чисто внешними, привлекающими внимание челове­ка обстоятельствами. Эта стадия интереса по сути эмотивна, так как с устранением внешних причин исчезает и сама избирательная направ­ленность. Поэтому, находясь на стадии любопытства, ученик, как пра­вило, довольствуется лишь занимательностью той или иной ситуации. Любознательность — состояние личности, которое характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Как правило, активизируется в ситуациях, связанных с затруднениями в деятельности, возникновением загадочных явлений в окружающей среде. Характеризу­ется активным проявлением эмоций удивления, радости познания, удов­летворенности деятельностью.

Познавательный интерес выражается в познавательной активности, ясной избирательной направленности на учебные предметы, ценной мотивации, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Характери­зуется поступательным движением познавательной деятельности, свя­занной с активным поиском интересующей школьника информации.

Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию слож­ных теоретических вопросов конкретной науки, так и с использованием знаний как инструмента познания действительности. Выражается в ак­тивной самостоятельной работе с научной литературой, в проведении опытно-экспериментальной работы в рамках школьных творческих объ­единений (кружки, секции), в общении со специалистами определенного профиля деятельности. Процесс развития познавательного интереса имеет свои тенденции. В качестве наиболее общих называются следующие направления развития:

• смещение интереса во внутренний мир школьника от интереса, связанного с внешними стимулами и учебными ситуациями;

• дифференциация интереса от диффузного отношения к учебе («нравится все», «не знаю, что нравится») к проявлению интере­са к отдельным областям знания (учебным предметам);

• стабилизация интереса в рамках определенного направления, в отличие от частой смены, подверженной случайным влияниям;

• углубление интереса от внимания к поверхностным чертам к рас­крытию внутренних отношений и закономерностей [111].

С точки зрения прохождения ребенком определенных ступеней школьного обучения также можно говорить о проявлениях опреде­ленных черт познавательного интереса.

Так, интересы младших школьников отличаются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффектно рас­крыто в содержании изучаемых ими знаний. Большую роль в развитии такого отношения к действительности играют практические действия учеников с растениями и животными во внеурочное время. Происходит активное расширение кругозора за счет получения многообразной ин­формации из газет, журналов, телепередач.

Познавательные интересы подростков обеспечивают им достаточно вы­сокую активность в учебном процессе и в поиске дополнительной ин­формации по значимым для них вопросам. Своими познаниями подрос­ток нередко опережает прохождение программного материала и может использовать в учебном процессе информацию, полученную им само­стоятельно. Это вызывает у него чувство самоуважения и укрепляет его познавательный интерес.

Интересы старшеклассников во многом обусловлены их стремлением найти ответы на вопросы, связанные с проблемой человека, его местом в мире, отношениями между людьми. На этом фоне у них развивается интерес к этическим нормам, моральным оценкам людей, происходит переоценка многих ранее усвоенных ценностей. Активизируются про­цессы самопознания, размышления о жизненных перспективах.

Проведенные исследования показывают, что наряду с проявления­ми общих признаков имеет место достаточно сложное расслоение уча­щихся по характеру их познавательных интересов. Считается, что в каждом классе имеются представители, как минимум, трех основных групп учащихся: с аморфно-неясными, многосторонне-широкими, ло­кально-стержневыми интересами. Учащиеся с аморфно-неясными интересами отличаются инертностью, низкой учебной активностью, волевой расслабленностью. Учение для таких школьников предстает как неприятная обязанность. В силу этого они требуют особого внимания со стороны учителя в управлении их учеб­ными действиями.

Учащиеся с многосторонне-широкими интересами отличаются тем, что проявляют познавательную активность, стремятся искать и находить но­вое во всех областях предметного мира. На уроках такие ученики всегда мобильны, живо откликаются на все действия учителя, активно уча­ствуют в обсуждении трудных вопросов, стремятся поделиться своими знаниями с товарищами. Вместе с тем они требуют определенного на­правляющего воздействия со стороны учителя для того, чтобы излиш­няя широта и слабая дифференцированность их интересов не мешали глубокому проникновению в суть изучаемого материала. Учащиеся с локально-стержневым характером интересов, как правило, сосредотачивают свое внимание на одной-двух областях знания, в кото­рых они стремятся глубоко разобраться как в ходе занятий, так и за счет самостоятельной работы. Уровень осознанности таких интересов доста­точно высок. Школьники, как правило, способны аргументированно об­основывать свое избирательно отношение к учебным предметам.

Преподавателю необходимо заботиться о том, чтобы доминирова­ние интересов в отдельных областях знания не мешало всестороннему образованию и развитию личности школьника.

По мере своего формирования учебный интерес может превратить­ся в устойчивое качество личности. В этом случае школьника отлича­ют пытливость, любознательность, жажда знаний, которые во многом определяют характер его отношений к миру и процессу познания. В этом случае познавательный интерес определяет поисковый, твор­ческий характер любого вида деятельности. В связи с этим можно со­гласиться с утверждением о том, что познавательный интерес и его ста­новление могут быть рассмотрены как показатель общего развития личности школьника. Влияние познавательного интереса на развитие личности обеспечивается рядом условий:

• уровнем развития интереса — его силой, глубиной, устойчивостью;

• характером проявления интереса в деятельности школьника — аморфно-неясным, многосторонне-широким, локально-стержне­вым;

• местом познавательного интереса среди других мотивов и их вза­имодействием;

• направленностью интереса — на теоретическое освоение науки или на прикладные возможности знаний; • осознанностью интереса — связью с жизненными планами и про­фессиональными перспективами [111].

Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познава­тельного интереса на личность школьника. Наличие познавательного интереса в его совершенных формах и относительно высоких уровнях придает любой деятельности школьника интеллектуальную активность и действенное начало.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мотивация учения школьников (по А. К. Марковой) | Сознательность учения школьников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 14411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.